Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства



Оглавление

Плагиат. 1

Что такое плагиат?. 1

Основные виды плагиата. 2

Умышленный плагиат. 2

Неумышленный «плагиат». 2

Завуалированный «плагиат». 3

Защита авторских прав. 3

Авторское право. 3

Самозащита авторских прав. 5

Авторская этика. 5

Наказание за плагиат. 6

Правовое наказание за плагиат. 6

Самонаказание за плагиат. 6

Самонаказание за умышленный плагиат. 6

Самонаказание за неумышленный «плагиат». 7

Выгоден ли плагиат?. 8

 

Что такое плагиат?

Плагиат (БЭС) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение (полностью или частично). За нарушение авторских прав предусматривается уголовная и гражданская ответственность.

Авторство (ТС) - принадлежность произведения автору.

Автор (ТС) – создатель какого-либо произведения.

В последние годы появляются новые виды авторских произведений, включая электронные, которые ранее в законе "Об авторском праве и смежных правах" отражены не были. Кроме того, объем информации по любому виду произведений и их тематике столь обширен, что в полном объеме ее проанализировать невозможно ни автору очередного нового произведения, ни экспертам, тем более, что многие авторы невольно «дублируют» друг друга, так как приходят к одним и тем же выводам, решениям и открытиям совершенно самостоятельно и независимо от других.

Плагиат также идет «в ногу со временем» и приобретает все более и более изощренные формы. Поэтому защита авторства и борьба с плагиатом становится чрезвычайно трудной задачей. И, несмотря на то, что за нарушение закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" существует уголовная и гражданская ответственность, привлечь плагиатора к той или иной форме ответственности во многих случаях не представляется возможным, так как все труднее установить (и доказать) присутствии или отсутствие УМЫШЛЕННОГО присвоения чужих авторских прав.

Основные виды плагиата

Имеется множество видов умышленного плагиата (официально наказуемого). Однако, наряду с умышленным плагиатом, существует неумышленный «плагиат» и завуалированный «плагиат», которые формально плагиатом НЕ являются и, естественно, никакому гражданскому и уголовному наказанию НЕ подлежат. Но отделить умышленный плагиат от завуалированного и неумышленного «плагиата» иногда бывает просто невозможно.

Умышленный плагиат

Умышленный плагиат может быть не только авторским плагиатом, заключающемся в умышленном присвоении авторства на чужое произведение (целое или части), но и рекламным плагиатом, и даже диверсионным плагиатом. Рекламный и диверсионный плагиат наиболее часто встречается в Интернет.

Рекламный плагиат выражается в том, что рекламные плагиаторы (с целью привлечения покупателей и/или посетителей) в качестве заголовков и/или ключевых слов умышленно используют популярные имена и/или названия, не имеющие ничего общего с сайтом плагиатора.

Диверсионный плагиат также является умышленным плагиатом. Он преследует те же цели, что и рекламный, но, кроме того, может использовать в качестве заголовков и ключевых слов имена людей и названия тех сайтов, которые являются антиподами сайта-плагиатора, а поэтому способны представить известных людей и популярные сайты в совершенно неверном свете. Некоторые плагиаторы используют специальные приемы, не позволяющие (после обнаружения обмана) уйти с сайта-плагиатора. Диверсионные сайты, включая порнографические, могут даже нанести вред компьютеру того человека, которого они заманили на свой сайт обманным путем. Поэтому будьте осторожны и имейте в виду, что такие сайты, чтобы избежать закрытия, очень часто меняют не только свое название, но и имя домена.

Неумышленный «плагиат»

Неумышленный «плагиат» (подражание, заимствование, случайное сходство, совпадение идей или открытий, высказанных или сделанных разными авторами независимо друг от друга, и т.п.) в той или иной степени свойственен любому, даже совсем новому, произведению вне зависимости от его вида и темы.

Вообще-то все НОВОЕ, созданное тем или иным автором, так или иначе, основано на знаниях и опыте множества предшественников, которые, хотя формально соавторами и не считаются, но фактически ими являются. И это следовало бы помнить тем, кто склонен считать себя первооткрывателем, описывая от своего имени уже давным-давно изобретенный другими «велосипед», и, не делая соответствующих ссылок, а как бы пытаясь претендовать на авторство того, что фактически сделано другими, а ими просто пересказывается.

Неумышленный «плагиат» может быть подсознательным, случайным (невольным) и «тиражируемым».

