Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Исследование опыта обучения игре на саксофоне младших школьников

Поиск

2.1. Основные требования к содержанию и организации обучения на саксофоне.

Дополнительная образовательная программа предпрофессиональной подготовки по специальности «Саксофон» (далее – рабочая программа) содержит в себе конкретные произведения, распределённые по разным классам. Эти произведения подобраны по степени возрастнания уровня сложностей, при подборе этих произведений учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников.

Целью программы является формирование у учеников исполнительских навыков и общей музыкальной культуры. У ученика должна формироваться своя тембровая окраска, индивидуальный стиль исполнения.

Проанализируем количество часов в неделю, которое предусмотрено для занятий по саксофону. Итак, в школе по программе преподаватель занимается либо 2 часа либо 2,5 часа в неделю в зависимости от класса. При работе с учениками первого, второго и третьего классов нагрузка в неделю – 2 часа. Это связано с тем, что большая нагрузка на данном этапе обучения просто недопустима, т.к. ребенок еще физически не окреп и лишь начинает знакомиться с инструментом.

В 4 и 5 классе недельная нагрузка увеличивается до 2,5 часов. Причиной этого является адаптация ученика к обучению на инструменте. Репертуар на данной стадии усложняется, становится более серьезным.

Что касается самостоятельных занятий, то согласно программе, в первых трёх классах ученик должен заниматься 3 часа,а в последних двух – 4 часа в неделю самостоятельно. Эта норма носит в себе не толькоучебный, но также и воспитательный смысл, показывая ученику принцип «Научить нельзя – научиться можно».

Рассмотрим более подробно особенности первого года обучения на саксофоне.

В первую очередь идёт инструктаж по технике безопасности,что важно для всех учеников, вне зависимости от инструмента. Знакомство с инструментом – это тот этап, когда преподаватель учит ребёнка обращаться с инструментом, объясняет особенности аппликатуры, а также особенности звукоизвлечения. Здесь же педагогом показывается и комплекс упражнений на постановку исполнительского аппарата.Это важно, потому что ученик ещё в первый год обучения должен правильно ставить руки на инструмент. Из педагогической практики известно, что если неправильная постановка войдёт в систему, в дальнейшем будет очень трудно её поменять. Индивидуальные особенности учащихся также должны учитываться, это важно для успешного освоения материала.

Педагогу необходимо разъяснять ученику возможности саксофона и его выразительное значение в музыке. Для достижения качества обучения ученик должен заниматься с удовольствием и интересом, и этот самый интерес необходимо у него вызвать.

Если ученик не знает нот, то педагог обязательно должен помочь ему освоить нотную грамоту. Также и со средствами музыкальной выразительности, в том числе и с динамическими оттенками, и с обозначением темпа. Задачей педагога является дать ученику теоретические знания и о самом инструменте. Уже с первых дней обучения ученик должен знать, что саксофон – инструмент транспонирующий, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо недоразумений.

Работа над технической оснащённостью ученика ведётся при помощи самых различных упражнений. Так, беглось пальцев развивается при помощи этюдов. Тембровая красочность и ровность тембра по всему диапазону достигаются при помощи длинных нот. Техника формируется и при помощи исполнения гамм. Кроме того, ученик на анализе этюдов учится понимать гармонический язык. Гаммы надо начинать играть с наименьшего количества знаков при ключе, ибо обучение должно идти от простого к сложному.

Произведения должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ученика. В первом классе репертуар должен подбираться особенно внимательно и скурпулезно. Преподаватель должен придерживаться принципа «от простого к сложному». Не стоит давать ученику произведения, а также те знания умения и навыки, которые:

· Ученик пока не в состоянии освоить

· Ученику пока не нужны.

Произведения должны быть разные по характеру. Это способствует разностороннему развитию ребёнка не толька как музыканта, но и как личности вообще. Надо добиваться,чтобы ученик не просто играл, а делал это выразительно и осознанно, чтобы всегда следил за плотностью звука и точностью интонации.

