Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормальная и невротическая тревога

Поиск

Бытие и не-бытие

Мэй (May, Angel, Ellenberger, 1958) отмечает, что слово «бытие» представляет со­бой отглагольную форму, бытие подразумевает, что кто-то находится в процессе пре­вращения во что-то. Мэй утверждает, что когда слово «бытие» используется как суще­ствительное, оно означает потенцию, источник потенциала. Можно провести такую аналогию: желудь имеет потенциал стать дубом. Однако эта аналогия является не очень подходящей, когда дело касается людей, так как у людей есть самосознание. Люди могут выбирать собственное бытие. Выбор, который они делают, касается не только того, совершать или не совершать самоубийство, выбор имеет большое значе­ние в каждый момент их жизни.

Из-за широкого распространения коллективистских и конформистских тенденций в обществе современные люди подавляют у себя чувство бытия. Чувство бытия у лю­дей связано со всем опытом их существования, как сознательным, так и подсознатель­ным. Людям необходимо ощущать себя существами в мире и иметь основной «Я-суще-ствую» опыт. Один клиент Мэя выразил эту мысль так: «Поскольку я Есть (Суще­ствую), я имею право Быть» (May et al., 1958, p. 43). Опыт «Я-существую» не приводит прямо к решению проблем клиентов, а скорее является условием, необходимым для решения этих проблем.

Противоположностью бытия является не-бытие, или ничто. Существование подра­зумевает возможность несуществования. Смерть — наиболее очевидная форма небы­тия. К небытию также ведет снижение жизненного потенциала, обусловленное трево­гой и конформизмом, а также недостатком четкого самосознания. Кроме того, бытию могут угрожать разрушительная враждебность и физическая болезнь. Однако встреча­ются люди с сильно развитым чувством бытия, которые способны противостоять не­бытию. Такие люди более глубоко осознают не только самих себя, но и других людей, а также окружающий мир.

Три формы бытия-в-мире

В экзистенциальном консультировании различают три вида мира, которые харак­теризуют существование людей как пребывающих в мире. Во-первых, имеется Umwelt, «внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические по­требности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизнен­ные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный.

Во-вторых, имеется Mitwelt, «совместный мир». Это социальный мир общения лю­дей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и груп­повых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развива­ется. Мэй пишет: «Сущность отношений заключается в том, что при встрече ме­няются оба человека» (May et al., 1958, p. 63). Значимость взаимоотношений с дру­гим человеком зависит от отношения к нему (от того, насколько он ценен, важен, при­влекателен для партнера). Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы, зависит то, какое значение имеют для них эти группы.

В-третьих, существует Eigenwelt, или «внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigen­welt также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы долж­ны иметь собственное отношение к вещам и людям; например, выражение «Этот цве­ток красив» означает «Для меня этот цветок красив».

Три вида бытия взаимосвязаны. Например, любовь подразумевает нечто большее, чем биологические стремления Umwelt, а также нечто большее, чем социальные или межличностные отношения Mitwelt. Для возникновения и развития чувства любви требуется наличие Eigenwelt, так как, для того чтобы общаться с другими, люди долж­ны быть самодостаточными.

Нормальная и невротическая тревога

Быть человеком значит быть тревожным. Тревога неизбежно присутствует в чело­веческой жизни. Мэй (May, 1950) проводит различие между нормальной и невротиче­ской тревогой. Он Определяет тревогу как «угрозу нашему существованию или ценно­стям, которые мы идентифицируем с нашим существованием» (May, 1977, р. 205). В хо­де нормального развития каждый человек переживает различные угрозы своему суще­ствованию. Одним из источников нормальной тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Другой источ­ник тревоги — это потребность постепенно становиться независимым от родителей, связанная с развитием напряженных отношений и кризисов. Однако люди могут ис­пользовать такие угрозы с пользой для себя, как обучающий опыт, и продолжать разви­ваться.