Подсознательный «плагиат» проявляется в том, что человек, «переваривший» множество информации и пришедший, благодаря этому, к тем или иным решениям и выводам, включая, возможно, и новые, может использовать при их изложении то (из «перелопаченных» им работ других авторов), что наиболее полно совпадает с его личным видением проблемы. При этом он может не помнить и/или не понимать, что фактически присваивает себе авторство на то, что изначально ему не принадлежит, и искренне считать, что к данным решениям и выводам пришел совершенно самостоятельно.

Случайный «плагиат» (невольный), который в научной литературе встречается довольно часто, заключается в том, что к одним и тем же выводам, решениям и даже изобретениям могут самостоятельно придти разные люди, причем совершенно независимо друг от друга, и даже излагать их они могут почти одинаковым образом.

«Тиражируемый плагиат» получил почти массовое распространение, особенно в научной литературе. Он возник из-за того, что ссылаться принято (и удобно) на тот источник информации, который наиболее популярен и издан наибольшим тиражом. При этом почти никто из ссылающихся не задается вопросом, является ли данная монография истинным первоисточником того конкретного материала, на который ссылаются и/или который заимствуется. И хотя любая солидная монография, использующая, как правило, материалы множества других (более мелких) авторских работ (менее популярных и менее востребованных из-за своего малого тиража и узости тематики), дает на них соответствующие ссылки, но авторы последующих книг ссылаются обычно на монографию, а не на приведенные в ней первоисточники.

Так как интересные и полезные материалы обычно многократно «тиражируются», переходя из одной монографии в другую со ссылкой на одну из предшествующих монографий, то имя истинного автора того или иного конкретного материала, оказывается, зачастую, в полном забвении. И хотя такое многократное «тиражирование», причем наиболее интересных и полезных материалов и даже изобретений, формально плагиатом не считается, но фактически им все же является.

Завуалированный «плагиат»

Завуалированный «плагиат» наиболее часто используется в научно-популярной и научной литературе. Он выражается в том, что уже известное (или даже общеизвестное) излагается (умышленно или неумышленно) без соответствующих ссылок и преподносится с претензией на первоначальное авторство, которая часто подчеркивается запрещением на использование ЛЮБОЙ части данной книги без письменного разрешения автора.

Защита авторских прав

Авторское право и защиту авторских прав определяет закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.), который размещен, например, на:

http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM

Ниже приведены всего лишь несколько пунктов (Раздела II) этого очень обширного закона.

Авторское право

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

 

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.

 

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

 

4. Авторское право НЕ распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

 

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Самозащита авторских прав

Многие авторы, включая авторов научных и научно-популярных книг, чтобы защитить свои произведения от плагиата, сопровождают их, зачастую, «угрожающими» предупреждениями, аналогичными следующему:

«Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или ЛЮБОЙ ее части, экранизация книги или любой ее части, использование принципов работы….в любых научно-технических устройствах или коммерческих целях запрещается без письменного согласия автора. В случае нарушения – преследуется в судебном порядке».

Казалось бы, такую самозащиту можно только приветствовать. Однако некоторые авторы книг, имеющих такие предупреждающие надписи, сами преподносят уже известное без ссылок на предшественников, и излагают его так, как будто бы именно они являются его первооткрывателями.

Читая книгу такого автора, невольно возникает вопрос, почему же он требует, спрашивать у него разрешения, причем письменного, на воспроизведение ЛЮБОЙ части его книги, если в отдельных (или даже многих) ее частях описывает то, что сделано другими, причем без соответствующих ссылок. Ведь это также плагиат, хотя и завуалированный, и (увы!) ненаказуемый.

Кроме того, такое категорическое запрещение воспроизведения ЛЮБОЙ части произведения без согласия автора явно противоречит закону РФ "Об авторском праве и смежных правах» (статья 19, п. 1).

Закон РФ допускает в некоторых (специально оговоренных) случаях цитирование и обзор правомерно обнародованных произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Авторская этика

Ни официальная защита авторских прав, ни самозащита, не в состоянии искоренить плагиат во всех его многочисленных проявлениях. Но это могут сделать сами авторы, если, руководствуясь авторской этикой, будут соблюдать следующие основные принципы:

· Не заниматься умышленном плагиатом ни в одном из его проявлений.

· Исключить из своих работ не только завуалированный плагиат, но, по возможности, и неумышленный.

