Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема занятия: «Органы гемопоэза и иммунной защиты»↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие №14 Тема занятия: «Органы гемопоэза и иммунной защиты» Подтема: Органы гемопоэза
Продолжительность изучения темы 5,5 часа Из них на занятии 2 часа. Самостоятельная внеаудиторная работа 3,5 часа.
Цель: Изучить основные закономерности гистологического строения, гистофизиологию органов кроветворения. Задачи: Знать: 1. Особенности эмбрионального кроветворения. 2. Особенности постэмбрионального кроветворения. 3. Принцип строения органов кроветворения, тканевый состав. 4. Органоспецифические особенности органов кроветворения 5. Возрастные особенности. Уметь: 1. Дифференцировать гистопрепараты кроветворных органов, исходя из их специфических особенностей строения и тканевых компонентов. 2. Определять структуры, ткани в органах гемопоэза. Методические рекомендации по самоподготовке Теоретические вопросы для самоподготовки к занятию: Необходимый исходный уровень знаний. Из предшествующих курсов: 1. Особенности кроветворения в эмбриональный период: мезобластический, гепатолиенальный и медуллярно - лимфатический. 2. Постнатальный гемопоэз (физиологическая регенерация крови) в красном костном мозге: эритропоэз; гранулоциропоэз (миелопоэз); тромбоцитопоэз (развитие кровеносных пластинок); моноцитопоэз. 3. Гистофизиологию ретикулярной (ее разновидности; функции, источники развития, трофика, регенерация), рыхлой соединительной, эпителиальной и костной тканей. 4. Современные представления о моноцитарной макрофагальной системе мононуклеаров. 5. Современные методы изучения клеток, образующих антитела. По теме занятия: 1. Общая характеристика органов кроветворения: функция, расположение в организме. 2. Общий принцип строения (ретикулярная ткань, ее разновидности, функции, источники развития, трофика, регенерация). 3. Гистофизиология красного костного мозга. Возрастные изменения. 4. Гистофизиология селезенки. Функции ее в пренатальный период и после рождения. 5. Гистофизиология лимфатических узлов. Роль в иммуногенезе и дренаже лимфы. Характеризовать каждый кроветворный орган по плану, акцентировать внимание на органоспецифичности органов. 1. Краткая анатомическая характеристика. 2. Расположение в организме. 3. Функции. 4. Источники развития и основные этапы органогенеза. 5. Общий принцип строения. 6. Гистофизиология органа: -выделить основные его структурные компоненты и органоспецифичность их тканевого состава; -функция каждого структурного компонента. 7. Регенерация. 8. Условия трофики. 9. Иннервация 10. Возрастные элементы. 11. Чувствительность тканей кроветворных органов к воздействию экстремальных факторов
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение: 1. Чувствительность тканей кроветворных органов к воздействию экстремальных факторов Элементы УИРС. Темы рефератов. 1. Регуляция кроветворения. 2. Унитарная теория кроветворения по Максимову, и его регуляция. Восстановление крови как ткани. 3. Цитофункциональная характеристика стволовой клетки. 4. Особенности эмбрионального гемопоэза.
Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу. При подготовке к занятию выделить все органы, участвующие в гемопоэзе, уяснить их значимость. Разобрать, что у них общего и какие имеются различия в их строении и функциях. Начать следует с красного костного мозга. Отметить, где он располагается, чем отличается от желтого костного мозга, какие форменные элементы крови образуются в красном костном мозге. Необходимо обратить внимание на строение и функцию ретикулярной стромы, особенности строения стенок синусоидных капилляров, на их функцию. Разобрать, где идут процессы кроветворения, какие форменные элементы располагаются экстраваскулярно, а какие интраваскулярно. Уяснить, что в норме через стенку синусоидных капилляров способны проникать только зрелые форменные элементы. Сформировать представление о строении и потенциях стволовых клеток красного костного мозга. При разборе органов лимфоидного кроветворения следует выделить центральные органы - тимус. Где образуются Т-лимфоциты, где образуются В-лимфоциты, а также периферические органы - селезенка, лимфатические узлы, групповые лимфатические фолликулы (миндалины, пейеровы бляшки, аппендикс) и одиночные временные – солитарные фолликулы. Следует уяснить значение тимуса в эмбриональном периоде, время его закладки, влияние на периферические лимфоидные органы. Разобрать строение и функции тимуса как органа Т-лимфопоэза, обращая внимание на эпителиальную основу и тельца Гассаля. Обсудить изменение строения тимуса в различные возрастные периоды, причины его инволюции. Разобрать строение и функции лимфатического узла. Вспомнить отличие лимфоидной ткани от миелоидной. Обратить внимание на направление тока лимфы через лимфатический узел, разобрать строение стенок синусов, свойства береговых клеток, расположение Т- и В-зон. При изучении селезенки сравнить ее строение и тканевой состав с таковым лимфатических узлов. Обратить внимание на особенности строения белой пульпы - лимфоидных фолликулов (селезеночных телец) и красной пульпы. Разобрать особенности кровоснабжения селезенки и ее функции. Выяснить расположение Т- и В-зон. Уяснить изменения при антигензависимом лимфопоэзе. Задания и ориентировочные основы действий Изучить и зарисовать следующие препараты: Препарат № 134, 168 – Солитарный фолликул в слизистой оболочке кишки Окраска гематоксилин и эозин. На малом увеличении в слизистой оболочке стенки толстой кишки определите солитарный фолликул. Структура округлой формы, фиолетового цвета. Определить, зарисовать обозначить: 1. Солитарный фолликул. 2. Лимфоциты. 3 Ядра ретикулярных клеток – более светлые и крупные. Изучить микрофотографии и электроннограммы. 1. Синусоид красного костного мозга; стволовые кроветворные клетки. 2. Синус лимфатического узла; береговая клетка; 3. Венулы из мякотного тяжа лимфатического узла.
Контрольные вопросы для самопроверки. 1. Где в эмбриогенезе впервые начинается гемоцитопоэз? Какие клетки крови при этом образуются?
В каких органах в эмбриональный период происходит гемоцитопоэз и какие этапы при этом выделяют?
3. В каких органах происходит постэмбриональный гемоцитопоэз?
Какие морфологические изменения наблюдаются в клетках при эритропоэзе и как называются промежуточные стадии?
5. Назовите стадии развития гранулоцитов и сопровождающие их изменения ядра и цитоплазмы.
6. Где и через какие стадии проходит образование тромбоцитов у взрослых?
7. Где и как образуются моноциты?
Назовите тимусзависимые зоны в лимфоидных органах.
9. Где происходит антигеннезависимая пролиферация и дифференцировка лимфоцитов в постэмбриональном периоде?
В чем отличия возрастной и акцидентальной инволюции тимуса?
11. Какие гемопоэтические клетки красного костного мозга способны к делению?
Какая ткань лежит в основе паренхимы тимуса?
