Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа 3: продолжительность 45 минут

Поиск

 

 

Программа 4 продолжительностью 0,5 часа для общеоздоровительных целей аналогична программе 3, за исключением практики повторения АУМ.

 

 


[1]Правильнее говорить именно о практиках и техниках, а не об упражнениях йоги. В отличие от упражнений (в западном смысле), практики всегда направлены на совершенствование всего человека, а не какого‑то его отдельного аспекта, и содержат в себе целостный комплекс мер для достижения этой цели В свою очередь, техники представляют собой конкретные методики применения этих мер (например, различные практики медитации включают в себя соответствующие техники), однако преследуют ту же вышеупомянутую общую цель. Основная причина неудач при освоении йоги — отношение к практикам и техникам как к упражнениям и прагматическим методам, тогда как они требуют вовлечения всего существа практикующего, (ред.).

 

[2]Чтобы понять, что такое «расслабленная сосредоточенность», необходимо учитывать, что в йоге расслабление — это не пассивное состояние, а активный процесс. Согласно психологии йоги, ум устроен иерархически: нижний уровень — эмоции, затем идут ощущения, восприятия, воля, мышление и, на самом верху, «различающее сознание». Расслабление достигается последовательной взаимной нейтрализацией положительных и отрицательных компонентов на каждом уровне снизу вверх, в результате чего уровни «отключаются», пока не остаётся одно «различающее сознание» — оно то и способно спонтанно сосредоточиваться. Поэтому нельзя расслабиться, уделяя внимание только положительным ощущениям, эмоциям, мыслям и т.д.; равным образом, нельзя расслабиться, желая расслабиться; нельзя сосредоточиться, желая сосредоточиться — как уже сказано в примечании 1, практики йоги — это не упражнения (ред.).

 

[3]См. перечень практик в конце III‑го тома.

 

[4]См. тему 3 данного урока.

 

[5]Более подробно о правилах практики асан и подготовке к ней см. том I, урок 2, тема 3.

 

[6]Подробнее о шавасане см. тему 5 этого урока.

 

[7]Том I, урок 2, тема 7.

 

[8]Том I, урок 2, тема 8.

 

[9]Том I, урок 1, тема 2.

 

[10]Том I, урок 1, тема 2.

 

[11]Том I, урок 1, тема 2.

 

[12]Том I, урок 3, тема 3.

 

[13]Речь идёт о широко известном эффекте, обнаруженном супругами Кирлиан при фотографировании живых тканей в высокочастотном электромагнитном поле Природа этого феномена до сих пор неясна, но уже существуют приборы для развития человеческой способности генерировать такую «ауру» с помощью т и биологической обратной связи (ред.).

 

[14]Том I, урок 1, тема 2.

 

[15]Том I, урок 10, тема 3.

 

[16]Том I, урок 1, тема 5.

 

[17]Том I, урок 1, тема 7.

 

[18]Том I, урок 7, тема 2.

 

[19]Том I, урок 1, тема 7.

 

[20]Том I, урок 7, тема 2.

 

[21]Том I, урок 3, тема 3.

 

[22]В теме 5 этого урока описаны первые две простейших медитативных позы. Более подробно о классических медитативных асанах см. том I, урок 7, тема 2.

 

[23]Том I, урок 1, тема 4.

 

[24]Шавасана, часть 1 — том I, урок 1, тема 5; Шавасана, часть 2 — тема 8 этого урока.

 

[25]Эта идея, предложенная Уайлдером Пенфилдом, не получила экспериментального подтверждения и в настоящее время практически забыта В современных науках о мозге считается, что отбор информации, поступающей в сознание, по‑видимому, происходит в лимбической системе, в частности, в структурах мозга, именуемых гиппокампом и перегородкой (ред.).

 

[26]Том I, урок 1, тема 5.

 

[27]Том I, урок 1, тема 3.

 

[28]Том I, урок 1, тема 2; том I, урок 2, тема 1.

 

[29]Том I, урок 2, тема 5.

 

[30]Том I, урок 7, тема 2.

 

[31]Подробно о работе щитовидной железы см. том II, урок 16, тема 2.

 

[32]Том I, урок 2, тема 5.

 

[33]Том I, урок 4, тема 2.

 

[34]Том I, урок 4, тема 2.

 

[35]Тема 3 этого урока.

 

[36]Том I, урок 2, тема 5.

 

[37]Том I, урок 1, тема 4.

 

[38]Том I, урок 4, тема 5.

 

[39]Том I, урок 1, тема 2.