Уже в первом классе у учеников должна формироваться ответственность за свою профессиональную судьбу, а для этого преподаватель готовит его к концертным выступлениям. Здесь педагог психологически настраивает ученика на выступления, даёт советы, как правильно донести замысел композитора до слушателя во время исполнения. Учитель помогает ребёнку бороться и со сценическим волнением.

Для выявления и последующего устранения потенциальных трудностей проводятся репетиции в зале,что способствует адаптации ребёнка к сцене.

Учитывая тот факт, что за выступления выставляются отметки, ученик очень старается для того, чтобы вызвать одобрение взрослых как в дневнике, так и на последующем обсуждении результатов. На основании полученных результатов преподаватель отчётливо видит возможности ученика, и с учётом этих возможностей формирует его исполнительский репертуар в дальнейшем.

Во время второго года обучения усложняется репертуар. Так, например, ученик должен играть уже более сложные этюды, а в гаммах должно быть больше знаков при ключе. Во втором классе начинается освоение навыков ансамблевой игры.

На первом, вводном занятии второго класса,так же как и в первом классе, идёт инструктаж по технике безопасности. Здесь же, как и впервом классе, идёт проверка технических средств обучения, и это тоже не менее важно.

Идёт продолжение работы над кистями рук во избежание избыточного мышечного напряжения. В противном случае ученик просто переиграет руку, что приведет к дополнительным трудностям восстановления.

Во втором классе появляется чтение с листа. Необходимо подчеркнуть, что навык чтения с листа принципиально важен для ученика как для дальнейшего ансамблевого и оркестрового музыканта. Материал должен быть немного сложнее возможностей ученика, это развивает его профессионализм. Преподаватель должен следить за правильным звучанием пассажей и других ритмических групп на инструменте. Развивается умение играть не глядя на руки, т.к. воспроизведение аппликатуры должно быть ужек этому времени доведено до автоматизма.

Изучение теории идёт более углублённо. Здесь педагог даёт сведения об эпохе, когда жил композитор, а также сведения об его основных произведениях. Это укрепляет знания ребёнка о композиторе, расширяет музыкальный кругозор и, следовательно, даёт возможность лучше сыграть произведение на сцене.

Появляется класс ансамбля. Здесь ученик приобретает опыт и навыки игры в колективе, возникает умение слушать игру другого человека, соотносить свою динамику с динамикой своего коллеги по ансамблю.

По собому ведётся и подготовка к публичному выступлению. По сравнению с первым классом, на данном этапе больше внимания уделяется воспитанию чувства радостного общения с аудиторией. У педагога к этому моменту уже появляется опыт работы с конкретным учеником, следовательно, педагог уже увидел, как темперамент ученика отражается на его выступлении. Педагог должен это учитывать при построении диалога с учеником.

Остановимся на особенностях различных темпераментов и их проявлении в музыке.

Холерик

1. Сильно волнуется на концерте, однако на сцене может сыграть

даже лучше, чем в классе.

2. Удачное выступление переживает бурно. Если случилась

неудача, причину ищет не в себе, а в инструменте или в публике.

3. На замечания реагирует грубо и практически их не учитывает.

Это значит, что с холериком нужно серьёзно поработать в нравственно-этическом плане, получше обосновать и объяснить смысл своих требований. Надо дать ему понять, что учитель своей критикой не имел целью его обидеть, он просто хочет научить его играть лучше. Кроме того, нужно приучить холерика к самокритике, дать понять, что даже самую строгую публику можно очаровать своей игрой, если, разумеется, на это есть желание. Вообще при желании можно всё, в том числе и сыграть пьесу блестяще, вне зависимости от инструмента. Ведь на хорошем инструменте сыграть правильно ни для кого не составит труда, а вот сыграть на посредственном инструменте – это уже признак искусства и мастерства.

Ругать ученика за промахи всегданужно с осторожностью. Никогда нельзя говорить ученику, что он плохой, иначе это будет для ребенка психологическая травма с самыми печальными последствиями. Слово «плохой» можно относить либо к исполнению, либо к конкретному поступку, но ни в коем случае не к самому ученику.

Ругать ученика непосредственно перед самым концертом – непедагогично, потому что это обязательно отразится на исполнении. Даже если ученик плохо относился к специальности в течение длительного времени, его нужно обязательно поддержать морально. Тогда есть хоть какой-то шанс на положительный результат.

