Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие нотариата в современный период

Поиск

Организация и деятельность российского нотариата в современный период определяются правовыми документами, к которым в первую очередь относится Конституция РФ, являющаяся основным источником любого российского законодательства. Наиболее значимыми для организации и деятельности нотариата являются: ст. 48 Конституции РФ, гарантирующая право граждан на получение квалифицированной юридической помощи; ст. 72, относящая нотариат к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; и во взаимосвязи ст. 45, 48, 78 и 132 этого акта, предусматривающие возможность наделения отдельными государственными полномочиями негосударственных органов, участвующих в выполнении функций публичной власти.

Помимо Конституции РФ организация и деятельность нотариата регламентируются другими федеральными законами, базовым из которых являются "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", принятые

Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. и введенные в действие с 13 марта этого года. Основы о нотариате, по сути, дали второе рождение российскому нотариату, определив его современную организационно-правовую форму, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, правила совершения нотариальных действий и размеры нотариального тарифа.

К основополагающим законодательным актам РФ в качестве правовых источников нотариата следует также отнести:

– части первую и третью ГК РФ, определяющие нотариальную форму сделки и содержащие большое количество процедурных норм нотариального производства по вопросам наследственного права;

– НК РФ, устанавливающий в гл. 25.3 "Государственная пошлина" размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий, а в п. 5 ст. 31, ст. 83 и 85 – порядок постановки частнопрактикующих нотариусов на учет в качестве налогоплательщиков и обязанности нотариусов сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения;

– Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", регулирующий порядок нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и хранения его у нотариуса, а также порядок раскрытия нотариусом информации о существовании такого договора;

– Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающий полномочия субъектов РФ по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор, по определению количества должностей нотариусов в нотариальном округе и пределов нотариальных округов в границах территории субъекта РФ;

– Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", регламентирующий порядок нотариального удостоверения сделки по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале ООО;

– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющий правовое положение, порядок создания, деятельности некоммерческих организаций, к которым относятся и нотариальные палаты;

– целый ряд других федеральных законов, в которых затрагиваются вопросы деятельности нотариата.

Поскольку нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации ее и субъектов, на уровне последних могут приниматься законы и иные нормативные акты по вопросам деятельности нотариата, решение которых передано им федеральными законами субъектам РФ. Следует отметить, что в последнее время в субъектах РФ активизировалась деятельность по принятию законодательных и подзаконных актов, определяющих количество должностей нотариусов в нотариальных округах соответствующего субъекта РФ и о пределах этих нотариальных округов.

Помимо законодательных актов деятельность нотариата регулируется также следующими подзаконными актами, являющимися правовыми источниками деятельности нотариата:

– указами Президента РФ (например, указы от 22.07.2002 № 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" и от 29.12.2008 № 1873 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов");

– постановлениями Правительства РФ (например, постановления от 01.06.2012 № 543 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей", от 27.05.2002 № 351 "Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках" и от 16.02.2005 № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг");

– актами федеральных органов исполнительной власти. Наибольшее количество актов, имеющих непосредственное значение для нотариальной деятельности, принято Минюстом России, что обусловлено полномочиями этого ведомства, предусмотренными Основами о нотариате. В числе таких актов можно назвать приказы Минюста России от 25.07.2012 № 143 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче физическим и юридическим лицам информации, содержащейся в реестре государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой", от 28.06.2012 № 123 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по удостоверению подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств", от 29.11.2011 № 411 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности", от 27.12.2007 № 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов", от 02.12.2003 № 306 "Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой", от 10.04.2002 № 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах". Отличительной особенностью актов Минюста России по нотариату является то, что многие из них в случаях, предусмотренных Основами о нотариате, подлежат утверждению совместными решениями Минюста России и Федеральной нотариальной палаты. К таким актам относятся, например Порядок изменения территории деятельности нотариуса, утвержденный приказом Минюста России от 14.01.2010 № 1 и решением Правления ФНП от 28.08.2009, Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, утвержденный приказом Минюста России от 23.12.2009 № 430 и решением Правления ФНП от 28.08.2009, Правила нотариального делопроизводства и др.

