Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право Франции в период Нового времени

Поиск

Государство и право Франции в период Нового времени

Конституционное развитие Франции

1. Эволюция государственного строя от Реставрации до второй империи: Хартия 1814 г., Хартия 1830 г., Конституция 1848 г., 1852 г.

2. Государственный строй Парижской Коммуны 1871 г..

3. Установление Третьей республики. Конституционные акты 1875 г. Политическая система.

4. Управление французскими колониями

 

 

Июльская монархия. Хартия 1830 г

 

Июльская монархия. Хартия 1830 г. Провокационная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами развивающегося гражданского общества. Оче­редная серия антидемократических ордонансов Карла X, счи­тавшего себя единственным носителем учредительной вла­сти, предусматривала приостановку свободы печати, рос­пуск неугодной палаты депутатов, новые ограничения в из­бирательном праве и т. д., что вызвало волну народного воз­мущения, вылившегося в Июльскую революцию 1830 г. Ли­беральные политические деятели, оказавшиеся в руково­дстве движением, воспользовались его результатами: пу­тем династической перетасовки (Карл Х отрекся от престо­ла) они добились сохранения самой королевской власти, которая по решению двух палат была передана Луи Фи­липпу, представителю Орлеанской династии.

В обстановке революционного подъема новый король должен был продемонстрировать свою лояльность по отно­шению к революции и к французскому народу. Он издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистиче­ского общества. Она давала основания трактовать француз­ское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законно­сти. Была опущена преамбула о даровании конституции королевской властью. Запрещалось введение цензуры, пра­во предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов.

Был понижен возрастной ценз: для избирателей - до 25 лет, для депутатов - до 30 лет. Хартия 1830 г. несколько сократила и имущественный ценз (соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы увеличилось, палата депутатов оставалась чисто плутократическим органом, поскольку даже буржуазные предпринимательские круги были здесь представлены глав­ным образом так называемой финансовой аристократией.

Июльская монархия, как стал именоваться режим, ус­тановленный Луи Филиппом, в полной мере использовала и развила дальше доставшуюся ей от предшествовавших правительств систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов.

Для подавления республиканской оппозиции и растуще­го рабочего движения королевское правительство, не считав­шее себя в таких случаях связанным конституционными прин­ципами, применяло самые разнообразные методы полицей­ского надзора и репрессии. Префектура полиции Парижа превратилась в крупный административный орган, который по своему значению превосходил ряд министерств. Для защиты государственного строя Июльской монархии вместо ликвиди­рованной в 1830 г. жандармерии была создана Национальная гвардия из представителей имущих слоев - рантье, торгов­цев и т. д.

Высокооплачиваемые государственные должности, мно­гочисленные субсидии торговым и промышленным компа­ниям превращали бюджет Франции в прямой источник обо­гащения финансовой и бюрократической верхушки. Правя­щая камарилья время от времени усиливала репрессивное законодательство (например, ужесточила в 1835 г. контроль за прессой и т. д.), но решительно отвергала всякую мысль о демократических реформах. Оправдывая высокий имуще­ственный ценз, председатель Совета министров Гизо зая­вил: "Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями".

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монар­хии заметно увеличилась. Против нее все активнее высту­пал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, устраненной от участия в выборах и в полити­ческой власти. Кризис 1847-1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстанов­ления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

Утверждение Третьей республики

 

Утверждение Третьей республики. Политическая об­становка во Франции после падения Коммуны характери­зовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное поло­жение.

В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвар­дии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавли­вал постоянную армию, основанную на всеобщей воин­ской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на пре­стол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католиче­ской церкви.

Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. во­преки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровен­ным консерваторам, присвоило себе учредительные функ­ции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом "президент Республики".

Фактически в это время Франция представляла собой "республику без республиканцев", ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин "республика" почти перестал употребляться в официаль­ных государственных документах.

Осуществляя в первые годы государственное руко­водство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в по­литическом сознании французского общества. Даже убе­жденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широ­ких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления ра­зорванных при предшествующих режимах связей госу­дарства с гражданским обществом, для усиления влия­ния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное соб­рание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием "президента республики") санкционировался и утверждался республи­канский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон пред­принял в 1877 г. неудачную попытку государственного пе­реворота. Она закончилась окончательным падением пре­стижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституцион­ная поправка, гласившая, что "республиканская форма прав­ления не может быть предметом пересмотра".

 

Управление колониями

 

Управление колониями. С расширением колониальных владений увеличивался построенный на командно-бюрокра­тической основе центральный и местный аппарат колони­ального управления, во главе которого с 1894 г. было по­ставлено специальное министерство колоний. Система управ­ления в отдельных колониях стала определяться их право­вым статусом.

