Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурированные типы данных. Массивы. Одномерные массивы.
Структурированные типы данных. Массивы. Одномерные массивы. Как уже отмечалось, любые данные (т.е. константы, переменные, значения функций и т.д.) характеризуются в алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ своими типами. Тип данных определяет: > во-первых: формат представления данных в памяти компьютера; > во-вторых: множество допустимых значений, которые может принимать принадлежащая к выбранному типу переменная или константа; > в-третьих: множество допустимых операций, применимых к этому типу. Так, например, для хранения переменных типа INTEGER компилятор выделяет два байта в ОЗУ, что обеспечивает размещение в памяти целочисленных значений в диапазоне от — 32768 (=-2*15) до 32767 (=2*15—Выходящие за этот диапазон целые числа, а также вещественные числа храниться в выделенном в данном случае объеме памяти не могут. Благодаря таким ограничениям возможна ситуация переполнения (overflow). ПАСКАЛЬ язык программирования, характерной особенностью которого является "сильно" разветвленная структура типов. В языке ПАСКАЛЬ все данные, используемые программой, должны принадлежать к какому-либо заранее известному типу данных — стандартному или пользовательскому (тип данных, предопределяемый программистом). Объявление пользовательских типов данных происходит в разделе описаний, в подразделе нестандартных типов TYPE. Вслед за зарезервированным словом TYPE следуют разделенные знаком равенства имя нового пользовательского типа и конструкция, определяющая этот тип: TYPE Day = ('Понедельник','Вторник','Среда'); Month - ('Май','Июнь','Июль', 'Август'); В данном случае пользовательский тип Day определен тремя элементами (слова 'Понедельник', 'Вторник', 'Среда'), относящимися к стандартному типу STRING —строка. Примечание: Обратите внимание на то, что при объявлении пользовательских типов данных между их именем и конструкцией, определяющей тип, расположен знак равенства (=), который не следует путать со знаком присваивания (:=). Типы данных в языке программирования ПАСКАЛЬ делятся на несколько основных классов: · • простые типы, · • структурированные типы, · ссылочные типы и другие. К простым типам в языке ПАСКАЛЬ относятся: · целочисленный типы, · логический тип, · символьный тип,
· вещественный типы. Интервальный тип При описании переменных в программе, как правило, известно, что они будут использованы для представления подмножества значений некоторого типа. Это подмножество значений в языке программирования ПАСКАЛЬ может быть определено с помощью, так называемого интервального типа данных. Интервальный тип данных определяется посредством задания подмножества значений одного из ранее определенных (в программе) типов. В языке ПАСКАЛЬ диапазон значений переменной интервального типа задается с помощью любого простого типа данных за исключением вещественного. При задании диапазона указывается наименьшее и наибольшее значения, которые может принимать переменная соответствующего типа (обе константы должны быть одного типа). Так, с помощью объявления: God: 1900..2020. Указывается, что переменная God может принимать целые значения в интервале целых чисел [1900; 2020]. Такая декларация типа указывает компилятору, что для переменной этого типа допустимы в качестве значений только числа из указанного интервала. Тем самым в программе могут быть автоматически организованы проверки корректности операций присвоения для этих переменных. При выполнении программы попытка присвоить такой переменной значение, не входящее в интервал допустимых значений, квалифицируется как ошибка и приводит к прекращению работы программы и выдаче соответствующего сообщения. Массивы К структурированным типам данных относятся массивы (ARRAY). Массив объединяет элементы одного типа данных. Более формально массив можно определить как одномерную (последовательную) упорядоченную совокупность элементов некоторого типа, которые адресуются с помощью некоторого индекса. Индексная переменная, служащая для указания отдельного элемента массива, должна быть простого типа (например, типа BYTE или INTEGER). Наряду с термином "массив", часто можно встретить термины "матрица", "таблица" или "вектор". Суть всех этих терминов одна и та же. Существует еще одно отличие с точки зрения реализации —элементы массива в памяти хранятся по соседству, в то время как одиночные элементы простого типа не гарантируют такого расположения данных в памяти.
