Общая характеристика концепции Ж. Пиаже. Ранний и поздний периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика концепции Ж. Пиаже. Ранний и поздний периоды.



Общая характеристика концепции Ж. Пиаже. Ранний и поздний периоды.

В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическомудействованию с предметами» за счет «интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции.

Ранний Пиаже, характеристики:

· Рассматривает среду и наследственность как антогонистов

· Исследует исключительно вербальное мышление

Предпосылки теоретических представлений Пиаже:

1) Французская ассоциологическая школа (Дюркгейм – концепция коллективных представлений)

2) Исследования первобытного мышления Леви-Брюля(детское мышление просто другое)

3) Психоанализ Фрейда (принцип удовольствия, антогонизм общества и природы)

Метод клинической беседы:

Беседа взрослого и ребенка, есть определенный план вопросов, заданий. Важно чтобы задания не воспроизводили прошлый опыт ребенка. Беседа должна быть построена как эксперимент (каждый вопрос экспериментатора – определенная гипотеза, ответ ребенка – подтверждение/опровержение этой гипотезы).

Особенности детского мышления:

1) Основная особенность – познавательный эгоцентризм (ребенок не может отрешиться от своей точки зрения)

Тест «3 горы»

Правильно решить эту задачу ребенок может только к 8-9 годам.

2) Интеллектуальный реализм – отождествление своих собственных представлений об объектах и самих объектов

3) Анимизм – одушевление всех предметов

4) Партиципация (закон сопричастия) – у каждого явления есть причина, и если ребенок ее не знает, то он ее придумывает.

5) Синкретизм – связывание всего со всем.

6) Нечувствительность к противоречиям

7) Непроницаемость для опыта

8) Предпричинность (чел. упал потому, что его увезли в больницу)

9) Артификализм – все сделали люди

Общая особенность – отсутствие логических операций

Децентрация – мышление ребенка меняется и все эти особенности уходят.

Эгоцентризм ->Децентрация

Реализм – объективность (все не обязательно так, как я думаю)

Реализм – реципрокность (взаимность, есть другие мнения помимо моего)

Реализм – релятивизм (относительность, отношения между предметами, их свойствами)

Социализация мышления ребенка:

Мышление от рождения является аутистичным. Таким оно остается до 2-3 лет (до появления речи). Аутистическое – направленное внутрь (воображение, фантазии). Оно подчинено принципу удовольствия и выражается в образах. Взрослые социализируют мышление ребенка. Ребенок начинает мыслить словами (эгоцентрическая речь). Само мышление ребенка является эгоцентричным на данный момент (2-3 – 11-12 лет).

Аутистическое – Эгоцентрическое – Социализированное мышление (подчиняется принципу реальности, направлено на внешний мир).

Итоги раннего периода теории Пиаже:

1) Выявление качественного своеобразия мышления ребенка по сравнения со взрослым

2) Феномен познавательного эгоцентризма

3) Сформулировал принцип важности сотрудничества с другими людьми в развитии мышления

4) (-) Игнорирует доречевое мышление

 

Поздний Пиаже:

Модель развития интеллекта

Операторная логика основывается на группировке

Интеллект – система адаптации, система операций

Свойства группировки:

1) Координация

А>В, B>C => A>C

2) Обратимость

3) Ассоциативность

А+(В+С) = (А+В)+С

4) Тождественность

А-А=0

5) Свойство тавтологии

А+А=А

Стадии развития интеллекта:

I. Сенсомоторная стадия (0-2 года)

Ребенок начинает активно познавать мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Стадия заканчивается с появлением мышления и речи.

Подстадии:

1) Рефлекторные действия (0-1,5 мес)

Младенцы не ищут исчезнувший объект. Вместо этого они просто повторяют рефлекс или пристально смотрят на то место, где объект исчез. Эти действия не требуют понимания пространства объекта.

2) Первичные циркулярные реакции (1,5 – 4мес)

Повторение рефлекторных актов приводит к формированию навыков, посредством которых ребенок впервые познает свойства своего тела. Объекты ограничивают его действия, из-за чего младенец вынужден модифицировать формы своей активности с тем, чтобы приспособить их к свойствам этих объектов.