Исторически в особую группу выделились так назы­ваемые старые колонии (Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Сенегал, Реюньон, Кохинхина), в которых, как и в Алжире, французское правительство проводило политику на­сильственной ассимиляции. Оно рассматривало их терри­торию как составную часть самой Франции. В старых колониях действовало законодательство метрополии, созда­вались "полноправные коммуны" и суды, входившие в об­щую административно-судебную систему Франции. Верхи населения этих колоний участвовали в выборах во фран­цузский парламент.

В 70-х гг. была проведена реформа управления в Ал­жире, который по французскому образцу был поделен (за исключением районов, где сохранялся военный режим) на департаменты и округа, возглавляемые префектами и супрефектами. Общее руководство администрацией в Алжи­ре осуществлял генерал-губернатор, подчинявшийся мини­стру внутренних дел. Верхушка арабского населения до­пускалась в так называемые высший правительственный совет и финансовые делегации, принимавшие участие в разработке бюджета для Алжира.

В остальных колониях Франции (так называемых ан­нексированных территориях, или новых колониях) система управления была лишена даже внешних признаков демократизма и всяких форм представительства. Колонии управ­лялись губернаторами, сосредоточившими в своих руках во­енную и гражданскую власть. В ряде случаев несколько ко­лоний объединялись в генерал-губернаторство. Так, губер­натор Сенегала считался генерал-губернатором Западной Африки. В 1904 г. было оформлено объединение Сенегала, Гвинеи, Берега Слоновой Кости, Дагомеи, Судана, Верхней Вольты, Мавритании и Нигера во Французскую Западную Африку под управлением особого генерал-губернатора. В 1910 г. с объединением Габона, Французского Конго, Убанги-Шари и Чада образовалось генерал-губернаторство Фран­цузская Экваториальная Африка.

Новые колонии распадались на более мелкие админи­стративно-территориальные единицы - округа, во главе которых стояли чиновники из метрополии. В низшие зве­нья администрации колонизаторы нередко назначали пред­ставителей местной религиозной и племенной знати (вож­дей), которые помогали им поддерживать порядок и обеспе­чивать выполнение повинностей населением колоний. Таким образом, в этих колониях действовала система так на­зываемого прямого колониального управления (в отличие от английской системы косвенного колониального управле­ния).

В Третьей республике к концу XIX в. в отношениях "метрополия - колонии" более широкое распространение получили протектораты (Марокко, Тунис и др.). Сохране­ние в протекторатах традиционной феодальной или пле­менной системы управления (во главе с султанами, беями) позволяло колонизаторам привлечь на свою сторону мест­ную традиционную правящую верхушку и использовать ее влияние для укрепления своего господства. Кроме того, соз­давая систему протекторатов, французское правительство несло меньшие расходы по содержанию колониального управленческого аппарата. Во всех протекторатах деятель­ность традиционных властей ставилась под полный контроль особых французских чиновников (генеральных резидентов, верховных комиссаров).

Бюрократический стиль управления колониями имел результатом и жесткую регламентацию правового статуса их жителей. В колониальных владениях Франции местное население делилось на три неравные по численности и по правовому положению группы. Первую, самую немногочис­ленную, составляли "французские граждане", уроженцы метрополии и самих колоний. Из них формировалась вер­хушка колониального общества, им принадлежала основная масса земель колонизационного фонда.

Во вторую группу входили "развивающиеся именитые жители" колоний. Поскольку они находились в сфере дейст­вия местного обычного права (в мусульманских странах - шариата), на них не распространялись привилегии, связан­ные с французским гражданством, но их традиционные лич­ные и имущественные права признавались французской ад­министрацией.

Третья группа, к которой принадлежало абсолютное большинство населения колоний, состояла из "французских подданных". Колониальные власти исходили из того, что эта группа населения колоний была еще "не подготовлена" для получения французского гражданства. Имущественные и личные права "подданных" не гарантировались, а практи­чески открыто попирались колонизаторами.

Коренное население колоний во многом зависело от произвола колониальной администрации. Декретом прези­дента Франции 1887 г. окружные колониальные власти по­лучили право без суда и следствия подвергать заключению лиц, не имеющих французского гражданства, на срок до двух недель и налагать на них штраф до 100 франков. Гу­бернаторы имели право заключать в тюрьму "подозрительных лиц" без ограничения срока и производить секвестр их имущества. "Подозрительным" мог быть объявлен любой подданный, который отказывался "добровольно" уступить за бесценок свою землю колониальным властям, бесплатно выполнять тяжелые строительные повинности и т. д.

Но, разумеется, деятельность метрополии не сводилась лишь к принуждению и к репрессивным мерам. Колониаль­ная администрация в период Третьей республики осуществ­ляла, хотя еще и в незначительной степени, общецивилизационную миссию: организацию образования, оказание помо­щи голодающим, борьбу с тропическими болезнями и т. д.

 

 

Государство и право Франции в период Нового времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.011 с.)