Наряду с одномерными массивами в алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ используются также двухмерные массивы данных, в которых координата по горизонтали соответствует номеру строки, а координата по вертикали —номеру столбца на пересечении которых находится элемент. При этом размер массива в языке ПАСКАЛЬ ограничивается только объемом рабочей памяти компьютера. Одномерные массивы В математике и информатике массив называется одномерным, если для получения доступа к его элементам достаточно одной индексной переменной. В алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ Вы можете объявить одномерный массив следующим образом: VAR Имя_массива: ARRAY [нач_индекс.. кон_ивдекс] OF Тип_данных; При объявлении массива необходимо определить, каким образом (в каких пределах) производится нумерация элементов, указав начальное и конечное значение [начальный_индекс.. конечный_индекс] для индексной переменной (например 1.. 5 или 2.. 6). Тем самым указывается и число элементов в массиве —его размер. Кроме того, необходимо указать идентификатор (имя) массива и тип данных элементов массива. В следующих примерах иллюстрируются возможности языка ПАСКАЛЬ по описанию массивов различного типа: VAR Matrix: ARRAY[1..5] OF REAL; VAR Index: ARRAY[2..7] OF INTEGER; VAR Name: ARRAY[1..5] OF STRING[25]; Обратите внимание, что величины, соответствующие начальному и конечному индексам, т.е. значения, указанные в квадратных скобках, разделяются двумя точками (используется интервальный тип). В первом примере объявлена переменная-массив Matrix, состоящая изпяти элементов типа REAL, доступ к которым осуществляется помощью индекса, значение которого лежит в интервале от 1 до 5. Элемент массива Index имеет тип INTEGER. Индекс для этого массива может изменяться в интервале от 2 до 7. Массив Name отличается от массива Matrix только тем, что его элементами являются строки, которые могут иметь длину до 25 символов включительно. Доступ к элементам массива В отличие от переменных типа STRING, массивы не могут обрабатываться целиком. Но имеется возможность получить доступ к каждому элементу-ячейке массива. Это выполняется, как и в случае строковых переменных, путем указания значения индекса в квадратных скобках. Например с помощью оператора Index[2]:= 34; элементу массива Index с индексом 2 присваивается значение 34. Наряду с конкретным значением (константой) в качестве индекса может использоваться переменная, например, при поэлементной обработке массива в рамках цикла с параметром FOR. FOR i:=2 TO 7 DO Index[i]:= 0; C помощью данного оператора цикла всем элементам массива Index присваивается значение 0. Ввод элементов массива осуществляется покомпонентно. FOR i:=1 TO 5 DO BEGIN Write('Введите ',I, ‘-е имя:’); Read (Name[i]); END; Вследствие того что оператор ввода информации Read включен в тело цикла, он будет выполнен пять раз, т.е. при выполнении программы от пользователя пять раз потребуется ввод некоторой информации. Задачи Сейчас мы рассмотрим четыре задачи и программы, написанные на алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ. Задача 1. Ввод и вычисление суммы элементов одномерного массива (вектора). Необходимо написать программу, которая должна сначала обеспечить ввод десяти чисел в одномерный массив, а затем складывать их (подсчитать сумму) и вывести результат на экран. Структурная схема задачи 1 имеет вид Программа задачи: PROGRAM MATRIXJL; CONST N = 10; VAR i, Sum: INTEGER; Matrix: ARRAY [1.. N] OF INTEGER; BEGIN
Writeln('ВВЕДИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАССИВА '); FOR i:= 1 TO N DO Read(Matrix[i]); Writeln('Контрольный вывод элементов массива '); FOR i:= 1 TO N DO Write (Matrix[i]:7,'); Writeln; Sum:= 0; FOR i:= 1 TO N DO Sum:= Sum + Matrix[i]; Writeln('СУММА 10 ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА MATRIX РАВНА ', Sum); END. Результаты выполнения программы: Контрольный вывод элементов массива 5 7 9 2 45 89 64 -87 45 12 СУММА 10 ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА MATRIX РАВНА 191 Задача 2. Последовательный поиск в массиве Необходимо разработать программу, которая обеспечит ввод с клавиатуры 25 чисел и сохранит их в некотором одномерном массиве. Затем она должна запросить у пользователя ввод еще одного числа. После ввода данного числа программа осуществит проверку элементов массива на наличие в них числа, равного последнему, введенному нами, и, если такое есть, выдаст соответствующее сообщение на экран. Т.