Научный руководитель Подпись



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный руководитель Подпись



Курсовая работа

 

Научный руководитель

 

 

Кострома 2001

 

Работа выполнена на кафедре права.

 

 

Научный руководитель

 

(ученая степень, звание, отчество, фамилия)

 

Решение комиссии о защите курсовой работы

 

(оценка, число)

 

Научный руководитель Подпись

 

Заведующий кафедрой Подпись

 

ПЛАН:

 

 

Введение... 1

История возникновения, источники, система мусульманского права.. 3

Семейное право мусульман.. 7

Общая характеристика семейного права мусульман. 7

Понятие, условия брака. 12

Заключение брака. 14

Временный брак. 17

Права и обязанности супругов. 18

Расторжение брака и его виды. 20

Развод по причине физических и умственных недостатков. 24

Происхождение.. 26

Установление происхождения от определенного лица. 26

Последствия происхождения. 27

Опека. 28

Заключение.. 32

Приложение.. 34

Список использованной литературы:. 35

 

Введение

 

Выбирая тему своей курсовой работы, я хотел показать ее значимость и актуальность.

Ислам и шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. (Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия). Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение шариата имеет первостепенное значение. А гражданско – правовые нормы в этой системе играют первостепенное значение.

В последнее время взаимоотношения между мусульманским миром и немусульманским сильно обострились, примером этого служит Косовский конфликт, операция в Чечне, последние события в Афганистане.

В этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект исключать никак нельзя. Чтобы эти конфликты как можно реже переходили в стадию вооруженного конфликта, необходимо знать правовые основы, обычаи, религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате, значит коснуться важнейшей стороны ислама – одной из важнейших мировых религий, численность последователей которой составляет 1 миллиард человек.

До последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания только в специализированной литературе, рассчитанной на узкий круг специалистов. Для большинства же населения, ислам оставался грубой, патриархальной, жестокой, отжившей свой век религией. Считалось, что ислам не имеет будущего, поскольку сохраняет свои позиции преимущественно в аграрных странах “третьего мира”.

Неожиданностью для многих ученых стало увеличение числа сторонников мусульманской религии ( не секрет, что некоторые звезды кино, музыки, искусства стали мусульманами).

В советской и российской литературе вопрос изучения истории ислама и мусульманского законодательства освещен довольно хорошо. Известны работы таких знаменитых востоковедов как: Е.А. Беляева, Е.А. Дорошенко, Л.А. Семеновой, И.П. Петрушевского. Особенно мне нравятся работы о мусульманском праве доктора юридических наук, профессора Института государства и права РАН Л.Р. СЮКИЯЙНЕНА, у него есть статьи посвященные конкретно брачно – семейному праву мусульман, институту наследования, его статьи написаны на хорошем уровне, понятным языком, со множеством примеров. Многие положения его публикаций вошли в мою курсовую работу.

В курсовой работе у меня была цель показать какую роль семья играет в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами она регулируется, показать неразрывную связь норм шариата которые регулируют брачно – семейные отношения с исламом, описать их источники. Я попытаюсь описать основные моменты, характерные особенности брачно – семейного права мусульман, которые присущи только шариату и негде более не проявляются.

 

 

Семейное право мусульман.

Понятие, условия брака.

В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие - прискорбным состоянием. Коран, как и Талмуд, допускает, чтобы верующий имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется “Женщины”, сказано: “Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…”. Практически у одного мужа такое количество жен бывает редко по той причине, что он сам обязан их всех содержать. В мусульманском обществе старая дева представляет собой редчайшее явление, тем более, что как пишет Р.Шарль “ к многоженству в пространстве добавляется еще многоженство во времени, вызываемое расторжением браков и заключением новых.*

“ Законный брак” является объектом подробной регламентации, в которой характерно переплетаются юридические идеи и мусульманские обычаи. Открытая непристойность в определениях целей брака ( физическое обладание и деторождение ), которые приводятся без обиняков, реализм установленных норм, свидетельствуют о грубости патриархальной среды.

С лингвистической точки зрения “брак” имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной.

