ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОЧЬ ИЗ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



 

Ученые, участвующие в программе космических исследований, сталкиваются с множеством трудностей. Например, с необходимостью разработки новых способов питания в космосе. Костюмы астронавтов должны быть надежными как в условиях безвоздушного пространства, так и при огромном перепаде температур и воздействии радиации, оставаясь при этом очень легкими и сверхгибкими. Эти новые скафандры также требуют разработки самовосстанавливающихся систем. Предметы общего назначения должны быть сделаны заново и по-иному. Так, в космосе одежда уже не просто оболочка или украшение для тела, она превращается в мини-среду обитания.

Век освоения космоса является хорошим примером поиска новых и лучших решений. Для исследования границ нашей Вселенной ученым необходимо изобретать новые приборы и технологии для неисследованных областей и доселе неведомых пространств. Если ученые будут цепляться за старые представления, их исследования обречены на провал. Если бы наши предки игнорировали новые идеи, естественные науки вряд ли открыли бы что-либо совершеннее крытой повозки.

Многие молодые инженеры, ученые, архитекторы сталкиваются с дилеммой. Отважные и креативные, они заканчивают университеты и вступают во внешний мир, мечтая о переменах. Они с энтузиазмом берутся за дело, но зачастую вся их деятельность замедляется официальными учреждениями и самопровозглашенными хранителями традиций. Некоторым удается вырваться из оков традиционных понятий и стать новаторами. Им приходится преодолевать невероятное сопротивление устаревших проектных и строительных норм и других ограничений, и в результате их смелые проекты скоро становятся заурядными.

Многие ценности, доминирующие в современном обществе сохранились еще со времен Средневековья. Идея о том, что мы живем в просвещенном веке, в веке разума, по сути, ни на чем не основывается. У нас достаточно информации о себе и о нашей планете, однако мы не имеем представления о том, как ею пользоваться. Большинство наших традиций и моделей поведения берут начало из Средневековья.

Ранним формам жизни было нелегко выбираться из первобытной слизи, не захватив часть ее с собой. То же касается и укоренившейся системы ценностей. Традиционным идеям самое подходящее место в музее или в книгах по истории цивилизации. Двадцать первый век продемонстрирует нам то, о чем большинство из нас и не подозревало, так как большинство будет обладать потенциалом масштаба Леонардо да Винчи, Александра Грэма Бэлла и Марии Кюри, получив воспитание в среде, способствующей развитию истинной индивидуальности и творчества. Она подразумевает все остальные характеристики, воспринимаемые как особое привилегированное наследие великих людей. И даже сегодня в нашем так называемом демократическом обществе менее 4 % людей, населяющих нашу планету, подарило нам достижения науки и техники, которые составляют основу общественных систем.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Люди будущего хотя и будут обладать внешностью, подобной нашей, сформируют совершенно отличные от современных взгляды на жизнь, ценности и склад ума. Общественные уклады прошлого, унаследованные двадцать первым веком, последовательно направлены на формирование лояльности и соглашательства с официальными социальными институтами в качестве единственного средства поддержания общества в работоспособном состоянии. Бесчисленные законы, зачастую принимаемые после совершения преступления, являются попыткой контролировать поведение людей. Те, кто отказывается подчиняться, подвергаются остракизму или попадают в тюрьму.

В прошлом многие общественные реформаторы, а также те, кого их хулители именовали агитаторами, как правило, не являлись озлобленными дезадаптированными личностями. Зачастую это были люди, которые пророчили лучшую жизнь для всех и каждого и ощущали необходимость обеспечения потребностей тех, других. Среди них были аболиционисты, борцы за избирательные права женщин и за принятие законов об использовании детского труда, сторонники ненасильственного сопротивления угнетению и так называемые «борцы за свободы».

Сегодня мы в абсолютной степени принимаем достижения этих реформаторов, некогда столкнувшихся с жестокой оппозицией, тюремным заключением, публичным осмеянием и даже смертью от рук власть держащих и от существующего общественного строя. К сожалению, большинство из нас не знают даже имен тех, кто помогал прокладывать путь к общественному просвещению.

Наши парки изобилуют памятниками воинам и государственным деятелям, однако памятник великим общественным реформаторам там редко встретишь. Возможно, когда история рода человеческого будет дописана до последней точки, она будет изложена с точки зрения индивидуума, принадлежащего к чужеродной и примитивной культуре, стремившегося к переменам в мире, который демонстрирует непреодолимое сопротивление изменениям.

Соглашательские настроения среди населения весьма облегчают лидерам государства руководство страной. Наши правительства на словах прославляют демократические свободы, а на деле поддерживают экономический порядок, все более обременяющий своих граждан задолженностями. Они заявляют, что благодаря личной инициативе и мотивации, каждый из нас имеет возможность подняться на вершину социальной лестницы. Ну, а для тех, кто много работает, но так ничего и не добивается в жизни, существует религия, которая сумеет всех убедить, что если уж не в этой, то в следующей жизни они обязательно достигнут успеха.