 

[40]Английское слово awareness, и, тем более, его русский перевод «осознание» неточно передают смысл исходного санскритского термина. Awareness дословно означает «осведомлённость» — это состояние, а не процесс, тогда как русское слово «осознание» или даже «осознавание» наводит на мысль о целенаправленном действии и, следовательно, умственном напряжении, что противно самой сути йоги В йоге речь, скорее, идёт об особом типе внимания. Внимание может быть сосредоточенным или периферическим; первое — это процесс, а второе — состояние. Практики йоги направлены на преодоление этой двойственности. Поэтому «осознание» — это внимание (в том числе, сосредоточенное внимание), понимаемое как состояние, не требующее усилий (ред.).

 

[41]Это тоже довольно трудное понятие для европейцев Нам понятнее не свидетельствующее, а субъективное начало, способность быть субъектом опыта, точка зрения «от первого лица». Но для европейского менталитета субъект всегда предполагает объект как нечто независимое от него В действительности, этот дуализм не существует изначально субъект и объект как независимые сущности появляются в результате проведения субъект‑объектного деления. Субъективное начало — это просто способность проводить такое деление Нужно лишь понимать, что при исключении объекта (отсутствии деления) субъективность никуда не исчезает (ред.).

 

[42]Шавасана (Часть 1) — Том I, урок 1, тема 5; (Часть 2) — Том I, урок 2, тема 8.

 

[43]Шавасана (Часть 1) — Том I, урок 1, тема 5; (Часть 2) — Том I, урок 2, тема 8.

 

[44]Аналогичный метод и с аналогичными целями (правда, с использованием специальных настоев, обладающих рвотным действием) и по сей день широко применяется в Средней Азии(ред.).

 

[45]Том I, урок 1, тема 2.

 

[46]Том I, урок 3, тема 2.

 

[47]Том I, урок 3, тема 2.

 

[48]Том I, урок 3, тема 2.

 

[49]Том I, урок 3, тема 2.

 

[50]Том I, урок 3, тема 3.

 

[51]Том I, урок 3, тема 3.

 

[52]Том I, урок 3, тема 3.

 

[53]Более подробно о сушумна нади см. том I, урок 20, тема 2. Более подробно об ида и пингала нади см. том II, урок 22, тема 1.

 

[54]Том I, урок 3, тема 3.

 

[55]Более подробно о сушумна нади см. том I, урок 20, тема 2. Более подробно об ида и пингала нади см. том II, урок 22, тема 1.

 

[56]Тема 5 этого урока.

 

[57]Том 1, урок 2, тема 5.

 

[58]Том 1, урок 7, тема 2.

 

[59]Том 1, урок 1, тема 2.

 

[60]Том I, урок 3, тема 4.

 

[61]Тема 3 этого урока.

 

[62]Том I, урок 2, тема 5 и том I, урок 7, тема 2.

 

[63]Том I, урок 3, тема 4.

 

[64]Том I, урок 5, тема 4.

 

[65]Том I, урок 3, тема 4.

 

[66]Том I, урок 3, тема 6.

 

[67]«Медитация. Введение»: том I, урок 7, тема 4. «Медитация. Правила практики»: том I, урок 7, тема 5.

 

[68]Том I, урок 1, тема 5.

 

[69]Том I, урок 1, тема 5.

 

[70]Том I, урок 2, тема 5.

 

[71]Том I, урок 1, тема 2.

 

[72]Дальнейшую информацию можно найти в разделе «Структура йоги» — том I, урок 6, тема 1.

 

[73]Джапа — Том II, урок 14, тема 5; Мауна — Том III, урок 30, тема 4.

 

[74]Том I, урок 4, тема 3.

 

[75]Шавасана: часть I — том I, урок 1, тема 5; часть II — том I, урок 2, тема 8.

 

[76]Дополнительные подробности, касающиеся осознания см.: том I, урок 3, тема 5.

 

[77]Шавасана: часть I — том I, урок 1, тема 5; часть II — том I, урок 2, тема 8.

 

[78]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5.

 

[79]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5.

 

[80]Том I, урок 1, тема 2.

 

[81]Том I, урок 1, тема 4.

 

[82]Некоторые учителя йоги рекомендуют для отсчёта времени использовать метроном, хотя другие считают, что монотонный звук действует усыпляюще или, напротив, отвлекает и мешает осознанию. Более надёжный способ, описанный в древних текстах йоги, состоит в использовании для отсчёта частоты сердечных сокращений. Однако, для этого необходимо, вдобавок к дыханию и мысленному счёту, осознавать биение сердца, или удары пульса, что на первых порах может оказаться трудным. Более продвинутые практики пранаямы (и йоги в целом) предусматривают координацию частоты дыхания и сердцебиения, хотя многие западные учителя этого не рекомендуют, указывая, что такая координация ведёт к развитию так называемой «дыхательной аритмии», считающейся в западной медицине патологическим состоянием (ред.).