Вообще же, понятие «брак» (акд)1 шариатом определяется следующим образом: брак – это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз.

Брак в своем истинном смысле- неотъемлемое право каждого, имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачные отношения. Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, Пророк Мухаммед женился и сказал:

“Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот - не мусульманин.” 2

Цель брачного договора состоит в создании семьи и продолжении рода. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что заключение брачного договора сводится не просто к получению “взаимного удовольствия”, но еще и означает создание хороших, крепких семей, а в целом здорового общества. Законодательство мусульманских стран устанавливает ряд условий заключения брачного договора и предъявляет определенные условия к его форме. Сторонами, заключающими брачный договор, признаются те самые лица, половые сношения которых этим договором узакониваются или должны быть узаконены в будущем. Предельного брачного возраста не существует. Лица, достигшие совершеннолетия, могут заключить брачный договор по собственному желанию, без вмешательства их опекунов, а также домогаться расторжения брака, заключенного без их согласия. Совершеннолетними считаются – юноши, достигшие 12-ти летнего и девушки 9-ти летнего возраста. Несовершеннолетние могут быть связаны. Без их согласия, брачным договором их родителями или валеями1. Умалишенным не запрещается вступать в брак, но брачный договор должен быть заключен от лица умалишенного его родителями.
Никаких писаных актов ни религиозных церемоний не требуется для действительности брачного договора. Но слова «предложения и согласия», так называемая формула бракосочетания, должны быть произнесены. Формулу бракосочетания читают жених и невеста или их доверенные лица, которыми могут быть как мужчины, так и женщины. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно. Как правило, формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. Чтение формулы доверенными лицами осуществляется также по указанной форме: первым произносит ее доверенное лицо невесты, затем жениха. Временный брак у мусульман-шиитов, осуществляется по той же форме, но с указанием срока брачного договора. Законодательство большинства арабских стран допускает внесения в брачный договор определенных условий по желанию заключающих его лиц. Если же внесенное условие противоречит смыслу брака, его правовым основам или имеет целью совершение запрещенного деяния ( например, если один из супругов ставит другому условие не жить вместе с ним или не иметь супружеских отношений, употреблять спиртные напитки и.т.д. ), то брак считается действительным, а данное условие – ничтожным.

 

Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих условий:

Ø Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Однако если невеста внешне и проявляет отвращение, но «в душе согласна», брачный договор признается верным.

Ø Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених, ни невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение на другом языке.

Ø При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Например, если отец невесты, читающий формулу бракосочетания за дочь, обращается к жениху со словами: «Я считаю одну из своих дочерей твоей женой», то брачный договор считается неверным, ибо неясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).

Ø Читающие формулу (жених, невеста или их доверенные лица) должны быть совершеннолетними и в здравом уме.

 

 

Заключение брака.

Как в старой французской юриспруденции, когда помолвку рассматривали как договор, основанный лишь на выражении обоюдного согласия, так и в исламе обещания женитьбы не влекут за собой никакого юридического обязательства, тогда как у евреев вручение “символа”* освящает право на брак.

Действительность брака по мусульманскому праву обусловлена сочетанием следующих четырех условий:

ü Отсутствием прямых препятствий

ü Согласим конкретных лиц

ü Определение выкупа

ü Соблюдение определенных формальностей

Большинство препятствий, делающих брак невозможным или требующих его отсрочки, схоже с подобными условиями любого другого законодательства. Одни из них основаны на запрещении кровосмешения в случае кровного родства, к которому мусульманское право приравнивает и “родство по молоку”, запрещая брак между молочными братьями и сестрами ( если они были хоть раз допущены к груди одной и той же кормилицы ). Другие запрещения брака носят специфический исламский характер: они распространяются например у маликитов, на паломника, еще носящего ихрам1 - одежду, свидетельствующую, что его паломничество еще не закончено; на женщину жениться на которой уже выразил желание жениться другой претендент, а также на случаи, когда будущий супруг подвергается смертельной опасности. Согласно большинству мусульманских толков, запрещаются неравные браки по признаку социального положения будущих супругов: мужу запрещается женится на родной сестре одной из своих четырех жен; запрещается жениться на женщине, у которой еще не закончился испытательный срок идда или истибра.*

Различие в религиозных исповеданиях также является препятствием для заключения брака: не разрешается брак мусульманина с идолопоклонниками. Мусульманин может жениться на еврейке или христианке, так как считается, что влияние мужа будет способствовать вовлечению еще одной новообращенной в ряды правоверных, в мусульманскую общину.