Наше привычное мышление и поведение демонстрируют эффективность постоянной неослабевающей пропаганды по радио, телевидению, в прессе и большинстве других СМИ. Пропаганда настолько успешна, что среднестатистический гражданин не сочтет себя оскорбленным, если будет отнесен к потребителю, как если бы его единственным предназначением в обществе являлось потребление товаров. Эти шаблоны постепенно меняются и ставятся под сомнение благодаря интернету — всемирной сети.

Большинство людей уверены, что современные телевизоры, компьютеры, коммуникационные системы, методы производства, предоставление услуг, даже наши понятия о труде, вознаграждении будут и далее совершенствоваться без каких-либо изменений и перебоев в рамках ныне существующей системы ценностей. Но это не так. Наши доминирующие ценности, восхваляющие конкуренцию и дефицит, сдерживают дальнейший прогресс.

Наиболее разрушительный период при переходе от статичного общественного строя к динамично развивающейся системе наступит в том случае, если люди эмоционально и интеллектуально не готовы адаптироваться к переменам. Невозможно просто стереть из памяти все убеждения и привычки, приобретенные в прошлом и являющиеся основой самоидентификации. Внезапные изменения системы ценностей без предварительной подготовки могут дать повод к утрате самосознания и цели в жизни, что приведет к изоляции от общества, которое, по мнению этих людей, их игнорирует. Еще одним фактором, ограничивающим способность рассматривать и взвешивать альтернативные социальные проекты, является отсутствие понимания основных научных принципов и факторов, формирующих культуру и поведение.

Сегодня споры возникают относительно противоположных ценностей. Если нам удастся построить более разумное общество, споры будут касаться общих для всего человечества проблем. Культура будущего направлена на преодоление дефицита, восстановление нарушенного экологического баланса, создание инновационных технологий, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, улучшение систем коммуникации, налаживание коммуникаций между разными странами и нациями, обмен технологиями и обеспечение полноценной жизни.

 

РАБОТА И НОВЫЕ ВИДЫ ОТДЫХА

 

С незапамятных времен и до наших дней люди вынуждены зарабатывать себе на жизнь. В большей степени наше отношение к работе — это наследие прошлого. Во многих странах с низким потенциалом энергоресурсов и по сей день необходимо искать источники воды и доставлять воду к своему жилищу. Люди собирали хворост для разведения огня, обогрева жилья, приготовления пищи, а освещение получали за счет сжигаемого в светильниках масла. В те времена было трудно представить (для некоторых и сегодня), что вода устремиться потоком в ваше жилище простым поворотом крана, а свет загорится одним нажатием кнопки. В древности люди, возможно, размышляли о том, как они будут использовать свободное время, если их избавить от этих обременительных занятий, так необходимых для поддержания нормального уровня жизни. В большинстве развитых стран все то, что раньше считалось необходимым для жизнеобеспечения, сегодня не является востребованным благодаря современным технологиям.

В наше время люди идут на учебу с целью приобретения пользующихся спросом навыков и умений, которые помогают им зарабатывать хлеб насущный для повседневной жизни. Не так давно идея о том, что обязательным условием обеспечения жизни является работа, была поставлена под сомнение. Вскоре это станет совершенно ненужным, поскольку современные технологии в состоянии обеспечить большую часть наших потребностей. Так, многие профессии, как, например, лифтер или развозчик льда, исчезли. Могут возникнуть и проблемы семантического характера, связанные со словом «работа». Идея об «освобождении от работы» должна подразумевать уничтожение монотонных, однообразных заданий, препятствующих нашему интеллектуальному развитию. Большинство современных профессий, от рабочего-сборщика до квалифицированного специалиста, предполагают выполнение монотонных и неинтересных действий.

Человек наделен нераскрытым потенциалом, который он, наконец, сможет раскрыть, как только освободится от бремени зарабатывания себе на жизнь.

На сегодняшний день в правительстве или отраслевых подразделениях нет планов по экономическим преобразованиям, связанным с замещением человека автоматизированными технологиями. Компьютеризация может покончить не только с однообразным трудом разнорабочих, но и с другими профессиями и видами деятельности. Инженеры, технические специалисты, врачи, архитекторы, художники и актеры столкнутся с изменением своей роли в обществе, и иногда — в весьма значительной степени. По этой причине необходимо изучить альтернативы, которые усовершенствовали бы модели нашего общества, убеждения людей и качество жизни для обеспечения надежного будущего для всех и каждого.

 

 

Глава 3. АКТУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

 

Среди устоявшихся препятствий на пути к положительным переменам одним из самых труднопреодолимых является общение. Язык формировался на протяжении столетий в эпохи дефицита, суеверий и социального несовершенства, и процесс его развития продолжается. Однако язык часто полон двусмысленностей и неясностей, и когда речь идет о серьезных вещах, оказывается мы не в состоянии точно и вразумительно передать то или иное знание каждому члену общества. Среднестатистическому гражданину (и даже тому, кто стоит выше среднего уровня, включая руководителей государства) трудно делиться идеями с теми, чье мировосприятие может значительным образом отличаться. Из-за семантических отличий и различного накопленного опыта слова могут приобретать различные оттенки значений.