Нормальная тревога характеризуется следующими тремя чертами. Во-первых, вы­раженность нормальной тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, име­ющей место в сложившейся ситуации. Во-вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В-третьих, такую тревогу можно использовать творчески — идентифици­ровать факторы, обусловившие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам. Экзистенциальные консультанты считают, что их главная задача — помочь клиентам научиться мириться с «нормальными» неприятностями, которые являются частью человеческого существования.

Характеристики невротической тревоги в корне отличаются от характеристик нор­мальной тревоги. Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Невротическую тревогу можно рассмотривать и с другой точки зрения: люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влия­ние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфлик­ты. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, дела­ют людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифициро­вать угрозы и справляться с ними.

Трансценденция

Уникальная способность людей думать и выражать свои мысли при помощи симво­лов дает им возможность выходить за пределы времени и пространства. Люди могут проецировать себя в прошлое и в будущее. Кроме того, люди могут выходить за грани­цы (трансцендировать) в своих социальных отношениях, видеть себя так, как их видят другие, и придавать соответствующее значение восприятию других. Способность вы­ходить за рамки сложившихся к данному моменту конкретных ситуаций лежит в осно­ве как свободы людей, так и их ответственности за свою жизнь.

Слово «трансценденция» происходит от латинского слова transcendere, означаю­щего «подниматься, карабкаться, взбираться над и выходить за пределы». Способность выходить за пределы сложившихся ситуаций обусловлена онтологической природой людей. Существование вовлекает людей в непрерывный процесс проявления себя, в котором они выходят за рамки своего прошлого и настоящего, чтобы творить свое бу­дущее. Все люди вовлечены в этот процесс, если только они не серьезно больны и не заблокированы тревогой или отчаянием.

Смерть

Маленькие дети постигают сущность смерти, хотя их интеллект еще не позволяет им понять, что значит смерть. Ялом (Yalom, 1980) полагает, что дети затем отвергают свое первое знание о смерти. С целью отвержения этого знания дети убеждают себя в том, что смерть является временной, дети не умирают, «я не умру, потому что я особен­ный», в последний момент на помощь придет спаситель. Примирение с неизбежностью смерти — главная задача, связанная с развитием; с этой задачей некоторые дети справ­ляются лучше, чем другие. Незащищенность от смерти может быть и благом, и злом. Незащищенность от смерти может быть в определенной степени полезной для детей, если у них имеются ресурсы Эго, хорошие гены, а рядом есть благосклонные взрослые, способные справляться с возникающей у них самих тревогой, связанной со смертью. Однако незащищенность от смерти может быть травмирующей, когда перечисленные факторы присутствуют в недостаточной степени. Смерть родных братьев и сестер, а также родителей может быть особенно пугающей, и имеющихся у детей ресурсов мо­жет оказаться недостаточно для того, чтобы совладать со страхом. Проведенные ис­следования показали, что пациенты и с невротическими, и с психотическими расстрой­ствами теряли родителей чаще, чем люди со здоровой психикой. От степени принятия смерти, характерной для данной культуры, также зависит то, насколько сильную тре­вогу породит смерть и у взрослых, и у детей.

От того, в какой форме родители рассказывают своим детям о смерти, зависит осо­знание детьми этого понятия и степень принятия ими смерти. Дети часто загоражива­ются от смерти дезинформацией, отрицанием, сказками, эвфемизмами и убеждениями, что дети не умирают. Дети не игнорируют проблему, связанную со смертью, так же как и проблему, связанную с сексом, но при недостатке сведений обращаются к другим источникам информации, имеющим различную степень надежности. В западных куль­турах не разработаны никакие реальные руководящие принципы того, как родители должны доносить до сознания детей знание о смерти.

Свобода

Акцент, который делается в настоящее время на свободе и ответственности как на экзистенциальных проблемах, обусловлен разрушением традиционных систем убежде­ний, религий, ритуалов и правил. В двадцатом веке происходил быстрый распад структур и ценностей. Воспитание, при котором очень многое разрешается, привело к тому, что у многих молодых людей появилась потребностью выбирать, но они не усвоили, как и что надо выбирать. Многие оказались не готовы к свободе, которую они получили. Часто при столкновении с экзистенциальным фактом ответственности за свою жизнь люди плохо понимают его. В наше время люди уделяют меньшее внимание тому, что они должны делать; акцент перенесен на то, что они хотят делать. Живя в переходный период меж­ду старым и новым восприятием мира, многие люди не сумели научиться, как желать, как проявлять волю, как принимать решения и оставаться им верными.