Меланхолик.

1. Это тревожный тип высшей нервной деятельности, и поэтому, узнав о

предстоящем концерте, меланхолик заранее волнуется и переживает.

2. Сильно волнуется на уроке, но на концерте может сыграть лучше, чем в

классе.

3. От сильного волнения может растеряться.

4. Довольно чувствителен к неудачам на сцене.

5. На замечания реагирует спокойно и старается их учитывать.

С таким человеком надо очень осторожно общаться, ибо при любом замечании он может почувствовать свою неполноценность. Надо обязательно его похвалить после выступлением, а потом сказать, что совершенству нет предела и надо в любом случае идти вперёд. Необходимо почаще ему говорить, что всё получится. Кроме того, надо внушить меланхолику, что в жизни вское может быть, но своевременная и правильная реакция приводит к успешному результату. Да, все волнуются, но играть всё равно придётся, и если ученик действительно хочет связать с музыкой всю свою жизнь, ему без вариантов придётся и волнение своё побороть. Адля этого нужно чаще выступать на сцене.

Сангвиник.

Данный тип темперамента на первый взгляд может показаться лучшим,но и здесь есть недостатки. Определим признаки этого темперамента:

1. Уверенно держится на сцене, волнуется исключительно по существу и

по ситуации.

2. Легко относится к неудачам на сцене.

3. В случае удачного выступления может хвастаться.

4. Склонен принижать выступления других музыкантов.

5. Назамечания не обижается, однако не всегда их учитывает.

6. Возможны технические погрешности и срывы.

Итак, мы видим, что у сангвиника избыточное самолюбие. И преподаватель должен,как говорится заставить его трезво оценивать ситуацию. Ученик не должен «почивать на лаврах» и останавливаться на достигнутом. Он должен идти вперёд. Надо внушить сангвинику, что избыточное хвастовство ни к чему хорошему не приводит, и что надо уметь себя ограничивать. Кроме того, преподаватель должен обратить внимание сангвиника на значимость нотного текста и его стабильного, правильного, точного и прочного запоминания.

Флегматик.

1. На сцене держится уверенно, может быть активным.

2. На замечания не обижается.

3. Играет стабильно и без срывов.

4. Вялый.

Здесь преподаватель должен обяснить ученику всю серьёзность его темперамента. Если он и дальше будет таким вялым, то его сценический образ будет неубедительным даже при всех его достоинствах. Ноты, аппликатура и динамика – все эти понятия не столь важны, сколько душа, вложенная в исполнение произведения.

Принципиально важным моментом третьего года обучения является то, что здесь добавляется подбор по слуху и транспонирование. Развитие музыкального слуха – одно из основных условий воспитания музыканта. Подчеркнем, что игра на саксофоне предполагает и исполнение джазовых произведений. А джаз – это прежде всего импровизация, где работает принцип: «научить нельзя – научиться можно». Молодые музыканты учатся импровизировать путём слушания музыки, а также они «снимают» услышанные на записи импровизации. А для этого как раз и нужен музыкальный слух. Кроме того, при «снятии» испровизаций пригодится и транспонирование на сам саксофон, поскольку саксофон альт имеет строй «ми-бемоль».

Четвёртый и пятый классы – это более глубокое закрепление знаний, умений и навыков,освоенных учеником за предыдущие годы обучения. Пятый класс - подготовка к заключительному экзамену. В этот период обучения учащийся должен получать концертную практику, выступая не только на академических концертах и экзаменах, но и принимая участие в различных творческих мероприятиях.

Таким образом, в данном разделе мы сформулировали, проанализировали и обосновали основные требования к содержанию и организации обучения игре на саксофоне. Мы установили зависимость этих требований от класса детской музыкальной школы, котором учится ребёнок. Мы поняли, как работать с детьми различных типов темперамента.

При организации процесса обучения преподаватель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. Ученик должен понимать смысл требований педагога и созательно осваивать музыкальный материал. Со временем он должен быть приучен самостоятельно работать над музыкальными произведениями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.139 (0.009 с.)