Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вертепные представления и царь ИродСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Заметным явлением в народной культуре ряда мест России были вертепные представления, имевшие в истоке своем религиозное назначение, но с течением времени превратившиеся в подлинно народный театр. Обычай устанавливать на Рождество в церквах ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастухов, осла и быка укоренился еще в средневековой Европе. Постепенно из этого выросло настоящее театральное действо: неподвижные фигурки были заменены куклами, и с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и пастухов, о жестоком вифлеемском царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев, среди которых должен был находиться новорожденный Христос. Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Такое наименование закрепилось за театром этого типа потому, что, по библейскому мифу, лежащему в основе рождественского представления, Мария, Иосиф и только что родившийся Христос скрывались в пещере по пути из Иордании в Египет, предупрежденные о злом умысле Ирода. Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооруженном из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного, двух или даже трех этажей (чаще всего встречались двухэтажные вертепы). Сторона домика-ящика, обращенная к зрителям, завешивалась материей или закрывалась ставнем. Во время представления занавес раздвигался, ставни открывались. Деревянные куклы высотой восемнадцать—двадцать сантиметров, раскрашенные или в матерчатой (реже в бумажной) одежде закреплялись на стержнях и двигались по прорезям в полу. Верхний этаж отделялся от нижнего двумя досками, лежащими горизонтально. Первая из них есть потолок нижнего этажа, а вторая пол верхнего. Пустое пространство между ними заклеено бумагою со стороны зрителей и открыто сзади. В него помещает артист руки свои и водит куклы, для чего на обоих полах прорезаны дорожки насквозь, а чтобы их не видно было, полы покрыты заячьим мехом, густая шерсть которого представляет всю площадку сплошною. Кукольник сам говорил за всех персонажей, меняя голос. За ящиком, кроме него, размещался хор и музыканты. В русской традиции вертепа религиозная часть вообще не занимала большого места (хотя немногочисленные собиратели прошлого записывали подробно именно эту, каноническую мистериальную часть), с течением времени она все больше и больше оттеснялась разрастающейся светской, комедийной половиной, где одна за другой в свободном порядке следовали бытовые и исторические, шуточные и сатирические сценки, иногда демонстрировались просто танцы кукол разной национальности или марширующие солдаты. Известно, что в Россию вертепные представления проникли двумя путями - из Украины и из Белоруссии. Вертеп был одинаково популярен как у бедных, так и у богатых, и разыгрывался солдатами и казаками.
Ирод восседает на троне; к нему являются. Три волхва, которым он повелевает на обратном пути из Вифлеема явиться с подробностями о рождении Спасителя. Ирод напрасно ждет волхвов и в раздраженном состоянии духа обращается к своему Воину: Воин мой, воин, Воин вооруженный, Стань передо мною, Как лист перед травою, И слушай мои приказания. ВОИН (входит). О, грозный царь Ирод, Почто своего верного воина призываешь И какие грозные приказы повелеваешь? ИРОД. Поди в Вифлеем и избей всех младенцев от двух лет и ниже. ВОИН (уходит и возвращается обратно). О, грозный царь Ирод! По твоему приказу Я сходил в Вифлеем И избил всех младенцев От двух лет и ниже; Только одна старая баба Рахиля Не дает своего дитенка бить. ИРОД. Приведи ее сейчас сюда. Воин уходит в одно из боковых отделений вертепа и тотчас приводит Рахиль в черном с головы до ног одеянии с ребенком на руках, жалобно пищащим. ИРОД. Как ты, старая баба Рахиля, смеешь не давать своего дитенка бить моему верному воину, когда я это приказал? РАХИЛЬ (воет). Да он же у меня один, да такой маленький, да от него никому нет зла! ИРОД. А, дак ты мне еще смеешь грубить? (Воину.) Коли ее ребенка! Воин закалывает отчаянно кричащего ребенка. Рахиль заливается слезами. ХОР (за кулисами). Не плачь, не плачь, Рахиля, Твое дитя цело. Оно не вмирало, А отцветало. ИРОД (обращаясь к воину). Гони отсюда старую бабу! Воин прогоняет ее в одну сторону, а с противоположного хода является Отшельник. ОТШЕЛЬНИК. О Ироде, Ироде, Полно тебе грешити, Пора смерти просити. ИРОД (зовет Воина). Воин мой, воин,
Воин вооруженный, Стань передо мною, Как лист перед травою, Слушай мои приказания! ВОИН (с мечом входит и останавливается перед Иродом). О грозный царь Ирод, Почто своего верного воина призываеши И какие грозные приказы повелеваеши? ИРОД. Прогони отсюда сего старого бродягу! Воин прогоняет Отшельника в одну сторону, а с другой стороны является Смерть с косою и начинает речитатив. СМЕРТЬ. О Ироде, Ироде, Полно тебе грешити, Пора смерти просити! Ирод в ужасе, быстро и порывисто встает на троне. СМЕРТЬ. Вот я к тебе пришла - Настал твой смертный час: Склони твою голову на мою косу. ИРОД (просит отсрочки). Дай отсрочки один год! СМЕРТЬ. Ни на один месяц! ИРОД. Дай на один день. СМЕРТЬ. Ни на один час! ИРОД. На одну минуту. СМЕРТЬ. Ни на одну секунду! Ирод покорно склоняет голову на косу. Смерть, отрубив голову, плавно удаляется. С другой стороны вбегают Черти с визгом и хохотом, окружают тело Ирода и под предводительством огромного черта тащат тело в сад. ХОР (изображает кипение адской смолы). Жж...Зз... Сс...