Для этого следует:

  • Давать ссылки на чужие произведения, которые послужили основой данного авторского произведения, а на те из них, материалы которых были использованы непосредственно, - давать ссылки в обязательном порядке.
  • Преподносить уже известный материал со ссылкой на ПЕРВОисточник, а если он из-за многократного тиражирования неизвестен, то начиная словами: «Как известно…», «Как полагают…», Как считается…» (и подобными им), а не от себя лично.
  • Не накладывать запрета на использование (без разрешения) тех частей своего произведения, изначальный материал для которых был заимствован у других.

Совершенно очевидно, что найдется не так уж много авторов, которые будут следовать авторской этике из благородных побуждений.

Для принципиального изменения катастрофической ситуации с плагиатом необходимы более весомые сдерживающие факторы. Одним из таких сдерживающих факторов является НАКАЗАНИЕ и САМОНАКАЗАНИЕ за плагиат, который в настоящее время приобрел гигантские масштабы.

Наказание за плагиат

Самонаказание за плагиат

Кроме правового (законодательного) наказания существует САМОНАКАЗАНИЕ, причем за ЛЮБОЙ плагиат, включая неумышленный. Об этом наказании мало кто задумывается, хотя оно, в отличие от правового, является практически неизбежным. В чем же выражается самонаказание при разных видах плагиата?

Выгоден ли плагиат?

Если серьезно подойти к ответу на этот вопрос, то в свете сказанного выше, на него следует ответить однозначно:

Плагиат (в любой его форме) НЕВЫГОДЕН. В первую очередь, он НЕ выгоден самому плагиатору, так как за любой плагиат неизбежно последует самонаказание, которое может оказаться даже страшнее уголовных и гражданских санкций, которые предусмотрены законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Уважаемые авторы всех видов произведений!

Изучите внимательно закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" в его полном объеме. И, ознакомившись с тем, что написано в этой статье, взвесьте еще раз все «ЗА» и «ПРОТИВ», прежде чем присвоить себе чьи- либо авторские права.

А чтобы не подвергнуться ни наказанию, ни самонаказанию, чтите ЗАКОН и не забывайте давать ссылки на первоисточники.

ÓА. Поис, 07.10.2008.

Постоянный адрес статьи (и книги) на сайте: http://www.pois.ru/

Вопросы и ответы

 

 

Оглавление

Плагиат. 1

Что такое плагиат?. 1

Основные виды плагиата. 2

Умышленный плагиат. 2

Неумышленный «плагиат». 2

Завуалированный «плагиат». 3

Защита авторских прав. 3

Авторское право. 3

Самозащита авторских прав. 5

Авторская этика. 5

Наказание за плагиат. 6

Правовое наказание за плагиат. 6

Самонаказание за плагиат. 6

Самонаказание за умышленный плагиат. 6

Самонаказание за неумышленный «плагиат». 7

Выгоден ли плагиат?. 8

 

Что такое плагиат?

Плагиат (БЭС) - умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение (полностью или частично). За нарушение авторских прав предусматривается уголовная и гражданская ответственность.

Авторство (ТС) - принадлежность произведения автору.

Автор (ТС) – создатель какого-либо произведения.

В последние годы появляются новые виды авторских произведений, включая электронные, которые ранее в законе "Об авторском праве и смежных правах" отражены не были. Кроме того, объем информации по любому виду произведений и их тематике столь обширен, что в полном объеме ее проанализировать невозможно ни автору очередного нового произведения, ни экспертам, тем более, что многие авторы невольно «дублируют» друг друга, так как приходят к одним и тем же выводам, решениям и открытиям совершенно самостоятельно и независимо от других.

Плагиат также идет «в ногу со временем» и приобретает все более и более изощренные формы. Поэтому защита авторства и борьба с плагиатом становится чрезвычайно трудной задачей. И, несмотря на то, что за нарушение закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" существует уголовная и гражданская ответственность, привлечь плагиатора к той или иной форме ответственности во многих случаях не представляется возможным, так как все труднее установить (и доказать) присутствии или отсутствие УМЫШЛЕННОГО присвоения чужих авторских прав.

Основные виды плагиата

Имеется множество видов умышленного плагиата (официально наказуемого). Однако, наряду с умышленным плагиатом, существует неумышленный «плагиат» и завуалированный «плагиат», которые формально плагиатом НЕ являются и, естественно, никакому гражданскому и уголовному наказанию НЕ подлежат. Но отделить умышленный плагиат от завуалированного и неумышленного «плагиата» иногда бывает просто невозможно.

Умышленный плагиат

Умышленный плагиат может быть не только авторским плагиатом, заключающемся в умышленном присвоении авторства на чужое произведение (целое или части), но и рекламным плагиатом, и даже диверсионным плагиатом. Рекламный и диверсионный плагиат наиболее часто встречается в Интернет.