 

[83]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5.

 

[84]Том I, урок 4, тема 6.

 

[85]Том I, урок 4, тема 6.

 

[86]Том I, урок 3, тема 3.

 

[87]Том I, урок 4, тема 6.

 

[88]См. книгу Рам Даса «Чудо любви» о жизни и учении индийского святого — бхакты Ним Кароли Бабы, а также книгу Пунджаджи «Истина есть», в которой прекрасно раскрываются вопросы, связанные с бхакти и джняна йогой.

 

[89]См книги Раманы Махариши, Пунджаджи, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара — реализованных джняни.

 

[90]См. перечень практик в конце III‑го тома.

 

[91]«Асаны. Введение»: том I, урок 2, тема 2. «Асаны. Правила и приготовления»: том I, урок 2, тема 3.

 

[92]«Пранаяма»: том I, урок 4, тема 3.

 

[93]Дальнейшую информацию о бандхах см.: том II, урок 14, тема 3.

 

[94]«Прана. Введение»: том I, урок 3, тема 3. «Пранаяма»: том I, урок 4, тема 3.

 

[95]Карма‑йога: часть 1 — том 1, урок 12, тема 1; часть 2 — том II, урок 13, тема 1.

 

[96]Бхакти йога: часть 1 — том II, урок 15, тема 1; часть 2 — том II, урок 16, тема 1; часть 3 — Том II, урок 17, тема 1; часть 4 — том II, урок 18, тема 1.

 

[97]Джняна йога — том III, урок 28, тема 1.

 

[98]Том III, урок 25, тема 2.

 

[99]«Прана. Введение»: том I, урок 3, тема 3. «Пранаяма»: том I, урок 4, тема 3.

 

[100]Дальнейшую информацию о джапе см.: том II, урок 14, тема 5.

 

[101]Более точный перевод слова dhyana — «транс» Строго говоря, в йоге проводится различие между состояниями транса и медитативными состояниями, они возникают в различных обстоятельствах или достигаются разными средствами (ред.).

 

[102]Дальнейшие сведения о свара йоге см.: том II, урок 22, тема 1.

 

[103]Том I, урок 2, тема 5.

 

[104]Том I, урок 7, тема 2.

 

[105]Том I, урок 3, тема 2.

 

[106]Том I, урок 1, тема 3.

 

[107]Том I, урок 7, тема 2.

 

[108]Том I, урок 7, тема 2.

 

[109]Том I, урок 1, тема 3.

 

[110]Том I, урок 1, тема 3.

 

[111]Том I, урок 1, тема 3.

 

[112]Том I, урок 5, тема 5.

 

[113]Том I, урок 7, тема 2.

 

[114]Йоги постепенно подрезают мышечную перепонку под языком, в результате чего становятся способны отводить язык далеко назад в глотку По‑видимому, именно о такой разновидности кхечари мудры говорится в отрывке из Упанишад, приведённом в начале этого урока (ред.).

 

[115]Шавасана: часть I — том I, урок 1, тема 5; часть 2 — том I, урок 2, тема 8.

 

[116]Способность к визуализации зависит не только от уровня осознания, но и от его преимущественной ориентации Как правило, чувственный опыт в большей степени репрезентируется сознанию в какой‑либо одной модальности — зрительной, слуховой, кинестетической и т д. Некоторые люди не способны зрительно вспомнить какое‑либо прошлое событие, но могут отчётливо воссоздать его звуковую картину или физические ощущения, которые они испытывали Поэтому при обучении визуализации легче исходить из вашей преобладающей репрезентативной модальности и постепенно добавлять к ней зрительную Например, вы не можете зрительно представить себе какую‑то сцену на работе, дома, на прогулке, но способны мысленно услышать голоса друзей или родных, пение птиц, шум реки и т.д. Попробуйте увидеть только источник звука — лицо говорящего, птицу, реку и затем постепенно расширяйте поле своего зрения Или вы не можете вспомнить ни зрительную, ни звуковую картину, но способны воссоздать свои ощущения в другой модальности — тепло солнечных лучей, прохладу ветерка, касающегося вашей кожи, запах цветов и свежей травы и т.д. Постарайтесь для начала увидеть что‑либо, непосредственно связанное с этими ощущениями — солнце в небе, трепетание листьев на ветру, цветы и траву и т.д. Хотя в текстах йоги и других традиций говорится о визуализации, в действительности речь всегда идёт о полимодальном осознании — вы должны не только видеть какую‑либо сцену, но в полном смысле быть её свидетелем, быть в ней, как будто она происходит здесь и сейчас (ред.).