Что касается возраста новобрачных, то достаточно, чтобы будущие супруги достигли половой зрелости ( в противном случае их согласие явится недействительным ). Но это физиологическое условие не является необходимым, когда речь идет о браке на основании джебра, то есть принуждения вступить в брак. Если согласно, французскому праву, действительность предполагаемого брака обусловлена разрешением определенных родственников по восходящей линии, то по мусульманскому закону согласие на брак должно исходить лишь от жениха и невесты, которые при этом могут, ( а невеста обязана ) выразить свою волю через вали, опекунов или доверенных лиц. Во многих мусульманских странах, как того требуют мусульманские традиции, значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты ( в отдельных случаях и жениха ) функции которого выполняют ее отец или другие ближайшие родственники. Как правило, требуется, чтобы опекуном было находящиеся в здравом рассудке совершеннолетнее лицо. Кроме того иногда предусматривается, что опекуном мусульманина может выступать только мусульманин. Если у невесты нет родственников, которые по закону могут играть роль опекуна, функции последнего переходят к мусульманскому судье. Роль опекуна усиливается если заключение брака происходит раньше установленного законом срока брачной правоспособности.

Следует отметить, что, как мной было указано выше, жениха и невесту можно заставить вступить в брак в силу права джебр – принудительного брака. Применение джебра распространяется, с одной стороны, на все виды запрещения брака, связанные с случаями умопомешательства; с другой – в различных мусульманских толках – на мальчиков до достижения ими половой зрелости, на девушек, не лишившихся девственности в первом браке. По материалам которые мной были изучены, я пришел к выводу, что согласие девушки на брак требуется лишь в тех случаях когда:

§ Когда она признана дееспособной или является вдовой, или разведенной, или сиротой

§ Когда отец хочет выдать ее за сумасшедшего, за эпилептика, или за урода

§ Когда ей отказывают в разрешении выйти за муж и она прибегает к помощи кади*1

Молчание девственницы считается равносильным ее согласию на брак.

При любом мусульманском браке обязателен махр или садак*2 , соответствующий материальному положению жениха и невесты. Выкуп должен быт непременно реальным, а не фиктивным. Отсюда действительность брака, носящего название ширар, или брака с возмещением выкупа.* Супруг, даже если ему приходится жениться по принуждению, все равно обязан платить выкуп, который в доисламский период предназначался родителям жены, а по Корану принадлежит самой жене. Как правило, устанавливается, что махром может быть как денежная сумма, так и любая вещь, обладающая определенной ценностью, или свойство предмета, способное удовлетворять одну из потребностей человека, пользование которым разрешено законом. Поскольку махр предоставляется мужем и становится собственностью жены, определение его как приданого, на мой взгляд, является неудачным. В принципе считается, что правом на махр обладает только жена. Однако в отдельных случаях допускается его передача ее представителю. Законодательство нескольких мусульманских стран устанавливает, что от имени невесты, которая впервые выходит замуж, махр может получить ее отец или дед, выполняющие функции ее опекуна. Поэтому неверным является утверждение, что мужчина платит выкуп за невесту ее отцу. Интересно мнение Жака Кюжаса* который говорил: “я рассматриваю махр как возмещение за лишение невинности”.1 Современный иранский кодекс считает махр – признание долгов – “денежным возмещением за плотские наслаждения” Не следует смешивать выкуп за невесту с шура или с джихаз2 ( то есть приданым невесты ).Если в России согласно ее законодательству и традициям брак является торжественным актом, сопровождаемым широкой гласностью и требующим соблюдения определенной церемонии, которой руководит должностное лицо, ведущее акты гражданского состояния, то у мусульман дело идет не о чисто консенсуальном контракте, ибо для его доказательства требуется присутствие двух свидетелей – мусульман мужского пола, достигших половой зрелости, находящихся в здравом уме. Брак может быть оформлен – до плотской связи брачущихся – путем взаимного выражения.