Рекламный плагиат выражается в том, что рекламные плагиаторы (с целью привлечения покупателей и/или посетителей) в качестве заголовков и/или ключевых слов умышленно используют популярные имена и/или названия, не имеющие ничего общего с сайтом плагиатора.

Диверсионный плагиат также является умышленным плагиатом. Он преследует те же цели, что и рекламный, но, кроме того, может использовать в качестве заголовков и ключевых слов имена людей и названия тех сайтов, которые являются антиподами сайта-плагиатора, а поэтому способны представить известных людей и популярные сайты в совершенно неверном свете. Некоторые плагиаторы используют специальные приемы, не позволяющие (после обнаружения обмана) уйти с сайта-плагиатора. Диверсионные сайты, включая порнографические, могут даже нанести вред компьютеру того человека, которого они заманили на свой сайт обманным путем. Поэтому будьте осторожны и имейте в виду, что такие сайты, чтобы избежать закрытия, очень часто меняют не только свое название, но и имя домена.

Неумышленный «плагиат»

Неумышленный «плагиат» (подражание, заимствование, случайное сходство, совпадение идей или открытий, высказанных или сделанных разными авторами независимо друг от друга, и т.п.) в той или иной степени свойственен любому, даже совсем новому, произведению вне зависимости от его вида и темы.

Вообще-то все НОВОЕ, созданное тем или иным автором, так или иначе, основано на знаниях и опыте множества предшественников, которые, хотя формально соавторами и не считаются, но фактически ими являются. И это следовало бы помнить тем, кто склонен считать себя первооткрывателем, описывая от своего имени уже давным-давно изобретенный другими «велосипед», и, не делая соответствующих ссылок, а как бы пытаясь претендовать на авторство того, что фактически сделано другими, а ими просто пересказывается.

Неумышленный «плагиат» может быть подсознательным, случайным (невольным) и «тиражируемым».

Подсознательный «плагиат» проявляется в том, что человек, «переваривший» множество информации и пришедший, благодаря этому, к тем или иным решениям и выводам, включая, возможно, и новые, может использовать при их изложении то (из «перелопаченных» им работ других авторов), что наиболее полно совпадает с его личным видением проблемы. При этом он может не помнить и/или не понимать, что фактически присваивает себе авторство на то, что изначально ему не принадлежит, и искренне считать, что к данным решениям и выводам пришел совершенно самостоятельно.

Случайный «плагиат» (невольный), который в научной литературе встречается довольно часто, заключается в том, что к одним и тем же выводам, решениям и даже изобретениям могут самостоятельно придти разные люди, причем совершенно независимо друг от друга, и даже излагать их они могут почти одинаковым образом.

«Тиражируемый плагиат» получил почти массовое распространение, особенно в научной литературе. Он возник из-за того, что ссылаться принято (и удобно) на тот источник информации, который наиболее популярен и издан наибольшим тиражом. При этом почти никто из ссылающихся не задается вопросом, является ли данная монография истинным первоисточником того конкретного материала, на который ссылаются и/или который заимствуется. И хотя любая солидная монография, использующая, как правило, материалы множества других (более мелких) авторских работ (менее популярных и менее востребованных из-за своего малого тиража и узости тематики), дает на них соответствующие ссылки, но авторы последующих книг ссылаются обычно на монографию, а не на приведенные в ней первоисточники.

Так как интересные и полезные материалы обычно многократно «тиражируются», переходя из одной монографии в другую со ссылкой на одну из предшествующих монографий, то имя истинного автора того или иного конкретного материала, оказывается, зачастую, в полном забвении. И хотя такое многократное «тиражирование», причем наиболее интересных и полезных материалов и даже изобретений, формально плагиатом не считается, но фактически им все же является.

Завуалированный «плагиат»

Завуалированный «плагиат» наиболее часто используется в научно-популярной и научной литературе. Он выражается в том, что уже известное (или даже общеизвестное) излагается (умышленно или неумышленно) без соответствующих ссылок и преподносится с претензией на первоначальное авторство, которая часто подчеркивается запрещением на использование ЛЮБОЙ части данной книги без письменного разрешения автора.

Защита авторских прав

Авторское право и защиту авторских прав определяет закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.), который размещен, например, на:

http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM

Ниже приведены всего лишь несколько пунктов (Раздела II) этого очень обширного закона.

Авторское право

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

 

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.

 

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

 

4. Авторское право НЕ распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

 

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права НЕ требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности: "©"; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.053 с.)