Что же произойдет при контакте с инопланетной цивилизацией, если нам так трудно общаться с себе подобными? К такой встрече мы не готовы. Мы еще не научились решать международные конфликты мирными способами, то есть мирное сосуществование — это просто пауза между войнами.

Даже США, наиболее технологически развитая страна мира, не имеет единого, четко сформулированного направления развития. Наша политика и цели фрагментарны и противоречивы. Демократы не в состоянии полноценно общаться с республиканцами. В других регионах израильтяне конфликтуют с арабами, ирландские католики противостоят ирландским протестантам, сербы не приемлют мусульман. Повсюду наблюдается межрасовая и межличностная дисгармония, даже мужья и жены, а также их дети не в состоянии общаться друг с другом, трудящиеся конфликтуют с руководством, коммунисты с капиталистами. Так как же мы можем рассчитывать на установление полноценного контакта с инопланетной цивилизацией, представители которой обладают знанием, социальной устойчивостью и технологиями, далеко опережающими наши? Пришельцы с полным основанием могут задаться вопросом: а действительно ли на Земле есть разумная жизнь?

Большинство глав государств стремятся к улучшению взаимопонимания между народами. Но, к сожалению, их усилия увенчались лишь малым успехом. Одной из причин является то, что каждый садится за стол переговоров с намерением достичь максимальных преимуществ для собственной нации. Мы много говорим о глобальном развитии и глобальном сотрудничестве. Но в каждом случае «глобальное» отражает интересы конкретной нации, а не всего населения планеты. Помимо прочего, мы являемся заложниками традиционных взглядов на мир. Хотя многие и согласны с тем, что перемены необходимы, они же их и ограничивают, если это угрожает их собственному благополучию. Да и на личностном уровне большинство людей стараются изменить других, но не себя.

Многим из нас не хватает искусства логично излагать свои мысли, если ожидаемый исход дела вызывает в нас сильные эмоции. Если индивидуум или группа людей не в состоянии изложить суть проблемы, вместо дополнительных пояснений начинается перепалка на повышенных тонах. Если и это не дает желаемый эффект, возможен переход к сквернословию и запугиванию. Если и это не срабатывает, люди могут прибегнуть к грубой силе, наказанию или депривации в качестве средства достижения желаемой модели поведения. В некоторых случаях лишение средств зарабатывать себе на жизнь используется до сих пор.

Такая тактика никогда не приводит к улучшению взаимопонимания. В сущности, многие из подобных попыток контролировать поведение на деле повысили уровень насилия и еще больше разобщили договаривающиеся стороны. Будущему историку будет трудно понять, почему язык науки и техники так и не стал частью повседневного общения.

 

ЯЗЫК НАУКИ

 

Двусмысленность того или иного выражения может быть хороша в работе юриста, проповедника или политика, но отнюдь не при строительстве мостов, плотин, электростанций, летательных аппаратов или в сфере освоения космоса. Во втором случае необходимо прибегнуть к языку науки. Несмотря на обилие двусмысленностей, все еще присутствующих в обычном разговоре, более надежный язык науки входит в употребление по всему миру, особенно в технологически развитых странах. С целью повышения качества коммуникации нам необходим язык, идеально гармонирующий с нашей средой обитания и с потребностями современного человека. Такого рода язык уже представлен в научных и технологических кругах и доступен для понимания широкому кругу пользователей.

Другими словами, в настоящее время уже возможно использовать ясные, четкие средства общения, позволяющие избежать неясностей. Если мы будем использовать методы, характерные для естественных наук, скажем, в психологии, социологии, а также других гуманитарных науках, это позволит избежать многих совершенно ненужных конфликтов. В машиностроительной, математической, химической и других технических отраслях используется нечто вроде универсального описательного языка, не требующего больших усилий от индивидуума при его толковании. Например, при использовании чертежей автомобиля представителями технологически развитого сообщества в любой точке мира конечный продукт будет таким же, как и в других регионах, воспользовавшихся тем же проектом, независимо от их политических убеждений или религиозных верований.

Язык среднестатистического человека недостаточно совершенен для того, чтобы избежать всех конфликтов и неясностей, в то время как язык науки относительно свободен от двусмысленностей, столь часто встречающихся в нашей повседневной речи, находящейся под властью эмоций. В отличие от обыденного языка, спонтанно формировавшегося под воздействием многовековых культурных изменений в обществе, язык науки был разработан сознательно с целью описания проблемы при помощи терминов, легко подвергающихся проверке и понятных большинству.

Основные успехи науки и техники были бы невозможны без такого рода усовершенствованного языка общения. Не создай мы общего дескриптивного языка, мы были бы не в состоянии противостоять болезням, увеличивать урожайность сельскохозяйственных культур, общаться, будучи разделенными огромными расстояниями, возводить мосты, плотины, создавать транспортные системы и многие другие чудеса технической мысли в наш век компьютерных технологий. К сожалению, мы не можем сказать того же о языке повседневного общения. Попытки обсудить или оценить передовые идеи социального устройства ограничиваются нашей привычкой сравнивать любые нововведения с уже существующими системами и убеждениями.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.011 с.)