Абсолютная монархия в России формирование и эволюция в XVIII в.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолютная монархия в России формирование и эволюция в XVIII в.



 

Для абсолютной монархии характерны: наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности.

Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.).

Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет. С 1722 г. за неявку на службу назначалось наказание.

 

Судебная реформа Екатерина II

 

В процессе судебной реформы 1775 г., проведенной Екатериной II, была образована сословная судебная система, просуществовавшая до 1864 г.

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состо­явший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей. Апелляционной и ревизионной инстанци­ей для уездных судов являлся Верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Для городских жителей низшей судебной инстанцией являлись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магист­ров были губернские магистраты. В губернский магистрат входили два председателя и заседатели, избираемые из горожан губернского города.

Для государственных крестьян первой судебной инстанций была уездная нижняя расправа, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в 25 руб. в течение недельного срока.

В каждой губернии учреждался совестный суд. Он состоял из сословных представителей (председателя и двух заседате­лей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. В губерниях апелляционной и ревизионной инстанцией для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, были судебные палаты по граж­данским и уголовным делам. К апелляционной жалобе прила­гался денежный залог в размере 100 руб. Высшим судебным органом для судов всей системы являлся Сенат.

Судебная реформа 1775 г. осуществила попытку отде­лить суд от администрации. Попытка не удалась:

– губернаторы по-прежнему имели право приостанавли­вать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались губернатором;

– председатели всех судов назначались правительством, а представители сословий могли избирать только заседателей;

– мелкие дела рассматривались городскими полицейски­ми органами;

– продолжала действовать вотчинная юстиция;

– высокие судебные пошлины делали суд малодоступным для низших слоев населения.

 

Устав благочиния или полицейских» 1782 года

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

 

Изменение в системе государственного управления в первой четверти XIX в. М.М.Сперанского, Н.Н.Новосельцева.

 

Работа по систематизации законодательства была начата задолго до этого периода времени – еще в середине XVIII века. Однако работа многочисленных комиссий по составлению Уложения не завершилась успехом. Работа по систематизации законодательства была возложена на II отделение Собственной его Императорского Величества Канцелярии и велась под руководством М.М. Сперанского. В 1830 г. вышло в свет первое «Полное собрание законодательных актов за период с 1649 (Соборное уложение) по 3 декабря 1825 г., расположенные в хронологическом порядке. Впоследствии издание дополнялось новыми томами, включавшими вновь принятые законы. В 1832 г. был издан 15–томный «Свод законов», куда вошли только действующие законы, систематизированные по определенной схеме. Решением Государственного совета «Свод законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления – единственным официальным источником права. С 1835 г. он вступил в силу и действовал в полной мере вплоть до 1906 г., когда была принята его новая редакция.

М. М. Сперанский Свой проект коренной реформы общественно-политического устройства России он изложил в документе, который назывался «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:

1.Внести в закон понятие полит и гр прав, но не для всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось пред гр права. Важно то, что возм влиять на систему власти получили бы не только высшие, но и ср слои.2.Обеспечить разд властей и общества, обл гр правами, к управлению. Судебная власть призн полн независимой и подч Сенату. Законодательную власть дб представлять выборные местные думы и центр Гос дума. Исп же власть подч законодательной. Она была предст министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.3.Провозглашалось правовое гос, то есть правит закон, а не люди.4.Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их ответ перед обществом.

Вся система гос упр, по этому проекту, строилась снизу вверх. Предп, что насел будет выбирать местные думы. Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов правления, кот предл вести местное хозяйство до след собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная - в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную).. М. Сперанский утверждал, что Россия движется к неминуемой общ катастрофе, о чем свид падение престижа власти в народе.

проект Сперанского предполагал факт преобр России в конст монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парлам типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гр и был введен образ ценз для гр чин.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.012 с.)