 

[117]Том I, урок 5, тема 4.

 

[118]Том I, урок 5, тема 5.

 

[119]Здесь нужно отметить одну важную особенность у жителей Запада, потребляющих, в основном, мясную пищу, выделение реннина во взрослом возрасте прекращается, и они не способны усваивать цельное молоко, тогда как при преимущественно молочной и растительной диете (как у большинства жителей Индии) этот фермент продолжает выделяться Кроме того, при мясной диете пепсин и соляная кислота мало участвуют в переваривании пищи — основной процесс пищеварения происходит в двенадцатиперстной кишке, а функция желудка становится почти чисто механической. Поэтому следует с осторожностью подходить к рекомендациям йоги относительно стимуляции выделения желудочного сока [«разжигания пищеварительного огня»] (ред.).

 

[120]В западной медицине и физиологии двенадцатиперстная кишка считается частью (дуоденальным отделом) желудка (ред.).

 

[121]В природе белки (а также жиры и углеводы) существуют в виде трёхмерных образований — клубков, спиралей, решёток и т.д. Чтобы ферменты могли расщеплять белки, эту трёхмерную структуру необходимо разрушить («денатурировать»), что и делает соляная кислота Однако, жители Запада потребляют, в основном, варёную, жареную или иным образом переработанную пищу, где белки уже денатурированы, и потому у них эффективность работы поджелудочной железы практически не зависит от соляной кислоты, выделяемой в желудке (ред.).

 

[122]Это лишь небольшая часть работы печени Кроме того, она регулирует жировой обмен и разрушает ядовитые вещества, попадающие в организм извне или образующиеся в нём в результате процессов обмена, а также выполняет многие другие важные функции (ред.).

 

[123]В действительности, процесс пищеварения активно продолжается и в толстом кишечнике, где обитают полезные бактерии, образующие кишечную микрофлору. Эти бактерии расщепляют некоторые вещества, остающиеся непереваренными после прохождения через тонкий кишечник (в частности, клетчатку и некоторые виды белка), а также синтезируют важные питательные вещества и витамины. Здоровье пищеварительной системы и организма в целом напрямую зависит от здоровья и состава кишечной микрофлоры, с нарушениями которых связаны такие заболевания, как дисбактериоз и дрожжевые инфекции (ред.).

 

[124]Витамин Е, наряду с витамином С, провитамином А (бета‑каротином) и микроэлементом селеном предотвращает образование в организме свободных радикалов, которые ответственны за возникновение злокачественных опухолей и развитие дегенеративных процессов, в том числе, процессов старения Поэтому эти три витамина и селен особенно необходимы жителям городов, любителям сильно прожаренной пищи и курильщикам (ред.).

 

[125]Все далеко не так просто и зависит оттого, что считать простой пищей. В Индии это, главным образом, молочные продукты, овощи, фрукты и орехи, которые содержат большинство незаменимых питательных веществ. С другой стороны, жителям Севера необходимы определённые жиры, и потому для эскимосов простая пища — это мясо и жир тюленей, а также рыба Однако ни то, ни другое не подходит для жителей больших городов, которые нуждаются в гораздо большем и более разнообразном наборе незаменимых питательных веществ См. Р.Аткинс, «Биодобавки доктора Аткинса», Рипол Классик Москва, 2000.

 

[126]«Вегетарианство»: том I, урок 8, тема 1. «Расстройства пищеварения»: том 1, урок 9, тема 1.

 

[127]Том I, урок 4, тема 2.

 

[128]Шавасана: часть 1 — том I, урок 1, тема 5; часть 2 — том I, урок 2, тема 8.

 

[129]Том I, урок 2, тема 5.

 

[130]Полубабочка, вороний шаг, вращение колена: том I, урок 1, тема 3. Полная бабочка, колка дров и вайю нишкасана: том I, урок 6, тема 4.

 

[131]Полубабочка, вороний шаг, вращение колена: том I, урок 1, тема 3. Полная бабочка, колка дров и вайю нишкасана: том I, урок 6, тема 4.

 

[132]Том I, урок 2, тема 5.

 

[133]Том I, урок 4, тема 2.

 

[134]Том I, урок 8, тема 3.

 

[135]Полубабочка, вороний шаг, вращение колена: том I, урок 1, тема 3. Полная бабочка, колка дров и вайю нишкасана: том I, урок 6, тема 4.

 

[136]Том II, урок 19, тема 2.

 

[137]Том I, урок 8, тема 3.