Временный брак.

Временный брак- самый архаичный из семейно-брачных договоров шариата. Такая форма брака существовала в раннем исламе. В настоящее время временный брак постепенно уходит из практики и сохраняется главным образом среди пожилых людей в отдаленных местностях Ирана, Ирака и в других местах.

Шариат допускает заключение временного брака, в частности в том случае, когда нет намерения интимного сближения. Это обычно бывает, когда брачный договор заключают пожилая женщина и старик, чтобы ухаживать друг за другом, или когда пожилая женщина намерена ухаживать, готовить пищу, заниматься домашним хозяйством у одинокого пожилого мужчины, поскольку ислам запрещает женщине пребывание в жилище постороннего мужчины. В шариате говорится, что, если жена во время заключения договора о временном браке поставила условие, чтобы муж к ней не приближался, брак считается действительным и муж удовлетворяется лишь всеми остальными благами семейной жизни, кроме физической близости. Если женщина забеременела во временном браке, она не имеет права требовать от мужа средства или наследовать его состояние. Муж тоже не имеет права наследовать имущество жены, с которой он состоит во временном браке.

Женщины, состоящие во временном браке, обладают более широкой свободой и правами по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном. Но в тоже время женщина, состоящая во временном браке, не имеет права требовать от мужа того, чего может потребовать от него постоянная жена. Женщина, состоящая во временном браке, формально имеет право выходить из дому без разрешения мужа, но если этим как-то ущемляются интересы мужа, то она лишается этого права. Временный брак, как и постоянный, обязывает мужа не покидать жены более чем на четыре месяца. Если женщина соглашается на заключение с мужчиной временного брака, указывается срок истечения этого брака и размер махра, а мужчина самовольно заключает постоянный брак, исход этого дела по шариату таков: если женщина, узнав об этом, соглашается на постоянный брак, брачный договор имеет юридическую силу, если же она заявляет о своем не согласии, брачный договор считается недействительным. Шариат допускает превращение временного брака в постоянный по обоюдному согласию состоящих во временном браке. Временный брак используется у мусульман и для того, чтобы женщина имела возможность находится в чужом доме, где она сможет столкнуться с посторонними мужчинами. Например, если по каким- либо причинам молодая женщина оказалась в чужом доме, где есть посторонние мужчины и несовершеннолетние мальчики, глава семьи (отец или дед) может хотя бы на несколько часов или дней заключить временный брак между этой женщиной и несовершеннолетним мальчиком, чтобы она стала “махрама”1 - не запретной для мужчин данной семьи. Об этом браке, который является фиктивным, несовершеннолетний мальчик ничего не узнает, поскольку брак за него заключается родителями.

Происхождение.

 

Мусульманскому праву известны в отношении отца только законные дети и дети и дети внебрачные и непризнаваемые. Мусульманское право не знает институты узаконения внебрачных детей, усыновления или удочерения, и суду не предоставлено полномочий формально узаконивать родственные связи, не являющиеся фактически законными. Хотя в мусульманском праве отсутствует какая то бы ни было регламентация родственных связей по материнской линии, установление материнства все же возможно, что позволяет в некоторых случаях одновременно установить отцовство, если только оно было законным.

Последствия происхождения.

 

Происхождение влечет за собой для родителей и детей взаимные права и обязанности.

В обязанности матери входит хадана3 ( обязанность пестовать ребенка ), кормление ребенка грудью*, а тех случаях, когда отец оказывается материально несостоятельным, - и содержание ребенка. Хадана в некоторой степени является разделением родительской власти и включает обязанность содержать и воспитывать ребенка ( оплата расходов обычно является долгом отца ). Длительность хаданы равна сроку обязанности отца содержать ребенка: от рождения до наступления половой зрелости в отношении сыновей, а в отношении дочерей – до их фактического вступления в брак. Любое лицо, на болю которого выпадает выполнение обязанностей хаданы, может от него отказаться ( даже мать ), если на это находится другой приемлемый претендент. Лишение права на хадану может быть применено к “воспитательнице”, которая вновь вышла замуж, или оказывает на ребенка пагубное влияние, либо собирается поселиться на расстоянии, превышающем 120 километров от местожительства отца, лишая его таким образом возможности осуществлять свою отцовскую власть в отношении ребенка.