Изоляция

Перемены в сфере культуры и технологий играют большую роль в создании меж­личностной изоляции. В Соединенных Штатах и других западных странах наблюдает­ся разрушение общинных связей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить церк­ви, местные магазины; все реже встречаются соседи, которые знают друг друга, семей­ные доктора и так далее. Возникновение внутриличностной изоляции обусловлено затруднениями и фрустрацией, которые имеют место на начальном этапе жизни и угро­жают какому-либо жизненно важному аспекту зарождающегося у индивидуума чув­ства «Я». Экзистенциальная изоляция тесно связна с межличностной изоляцией. Многие люди не в состоянии развивать внутреннюю силу, чувство уверенности в себе и своей самобытности, которые позволили бы им противостоять экзистенциальной изо­ляции. Никогда не получавшие подлинную, стимулирующую рост любовь, они не зна­ют, как предложить ее другим. Если характеризующиеся преданностью и аутентичнос­тью отношения консультант — клиент помогают клиентам в противостоянии экзис­тенциальной изоляции и в примирении с ней, можно с уверенностью сделать вывод, что клиенты испытывали недостаток в таких отношениях в своем прошлом.

Бессмысленность

Многие факторы современной культуры способствуют ослаблению ощущения смыс­ла жизни у людей (по сравнению с их предками в доиндустриальном сельскохозяй­ственном мире). Во-первых, раньше смысл жизни предлагался религией, теперь же большинство людей не верят в религию и не ходят в церковь. Во-вторых, урбанизация и индустриализация способствуют ослаблению ощущения смысла жизни, которое раньше поддерживалось посредством контакта с природой. В настоящее время большинство людей потеряли некогда тесную связь с циклическими природными изменениями, каса­ющимися и земли, и животных, выращиваемых на фермах. В-третьих, наиболее совре­менные люди больше не входят в сельские общины и не играют в них заметной роли, а вместо этого часто живут в относительно безличных городских общинах. В-четвертых, многие современные люди отчуждены от своей работы и чувствуют, что они участвуют в решении малоинтересных механических и рутинных задач. В-пятых, внимание современ­ных людей меньше поглощают основные потребности (типа получения продовольствия, крова и воды), удовлетворение которых необходимо для выживания. Находясь в боль­шей безопасности и имея больше свободного времени, люди все чаще сталкиваются с пропастью бессмысленности. Время, которым располагают люди, представляет собой время, занятое решением проблем, которые связаны с поисками смысла жизни. Кроме того, в периоды экономических спадов многие люди оказываются лицом к лицу с безра­ботицей, что также влечет за собой потерю смысла. В-шестых, современные люди стоят перед возможностью ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды. Если мир не собирается длиться, зачем себя утруждать?

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

Самораскрытие

Самораскрытие консультанта — вопрос, имеющий большое значение в экзистенциаль­ном консультировании. Главной целью консультанта является установление аутентич­ных отношений в интересах клиента. Экзистенциальные консультанты могут раскры­вать себя двумя способами. Во-первых, они могут рассказывать своим клиентам о соб­ственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом (Yalom, 1989) считает, что он совер­шал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Он пишет: «Всякий раз, когда я делился значительной долей собственного "Я" с пациентами, они неизменно извле­кали из этого пользу для себя...» (р. 164). Во-вторых, экзистенциальные консультанты могут использовать сам процесс консультирования, а не фокусировать внимание на содержании занятия. Они могут использовать мысли и чувства, касающиеся того что происходит «здесь-и-теперь», с целью улучшения отношений консультант — клиент. Например, Ялому (Yalom, 1989) надоела одна его чрезмерно полная клиентка, Бетти. Сначала он попробовал разобраться, какую долю его скуки можно отнести на счет кон­трпереноса. Затем он точно определил две причины своей скуки: Бетти всегда сообща­ла о событиях, произошедших где-то в другом месте, и скрывалась за маской ложной веселости. Ялом тактично возразил Бетти, сказав, что, по его мнению, она маскирует свою боль весельем. Он попросил у клиентки разрешения прерывать ее рассказ и ука­зывать на эту маскировку в тот же момент, когда он ее обнаружит. Это самораскрытие Ялома сыграло роль трамплина и способствовало углублению их отношений.