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Музыкально-литературная композиция для младших школьников
Оформление: ребята могут выполнить композицию из искусственных весенних цветов, вербочек, бабочек - в форме венка, круга, украсить ленточками; повесить репродукции с икон «Распятие». «Воскресение» Дионисия или репродукции с картин художников на эту тему; на стол поставить подсвечник с праздничны ми свечами, перевитыми пунцовым серпантином, на тарелочку положить яички-крашенки. На фоне звучания праздничных колоколов (грамзапись) учитель или ведущий обращается к ребятам: - Дорогие ребята! Ярко играет весеннее солнце, оживает природа, по городу разносится звон колоколов, идет Святая Пасхальная неделя!.. В звоне колоколов и в сиянии солнца ты, Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение! Пасха - международный праздник верующих в Бога, Иисуса Христа людей. Но разве мало тех, кто верит в справедливость, доброту, любовь, хоть и не ходит в церковь? И, пожалуй, нет человека, даже среди людей далеких от церкви, кого бы так или иначе не затронул, не захватил своим торжеством и красотой любимейший народом праздник. Всем добрым людям мира дорог праздник Пасха - праздник братства, любви, весны! Пасха - весенний, праздник, который обещает нам близкое лето, цветущие луга, хлебные поля, птичьи голоса, плеск воды, веселые игры детей под чистым небом. Русские поэты всей душой любили Пасху Христову и посвятили этому празднику много стихов. (Ребята читают стихи русских поэтов.)
К. ФОФАНОВ Под напев молитв пасхальных И под звон колоколов К нам летит весна из дальних Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе Млеют темные леса, Небо блещет, точно море, Море - точно небеса.
Сосны в бархате зеленом, И душистая смола По чешуйчатым колоннам Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня Я заметил, как тайком Похристосовался ландыш С белокрылым мотыльком.
П. СОЛОВЬЕВА В лесу, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку зеленую выставил ножку. Потом потянулся из всех своих маленьких сил И робко спросил: - Я вижу погода тиха и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?
Я. ПОЛОНСКИЙ Бог воскрес и смерть побеждена, Эту весть победную примчала Богом воскрешенная весна, И кругом луга зазеленели. И теплом дохнула грудь земли, И внимая трелям соловьиным, Ландыши и розы расцвели!
Воскресение из мертвых Иисуса Христа - величайшее событие евангельской истории. Ребята читают или пересказывают страницы священных историй, связанных с этими событиями. Можно предложить следующий текст: ...Бедные люди любили Иисуса Христа за его любовь, милосердие, внимание к их нуждам и бедам, но другие - фарисеи, начальники, царь иудейский - его ненавидели. Иисус Христос уличал их в жадности, зависти, обманах. Эти злые люди нашли предателя, который согласился выдать Иисуса Христа за 30 сребреников. Им оказался ученик Иисуса Христа - Иуда Искариот. Накануне великих страданий, в четверг, Иисус Христос вместе с двенадцатью учениками пришел в город Иерусалим. И там, на Елеонской горе в Гефсиманский сад Иуда привел воинов, где молился Иисус Христос. Иуда поцеловал своего учителя, тем самым выдал его - это был условный знак. В пятницу рано утром Иисуса Христа привели к римскому правителю Понтию Пилату. Пилат после допроса велел вывести Иисуса Христа к народу, так как думал, что народ, которого учил и исцелял Иисус Христос, сжалится над ним. Понтий Пилат понимал, что Иисус Христос не совершал преступлений, но люди, подговоренные иудейскими начальниками, кричали: «Распни его! Распни его!». Понтий Пилат, боясь возмущения народа, отдает приказ казнить Иисуса Христа. Воины повели Иисуса Христа на Голгофу - гору казней. Иисус Христос нес на себе огромный крест. Ему не позволяли отдохнуть, били кнутом и палками. Толпы народа сопровождали Иисуса Христа. Взойдя на гору, воины сорвали с Христа одежды, прибили большими гвоздями к кресту его руки и ноги, а для насмешки надели на голову корону из колючего терна. Сверху короны прибили дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Страшные боли переносил Иисус Христос, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей, которые кололи его копьями, мазали губы уксусом, плевались, оскверняли его тело... Напротив, он молился за них и говорил: - Боже, прости им, они не ведают, что творят. В полдень померкло солнце, и в течение трех часов была тьма по всей земле. Иисус воскликнул громким голосом: «Совершилось!» - и умер. Внезапно сильное землетрясение потрясло землю. Видя это, начальник воинов, распинавших Христа, сказал: «Истинно человек этот был Сын Божий».
