Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормальная и невротическая тревога↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бытие и не-бытие Мэй (May, Angel, Ellenberger, 1958) отмечает, что слово «бытие» представляет собой отглагольную форму, бытие подразумевает, что кто-то находится в процессе превращения во что-то. Мэй утверждает, что когда слово «бытие» используется как существительное, оно означает потенцию, источник потенциала. Можно провести такую аналогию: желудь имеет потенциал стать дубом. Однако эта аналогия является не очень подходящей, когда дело касается людей, так как у людей есть самосознание. Люди могут выбирать собственное бытие. Выбор, который они делают, касается не только того, совершать или не совершать самоубийство, выбор имеет большое значение в каждый момент их жизни. Из-за широкого распространения коллективистских и конформистских тенденций в обществе современные люди подавляют у себя чувство бытия. Чувство бытия у людей связано со всем опытом их существования, как сознательным, так и подсознательным. Людям необходимо ощущать себя существами в мире и иметь основной «Я-суще-ствую» опыт. Один клиент Мэя выразил эту мысль так: «Поскольку я Есть (Существую), я имею право Быть» (May et al., 1958, p. 43). Опыт «Я-существую» не приводит прямо к решению проблем клиентов, а скорее является условием, необходимым для решения этих проблем. Противоположностью бытия является не-бытие, или ничто. Существование подразумевает возможность несуществования. Смерть — наиболее очевидная форма небытия. К небытию также ведет снижение жизненного потенциала, обусловленное тревогой и конформизмом, а также недостатком четкого самосознания. Кроме того, бытию могут угрожать разрушительная враждебность и физическая болезнь. Однако встречаются люди с сильно развитым чувством бытия, которые способны противостоять небытию. Такие люди более глубоко осознают не только самих себя, но и других людей, а также окружающий мир. Три формы бытия-в-мире В экзистенциальном консультировании различают три вида мира, которые характеризуют существование людей как пребывающих в мире. Во-первых, имеется Umwelt, «внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические потребности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизненные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный. Во-вторых, имеется Mitwelt, «совместный мир». Это социальный мир общения людей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и групповых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развивается. Мэй пишет: «Сущность отношений заключается в том, что при встрече меняются оба человека» (May et al., 1958, p. 63). Значимость взаимоотношений с другим человеком зависит от отношения к нему (от того, насколько он ценен, важен, привлекателен для партнера). Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы, зависит то, какое значение имеют для них эти группы. В-третьих, существует Eigenwelt, или «внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigenwelt также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы должны иметь собственное отношение к вещам и людям; например, выражение «Этот цветок красив» означает «Для меня этот цветок красив». Три вида бытия взаимосвязаны. Например, любовь подразумевает нечто большее, чем биологические стремления Umwelt, а также нечто большее, чем социальные или межличностные отношения Mitwelt. Для возникновения и развития чувства любви требуется наличие Eigenwelt, так как, для того чтобы общаться с другими, люди должны быть самодостаточными. Нормальная и невротическая тревога Быть человеком значит быть тревожным. Тревога неизбежно присутствует в человеческой жизни. Мэй (May, 1950) проводит различие между нормальной и невротической тревогой. Он Определяет тревогу как «угрозу нашему существованию или ценностям, которые мы идентифицируем с нашим существованием» (May, 1977, р. 205). В ходе нормального развития каждый человек переживает различные угрозы своему существованию. Одним из источников нормальной тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Другой источник тревоги — это потребность постепенно становиться независимым от родителей, связанная с развитием напряженных отношений и кризисов. Однако люди могут использовать такие угрозы с пользой для себя, как обучающий опыт, и продолжать развиваться. Нормальная тревога характеризуется следующими тремя чертами. Во-первых, выраженность нормальной тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, имеющей место в сложившейся ситуации. Во-вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В-третьих, такую тревогу можно использовать творчески — идентифицировать факторы, обусловившие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам. Экзистенциальные консультанты считают, что их главная задача — помочь клиентам научиться мириться с «нормальными» неприятностями, которые являются частью человеческого существования. Характеристики невротической тревоги в корне отличаются от характеристик нормальной тревоги. Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Невротическую тревогу можно рассмотривать и с другой точки зрения: люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влияние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфликты. