Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вот колесницы его, они поднимаются по долине,

Брандуб

 

Брандуб (Brandubh) - ирландская игра семейства Тафла с самым маленьким полем 7х7 клеток. Центральное поле в Брандубе зовётся Tarа (трон), фишка Короля – Branan (в ирландской традиции это общий поэтический эпитет для военача-льника, вождя или короля). Бранан в Брандубе – Ко-роль «вооружённый» и участвует во взятии.

Играют двое - белые и красные (чёрные). Есть две разновидности Брандуба, отличаю-щиеся разметкой доски, количеством и начальной расстановкой фишек. В первом варианте у белых 4 простых фишки и Король, а у красных 8 фишек, во втором - у белых 6 простых фишек и Король, а у красных 12 фишек. Фишка Короля отличается от простых фишек - она выше и пирамидальная, остальные фишки все круглые. Можно играть шахматными королём и пешками.

В начале игры Король находится на центральном поле (троне), окружённый своими воинами, а противник 4-мя отрядами нападает со всех 4-х сторон. Доска и начальная расстановка в обоих вариантах показаны на рисунках. Начинают красные (нападающие), далее ходят по очереди.

Цели игры у противников различны: белые побеждают, если их Король достигает любого углового поля (крепости), а красные - если срубают Короля.

Все фишки (и Король тоже) ходят на 1 клетку по горизонтали и вертикали во всех направлениях. На троне может сидеть только Король, но если он сошёл с трона, то уже не может на него вернуться. Все остальные фишки (и свои, и чужие) не могут вставать на трон. На угловое поле может вставать не только Король, но и простая фишка, но если она там находится три хода подряд, то снимается с доски – это называется «заблудиться в лесу».

Любая фишка (и Король тоже) рубится, если противник в свой ход зажал её в клещи по горизонтали или вертикали двумя своими фишками (Королём тоже). Взятая фишка снимается с доски. За ход можно срубить несколько фишек противника, если этим ходом будут зажаты в клещи все они одновременно. Король на троне рубится только 4 фишками, окружившими трон с 4-х сторон.

Взятие происходит лишь тогда, когда зажатие в клещи создаётся последним ходом; если же игрок сам входит своей фишкой на поле между двумя фишками противника, взятия не происходит.

Если ходы повторяются трижды, то объявляется ничья. Возможен вариант игры, исключающий ничью - когда противники договариваются о запрете трижды повторять одну и ту же позицию, и тогда на третий раз игроки обязаны сделать другие ходы.

Брандуб - приложение

Brandubh (Branddu, Brannumh и Brannamh) произносится как Брaнду (в переводе – Чёрный ворон), но в русском устоялась форма Брaндуб, более удобная для склонения. Один раз встречается название Buanfach (буквально Сильный удар) – когда Кухулин играет в «буанфах» со своим возницей по имени Лоёг.

Возможно, древние кельты знали Брандуб под названием Фидхелл (Fidchell, Fitchne-al или Fithcheall), но это далеко не факт. Фидхелл упоминается в «Мабиногионе» и Глоссарии Кормака (IX век н.э.). По преданию, эту игру придумал кельтский бог света Луг, потому его сын, мифический ирландский герой Кухулин, был мастером игры в Фидхелл. Роберт Белл считал, что Брандуб и Фидхелл тождественны, хотя в правилах встречаются разночтения. Некоторые учёные полагают, что Фидхелл вообще не был несимметричной игрой.

К Брандубу примыкают: шотландский Ard-Ri (букв. Высокий король), валлийский Gwyddbwyll (Гвиддбойл или Гвиддвилл), корнуоллский Goedhboell (Гойдбойл) и бретонский Gwezboel (Гвезбойл). Все эти игры игрались на доске 7х7 квадратов, дырочек и/или перекрестий, и различались только начальной расстановкой. Фишки на таких малых до-сках могут ходить только на одну клетку, а Король для победы обязате-льно должен достигнуть «крепости» в углу. Есть версия, что в игре могли использоваться кости.

Из легенд как будто следует, что в Фидхелле силы отрядов были примерно равны (4:4 + Король), но если играть по типу Тафла, силы на-падающего игрока должны превосходить силы убегающего вдвое (т.е. должно быть 8:4 + Король). Иногда упоминается асимметричное для расстановки соотношение 12:6 + Король. Возможно, с течением времени количество фишек менялось (возможно – но не факт), а игральные кости были упразднены.

Источники мало того, что незначительны и неоднозначны, но иногда ещё и противоречат друг другу. Но в принципе, валлийское Гвиддбойл и гаэльское Фидхелл оба означают в переводе Мудрость Дерева, так что эти игры должны быть схожи.

Наиболее ценные сведения об игре можно найти в сказке о Мак да Херда и Кумайне Фота. Вот этот фрагмент:

«Хорошо», – говорит Гвайре – «Давай сыграем в Фидхелл». «Как убивают фишки?» – говорит Кумайне. «Просто: пара моих чёрных около одной твоей белой на той же линии, если те заходят с противоположных сторон». «Бог ты мой, в самом деле!» – сказал Кумайне – «Я не буду заниматься другими вещами, но я не дам погубить <свои фишки>, ты не убьёшь мои фишки». Целый день Гвайре преследовал его и не смог срубить ни одной из его фишек. «Это достойно чемпиона, о священник!» – сказал Гвайре».