“Власть главы семьи, возложенная на отца, давала ему в доисламскую эпоху право распоряжаться жизнью и смертью своих жен и детей” - пишет Л. Сюкияйнен1, действительно были случаи, когда младенцев женского пола закапывали живыми в землю. Коран преобразовал эту рубубийю2 - деспотическую власть отца – в вилая3, то есть во власть покровительственную, защищающую. Что касается имущества детей, то отец не только управляет, но и владеет им ( с обязательством отчитаться в этом по окончании опеки ). Так обстоит дело до совершеннолетия ребенка, причем по мусульманскому праву можно различать два вида совершеннолетия:

I. Одно называется соматическим, то есть применяется к лицу

II. Другое хрематическим, то есть применяется к имуществу

Опека.

 

Каждый мусульманин обязан содержать и пропитывать своих детей, деда и бабку; однако всех их, кроме детей, только в том случае, если они сами не могут себя содержать. В этом случае не определяется ни количество денег, ни сами предметы для содержания и пропитания. Их количество полностью зависит от сына или внука, и может заключаться в самом необходимом.

Дети обязаны повиноваться и с почтением относиться к своим родителям. Они должны навещать своих родителей. Если они живут в разных местах, то дети обязаны приезжать к родителям по крайней мере каждые семь лет и в течение этого времени писать им письма и посылать подарки.

В случае жалобы этих родственников и детей на неполучение содержания, шариат, предписывает немедленно удовлетворить их, а в случае отказа, принуждает всякое лицо, в обязанности которого входит содержание родственников, продавать свое имущество ( как движимое, так и недвижимое ) и вырученными деньгами удовлетворить родственников.

 

В шариате существует три вида опеки:

ü опека для заключения брака, устанавливаемая над несовершеннолетними, над умалишенными того или иного пола, а также для оказания помощи взрослой женщине в здравом рассудке, при совершении брачного договора

ü опека над несовершеннолетним в целях его воспитания

ü опека над имуществом несовершеннолетнего

Мусульманское право различает 3 вида опекунов:

1. Опекуны естественные, т.е. по праву родства

2. Опекуны, назначенные духовным завещанием

3. Опекуны, назначенные правомочными государственными органами.

Опекуны должны быть обязательно мусульманами, совершеннолетними, дееспособными и добропорядочными людьми.

Несовершеннолетие считается основанием для установления брачной опеки, если нет отца и деда. Совершеннолетие признается по достижении девочкой 9-ти, а мальчиком 12-ти лет, если признаний умственной и физической незрелости не последовало.
Опекуна назначает судья. Допускается существование двух и более совместных опекунов. Над несовершеннолетним и его имуществом могут быть назначены отдельные опекуны. Если несовершеннолетний владеет несколькими видами имущества, то судья может, если признает необходимым, назначить отдельного опекуна над каждым или несколькими видами имущества.
При назначении опекуна над несовершеннолетним, судья должен руководствоваться соображениями, которые не расходятся с законом, послужат, по мнению судьи, на благо несовершеннолетнего. При этом судья должен иметь в виду возраст, пол и вероисповедание несовершеннолетнего, личное и имущественное положение и способности предполагаемого опекуна, степень его родства с несовершеннолетним, а также желания (если такие есть) покойного родителя и отношения, существующие или существовавшие между предполагаемым опекуном и несовершеннолетним или его имуществом.
Если несовершеннолетний достиг возраста, допускающего сознательное предпочтение того или иного опекуна, то судья может принять в соображение желание опекаемого.
Суд не может назначить опекуна против воли последнего.