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифицировать угрозы и справляться с ними. Трансценденция Уникальная способность людей думать и выражать свои мысли при помощи символов дает им возможность выходить за пределы времени и пространства. Люди могут проецировать себя в прошлое и в будущее. Кроме того, люди могут выходить за границы (трансцендировать) в своих социальных отношениях, видеть себя так, как их видят другие, и придавать соответствующее значение восприятию других. Способность выходить за рамки сложившихся к данному моменту конкретных ситуаций лежит в основе как свободы людей, так и их ответственности за свою жизнь. Слово «трансценденция» происходит от латинского слова transcendere, означающего «подниматься, карабкаться, взбираться над и выходить за пределы». Способность выходить за пределы сложившихся ситуаций обусловлена онтологической природой людей. Существование вовлекает людей в непрерывный процесс проявления себя, в котором они выходят за рамки своего прошлого и настоящего, чтобы творить свое будущее. Все люди вовлечены в этот процесс, если только они не серьезно больны и не заблокированы тревогой или отчаянием. Смерть Маленькие дети постигают сущность смерти, хотя их интеллект еще не позволяет им понять, что значит смерть. Ялом (Yalom, 1980) полагает, что дети затем отвергают свое первое знание о смерти. С целью отвержения этого знания дети убеждают себя в том, что смерть является временной, дети не умирают, «я не умру, потому что я особенный», в последний момент на помощь придет спаситель. Примирение с неизбежностью смерти — главная задача, связанная с развитием; с этой задачей некоторые дети справляются лучше, чем другие. Незащищенность от смерти может быть и благом, и злом. Незащищенность от смерти может быть в определенной степени полезной для детей, если у них имеются ресурсы Эго, хорошие гены, а рядом есть благосклонные взрослые, способные справляться с возникающей у них самих тревогой, связанной со смертью. Однако незащищенность от смерти может быть травмирующей, когда перечисленные факторы присутствуют в недостаточной степени. Смерть родных братьев и сестер, а также родителей может быть особенно пугающей, и имеющихся у детей ресурсов может оказаться недостаточно для того, чтобы совладать со страхом. Проведенные исследования показали, что пациенты и с невротическими, и с психотическими расстройствами теряли родителей чаще, чем люди со здоровой психикой. От степени принятия смерти, характерной для данной культуры, также зависит то, насколько сильную тревогу породит смерть и у взрослых, и у детей. От того, в какой форме родители рассказывают своим детям о смерти, зависит осознание детьми этого понятия и степень принятия ими смерти. Дети часто загораживаются от смерти дезинформацией, отрицанием, сказками, эвфемизмами и убеждениями, что дети не умирают. Дети не игнорируют проблему, связанную со смертью, так же как и проблему, связанную с сексом, но при недостатке сведений обращаются к другим источникам информации, имеющим различную степень надежности. В западных культурах не разработаны никакие реальные руководящие принципы того, как родители должны доносить до сознания детей знание о смерти. Свобода Акцент, который делается в настоящее время на свободе и ответственности как на экзистенциальных проблемах, обусловлен разрушением традиционных систем убеждений, религий, ритуалов и правил. В двадцатом веке происходил быстрый распад структур и ценностей. Воспитание, при котором очень многое разрешается, привело к тому, что у многих молодых людей появилась потребностью выбирать, но они не усвоили, как и что надо выбирать. Многие оказались не готовы к свободе, которую они получили. Часто при столкновении с экзистенциальным фактом ответственности за свою жизнь люди плохо понимают его. В наше время люди уделяют меньшее внимание тому, что они должны делать; акцент перенесен на то, что они хотят делать. Живя в переходный период между старым и новым восприятием мира, многие люди не сумели научиться, как желать, как проявлять волю, как принимать решения и оставаться им верными. Изоляция Перемены в сфере культуры и технологий играют большую роль в создании межличностной изоляции. В Соединенных Штатах и других западных странах наблюдается разрушение общинных связей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить церкви, местные магазины; все реже встречаются соседи, которые знают друг друга, семейные доктора и так далее. Возникновение внутриличностной изоляции обусловлено затруднениями и фрустрацией, которые имеют место на начальном этапе жизни и угрожают какому-либо жизненно важному аспекту зарождающегося у индивидуума чувства «Я». Экзистенциальная изоляция тесно связна с межличностной изоляцией. Многие люди не в состоянии развивать внутреннюю силу, чувство уверенности в себе и своей самобытности, которые позволили бы им противостоять экзистенциальной изоляции. Никогда не получавшие подлинную, стимулирующую рост любовь, они не знают, как предложить ее другим. Если характеризующиеся преданностью и аутентичностью отношения консультант — клиент помогают клиентам в противостоянии экзистенциальной изоляции и в примирении с ней, можно с уверенностью сделать вывод, что клиенты испытывали недостаток в таких отношениях в своем прошлом. Бессмысленность Многие факторы современной культуры способствуют ослаблению ощущения смысла жизни у людей (по сравнению с их предками в доиндустриальном сельскохозяйственном мире). Во-первых, раньше смысл жизни предлагался религией, теперь же большинство людей не верят в религию и не ходят в церковь. Во-вторых, урбанизация и индустриализация способствуют ослаблению ощущения смысла жизни, которое раньше поддерживалось посредством контакта с природой. В настоящее время большинство людей потеряли некогда тесную связь с циклическими природными изменениями, касающимися и