Правовой режим прилегающей зоны и исключительной экономической зоны



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим прилегающей зоны и исключительной экономической зоны



В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим.

Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов (как живых, так и неживых), а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как право на производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

За прибрежным государством признана юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

Другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в данной зоне должным образом обязаны учитывать права и обязанности друг друга.

Прилежащая зона – это часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных областях.

Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 24).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для:

1) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

2) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33).

Конвенция ООН по морскому праву в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.

 

Международно-правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Континентальный шельф с геологической точки зрения – это подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

В Конвенции о континентальном шельфе от 1958 г. отмечено, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить разработку естественных богатств этих районов.

Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76). В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76).

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Государство не может отказать другим странам в проведении морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

 

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа которых не превышает 24 морских миль.

Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Прибрежные государства вправе сами определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. В интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации. Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима либо наибольшего благоприятствования.

Согласно международному обычаю и практике государств во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. В 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них. Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе обычая пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.

 

Территориальное море

Территориальное море – это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод.

На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

В территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море осуществляется суверенитет прибрежного государства, однако с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Внешняя граница территориального моря может находиться в пределах от 3 до 1 2 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 г., что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:

1) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;

2) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод.

Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.013 с.)