 

[138]Том I, урок 8, тема 4.

 

[139]Том I, урок 3, тема 4.

 

[140]Нади шодхана (этап 2): том I, урок 4, тема 5; том 1, урок 5, тема 4.

 

[141]Том I, урок 8, тема 4.

 

[142]«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Первопричина напряжённости»: том I, урок 2, тема 7; «Расслабление. Шавасана (часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.

 

[143]Тема 2 этого урока.

 

[144]«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Расслабление. Шавасана (Часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.

 

[145]«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Расслабление. Шавасана (Часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.

 

[146]«Искусство и наука расслабления»: том I, урок 1, тема 5; «Расслабление. Шавасана (Часть 2)»: том I, урок 2, тема 8.

 

[147]Том I, урок 3, тема 5.

 

[148]Том I, урок 12, тема 5.

 

[149]Тема 2 этого урока.

 

[150]Том 1, урок 6, тема 4.

 

[151]Это справедливо лишь в отношении недостаточно прожаренного парного мяса При хранении мяса адреналин разрушается под действием ферментов, выделяющихся ял разрушающихся клеток Кроме гою он полностью разрушайся (гидролизируется) при варке и тушении мяса (ред.).

 

[152]Токсины, образующиеся в мясе при хранении могут, как вырабатываться бактериями, так и быть продуктами процессов распада веществ содержащихся в самих тканях, в обоих случаях они могут быть крайне опасны и даже смертельны. Наиболее опасны токсины, вырабатываемые анаэробными 6актериями (т.н. трупный яд»), которые не разрушаются при тепловой обработке (вот отличие от самих бактерий) Они образуются не только в мясе, но и в рыбе. Поэтому весьма опасно есть рыбу, «уснувшую» в воде (как часто бывает с т.н. «живой рыбой», которую доставляют в магазины в наглухо закрытых цистернах, а также с рыбой, пойманной сетями) (ред.).

 

[153]Это совершенно не достоверная информация Показано что атеросклероз и болезни сердца практически не встречаются среди эскимосов именно благодаря их диете, состоящей, в основном, из рыбы и мяса тюленей и позволяющей им получать определённые незаменимые жиры препятствующие осаждению холестерина на стенках сосудов Действительно раньше для эскимосов была типична довольно низкая продолжительность жизни, однако она была обусловлена совершенно другими факторами См. Р.Аткинс «Биодобавки доктора Аткинса» Рипол Классик М 2000, где этот вопрос обсуждается подробно (ред.).

 

[154]Кроме того аминокислоты, из которых состоят белки, используются для синтеза гормонов и нейромедиаторов и принимают участие в обмене жиров и углеводов (ред.).

 

[155]Важно не абсолютное количества белка, а его качественный состав. Например грибы, содержащие мною белка, не могут полностью удовлетворять потребности организма, поскольку в них недостаёт некоторых незаменимых аминокислот (а другие содержатся в избыточном количестве) То же откосится и ко многим растительным (и даже некоторым животным) продуктам. Показано, что идеальным источником белка для человека является смесь растительных и животных продуктов, например яичного белка и хлебa Суточная потребность организма в белке, составляющая 60 г. рассчитана именно для идеального (сбалансированного) состава (ред.).

 

[156]В действительности, это связано с тем. что далеко не всё, что воспринимают наши органы чувств, отражается в сознательном восприятии Эмоциональное состояние человека сказывайся на том, как он выглядит, движется, говорит, дышит и даже пахнет. Например, доказано, что животные различают эмоциональные состояния по запаху продуктов распада некоторых гормонов, выделяющихся с потом и выдыхаемым воздухом. Это отнюдь не отрицает существование передачи эмоционально окрашенных мыслей и образов на расстоянии, просто описанный эксперимент имеет более простое объяснение (ред.).

 

[157]Том I, урок 3, тема 3.

 

[158]В действительности, подлинные научные теории не опровергают предшествующие теории, а превосходят их и включают их в себя в качестве частных случаев. Если новая теория на это не способна, она не может считаться подлинной. Теория Эйнштейна не опровергает теорию Ньютона, а включает её в себя как частый случай, истинный в ограниченных условиях (ред.).

 

[159]Том I, урок 3, тема 3.

 

[160]Том I, урок 7, тема 2.

 

[161]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и Том I, урок 5, тема 4.

 

[162]Том I, урок 3, тема 3 и том I, урок 4, тема 3.

 

[163]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и Том I, урок 5, тема 4.

 

[164]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и Том I, урок 5, тема 4.

 

[165]Тема 6 этого урока.

 

[166]Том I, урок 7, тема 2.

 

[167]Тема 6 этого урока.