Консультирование и изоляция

Экзистенциальные консультанты используют следующие способы, для того чтобы помогать клиентам противостоять предельным беспокойствам, связанным с изоляци­ей, а также помогать им лучше справляться с этими беспокойствами.

Столкновение клиентов с изоляцией. Консультанты могут помочь клиентам по­нять, что, в конечном счете, каждый человек одинок. Клиенты учатся определять, что они могут и что не могут получить от отношений. Консультанты могут предлагать кли­ентам поэкспериментировать — на некоторое время отрезать себя от окружающего мира и побыть в изоляции. После проведения этого эксперимента клиенты могут глуб­же осознать как ужас одиночества, так и масштабы своих скрытых ресурсов и степень своего мужества.

Идентификация механизмов защиты. Клиентам можно помочь идентифициро­вать виды защиты, которыми они пользуются, чтобы справляться с противоречием меж­ду потребностью в принадлежности и фактом экзистенциальной изоляции. Когда чело­век начинает отдавать себе отчет в том, что существование в глазах других, слияние с другими и компульсивная сексуальность являются механизмами защиты от экзистен­циальной тревоги, он получает возможность что-то с ними делать.

Идентификация межличностной патологии. Приняв за критерий идеальные свободные от потребностей или «я — ты» отношения, можно определить способы укло­нения клиентов от реальных отношений с другими. В какой степени клиенты относят­ся к другим людям как к объектам, служащим для удовлетворения их желаний и по­требностей? Насколько хорошо они могут любить других? Насколько хорошо они уме­ют выслушивать собеседников и раскрывать себя? Каким образом они удерживают лю­дей на расстоянии? Консультанты могут учить клиентов «азбуке языка интимности...» (Yalom, 1989, р. 43). При этом клиенты учатся как принимать, так и выражать чувства.

Использование отношений консультант — клиент с целью выявления па­тологии. У экзистенциальных консультантов имеются сомнения относительно воз­можности перенесения на них чувств и соображений клиентов, в основе которых лежат имевшие место в прошлом значимые отношения. Консультанты предпочитают ис­пользовать отношения консультант — клиент, чтобы выявлять патологию, которая мо­жет мешать поддержанию отношений в настоящее время и в будущем. Клиенты часто искажают некоторые аспекты своих отношений с консультантами. Консультанты мо­гут повышать осознание клиентами таких искажений, в частности повышать осозна­ние влияния искажений на отношения с другими людьми.

Исцеляющие отношения. Как уже упоминалось ранее, экзистенциальные кон­сультанты стремятся развивать реальные отношения с клиентами. Хотя отношения консультант — клиент являются временными, опыт интимности может быть постоян­ным. Отношения консультант — клиент могут способствовать самоутверждению кли­ентов, так как для клиентов чрезвычайно важно, что кто-то, кого они уважают и кто действительно знает все их сильные и слабые стороны, принимает их. Консультанты, которым удалось установить глубокие отношения со своими клиентами, могут помочь им противостоять экзистенциальной изоляции. Консультанты также помогают клиен­там понять, что только они сами ответственны за свою жизнь.

Бытие и не-бытие

Мэй (May, Angel, Ellenberger, 1958) отмечает, что слово «бытие» представляет со­бой отглагольную форму, бытие подразумевает, что кто-то находится в процессе пре­вращения во что-то. Мэй утверждает, что когда слово «бытие» используется как суще­ствительное, оно означает потенцию, источник потенциала. Можно провести такую аналогию: желудь имеет потенциал стать дубом. Однако эта аналогия является не очень подходящей, когда дело касается людей, так как у людей есть самосознание. Люди могут выбирать собственное бытие. Выбор, который они делают, касается не только того, совершать или не совершать самоубийство, выбор имеет большое значе­ние в каждый момент их жизни.