 

 

Опекун не назначается в следующих случаях:

ü над несовершеннолетней, состоящей в замужестве, муж которой является, по мнению судьи, подходящим опекуном над ней

ü над несовершеннолетним при жизни отца, который является, по мнению судьи, подходящим опекуном над несовершеннолетним

Женщин тоже можно назначать опекунами, если нет подходящих мужчин и если они знакомы с нормами шариата.

Женщина, имеющая право воспитательного надзора за мальчиком или девочкой, теряет это право:

ü Если она не проявляет достаточной заботливости о ребенке

ü Если она уличена в открытом разврате и грубом обращении вообще с людьми

ü Если она проживает не в местожительстве отца – за исключением разведенной жены, которая имеет право перевести собственных детей на жительство к себе, при условии, что это новое их местопребывание будет в то же время и местом, где был заключен брак

Опекун есть доверенное лицо опекаемого и не должен извлекать из своего положения выгоды, поскольку это не обусловлено завещанием или иным документом (если такой имеется), в силу которых он назначен. Такого рода запрещение распространяется на все имущественные сделки между опекуном и опекаемым на все время существования опеки и даже на некоторое время после ее прекращения.
На опекуна возлагается надзор за опекаемым, а также забота о его содержании, образовании и обо всем том, что предусмотрено законом.

Опекунам за их труды и обязанности определенного вознаграждения не полагается. Опекуны должны вести подробные отчеты по управлению имуществом малолетнего. Во время малолетства лица, находящегося под опекой, от опекуна не требуется никаких отчетов, кроме как по требованию казия или государственных органов для удостоверения добропорядочности опекуна.

Малолетний, по достижению совершеннолетия, имеет право потребовать от опекуна подробный отчет всех его действий на протяжении всего периода опеки.

Судья может по заявлению заинтересованных лиц сменить опекуна, назначенного им, назначенного по духовному завещанию или по иному документу в случаях:
неспособности выполнения обязанностей опекуна, дурного обращения с опекаемым или невнимания к его нуждам, уличение в проступке, который, по мнению судьи, настолько опорочивает имя опекуна, что последний становится недостойным выполнять обязанности по отношению к опекаемому, переезд опекуна за пределы подсудности судьи.

Если опекун пожелает сложить себя возложенную на него обязанность, он может обратиться к судье с просьбой об освобождении его от таковой. Судья должен освободить опекуна от выполнения его обязанностей, если признает просьбу основательной.

По прекращении полномочий опекуна, судья может потребовать от него передачи имущества, принадлежащего опекаемому и находящегося в его распоряжении. После передачи опекуном имущества или счетов, по указанию судьи, последний может освободить его от опекунских обязанностей, что не слагает с него ответственности за последствия неправильных его действий.

 

Заключение.

 

В заключение я хотел бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания курсовой работы основная моя задача заключалось в том, чтобы как можно наиболее полно раскрыть брачно – семейное право мусульман, показать какую роль семья играет в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами она регулируется, показать неразрывную связь норм шариата которые регулируют брачно – семейные отношения с исламом, описать их источники, выделить те аспекты, которые позволили мусульманскому праву ( по мнению многих людей праву жестокому, отжившему свой век, патриархальному и не имеющему право на жизнь ) со временем приобрести мировое значение.

Я пришел к выводу, что основным субъектом права в исламе является не индивидуум, а именно семья. Мусульманская семья, по моим наблюдениям, несмотря на свою сплоченность, является значительно менее устойчивой общественной ячейкой, чем семья в понятии нашего, европейского общества.

Мусульманская семья, окружена предрассудками, отжившими свой век традициями, так например, право отца – и только отца – принудить дочь выйти замуж ( если она не достигла половой зрелости ).

У нас семья является общностью нескольких поколений; она существует как таковая независимо от того, кто именно ее последовательно возглавляет. Исламское же построение таково, сто семья является пожизненным родственным объединением, возглавляемым одним отцом: когда отец умирает, наступает время нового харема (гарема), не являющегося приемником предыдущего. При такой системе фамильное имя не имеет никакого значения: каждый носит лишь свое имя, к которому присоединяют имя его отца ( Мухаммед ибн Брахим, то есть Мухаммед сын Брахима ).