 

[168]Тратака: этап 2 — Том 1, урок 9, тема 6; этап 3 — Том I, урок 10, тема 7.

 

[169]Том I, урок 1, тема 2.

 

[170]Тратака: этап 2 — Том 1, урок 9, тема 6; этап 3 — Том I, урок 10, тема 7.

 

[171]Тема 5 этого урока

 

[172]Тратака: этап 2 — Том 1, урок 9, тема 6; этап 3 — Том I, урок 10, тема 7.

 

[173]Дальнейшие подробности в отношении использования символов см. том III, урок 31, тема 1.

 

[174]Том I, урок 7, тема 2.

 

[175]Том I, урок 7, тема 6.

 

[176]На самом деле, абсолютно неподвижное положение открытых глаз невозможно. Помимо макроскопических движений, происходящих по нашей воле, глаза постоянно совершают непрерывные непроизвольные (т.н. «саккадные») микроскопические движения. Если остановить их, глаз перестаёт видеть, поскольку в сетчатке истощается запас светочувствительных молекул; кстати, именно с этим связано образование «истинного» послеобраза, который, как правило, окрашен в дополнительные цвета (закрыв глаза, вы видите цветной «негатив» объекта, который рассматривали) Во внутренней тратаке. по видимому, используется не истинный, а внутренний послеобраз, который не зависит от физиологии глаза и формируется в мозгу. При чередовании внешней и внутренней тратаки этот послеобраз, судя по всему, хранится в кратковременной (оперативной) памяти, а при чисто внутренней тратаке — извлекается из долговременной памяти В обоих случаях неудачи могут быть связаны как с недостаточно устойчивым взглядом, так и с чрезмерным старанием — при внешней тратаке глаза просто перестают видеть внешний объект и вы при открытых низах видите внутренние образы, в результате чего внимание рассеивается, а при внутренней тратаке вы не можете увидеть внутренний образ из‑за того, что стараетесь держать глаза неподвижно в горизонтальной плоскости, тогда как большинству людей легче увидеть образ, посмотрев вверх (вправо или влево, в зависимости от того, хотите ли вы извлечь его из оперативной или долговременной памяти. См. Дж.Гриндер, Р.Бэндлер. «Структура Магии» ч 2, «Из лягушек в принцы» и дp. книги по НЛП) (ред.).

 

[177]Кунджал крийя — Том I, урок 4, тема 1.

 

[178]Том I, урок 12, тема 2.

 

[179]Том I, урок 12, тема 2.

 

[180]Том III, урок 30, тема 2.

 

[181]В действительности, основной причиной дисхезических запоров бывает геморрои или просто варикозное расширение вен в области заднего прохода, ещё не достигшее стадии геморроя. Последнее нередко связано с сидячим образом жизни и с занятиями некоторыми видами спорта (велосипед, верховая езда, академическая гребля). Боли возникающие при дефекации, блокируют естественный рефлекс и препятствуют полному опорожнению прямой кишки (ред.).

 

[182]Паванмуктасана — том I, урок 3, тема 2; Уттан падасана — том I, урок 6, тема 3; Вороний шаг — том I, урок 1, тема 3; Сурья намаскар — том I, урок 5, тема 2; Бхуджангасана — том I, урок 4, тема 2; Марджариасана — том I, урок 2, тема 4; Шалабхасана — тема 3 этого урока.

 

[183]Том I, урок 12, тема 2.

 

[184]Том III, урок 30, тема 2.

 

[185]Наули: стадия 1 — том III, урок 28, тема 3; стадия 2 — том III, урок 29, тема 2; Агнисар крийя — том I, урок 6, тема 2; Мула шодхана — том II, урок 14, тема 1.

 

[186]В последнее время установлено, что язвенная болезнь желудка в значительном числе случаев (в частности, при повышенной кислотности) имеет бактериальную природу. Язвы двенадцатиперстной кишки (или, как сейчас принято считать, дуоденального отдела желудка), помимо психосоматических причин нередко бывают связаны с нарушениями работы печени и/или поджелудочной железы (ред.).

 

[187]Кунджал крийя — Том I, урок 4, тема 1.

 

[188]Том I, урок 12, тема 2.

 

[189]Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.

 

[190]По единодушному мнению древних традиции мудрости (вечной философии) и наиболее прогрессивных психологов современности именно обусловливание следует считать главной психологической проблемой человека. Обусловливание (иначе называемое социализацией) порождает привязанность к иллюзии (санскр. майя) отдельного «я», противостоящею миру, и незнание (санскр. авидья) своей подлинной природы, из которых проистекают ощущение бессмысленности жизни, чувство во собственном неполноценности и прочие экзистенциальные проблемы (ред.).