е. пользователь получит информацию о том, содержится ли последнее введенное число в массиве. Структурная схема задачи 2 Программа задачи2: PROGRAM MATRIX_2; CONST N = 25; VAR i, S, R: INTEGER; Matrix: ARRAY [1.. N] OF INTEGER; BEGIN FOR i:= 1 TO N DO BEGIN Write ('ВВЕДИТЕ ',i,'-Й ЭЛЕМЕНТ МАССИВА '); Read(Matrix[i]); END; Writeln('Контрольный вывод элементов МАССИВА '); FOR i:= 1 TO N DO Write(Matrix[i],' '); Writeln; Write('ВВЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧИСЛО, ПОИСК КОТОРОГО,',' В МАССИВЕ ВЫ ХОТИТЕ ОСУЩЕСТВИТЬ '); Read(S); Writeln('Контрольный вывод введенного числа для сравнения '); Writeln(S); R:= 0; FOR i:= 1 TO N DO BEGIN IF Matrix[i] = S THEN BEGIN R:= R + 1; WriteLn('ОБНАРУЖЕНО ',R, '-E ВХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА', ' ',S,' В МАССИВ MATRIX В ПОЗИЦИИ ', i); END; END; IF R<> 0 THEN WriteLn('ИТОГО ЧИСЛО ',S,' ВСТРЕЧАЕТСЯ В МАССИВЕ', 'MATRIX ',R,' РАЗ') ELSE WriteLn('ЧИСЛО ',S,' HE ВСТРЕЧАЕТСЯ В МАССИВЕ', 'MATRIX НИ РАЗУ'); END.
Пример 3 Необходимо вычислить значение произведения (факториала) натурального ряда целых чисел от 1 до N.
Пример 5
Дан вектор X = { }, i=1, 2,..., N. Необходимо вычислить значение Р согласно следующему выражению: P = k. (6) Например, если N = 4 тогда P = Графическая схема алгоритма данной задачи представлена на рис. 11.
Рис.11
Первый шаг Среди N-1 элементов вектора X (за исключением ) произведем поиск минимального элемента вектора и поменяем его местами с первым элементом, если значение < . В результате выполнения первого шага сортировки получим следующий вектор X =(-1, 4, 2, 3, 6, 0). Второй шаг Среди N-2 элементов вектора X (за исключением , ) произведем поиск минимального элемента вектора и поменяем его местами со вторым элементом, если значение < . В результате выполнения второго шага сортировки получим вектор X =(-1, 0, 2, 3, 6, 4).
Очевидно, после выполнения N-1 шага (в нашем примере после 5 шагов) получим окончательный упорядоченный вектор X =(-1, 0, 2, 3, 4, 6). Алгоритм упорядочивания по возрастанию элементов вектора показан на рис. 22. Данный алгоритм пригоден для упорядочивания элементов вектора по убыванию с очевидной заменой знака " > " на знак " < " в блоке проверки условия (рис. 22).
Рис.22 ...................... для = PN ()
Рис.24. Алгоритм вычисления полинома по схеме Горнера.
Структурированные типы данных. Массивы. Одномерные массивы. Как уже отмечалось, любые данные (т.е. константы, переменные, значения функций и т.д.) характеризуются в алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ своими типами. Тип данных определяет: > во-первых: формат представления данных в памяти компьютера; > во-вторых: множество допустимых значений, которые может принимать принадлежащая к выбранному типу переменная или константа; > в-третьих: множество допустимых операций, применимых к этому типу. Так, например, для хранения переменных типа INTEGER компилятор выделяет два байта в ОЗУ, что обеспечивает размещение в памяти целочисленных значений в диапазоне от — 32768 (=-2*15) до 32767 (=2*15—Выходящие за этот диапазон целые числа, а также вещественные числа храниться в выделенном в данном случае объеме памяти не могут. Благодаря таким ограничениям возможна ситуация переполнения (overflow). ПАСКАЛЬ язык программирования, характерной особенностью которого является "сильно" разветвленная структура типов. В языке ПАСКАЛЬ все данные, используемые программой, должны принадлежать к какому-либо заранее известному типу данных — стандартному или пользовательскому (тип данных, предопределяемый программистом). Объявление пользовательских типов данных происходит в разделе описаний, в подразделе нестандартных типов TYPE. Вслед за зарезервированным словом TYPE следуют разделенные знаком равенства имя нового пользовательского типа и конструкция, определяющая этот тип: TYPE Day = ('Понедельник','Вторник','Среда'); Month - ('Май','Июнь','Июль', 'Август'); В данном случае пользовательский тип Day определен тремя элементами (слова 'Понедельник', 'Вторник', 'Среда'), относящимися к стандартному типу STRING —строка. Примечание: Обратите внимание на то, что при объявлении пользовательских типов данных между их именем и конструкцией, определяющей тип, расположен знак равенства (=), который не следует путать со знаком присваивания (:=). Типы данных в языке программирования ПАСКАЛЬ делятся на несколько основных классов: · • простые типы, · • структурированные типы, · ссылочные типы и другие. К простым типам в языке ПАСКАЛЬ относятся: · целочисленный типы, · логический тип, · символьный тип, · вещественный типы. Интервальный тип При описании переменных в программе, как правило, известно, что они будут использованы для представления подмножества значений некоторого типа. Это подмножество значений в языке программирования ПАСКАЛЬ может быть определено с помощью, так называемого интервального типа данных.