Ситуационные задачи. 1. В кроветворном органе взрослого человека были обнаружены мегакариоциты. Какой это кроветворный орган? Какую роль выполняют мегакариоциты? 2. Установлено, что в красном костном мозге развивающиеся клетки крови располагаются островками. Одни островки (1) связаны с макрофагами, другие (2) - не имеют макрофагов. Какие клетки крови развиваются в первых и вторых островках? Какую роль в островках (1) играют макрофаги? 3. При изучении под микроскопом костного мозга, взятого из диафиза трубчатой кости, оказалось, что он состоит из жировых клеток. О чем свидетельствует этот фактор - о норме или патологии? Продумайте объяснение своему мнению. 4. При характеристике красного костного мозга и тимуса один из студентов отметил, что основу их (строму) составляет ретикулярная ткань. Согласны или не согласны (в чем) вы с этим мнением? 5. Известно, что при лучевом поражении больше всего страдают функции красного костного мозга, желудочно-кишечного тракта и половых желез. Какие морфологические особенности сближают эти органы в отношении чувствительности к традиции? 6. На нескольких микрофотографиях без подписей представлены лимфатические узелки органов кроветворения. Нужно отобрать лишь те из них, которые относятся к селезенке. По каким признакам это можно сделать? 7. Перед исследователем поставлена задача изучить в кроветворной системе взаимодействие лимфоцитов с эпителиальными клетками. Какие органы можно для этого использовать? 8. Исследователь в гистологических препаратах селезенки выявил повышенное содержание железа. Что является источником железа в селезенке? О чем свидетельствует увеличение его содержания? 9. В целях изучения реактивности лимфатических узлов экспериментальному животному ввели в приносящий лимфатический сосуд витальный краситель. В каких клетках лимфоузла можно обнаружить частицы красителя? Какие структуры способствуют задержанию инородных частиц в лимфоузле? 10. Новорожденным малышам удалили тимус, а через некоторое время взяли для гистологического исследования селезенку и лимфатические узлы. Какие изменения можно ожидать в этих органах? С какими клеточными элементами они связаны? 11. Исследователь обнаружил, что брыжеечные лимфатические узлы животных в период активного пищеварения крупнее, чем голодных. Чем можно объяснить этот факт? В каких зонах лимфоузлов будут наблюдаться отличия?
Основные термины к теме: «Органы гемопоэза и иммунной защиты» Артерия белой пульпы Arteria pulpae albae Артерия, вена трабекулярная Arteria, vena trabecularis Венула посткапиллярная Venula postcapillaris Вилочковая железа Thymus Ворота Hilus Герминативный центр Centrum germinale Долька вилочковой железы Lobulus thymi Капсула Capsula Кора, корковое вещество Cortex Костный мозг желтый Medulla ossium flava Костный мозг красный Medulla ossium rubra Кроветворение Hemocytopoesis Лимфатический сосуд выносящий Vas lymphaticum efferens Лимфатический сосуд приносящий Vas lymphaticum afferens Лимфатический узел Nodus lymphaticus Лимфатический узелок Nodulus lymphaticus Мозговое вещество Medulla Мозговой тяж Chorda medullaris Небная миндалина Tonsilla palatina Паракортикальная зона Paracortex Пульпа белая Pulpa alba Пульпа красная Pulpa rubra Пульпа селезенки Pulpa splenica flienalis) Ретикулярная ткань Textus reticularis Селезенка Splen Синус венозный Sinus venosus Синус лимфатический Sinus lymphaticus Строма костного мозга Stroma medullae Тельце вилочковой железы Corpusculum thymicum Трабекула Trabecula Фиброзная оболочка (капсула) Tunica fibrosa (capsula) Червеобразный отросток Appendix vermiformes Эпителиоретикулоцит вилочковой железы Epithelioreticuiocytus thymi Занятие №14 Тема занятия: «Органы гемопоэза и иммунной защиты» Подтема: Органы гемопоэза
Продолжительность изучения темы 5,5 часа Из них на занятии 2 часа. Самостоятельная внеаудиторная работа 3,5 часа.
Цель: Изучить основные закономерности гистологического строения, гистофизиологию органов кроветворения. Задачи: Знать: 1. Особенности эмбрионального кроветворения. 2. Особенности постэмбрионального кроветворения. 3. Принцип строения органов кроветворения, тканевый состав. 4. Органоспецифические особенности органов кроветворения 5. Возрастные особенности. Уметь: 1. Дифференцировать гистопрепараты кроветворных органов, исходя из их специфических особенностей строения и тканевых компонентов. 2. Определять структуры, ткани в органах гемопоэза. Методические рекомендации по самоподготовке Теоретические вопросы для самоподготовки к занятию:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.007 с.) |