Намек на манеру движения фишек в игре находится в поэме Серлиге Кон Хулайнда:

Брандуб

 

Брандуб (Brandubh) - ирландская игра семейства Тафла с самым маленьким полем 7х7 клеток. Центральное поле в Брандубе зовётся Tarа (трон), фишка Короля – Branan (в ирландской традиции это общий поэтический эпитет для военача-льника, вождя или короля). Бранан в Брандубе – Ко-роль «вооружённый» и участвует во взятии.

Играют двое - белые и красные (чёрные). Есть две разновидности Брандуба, отличаю-щиеся разметкой доски, количеством и начальной расстановкой фишек. В первом варианте у белых 4 простых фишки и Король, а у красных 8 фишек, во втором - у белых 6 простых фишек и Король, а у красных 12 фишек. Фишка Короля отличается от простых фишек - она выше и пирамидальная, остальные фишки все круглые. Можно играть шахматными королём и пешками.

В начале игры Король находится на центральном поле (троне), окружённый своими воинами, а противник 4-мя отрядами нападает со всех 4-х сторон. Доска и начальная расстановка в обоих вариантах показаны на рисунках. Начинают красные (нападающие), далее ходят по очереди.

Цели игры у противников различны: белые побеждают, если их Король достигает любого углового поля (крепости), а красные - если срубают Короля.

Все фишки (и Король тоже) ходят на 1 клетку по горизонтали и вертикали во всех направлениях. На троне может сидеть только Король, но если он сошёл с трона, то уже не может на него вернуться. Все остальные фишки (и свои, и чужие) не могут вставать на трон. На угловое поле может вставать не только Король, но и простая фишка, но если она там находится три хода подряд, то снимается с доски – это называется «заблудиться в лесу».

Любая фишка (и Король тоже) рубится, если противник в свой ход зажал её в клещи по горизонтали или вертикали двумя своими фишками (Королём тоже). Взятая фишка снимается с доски. За ход можно срубить несколько фишек противника, если этим ходом будут зажаты в клещи все они одновременно. Король на троне рубится только 4 фишками, окружившими трон с 4-х сторон.

Взятие происходит лишь тогда, когда зажатие в клещи создаётся последним ходом; если же игрок сам входит своей фишкой на поле между двумя фишками противника, взятия не происходит.

Если ходы повторяются трижды, то объявляется ничья. Возможен вариант игры, исключающий ничью - когда противники договариваются о запрете трижды повторять одну и ту же позицию, и тогда на третий раз игроки обязаны сделать другие ходы.

Брандуб - приложение

Brandubh (Branddu, Brannumh и Brannamh) произносится как Брaнду (в переводе – Чёрный ворон), но в русском устоялась форма Брaндуб, более удобная для склонения. Один раз встречается название Buanfach (буквально Сильный удар) – когда Кухулин играет в «буанфах» со своим возницей по имени Лоёг.

Возможно, древние кельты знали Брандуб под названием Фидхелл (Fidchell, Fitchne-al или Fithcheall), но это далеко не факт. Фидхелл упоминается в «Мабиногионе» и Глоссарии Кормака (IX век н.э.). По преданию, эту игру придумал кельтский бог света Луг, потому его сын, мифический ирландский герой Кухулин, был мастером игры в Фидхелл. Роберт Белл считал, что Брандуб и Фидхелл тождественны, хотя в правилах встречаются разночтения. Некоторые учёные полагают, что Фидхелл вообще не был несимметричной игрой.

К Брандубу примыкают: шотландский Ard-Ri (букв. Высокий король), валлийский Gwyddbwyll (Гвиддбойл или Гвиддвилл), корнуоллский Goedhboell (Гойдбойл) и бретонский Gwezboel (Гвезбойл). Все эти игры игрались на доске 7х7 квадратов, дырочек и/или перекрестий, и различались только начальной расстановкой. Фишки на таких малых до-сках могут ходить только на одну клетку, а Король для победы обязате-льно должен достигнуть «крепости» в углу. Есть версия, что в игре могли использоваться кости.

Из легенд как будто следует, что в Фидхелле силы отрядов были примерно равны (4:4 + Король), но если играть по типу Тафла, силы на-падающего игрока должны превосходить силы убегающего вдвое (т.е. должно быть 8:4 + Король). Иногда упоминается асимметричное для расстановки соотношение 12:6 + Король. Возможно, с течением времени количество фишек менялось (возможно – но не факт), а игральные кости были упразднены.

Источники мало того, что незначительны и неоднозначны, но иногда ещё и противоречат друг другу. Но в принципе, валлийское Гвиддбойл и гаэльское Фидхелл оба означают в переводе Мудрость Дерева, так что эти игры должны быть схожи.

Наиболее ценные сведения об игре можно найти в сказке о Мак да Херда и Кумайне Фота. Вот этот фрагмент:

«Хорошо», – говорит Гвайре – «Давай сыграем в Фидхелл». «Как убивают фишки?» – говорит Кумайне. «Просто: пара моих чёрных около одной твоей белой на той же линии, если те заходят с противоположных сторон». «Бог ты мой, в самом деле!» – сказал Кумайне – «Я не буду заниматься другими вещами, но я не дам погубить <свои фишки>, ты не убьёшь мои фишки». Целый день Гвайре преследовал его и не смог срубить ни одной из его фишек. «Это достойно чемпиона, о священник!» – сказал Гвайре».

Намек на манеру движения фишек в игре находится в поэме Серлиге Кон Хулайнда:

Вот колесницы его, они поднимаются по долине,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.008 с.)