Политика как предмет политологии. Многообразие подходов к определению политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как предмет политологии. Многообразие подходов к определению политики



Политика как предмет политологии. Многообразие подходов к определению политики

Политология -это наука о закономерностях развития политического процесса политической системы власти в формах и методах деятельность всех субъектов политики

Объектом политологии является:политич сфера общества во всех направлениях
Предметом политологии являются: закономерности формирования и развития политической власти форм и методов ее функционирования.
По своей природе власть явление общественное т.к. возникает в обществе.Общество без власти это хаус, саморазрушение соц.связей
Политика
-это многогранное и многообъемное понятие практически охватывает все сферы жизнедеятельности человека в обществе
Политика -это деятельность субъектов(классов,наций,гос-в)по поводу установления и функционирования полит.власти в интресах реализации их общественно-значимых вопросов и потребностей
Основные компоненты политики:
1) наличие властвующие
2) наличие подвластных
3) нормы властвования-законы, нормы, правила процедуры
4) Санкции за нарушение норм и вознаграждение за их выполнение.
Структура политики:

1)Полит.интерес:внутренний осознанный источник полит поведения побуждающ людей к постановке опред полит целей и осуществл конкретн полит действий по их достижению 2)Полит организация:отражающ роль тнститутов публ.власти как центров управления урегулирования общественными процессами 3)Полит отношения:взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики и власти
4)Полит.деятельность:воплощение соц.активности субъектов,действия которых выражают реализацию ими своих полит статусов 5)Полит.сознание:характеризующая зависимость полит жизни от осознанного отношения людей к своим властнозначимым интересам

Ф-ии политики:
1)
интеграция различн общественный сфер жизни,обеспечение целостности и стабильности общества;

2) управление и руководство полит процессом;

3) социализация личности,включение ее в сложный мир общественных отношений;
4) мобилизация соц.групп,общностей на служение идеалам,целям режима;
5) информирование индивидов и групп о целях,задачах,успехов политики;

6) формирование и распространение в обществе политич.норм,образов поведения

Сущность,структура и особенности политической власти

Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти:
субъекты власти: Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации;
источники власти: сила, авторитет, престиж, интерес, традиции, убеждения;
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Признаки власти:
власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем:
а) единственный источник власти – народ;
б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;
в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти;
г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;
Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.

4.Субъекты и объекты,источники и ресурсы полит власти

Для осмысления природы власти важным является вопрос о ресурсах власти.
Ресурсы — это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

В арсенале важнейших ресурсов публичной власти лежат: право, дающее возможность нормативно регулирующего управляющего воздействия; знания, компетентность, определяющие способность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями; такие методы и средства воздействия, как поощрение и наказание, стимулирование и принуждение, страх и убеждение.Следует подчеркнуть, что демократическое правовое государство несовместимо с использованием принуждения, насилия как ключевых ресурсов политической власти. Более того, можно и нужно говорить о том, что политическая власть реально кончается там, где начинается насилие.

Власть — это субъектно-объектные отношения, подразумевающие наличие субъекта власти и объекта власти. Субъект власти — это лицо или коллегиальный орган, которые оказывают воздействие на деятельность й поведение индивидов, групп, на социальные и политические институты и отношения с помощью различных средств. К субъектам власти относятся государство и его институты, политические партии, политические элиты и лидеры.

Объект власти — то, на что направлена деятельность субъекта власти. К объектам власти относятся индивид, социальная группа, масса, класс. В любом обществе власть выполняет ряд важных функций:
К ним можно отнести:
• господство (закрепление власти);
• руководство обществом (осуществляется политической элитой);
• управление и организация жизни общества (осуществляется бюрократией);
• контроль (со стороны элиты — за важнейшими параметрами стабильности общества, со стороны бюрократии — за исполнением принятых решений).
Элементы власти

ВЛАСТЬ Источники власти: Традиции, сила, авторитет, престиж, закон, знания, богатство, харизма, интерес
Субъекты власти:Государство и его институты: политические партии, элиты и лидеры
Объекты власти:Индивид, социальная группа, массы, класс
Функции власти:Руководство, управление, организация, регуляция, координация, мобилизация, господство
Ресурсы власти:Право, традиции, убеждения, принуждение, насилие, страх, мифы

Формы гос правления

Для класификации форм гос-ва существ 3 критерия:
1)форма правления
2)политический режим
3)форма гос устройства
Форма гос правления -способ организации верховной власти,принципы взаимоотношений органов правления,степень участия населения в формировании органов власти

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху
Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха.

Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). конституционная монархия делится на:

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентская монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Респу́блика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом
Президентская республика- характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
Парламентско - президентская республика) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей, в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами.

Наиболее известными международными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы и др. Учредительные акты организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Члены организации подразделяются на две категории; первоначальные члены (государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. Любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта такой организации) и другие члены (принимаются большинством в две трети голосов).

Ряд организаций наряду с общим требованием – строгое соблюдение положений учредительного акта – выдвигают дополнительные требования к претендентам (членами Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) могут стать только страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, которые не могут иметь большинства голосов, необходимого для получения статуса полноправного члена – ст. 7 Устава ОПЕК).

Права и обязанности государств-членов международных организаций объединяют в две категории:

1) индивидуальные – любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или член организации;

2) коллективные – имеют общих адресатов, т. е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

Выделяют также права и обязанности:

1) вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;

2) непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации;

3) связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.

Проблема выхода из международной организации связана с другим вопросом – порядком денонсации международного договора, являющегося институциональным документом. В учредительных актах организаций закрепляется несколько способов прекращения членства:

1) добровольный выход;

2) автоматический выход;

3) исключение;

4) прекращение существования государства;

5) ликвидация организации.

 

 

 

Политика как предмет политологии. Многообразие подходов к определению политики

Политология -это наука о закономерностях развития политического процесса политической системы власти в формах и методах деятельность всех субъектов политики

Объектом политологии является:политич сфера общества во всех направлениях
Предметом политологии являются: закономерности формирования и развития политической власти форм и методов ее функционирования.
По своей природе власть явление общественное т.к. возникает в обществе.Общество без власти это хаус, саморазрушение соц.связей
Политика
-это многогранное и многообъемное понятие практически охватывает все сферы жизнедеятельности человека в обществе
Политика -это деятельность субъектов(классов,наций,гос-в)по поводу установления и функционирования полит.власти в интресах реализации их общественно-значимых вопросов и потребностей
Основные компоненты политики:
1) наличие властвующие
2) наличие подвластных
3) нормы властвования-законы, нормы, правила процедуры
4) Санкции за нарушение норм и вознаграждение за их выполнение.
Структура политики:

1)Полит.интерес:внутренний осознанный источник полит поведения побуждающ людей к постановке опред полит целей и осуществл конкретн полит действий по их достижению 2)Полит организация:отражающ роль тнститутов публ.власти как центров управления урегулирования общественными процессами 3)Полит отношения:взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики и власти
4)Полит.деятельность:воплощение соц.активности субъектов,действия которых выражают реализацию ими своих полит статусов 5)Полит.сознание:характеризующая зависимость полит жизни от осознанного отношения людей к своим властнозначимым интересам

Ф-ии политики:
1)
интеграция различн общественный сфер жизни,обеспечение целостности и стабильности общества;

2) управление и руководство полит процессом;

3) социализация личности,включение ее в сложный мир общественных отношений;
4) мобилизация соц.групп,общностей на служение идеалам,целям режима;
5) информирование индивидов и групп о целях,задачах,успехов политики;

6) формирование и распространение в обществе политич.норм,образов поведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.028 с.)