Во время чтения сцен казни звучит музыка финала из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера и Т. Райта. Ребята могут не читать сцену казни, а послушать музыкальный фрагмент из рок-оперы.
...К вечеру этого дня человек по имени Иосиф снял тело Иисуса Христа, завернул в чистое льняное полотно-плащаницу и похоронил в пещере. Воины остались караулить тело Иисуса Христа, закрыв вход в пещеру огромным камнем. Настало утро. Несколько святых женщин отправились помазать тело Иисуса Христа душистым маслом. Они удивились и испугались: камень был отброшен и на нем сидел ангел в белоснежной одежде. Он сказал им: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете тело Иисуса Христа Его здесь нет. Скажите ученикам его, что он воскрес. Идите в землю Галилейскую, и там вы увидите Иисуса Христа». Женщины поведали о случившемся ученикам Иисуса Христа, которые Его потом увидели и разговаривали с ним.
Учитель. Ребята, страшные и удивительные события произошли с Иисусом Христом во время празднования иудейской Пасхи, праздника в честь спасения народа израильского от рабства египетского фараона. Иисус Христос пожертвовал своей жизнью, бесконечно любя людей, во имя людей. Разве ему, который укрощал бурю, исцелял больных, воскрешал мертвых, было не под силу уйти от смертной казни? Приняв на себя клевету, позор, страдания от людей, т. е. пороки людские, Иисус Христос, как пишется в Евангелии, умер от страшных мук на кресте. Но высшая справедливость победила смерть - Иисус Христос ожил, т. е. воскрес из мертвых. Эту Великую Тайну можно постичь? Можно в это поверить? (Ответы). Это очень трудный вопрос. И отвечать вы будете на него, может быть, всю свою жизнь. Даже ученики Иисуса Христа не сразу могли поверить, что Он воскрес, не узнавали Его, когда он им являлся, пугались. А враги Иисуса Христа сразу начали рассказывать, что Иисус Христос совсем не воскрес, а это ученики украли его тело. Но снова и снова в течение 40 дней Иисус Христос являлся ученикам, беседовал с ними, давал им дотронуться до себя. Он был не такой, как прежде: являлся в комнаты, где были закрыты двери, являлся в разных местах страны Галилеи, а после 40 дней вознесся на небо. Вера в Иисуса Христа живет и сейчас в сознании многих людей, две тысячи лет спустя. Ключ в постижении великой тайны в словах Иисуса Христа: — Я есть Путь, Истина и Жизнь. Учитель. Ребята, писатель Л. Жариков написал книгу «Судьба Илюши Барабанова» (показывает книгу). В ней есть глава «Пасхальная ночь». Главный герой повести Илюша Барабанов впервые с родными пришел в церковь и всю ночь смотрел службу в честь великого праздника.
Зажигает свечи и читает.
...Приближалась Пасха. Приготовления к празднику были овеяны таинственностью. Бабушка ходила розовощекая от пылающей русской печи. В доме пахло ванилью. Тетя Лиза делала из цветной бумаги розочки и незабудки. К страстной субботе дом преобразился: на дверях висели полотняные, расшитые красными маками портьеры, на окнах надувались от ветра тюлевые занавески. Столы были покрыты белоснежными скатертями, вынутыми из сундуков. Из комнаты в комнату тянулись выстиранные дорожки, по ним было мягко ходить. В железной тарелке на окне в нежной зелени проросшего овса лежали голубые, коричневые, алые, желтые пасхальные яйца. Они были похожи на яркие цветы в траве. ...Вечером все - дедушка, бабушка, тетя Лиза, Илюша - отправились в церковь. Предстояло провести в церкви всю ночь.
Ведущая обращает внимание на репродукцию «Распятие».