земли, и животных, выращиваемых на фермах. В-третьих, наиболее современные люди больше не входят в сельские общины и не играют в них заметной роли, а вместо этого часто живут в относительно безличных городских общинах. В-четвертых, многие современные люди отчуждены от своей работы и чувствуют, что они участвуют в решении малоинтересных механических и рутинных задач. В-пятых, внимание современных людей меньше поглощают основные потребности (типа получения продовольствия, крова и воды), удовлетворение которых необходимо для выживания. Находясь в большей безопасности и имея больше свободного времени, люди все чаще сталкиваются с пропастью бессмысленности. Время, которым располагают люди, представляет собой время, занятое решением проблем, которые связаны с поисками смысла жизни. Кроме того, в периоды экономических спадов многие люди оказываются лицом к лицу с безработицей, что также влечет за собой потерю смысла. В-шестых, современные люди стоят перед возможностью ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды. Если мир не собирается длиться, зачем себя утруждать? ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО Самораскрытие Самораскрытие консультанта — вопрос, имеющий большое значение в экзистенциальном консультировании. Главной целью консультанта является установление аутентичных отношений в интересах клиента. Экзистенциальные консультанты могут раскрывать себя двумя способами. Во-первых, они могут рассказывать своим клиентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом (Yalom, 1989) считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Он пишет: «Всякий раз, когда я делился значительной долей собственного "Я" с пациентами, они неизменно извлекали из этого пользу для себя...» (р. 164). Во-вторых, экзистенциальные консультанты могут использовать сам процесс консультирования, а не фокусировать внимание на содержании занятия. Они могут использовать мысли и чувства, касающиеся того что происходит «здесь-и-теперь», с целью улучшения отношений консультант — клиент. Например, Ялому (Yalom, 1989) надоела одна его чрезмерно полная клиентка, Бетти. Сначала он попробовал разобраться, какую долю его скуки можно отнести на счет контрпереноса. Затем он точно определил две причины своей скуки: Бетти всегда сообщала о событиях, произошедших где-то в другом месте, и скрывалась за маской ложной веселости. Ялом тактично возразил Бетти, сказав, что, по его мнению, она маскирует свою боль весельем. Он попросил у клиентки разрешения прерывать ее рассказ и указывать на эту маскировку в тот же момент, когда он ее обнаружит. Это самораскрытие Ялома сыграло роль трамплина и способствовало углублению их отношений. Консультирование и изоляция Экзистенциальные консультанты используют следующие способы, для того чтобы помогать клиентам противостоять предельным беспокойствам, связанным с изоляцией, а также помогать им лучше справляться с этими беспокойствами. Столкновение клиентов с изоляцией. Консультанты могут помочь клиентам понять, что, в конечном счете, каждый человек одинок. Клиенты учатся определять, что они могут и что не могут получить от отношений. Консультанты могут предлагать клиентам поэкспериментировать — на некоторое время отрезать себя от окружающего мира и побыть в изоляции. После проведения этого эксперимента клиенты могут глубже осознать как ужас одиночества, так и масштабы своих скрытых ресурсов и степень своего мужества. Идентификация механизмов защиты. Клиентам можно помочь идентифицировать виды защиты, которыми они пользуются, чтобы справляться с противоречием между потребностью в принадлежности и фактом экзистенциальной изоляции. Когда человек начинает отдавать себе отчет в том, что существование в глазах других, слияние с другими и компульсивная сексуальность являются механизмами защиты от экзистенциальной тревоги, он получает возможность что-то с ними делать. Идентификация межличностной патологии. Приняв за критерий идеальные свободные от потребностей или «я — ты» отношения, можно определить способы уклонения клиентов от реальных отношений с другими. В какой степени клиенты относятся к другим людям как к объектам, служащим для удовлетворения их желаний и потребностей? Насколько хорошо они могут любить других? Насколько хорошо они умеют выслушивать собеседников и раскрывать себя? Каким образом они удерживают людей на расстоянии? Консультанты могут учить клиентов «азбуке языка интимности...» (Yalom, 1989, р. 43). При этом клиенты учатся как принимать, так и выражать чувства. Использование отношений консультант — клиент с целью выявления патологии. У экзистенциальных консультантов имеются сомнения относительно возможности перенесения на них чувств и соображений клиентов, в основе которых лежат имевшие место в прошлом значимые отношения. Консультанты предпочитают использовать отношения консультант — клиент, чтобы выявлять патологию, которая может мешать поддержанию отношений в настоящее время и в будущем. Клиенты часто искажают некоторые аспекты своих отношений с консультантами. Консультанты могут повышать осознание клиентами таких искажений, в частности повышать осознание влияния искажений на отношения с другими людьми. Исцеляющие отношения. Как уже упоминалось ранее, экзистенциальные консультанты стремятся развивать реальные отношения с клиентами. Хотя отношения консультант — клиент являются временными, опыт интимности может быть постоянным. Отношения консультант — клиент могут способствовать самоутверждению клиентов, так как для клиентов чрезвычайно важно, что кто-то, кого они уважают и кто действительно