 

[191]Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.

 

[192]Более подробно о дхарме см. Том II, урок 13, тема 1.

 

[193]Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.

 

[194]Том I, урок 1, тема 5 и Том I, урок 3, тема 8.

 

[195]Том I, урок 2, тема 7.

 

[196]Том I, урок 1, тема 5 и Том I, урок 3, тема 8.

 

[197]Том I, урок 1, тема 5 и Том I, урок 3, тема 8.

 

[198]Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.

 

[199]Том I, урок 2, тема 7.

 

[200]Том I, урок 1, тема 5 и Том I, урок 3, тема 8.

 

[201]Том I, урок 2, тема 7.

 

[202]Устранение психологических проблем: часть 2 — том I, урок 10, тема 2; часть 3 — том I, урок 11, тема 1.

 

[203]Том I, урок 4, тема 2.

 

[204]Том I, урок 4, тема 2.

 

[205]Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4.

 

[206]Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4.

 

[207]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и том I, урок 5, тема 4.

 

[208]Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4.

 

[209]Нади шодхана: этап 1 — том I, урок 3, тема 4; этап 2 — том I, урок 4, тема 5 и том I, урок 5, тема 4.

 

[210]Том I, урок 8, тема 5.

 

[211]Том I, урок 8, тема 3.

 

[212]Том I, урок 8, тема 5.

 

[213]Том I, урок 8, тема 6.

 

[214]Том I, урок 8, тема 6.

 

[215]Том I, урок 7, тема 2.

 

[216]Том I, урок 7, тема 6.

 

[217]Том I, урок 6, тема 5.

 

[218]Том I, урок 6, тема 5.

 

[219]Том I, урок 8, тема 6.

 

[220]Том 1, урок 8, тема 6.

 

[221]Том 1, урок 8, тема 5.

 

[222]Более подробно о сатсанге см.: том III, урок 33, тема 1.

 

[223]Со времени написания этой книги получены ещё более убедительные доказательства связи онкологических заболеваний с психологическими проблемами. Более того, методы визуализации, аналогичные медитативным техникам йоги, успешно используются для психотерапии рака В США действует психотерапевтическая клиника супругов Симмонтон где проходят лечение многие онкологические больные, с помощью таких же методов известный американский психотерапевт Роберт Дилтс сумел более чем на десять лет продлить жизнь своей матери, умиравшей от метастазированного рака груди, а также помочь многим другим пациентам (ред.).

 

[224]Устранение психологических проблем (Часть 1): том I, урок 9, тема 2.

 

[225]Со времени написания этой книги разработаны более эффективные и быстрые способы избавления от сознательных страхов, нежели описанный выше метод постепенной десенсибилизации. Эти методы, также сходные с медитативными техниками йоги, позволяют избавиться практически от любой фобии за считанные минуты и кроме того, могут применяться для устранения аллергий — своеобразных «фобий иммунной системы» Вы можете прочитать о них в книгах Р.Бэндлера «Используйте свои мозг для изменения» и «Магия в действии», Р Дилтса «Убеждения», а также в любых антологиях по нейролнгвистическому программированию (НЛП) (ред.).

 

[226]Том I, урок 1, тема 2.

 

[227]Том I, урок 1, тема 3.

 

[228]Том I, урок 1, тема 2.

 

[229]Том I, урок 4, тема 2.

 

[230]Том III, урок 36, тема 3.

 

[231]Том I, урок 4, тема 2.

 

[232]Нади шодхана, этап 3: том I, урок 8, тема 4 и том I, урок 9, тема 4.

 

[233]Агочари мудра — том I, урок 8, тема 5; Шамбхави мудра — том I, урок 9, тема 5.

 

[234]Агочари мудра — том I, урок 8, тема 5; Шамбхави мудра — том I, урок 9, тема 5.

 

[235]Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6.

 

[236]Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6.

 

[237]Том I, урок 7, тема 6.

 

[238]Том I, урок 6, тема 5.

 

[239]Тратака: этап 1 — том I, урок 8, тема 6; этап 2 — том I, урок 9, тема 6.

 

[240]Том 1, урок 1, тема 2.

 

[241]В психологии и психиатрии тревога определяется как «беспричинное беспокойство» или «беспричинный страх»; как правило, это состояние бывает связано с бессознательным конфликтом. Предлагаемое определение тревоги как «психологической неудовлетворённости», по существу, аналогично, поскольку такая неудовлетворённость относится не к конкретной физической, личностной или социальной проблеме, а к общему состоянию дел (ред.).