К правовым источникам, регулирующим деятельность нотариата, относятся также международные соглашения и договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы России. Например, в нотариальной деятельности применяются такие международные акты, как Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе (Женева, 7 июня 1930 г.), Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.). Но наиболее часто нотариусами применяются договоры РФ с иностранными государствами по вопросам оказания взаимной правовой помощи.

Значительное влияние на осуществление нотариальной деятельности оказывает судебная практика как российская, так и международная. В связи с тем, что Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, для страны значимой является позиция Европейского суда по правам человека по тем или иным проблемным вопросам законодательства. В отношении нотариата следует отметить решение Европейского суда по правам человека от 03.04.2001 по вопросу приемлемости жалобы № 44319/98, поданной О. В. Романовской против Российской Федерации, в котором была подчеркнута публично-правовая природа и особый характер функций нотариальных палат в силу делегированных им некоторых государственных полномочий по урегулированию нотариальной деятельности и сделан вывод о том, что палаты не могут рассматриваться в качестве добровольных общественных объединений.

Не менее значимы для деятельности нотариата и позиции, изложенные КС РФ (например, в постановлении от 19.05.1998 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 законодательства Российской Федерации о нотариате" указанные статьи признаны соответствующими Конституции РФ, в определении от 01.03.2011 № 272-0-0 содержится толкование законодательных норм об оплате нотариальных действий, в определении от 08.12.2011 № 1714-0-0 дается конституционно-правовое толкование положений закона о контрольных функциях нотариальных палат за деятельностью частнопрактикующих нотариусов), а также практика ВС РФ и ВАС РФ (например, постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").

Развиваясь в России как институт гражданского общества, нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он является инструментом публичной власти, реализуя полномочия, возложенные на него законом. В такой ситуации необходим баланс интересов общества, государства и института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения нарушений при реализации гражданских прав [1].

С момента принятия и введения в действие Основ о нотариате прошло более 20 лет. За этот период благодаря Основам о нотариате в России создан небюджетный нотариат латинского типа, при котором нотариус, осуществляя нотариальную деятельность на принципе самофинансирования, выполняет публично-правовые функции под личную ответственность за совершение нотариальных действий и содержание нотариальной конторы. Сформировавшаяся система нотариата была взята за основу построения деятельности других профессиональных сообществ (адвокатов, арбитражных управляющих, оценщиков, страховщиков и др.). Практически полностью решены проблемы по удовлетворению потребностей участников гражданских правоотношений в нотариальных услугах. Профессия нотариуса стала престижной и востребованной.

Однако за прошедшее время выявились и проблемы, требующие скорейшего законодательного определения понятия нотариата, совершенствования страхования нотариальной деятельности, придания нотариальным актам исполнительной силы, перехода на единую организационную форму деятельности нотариата, определения понятия "нотариальная тайна", процессуальной регламентации совершения всех видов нотариальных действий, а также другие проблемные вопросы.

За указанный период действия Основ о нотариате принята новая Конституция РФ, не предусматривающая такой формы законодательного акта, как основы законодательства, во многом изменилось законодательство РФ, продолжается реформирование судебной системы и деятельности судов, внесены и готовятся новые дополнения и изменения в гражданское законодательство.

Все это предопределяет необходимость совершенствования и законодательства РФ о нотариате, что нашло отражение в Программе "Юстиция", одной из целей которой является решение проблем, затрудняющих реализацию гражданами своих конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи. Для этого в Программе предусматривается реформирование института нотариата по следующим направлениям: введение на всей территории РФ единой небюджетной модели нотариата; оптимизация процедуры допуска к профессии нотариуса; подробная регламентация организации нотариальной деятельности; обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций; повышение роли института нотариата; детальная регламентация процедуры (правил) совершения всех нотариальных действий; совершенствование контроля в сфере нотариата.

Для достижения поставленных целей и закрепления на законодательном уровне основных направлений реформы нотариата в настоящее время под руководством Минюста России проводится работа по разработке нового федерального закона о нотариате.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.009 с.)