В церкви людей было немного, всюду царил полумрак. Вокруг стояла торжественная тишина. Дедушка отстал, чтобы купить свечи. Они были красивые - зеленые, красные, перевитые золотыми ленточками. От свечей пахнуло медом. Отдавая свечи бабушке, он молча протянул одну из них Илюше. - Держи крепче, - сказала бабушка. - Когда запоют «Христос Воскрес», зажжешь. По соседству с Илюшей, у церковной стены, стоял большой деревянный крест. На нем был нарисован человек с бородкой, как на Илюшином крестике. Раскинутые руки были пригвождены к кресту, высокий лоб стиснут колючим венчиком. Из босых ступней, тоже прибитых гвоздями, текла кровь. Люди подходили, крестились и целовали распятие. Илюша понял, что это и есть Иисус Христос, о котором рассказывала бабушка. ...Народу в церкви прибавлялось, становилось тесно, душно. Все были нарядные. Илюше нравилось праздничное убранство храма, сверкание драгоценных камней, тихое мерцание свечей. Интересно, когда воскреснет Иисус Христос, распятый на кресте? Бабушка говорила, что в 12 часов ночи он вознесется на небо. Между тем полночь приближалась. - Господи Иисусе Христе... - перекрестилась бабушка и ухватила Илюшу за руку. -Держись, малый, сейчас крестный ход начнется. ...Распахнулись золоченые двери и оттуда вышли бородатые священники. Люди расступились, и священники торжественно направились к выходу из церкви, ведя всех за собой. Ночь была темная, и лишь мерцающие свечи озаряли лица. Обойдя вокруг церкви, процессия снова стала подниматься по ступенькам на паперть. Священники первыми вошли в храм, и отец Серафим, подняв крест, громко провозгласил: Христос Воскресе! Воистину воскрес! - эхом отозвались прихожане. И грянула песня Пасхи, торжественно зазвучали мелодичные голоса хора.
Звучит «Пасхальный канон», грамзапись «Пасхальная тайна Христа».
Войдя в церковь, Илюша не узнал ее: все сверкало, искрилось огнями. Посреди церкви, где недавно стояла плащаница - гроб Господень, теперь как бы сама собой явилась икона с воскресшим Иисусом, который торжественно-розовощекий, в легком бело-голубом одеянии, летел по небу. Волосы мягкими волнами рассыпались по плечам. Лик Христа был светлый, точно он на самом деле ожил и царил в небе, чуть касаясь облаков босыми ногами. ...После церкви шли по темным улицам, обходя лужи. Высоко в небе мерцали звезды, и казалось, что там тоже горят свечи, которые держат в руках ангелы. Учитель. Ребята, я хочу, чтобы в ваших руках тоже горели свечи. На столе лежат свечки, зажгите их от больших свечей. (Ребята зажигают свечи.) Представьте себе, что в этот Великий праздник сбываются желания. Глядя на горящие свечки, вы можете загадать и произнести про себя сокровенные желания. А теперь встаньте в круг, похожий на весеннее солнце, пусть каждый из вас скажет добрые пожелания для всех: - Любите друг друга! - Будьте добрыми! - Будьте красивыми! - Будьте умными! - Будьте здоровыми!
РЕПЕРТУАРНЫЙ СБОРНИК
2. И свод небесный вдруг приклонился, В вертепе темном свет появился. И хоры Ангел в небе витали, Дивною песнью мир оглашали.
3. И Ангел светлый предстал внезапно, Пастырям в поле с вестью отрадной. Они поспешно в вертеп приходят И здесь во яслях Христа находят.
4. С великим страхом у яслей стали И на колени с молитвой пали. А над вертепом звезда сияла, «Христос родился!» - всем возвещала.
5. Волхвы с востока в вертеп приходят И в яслях бедных Христа находят. Христу-Младенцу дары подносят И весть святую в свой край уносят.
6. Христе Владыко, в Твой день рожденья Подай нам темным дар просвещенья. Для мира Свет Ты, людей отрада, Спаси нас, грешных, от власти ада. 2. Тихо колыбельную над яслями пела И качала ласково своего Творца. Первая в глаза Его кротко посмотрела, Первая увидела свет Его лица.
3. Первые слова Его в сердце Ты слагала И улыбку первую видела Его. С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала. Умоли о грешных нас Сына Своего!
4. Ты Дитя Небесное к сердцу прижимала – Перед Ним единая Ты как снег чиста. В Вифлееме Господа в яслях пеленала – На Голгофе встала Ты у Его креста.
5. О, Пренепорочная, рождшая Мессию, Истину державшая на Своих руках – Умоли же Господа, да спасет Россию И помянет грешных нас в горних Небесах!
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.009 с.) |