3) Вторичные циркулярные реакции (4-8 мес)

Младенец приобретает способность одновременного контроля за различными сенсомоторными субсистемами. Младенец достает видимый объект, ищет и достает частично спрятанный объект, но младенец еще не способен искать полностью спрятанный объект.

4) Координированные вторичные циркулярные реакции (9-12 мес)

Младенец способен с первого раза скоординировать средства и цели, он способен отделить действие от объекта, к которому оно приложено. Но младенцы еще не вполне понимают постоянство объекта.

5) Третичные циркулярные реакции (12-18мес)

Младенец активно экспериментирует, чтобы обнаружить новые средства для решения стоящей перед ним задачи. Но даже в этом случае объект все еще не вполне независим от действия.

6) Репрезентация (с 18 мес)

Ребенок уже способен представить себе объект и извлечь информацию из памяти. Объект теперь определенно свободен и от действия и от восприятия.

II. Дооперациональная стадия(2-7лет)

Дошкольники еще не в состоянии мыслить чисто логически.

Подстадии:

1) Аутистическая (2-5,6 лет)

Переход от сенсомоторных функций к внутренним (символическим), т.е. к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

2) Эгоцентрическая (6-7 лет)

Центрация на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками. Сосредоточение внимания на состояниях вещи и невнимание к ее преобразованиям.

III. Стадия конкретных операций(7-12 лет)

Типична для младших школьников, которые могут логически обдумывать конкретные задачи в ситуации «здесь и теперь». С формированием конкретных операций мышление становится обратимым, и ребенок понимает внутренние закономерности дедуктивного вывода, относящегося к конкретным свойствам вещи.

IV. Стадия формальных операций

Форма мышления, которую усваивают подростки, живущие в экономически развитых странах. Она позволяет мысленно решать абстрактные и гипотетические задачи, прежде всего в рамках научного рассуждения, и основывается на правилах гипотетико-дедуктивного вывода.

 

Современные экспериментальные исследования в русле теории Пиаже

 

Роль общения в психическом развитии. Периодизация развития форм общения в первые 7 лет жизни по М.И. Лисиной.

1) 2-6мес – Ситуативно – личностное общение

Потребность во внимании взрослого

Средства – мимика, экспрессия

2) 6мес – 3года – Ситуативно деловое общение

Потребность в сотредничестве

Средства – предметные (до 1 года), вербальные (после 1 года) действия

3) 3-5 лет – внеситуативно – познавательное общение

Потребность – уважение взрослого

Средства – творчество, изобретает слова, возникает «почему?»

4) 5-7 лет – Внеситуативно – личностное общение

Потребность – установление межличностных отношений

Средства вербальные

 

Общая характеристика концепции Ж. Пиаже. Ранний и поздний периоды.

В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическомудействованию с предметами» за счет «интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции.

Ранний Пиаже, характеристики:

· Рассматривает среду и наследственность как антогонистов

· Исследует исключительно вербальное мышление

Предпосылки теоретических представлений Пиаже:

1) Французская ассоциологическая школа (Дюркгейм – концепция коллективных представлений)

2) Исследования первобытного мышления Леви-Брюля(детское мышление просто другое)

3) Психоанализ Фрейда (принцип удовольствия, антогонизм общества и природы)

Метод клинической беседы:

Беседа взрослого и ребенка, есть определенный план вопросов, заданий. Важно чтобы задания не воспроизводили прошлый опыт ребенка. Беседа должна быть построена как эксперимент (каждый вопрос экспериментатора – определенная гипотеза, ответ ребенка – подтверждение/опровержение этой гипотезы).

Особенности детского мышления:

1) Основная особенность – познавательный эгоцентризм (ребенок не может отрешиться от своей точки зрения)

Тест «3 горы»

Правильно решить эту задачу ребенок может только к 8-9 годам.

2) Интеллектуальный реализм – отождествление своих собственных представлений об объектах и самих объектов

3) Анимизм – одушевление всех предметов

4) Партиципация (закон сопричастия) – у каждого явления есть причина, и если ребенок ее не знает, то он ее придумывает.

5) Синкретизм – связывание всего со всем.

6) Нечувствительность к противоречиям

7) Непроницаемость для опыта

8) Предпричинность (чел. упал потому, что его увезли в больницу)

9) Артификализм – все сделали люди

Общая особенность – отсутствие логических операций

Децентрация – мышление ребенка меняется и все эти особенности уходят.

