Важные симптомы кризиса трех лет ( Э. Келер): Абрамова Г.С. Возрастная психология.457 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важные симптомы кризиса трех лет ( Э. Келер): Абрамова Г.С. Возрастная психология.457 с.



- негативизм. Выражен отказом подчиняться требованиям взрослых.

- упрямство. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.

- строптивость. Как правило, это протест против порядков, существующих в доме.

- своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого.

- обесценивание взрослых. Мама - «дура».

- протест-бунт. Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими.

- стремление к деспотизму. (встречается в семьях с единственным ребенком)

Данный период становится решающим для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.

Школьный возраст

Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития.

В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией иобособлением. Ребенку свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. Идентификация в форме сочувствия делает детей из пассивных слушателей (чтение сказок, устные рассказы), в активные. Ребенок искренне сочувствует горю литературных героев, а при наличии страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в стремлении подтвердить свою самостоятельность и, как частное выражение - отчуждение в виде страхов. Недостаток любви приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх - состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения.

В развитии детей в виде общения с другими детьми, лежит такое стремление, как потребность быть признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях) и зависть (чувство досады, вызванное благополучием, успехом у другого). Нереализованное притязание на признание может спровоцировать ребенка на ложь, а так же ложь может возникать как компенсация недостаточности волевого поведения. В ситуации, когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить собственные желания и стремления и пойти против воли взрослого или выполнить его требование, сохранив с ним хорошие отношения, ребенок открывает для себя еще один выход - сделать по-своему и скрыть это. Зависть же вызывается тем, что ребенок может правильно позиционировать отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.

Промежуточный кризис в дошкольный период связан с посещением дошкольных учреждений типа детского сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые. В этом отношении основная ответственность ложиться на плечи воспитателя. Воспитатель должен быть доброжелательным, видеть и нивелировать конфликтные ситуации, увлекать детей интересной деятельностью и игрой. От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными, и именно здесь ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы, а так же через традиционные установки: «Ты же девочка, тебе нельзя драться!», «Не реви. Мальчики не плачут!». Таким образом осознание своего «Я», обязательно включает в себя осознание половой принадлежности. В совместных играх и реальном общении дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Этому периоду характерно появление первых предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола.

К концу дошкольного периода ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми, у него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство долга. Эмоционально- положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие этическому эталону. Личная заинтересованность в уважении и признании окружающих приводит к потребности соответствия нравственному эталону. Когда эти потребности обретают личностный смысл, можно говорить об ответственности, как о черте личности. Если ребенок до школы обладает чувством ответственности за самого себя, то с этим чувством он придет в класс и постепенно оно разрастется до «ответственность за группу», «ответственность за класс».

Кризис семи лет. Готовность к школе

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него.

В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают, так называемое, «манерничанье» и симптом «горькой конфеты». Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее (а порой и физическое) ощущение боли и страха. Ребенок начинает замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность (по Д.Б.Эльконину) Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.

Школьный возраст

Это очень серьезный этап в становлении человека. Психика человека меняется кардинально, и за 10 школьных лет, из меленького ребенка формируется взрослая личность. Этот этап невозможно рассматривать целиком, поэтому он разбивается на две составляющих - младший школьный возраст и подростковый период (отрочество).

Младший школьный возраст

Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Этот период занимает особое место в психологии ещё и потому, что является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника".

Два важных новообразования младшего школьного периода - это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат "reflexio" - "обращение назад") - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Крайг Г. Психология развития.198 с. Рефлексия в общей психологии - это познание субъектом внутренних психических актов и состояний. Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия как одно из новообразований данного периода имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок относительны.

В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении и выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Нельзя не упомянуть о влиянии отметки на психику школьника. Отметка существенно осложняет жизнь ребенка. Начав понимать зависимость своего положения в классе от отметки, ребенок превращает ее в фетиш - в знак, который определяет его место в жизни. Поэтому низкая отметка травмирует психику, создает комплексы неполноценности, а высокая отметка дает повод к зазнайству и высокомерию.

Подростковый период

В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами.

Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится. Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. Половое созревание провоцирует интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, который опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки- внешние признаки полового созревания и тоже в разное время у разных детей. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Типичны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными, как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Еще одна значимая сфера отношения подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от позиций родителей. В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувство взрослости своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.011 с.)