Я пришел к выводу, что существенно отличается от европейской и структура мусульманской семьи. Хотя главенствующее положение отца в мусульманской семье схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится также на основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман жена не входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой автономией.

Чем же объясняется наличие особых прав и привилегий главы мусульманской семьи?

По моему мнению, его социальной значимостью в среде, где царит неуверенность, свойственная примитивным обществам. Лицо, назначением является обеспечивать одновременно внутренний порядок в социальной группе и защиту ее от внешний посягательств, достойно того, чтобы обладать правовыми полномочиями, тогда как все остальные члены семьи, возглавляемой этим лицом, подчиняются его праву. Замкнутое хозяйство и внутренний строй мусульманской семейной группы обуславливают применение иногда чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам Корана.

Мусульманское право, в том числе и гражданское право мусульманских стран представляет значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течении длительного времени и заслуживает всестороннего, глубокого дальнейшего изучения.

 

Приложение.

 

Курсовая работа

 

Научный руководитель

 

 

Кострома 2001

 

Работа выполнена на кафедре права.

 

 

Научный руководитель

 

(ученая степень, звание, отчество, фамилия)

 

Решение комиссии о защите курсовой работы

 

(оценка, число)

 

Научный руководитель Подпись

 

Заведующий кафедрой Подпись

 

ПЛАН:

 

 

Введение... 1

История возникновения, источники, система мусульманского права.. 3

Семейное право мусульман.. 7

Общая характеристика семейного права мусульман. 7

Понятие, условия брака. 12

Заключение брака. 14

Временный брак. 17

Права и обязанности супругов. 18

Расторжение брака и его виды. 20

Развод по причине физических и умственных недостатков. 24

Происхождение.. 26

Установление происхождения от определенного лица. 26

Последствия происхождения. 27

Опека. 28

Заключение.. 32

Приложение.. 34

Список использованной литературы:. 35

 

Введение

 

Выбирая тему своей курсовой работы, я хотел показать ее значимость и актуальность.

Ислам и шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. (Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия). Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение шариата имеет первостепенное значение. А гражданско – правовые нормы в этой системе играют первостепенное значение.

В последнее время взаимоотношения между мусульманским миром и немусульманским сильно обострились, примером этого служит Косовский конфликт, операция в Чечне, последние события в Афганистане.

В этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект исключать никак нельзя. Чтобы эти конфликты как можно реже переходили в стадию вооруженного конфликта, необходимо знать правовые основы, обычаи, религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате, значит коснуться важнейшей стороны ислама – одной из важнейших мировых религий, численность последователей которой составляет 1 миллиард человек.

До последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания только в специализированной литературе, рассчитанной на узкий круг специалистов. Для большинства же населения, ислам оставался грубой, патриархальной, жестокой, отжившей свой век религией. Считалось, что ислам не имеет будущего, поскольку сохраняет свои позиции преимущественно в аграрных странах “третьего мира”.

Неожиданностью для многих ученых стало увеличение числа сторонников мусульманской религии ( не секрет, что некоторые звезды кино, музыки, искусства стали мусульманами).

В советской и российской литературе вопрос изучения истории ислама и мусульманского законодательства освещен довольно хорошо. Известны работы таких знаменитых востоковедов как: Е.А. Беляева, Е.А. Дорошенко, Л.А. Семеновой, И.П. Петрушевского. Особенно мне нравятся работы о мусульманском праве доктора юридических наук, профессора Института государства и права РАН Л.Р. СЮКИЯЙНЕНА, у него есть статьи посвященные конкретно брачно – семейному праву мусульман, институту наследования, его статьи написаны на хорошем уровне, понятным языком, со множеством примеров. Многие положения его публикаций вошли в мою курсовую работу.

В курсовой работе у меня была цель показать какую роль семья играет в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами она регулируется, показать неразрывную связь норм шариата которые регулируют брачно – семейные отношения с исламом, описать их источники. Я попытаюсь описать основные моменты, характерные особенности брачно – семейного права мусульман, которые присущи только шариату и негде более не проявляются.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.032 с.)