Эгоцентризм ->Децентрация

Реализм – объективность (все не обязательно так, как я думаю)

Реализм – реципрокность (взаимность, есть другие мнения помимо моего)

Реализм – релятивизм (относительность, отношения между предметами, их свойствами)

Социализация мышления ребенка:

Мышление от рождения является аутистичным. Таким оно остается до 2-3 лет (до появления речи). Аутистическое – направленное внутрь (воображение, фантазии). Оно подчинено принципу удовольствия и выражается в образах. Взрослые социализируют мышление ребенка. Ребенок начинает мыслить словами (эгоцентрическая речь). Само мышление ребенка является эгоцентричным на данный момент (2-3 – 11-12 лет).

Аутистическое – Эгоцентрическое – Социализированное мышление (подчиняется принципу реальности, направлено на внешний мир).

Итоги раннего периода теории Пиаже:

1) Выявление качественного своеобразия мышления ребенка по сравнения со взрослым

2) Феномен познавательного эгоцентризма

3) Сформулировал принцип важности сотрудничества с другими людьми в развитии мышления

4) (-) Игнорирует доречевое мышление

 

Поздний Пиаже:

Модель развития интеллекта

Операторная логика основывается на группировке

Интеллект – система адаптации, система операций

Свойства группировки:

1) Координация

А>В, B>C => A>C

2) Обратимость

3) Ассоциативность

А+(В+С) = (А+В)+С

4) Тождественность

А-А=0

5) Свойство тавтологии

А+А=А

Стадии развития интеллекта:

I. Сенсомоторная стадия (0-2 года)

Ребенок начинает активно познавать мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Стадия заканчивается с появлением мышления и речи.

Подстадии:

1) Рефлекторные действия (0-1,5 мес)

Младенцы не ищут исчезнувший объект. Вместо этого они просто повторяют рефлекс или пристально смотрят на то место, где объект исчез. Эти действия не требуют понимания пространства объекта.

2) Первичные циркулярные реакции (1,5 – 4мес)

Повторение рефлекторных актов приводит к формированию навыков, посредством которых ребенок впервые познает свойства своего тела. Объекты ограничивают его действия, из-за чего младенец вынужден модифицировать формы своей активности с тем, чтобы приспособить их к свойствам этих объектов.

3) Вторичные циркулярные реакции (4-8 мес)

Младенец приобретает способность одновременного контроля за различными сенсомоторными субсистемами. Младенец достает видимый объект, ищет и достает частично спрятанный объект, но младенец еще не способен искать полностью спрятанный объект.

4) Координированные вторичные циркулярные реакции (9-12 мес)

Младенец способен с первого раза скоординировать средства и цели, он способен отделить действие от объекта, к которому оно приложено. Но младенцы еще не вполне понимают постоянство объекта.

5) Третичные циркулярные реакции (12-18мес)

Младенец активно экспериментирует, чтобы обнаружить новые средства для решения стоящей перед ним задачи. Но даже в этом случае объект все еще не вполне независим от действия.

6) Репрезентация (с 18 мес)

Ребенок уже способен представить себе объект и извлечь информацию из памяти. Объект теперь определенно свободен и от действия и от восприятия.

II. Дооперациональная стадия(2-7лет)

Дошкольники еще не в состоянии мыслить чисто логически.

Подстадии:

1) Аутистическая (2-5,6 лет)

Переход от сенсомоторных функций к внутренним (символическим), т.е. к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

2) Эгоцентрическая (6-7 лет)

Центрация на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками. Сосредоточение внимания на состояниях вещи и невнимание к ее преобразованиям.

III. Стадия конкретных операций(7-12 лет)

Типична для младших школьников, которые могут логически обдумывать конкретные задачи в ситуации «здесь и теперь». С формированием конкретных операций мышление становится обратимым, и ребенок понимает внутренние закономерности дедуктивного вывода, относящегося к конкретным свойствам вещи.

IV. Стадия формальных операций

Форма мышления, которую усваивают подростки, живущие в экономически развитых странах. Она позволяет мысленно решать абстрактные и гипотетические задачи, прежде всего в рамках научного рассуждения, и основывается на правилах гипотетико-дедуктивного вывода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.07 с.)