Интервальный тип данных определяется посредством задания подмножества значений одного из ранее определенных (в программе) типов. В языке ПАСКАЛЬ диапазон значений переменной интервального типа задается с помощью любого простого типа данных за исключением вещественного. При задании диапазона указывается наименьшее и наибольшее значения, которые может принимать переменная соответствующего типа (обе константы должны быть одного типа). Так, с помощью объявления: God: 1900..2020. Указывается, что переменная God может принимать целые значения в интервале целых чисел [1900; 2020]. Такая декларация типа указывает компилятору, что для переменной этого типа допустимы в качестве значений только числа из указанного интервала. Тем самым в программе могут быть автоматически организованы проверки корректности операций присвоения для этих переменных. При выполнении программы попытка присвоить такой переменной значение, не входящее в интервал допустимых значений, квалифицируется как ошибка и приводит к прекращению работы программы и выдаче соответствующего сообщения. Массивы К структурированным типам данных относятся массивы (ARRAY). Массив объединяет элементы одного типа данных. Более формально массив можно определить как одномерную (последовательную) упорядоченную совокупность элементов некоторого типа, которые адресуются с помощью некоторого индекса. Индексная переменная, служащая для указания отдельного элемента массива, должна быть простого типа (например, типа BYTE или INTEGER). Наряду с термином "массив", часто можно встретить термины "матрица", "таблица" или "вектор". Суть всех этих терминов одна и та же. Существует еще одно отличие с точки зрения реализации —элементы массива в памяти хранятся по соседству, в то время как одиночные элементы простого типа не гарантируют такого расположения данных в памяти. Наряду с одномерными массивами в алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ используются также двухмерные массивы данных, в которых координата по горизонтали соответствует номеру строки, а координата по вертикали —номеру столбца на пересечении которых находится элемент. При этом размер массива в языке ПАСКАЛЬ ограничивается только объемом рабочей памяти компьютера. Одномерные массивы В математике и информатике массив называется одномерным, если для получения доступа к его элементам достаточно одной индексной переменной. В алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ Вы можете объявить одномерный массив следующим образом: VAR Имя_массива: ARRAY [нач_индекс.. кон_ивдекс] OF Тип_данных; При объявлении массива необходимо определить, каким образом (в каких пределах) производится нумерация элементов, указав начальное и конечное значение [начальный_индекс.. конечный_индекс] для индексной переменной (например 1.. 5 или 2.. 6). Тем самым указывается и число элементов в массиве —его размер. Кроме того, необходимо указать идентификатор (имя) массива и тип данных элементов массива. В следующих примерах иллюстрируются возможности языка ПАСКАЛЬ по описанию массивов различного типа: VAR Matrix: ARRAY[1..5] OF REAL; VAR Index: ARRAY[2..7] OF INTEGER; VAR Name: ARRAY[1..5] OF STRING[25]; Обратите внимание, что величины, соответствующие начальному и конечному индексам, т.