знает все их сильные и слабые стороны, принимает их. Консультанты, которым удалось установить глубокие отношения со своими клиентами, могут помочь им противостоять экзистенциальной изоляции. Консультанты также помогают клиентам понять, что только они сами ответственны за свою жизнь. Бытие и не-бытие Мэй (May, Angel, Ellenberger, 1958) отмечает, что слово «бытие» представляет собой отглагольную форму, бытие подразумевает, что кто-то находится в процессе превращения во что-то. Мэй утверждает, что когда слово «бытие» используется как существительное, оно означает потенцию, источник потенциала. Можно провести такую аналогию: желудь имеет потенциал стать дубом. Однако эта аналогия является не очень подходящей, когда дело касается людей, так как у людей есть самосознание. Люди могут выбирать собственное бытие. Выбор, который они делают, касается не только того, совершать или не совершать самоубийство, выбор имеет большое значение в каждый момент их жизни. Из-за широкого распространения коллективистских и конформистских тенденций в обществе современные люди подавляют у себя чувство бытия. Чувство бытия у людей связано со всем опытом их существования, как сознательным, так и подсознательным. Людям необходимо ощущать себя существами в мире и иметь основной «Я-суще-ствую» опыт. Один клиент Мэя выразил эту мысль так: «Поскольку я Есть (Существую), я имею право Быть» (May et al., 1958, p. 43). Опыт «Я-существую» не приводит прямо к решению проблем клиентов, а скорее является условием, необходимым для решения этих проблем. Противоположностью бытия является не-бытие, или ничто. Существование подразумевает возможность несуществования. Смерть — наиболее очевидная форма небытия. К небытию также ведет снижение жизненного потенциала, обусловленное тревогой и конформизмом, а также недостатком четкого самосознания. Кроме того, бытию могут угрожать разрушительная враждебность и физическая болезнь. Однако встречаются люди с сильно развитым чувством бытия, которые способны противостоять небытию. Такие люди более глубоко осознают не только самих себя, но и других людей, а также окружающий мир. Три формы бытия-в-мире В экзистенциальном консультировании различают три вида мира, которые характеризуют существование людей как пребывающих в мире. Во-первых, имеется Umwelt, «внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические потребности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизненные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный. Во-вторых, имеется Mitwelt, «совместный мир». Это социальный мир общения людей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и групповых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развивается. Мэй пишет: «Сущность отношений заключается в том, что при встрече меняются оба человека» (May et al., 1958, p. 63). Значимость взаимоотношений с другим человеком зависит от отношения к нему (от того, насколько он ценен, важен, привлекателен для партнера). Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы, зависит то, какое значение имеют для них эти группы. В-третьих, существует Eigenwelt, или «внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigenwelt также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы должны иметь собственное отношение к вещам и людям; например, выражение «Этот цветок красив» означает «Для меня этот цветок красив». Три вида бытия взаимосвязаны. Например, любовь подразумевает нечто большее, чем биологические стремления Umwelt, а также нечто большее, чем социальные или межличностные отношения Mitwelt. Для возникновения и развития чувства любви требуется наличие Eigenwelt, так как, для того чтобы общаться с другими, люди должны быть самодостаточными. Нормальная и невротическая тревога Быть человеком значит быть тревожным. Тревога неизбежно присутствует в человеческой жизни. Мэй (May, 1950) проводит различие между нормальной и невротической тревогой. Он Определяет тревогу как «угрозу нашему существованию или ценностям, которые мы идентифицируем с нашим существованием» (May, 1977, р. 205). В ходе нормального развития каждый человек переживает различные угрозы своему существованию. Одним из источников нормальной тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Другой источник тревоги — это потребность постепенно становиться независимым от родителей, связанная с развитием напряженных отношений и кризисов. Однако люди могут использовать такие угрозы с пользой для себя, как обучающий опыт, и продолжать развиваться. Нормальная тревога характеризуется следующими тремя чертами. Во-первых, выраженность нормальной тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, имеющей место в сложившейся ситуации. Во-вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В-третьих, такую тревогу можно использовать творчески — идентифицировать факторы, обусловившие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам. Экзистенциальные консультанты считают, что их главная задача — помочь клиентам научиться мириться с «нормальными» неприятностями, которые являются частью человеческого существования. Характеристики невротической тревоги в корне отличаются от характеристик нормальной тревоги. Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Невротическую тревогу можно рассмотривать и с другой точки зрения: люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влияние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфликты. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифицировать угрозы и справляться с ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.013 с.) |