 

[242]Это, в определённой степени, совпадает с мнением современной практической (но не клинической!) психологии, в которой тревога также рассматривается в качестве мотивации к творчеству и личностному росту. С другой стороны, в клинической психологии и психиатрии тревога считается вводной стадией психических расстройств. С нейрофизиологической точки зрения, тревога означает неспецифическую активацию нервной системы и утрату регуляции функций высшей нервной деятельности, ведущую к потере сознательного контроля над восприятием, мышлением и поведением. С одной стороны, это соответствует классическому определению психического расстройства или «душевной болезни», но с другой стороны, в таком состоянии происходит снятие «обусловливания», или «деавтоматизация» заученных шаблонов восприятия и мышления, что открывает путь к более высоким или, по крайней мере, неординарным состояниям сознания. Таким образом, существует очень тонкая грань, или «срединный путь» между безумием и более высоким осознанием. Чтобы подчеркнуть этот факт, в практической психологии проводится различие между «обычной» и онтологической тревогой. Обычная тревога связана с отсутствием удовлетворения «первичных» потребностей (выживание, безопасность, взаимоотношения и т.д.), а онтологическая (или экзистенциальная) тревога — с неудовлетворённостью, обусловленной неопределённостью человеческой ситуации в целом (то есть, отсутствием смысла жизни). Именно онтологическая тревога, не связанная с посюсторонними потребностями, служит мощной мотивацией для духовного роста; это хорошо понимал Георгий Гурджиев. который в своей концепции «Четвёртого пути» определил современною духовного искателя как «преуспевающего неудовлетворённого». Более подробно об этом см. Ч Тарт, «Пробуждение». Изд‑во Трансперсонального Института. М. 1997 (ред.).

 

[243]Устранение психологических проблем: часть 1 — том I, урок 9, тема 2; часть 2 — том I, урок 10, тема 2.

 

[244]Обусловливание (буквально — выработка условных рефлексов) — в данном случае, закрепление в процессе воспитания человека шаблонов восприятия, мышления и поведения, принятых в обществе. Поэтому в западной психологии лот вид обусловливания именуется социализацией. Помимо обучения общепринятым нормам посредством поощрения «правильного» и наказания «неправильного» поведения, социализация включает в себя аналогичное обучение языку, а затем и убеждениям — научным, моральным, эстетическим. религиозным и г.д. — формулируемым с помощью этого языка. Восточные духовные традиции (и современная трансперсональная психология) относятся к обусловливанию крайне отрицательно, называя мир. в котором мы живём, майей (иллюзией) или «обусловленной реальностью». Однако необходимо понимать, что полное усiранение обусловливания невозможно, поскольку оно означало бы отказ от языка и понятийною мышления. См. Ч. Tapт, «Пробуждение» (ред.).

 

[245]Существует прости, но эффективный способ достижения разотождествления, основанный на логическом мышлении. Его суть в том что, если вы способны нечто наблюдать, то не являетесь этим нечто Вы можете наблюдать твоё тело и значит вы — не тело. Вы можете наблюдать свои эмоции, и значит вы — не они. Вы — не ваши мысли и не ум, в котором они возникают, поскольку вы можете наблюдать и то и другое. Вы — не ваше эго так как вы можете его наблюдать и описывать Последовательно проводя этот процесс, вы обнаруживаете, что есть нечто, не поддающееся наблюдению внутренний наблюдатель или Свидетель — это и есть ваше подлинное «Я» Более подробно об этом см. книги Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Раманы Махариши, Пунлжаджи (ред.).

 

[246]Устранение психологических проблем: часть 1 — том I, урок 9, тема 2; часть 2 — том I, урок 10, тема 2.

 

[247]Том I, урок 12, тема 1.

 

[248]Расстройства пищеварения: том I, урок 9, тема 1.

 

[249]Том I, урок 12, тема 2.

 

[250]Суммарный вес кишечной микрофлоры здорового человека составляет несколько килограмм. Продукты жизнедеятельности микрофлоры составляют значительную часть выводимых из организма каловых масс. Полное удаление микрофлоры из кишечника (или её уничтожение в результате злоупотребления антибиотиками) ведёт к тяжёлому заболеванию — дисбактериозу. Кроме того, в кишечной микрофлоре существует тонкое равновесие между полезными бактериями и бактериями — паразитами (например, кишечной палочкой, фекальным стрептококком и разными штаммами дрожжей) Полезные бактерии особенно уязвимы к действию слабительных и антибиотиков В резу 1ыате происходит неконтролируемое размножение бактерий — паразитов и, особенно, дрожжей, ведущее к отравлению организма и целому ряду заболеваний среди которых наиболее распрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.019 с.)