е. значения, указанные в квадратных скобках, разделяются двумя точками (используется интервальный тип). В первом примере объявлена переменная-массив Matrix, состоящая изпяти элементов типа REAL, доступ к которым осуществляется помощью индекса, значение которого лежит в интервале от 1 до 5. Элемент массива Index имеет тип INTEGER. Индекс для этого массива может изменяться в интервале от 2 до 7. Массив Name отличается от массива Matrix только тем, что его элементами являются строки, которые могут иметь длину до 25 символов включительно. Доступ к элементам массива В отличие от переменных типа STRING, массивы не могут обрабатываться целиком. Но имеется возможность получить доступ к каждому элементу-ячейке массива. Это выполняется, как и в случае строковых переменных, путем указания значения индекса в квадратных скобках. Например с помощью оператора Index[2]:= 34; элементу массива Index с индексом 2 присваивается значение 34. Наряду с конкретным значением (константой) в качестве индекса может использоваться переменная, например, при поэлементной обработке массива в рамках цикла с параметром FOR. FOR i:=2 TO 7 DO Index[i]:= 0; C помощью данного оператора цикла всем элементам массива Index присваивается значение 0. Ввод элементов массива осуществляется покомпонентно. FOR i:=1 TO 5 DO BEGIN Write('Введите ',I, ‘-е имя:’); Read (Name[i]); END; Вследствие того что оператор ввода информации Read включен в тело цикла, он будет выполнен пять раз, т.е. при выполнении программы от пользователя пять раз потребуется ввод некоторой информации. Задачи Сейчас мы рассмотрим четыре задачи и программы, написанные на алгоритмическом языке ПАСКАЛЬ. Задача 1. Ввод и вычисление суммы элементов одномерного массива (вектора). Необходимо написать программу, которая должна сначала обеспечить ввод десяти чисел в одномерный массив, а затем складывать их (подсчитать сумму) и вывести результат на экран. Структурная схема задачи 1 имеет вид Программа задачи: PROGRAM MATRIXJL; CONST N = 10; VAR i, Sum: INTEGER; Matrix: ARRAY [1.. N] OF INTEGER; BEGIN Writeln('ВВЕДИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАССИВА '); FOR i:= 1 TO N DO Read(Matrix[i]); Writeln('Контрольный вывод элементов массива '); FOR i:= 1 TO N DO Write (Matrix[i]:7,'); Writeln; Sum:= 0; FOR i:= 1 TO N DO Sum:= Sum + Matrix[i]; Writeln('СУММА 10 ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА MATRIX РАВНА ', Sum); END. Результаты выполнения программы: Контрольный вывод элементов массива 5 7 9 2 45 89 64 -87 45 12 СУММА 10 ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА MATRIX РАВНА 191 Задача 2. Последовательный поиск в массиве Необходимо разработать программу, которая обеспечит ввод с клавиатуры 25 чисел и сохранит их в некотором одномерном массиве. Затем она должна запросить у пользователя ввод еще одного числа. После ввода данного числа программа осуществит проверку элементов массива на наличие в них числа, равного последнему, введенному нами, и, если такое есть, выдаст соответствующее сообщение на экран. Т.е. пользователь получит информацию о том, содержится ли последнее введенное число в массиве. Структурная схема задачи 2 Программа задачи2: PROGRAM MATRIX_2; CONST N = 25; VAR i, S, R: INTEGER; Matrix: ARRAY [1.. N] OF INTEGER; BEGIN FOR i:= 1 TO N DO BEGIN Write ('ВВЕДИТЕ ',i,'-Й ЭЛЕМЕНТ МАССИВА '); Read(Matrix[i]); END; Writeln('Контрольный вывод элементов МАССИВА '); FOR i:= 1 TO N DO Write(Matrix[i],' '); Writeln; Write('ВВЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧИСЛО, ПОИСК КОТОРОГО,',' В МАССИВЕ ВЫ ХОТИТЕ ОСУЩЕСТВИТЬ '); Read(S); Writeln('Контрольный вывод введенного числа для сравнения '); Writeln(S); R:= 0; FOR i:= 1 TO N DO BEGIN IF Matrix[i] = S THEN BEGIN R:= R + 1; WriteLn('ОБНАРУЖЕНО ',R, '-E ВХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА', ' ',S,' В МАССИВ MATRIX В ПОЗИЦИИ ', i); END; END; IF R<> 0 THEN WriteLn('ИТОГО ЧИСЛО ',S,' ВСТРЕЧАЕТСЯ В МАССИВЕ', 'MATRIX ',R,' РАЗ') ELSE WriteLn('ЧИСЛО ',S,' HE ВСТРЕЧАЕТСЯ В МАССИВЕ', 'MATRIX НИ РАЗУ'); END.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.151 (0.012 с.) |