Из-за широкого распространения коллективистских и конформистских тенденций в обществе современные люди подавляют у себя чувство бытия. Чувство бытия у лю­дей связано со всем опытом их существования, как сознательным, так и подсознатель­ным. Людям необходимо ощущать себя существами в мире и иметь основной «Я-суще-ствую» опыт. Один клиент Мэя выразил эту мысль так: «Поскольку я Есть (Суще­ствую), я имею право Быть» (May et al., 1958, p. 43). Опыт «Я-существую» не приводит прямо к решению проблем клиентов, а скорее является условием, необходимым для решения этих проблем.

Противоположностью бытия является не-бытие, или ничто. Существование подра­зумевает возможность несуществования. Смерть — наиболее очевидная форма небы­тия. К небытию также ведет снижение жизненного потенциала, обусловленное трево­гой и конформизмом, а также недостатком четкого самосознания. Кроме того, бытию могут угрожать разрушительная враждебность и физическая болезнь. Однако встреча­ются люди с сильно развитым чувством бытия, которые способны противостоять не­бытию. Такие люди более глубоко осознают не только самих себя, но и других людей, а также окружающий мир.

Три формы бытия-в-мире

В экзистенциальном консультировании различают три вида мира, которые харак­теризуют существование людей как пребывающих в мире. Во-первых, имеется Umwelt, «внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические по­требности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизнен­ные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный.

Во-вторых, имеется Mitwelt, «совместный мир». Это социальный мир общения лю­дей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и груп­повых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развива­ется. Мэй пишет: «Сущность отношений заключается в том, что при встрече ме­няются оба человека» (May et al., 1958, p. 63). Значимость взаимоотношений с дру­гим человеком зависит от отношения к нему (от того, насколько он ценен, важен, при­влекателен для партнера). Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы, зависит то, какое значение имеют для них эти группы.

В-третьих, существует Eigenwelt, или «внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigen­welt также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы долж­ны иметь собственное отношение к вещам и людям; например, выражение «Этот цве­ток красив» означает «Для меня этот цветок красив».

Три вида бытия взаимосвязаны. Например, любовь подразумевает нечто большее, чем биологические стремления Umwelt, а также нечто большее, чем социальные или межличностные отношения Mitwelt. Для возникновения и развития чувства любви требуется наличие Eigenwelt, так как, для того чтобы общаться с другими, люди долж­ны быть самодостаточными.

Нормальная и невротическая тревога

Быть человеком значит быть тревожным. Тревога неизбежно присутствует в чело­веческой жизни. Мэй (May, 1950) проводит различие между нормальной и невротиче­ской тревогой. Он Определяет тревогу как «угрозу нашему существованию или ценно­стям, которые мы идентифицируем с нашим существованием» (May, 1977, р. 205). В хо­де нормального развития каждый человек переживает различные угрозы своему суще­ствованию. Одним из источников нормальной тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Другой источ­ник тревоги — это потребность постепенно становиться независимым от родителей, связанная с развитием напряженных отношений и кризисов. Однако люди могут ис­пользовать такие угрозы с пользой для себя, как обучающий опыт, и продолжать разви­ваться.

Нормальная тревога характеризуется следующими тремя чертами. Во-первых, вы­раженность нормальной тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, име­ющей место в сложившейся ситуации. Во-вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В-третьих, такую тревогу можно использовать творчески — идентифици­ровать факторы, обусловившие ее возникновение, и постараться противостоять этим факторам. Экзистенциальные консультанты считают, что их главная задача — помочь клиентам научиться мириться с «нормальными» неприятностями, которые являются частью человеческого существования.

Характеристики невротической тревоги в корне отличаются от характеристик нор­мальной тревоги. Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Невротическую тревогу можно рассмотривать и с другой точки зрения: люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влия­ние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфлик­ты. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, дела­ют людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифициро­вать угрозы и справляться с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.013 с.)