Понятие и сущность Конституции РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность Конституции РФ



Понятие и сущность Конституции РФ

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Термин "конституция" (с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка "основной закон", которая теперь часто используется как синоним слова "конституция". Термин "конституция" употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

 

Основания и порядок приобретения гражданства РФ.

Способы приобретения гражданства:

Признание гражданства. В К. этого способа нет. Признание происходит через наделение гражданством путем принятия нового закона. Желание лица на признание его гражданином, как правило, не требуется. Возможно признание и в других случаях, когда речь идет о лицах, проживающих на территории, ранее являющейся территорией данного гос-ва.

По рождению - приобретение в соответствии с принципами почвы и крови.

По ходатайству - т.е. путем натурализации, сущность которой заключается в подаче лицом заявления на приобретение гражданства на имя главы гос-ва.

Путем регистрации - подается заявление, и решение принимается уже не главой гос-ва, а органами МВД или дипломатическим представительством.

Восстановление в гражданстве - имеет место быть тогда, когда лицо было лишено гражданства принудительно, а затем вновь его приобрело. Но оно не является самостоятельным способом получения, осуществляется путём отмены решения о лишении лица гражданства.

Основания и порядок прекращения гражданства РФ.

Способы утраты гражданства:

Выход из гражданства. Выход осуществляется путем подачи ходатайства или регистрацией. При этом в России существуют определенные препятствия, которые делают выход вообще невозможным, либо откладывают его регистрацию (например, до погашения обязательств перед гос-вом, отбытие наказания, отношение лица к госй или военной тайне).

Отмена решения о принятии в гражданство - эту практику знают многие страны, так, если при получении гражданства, лицо умышленно сообщает о себе неверные сведения, то следует отмена решения о принятии гражданства. Но в отношении тех людей, которые приобрели гражданство вместе с этим человеком и не знали об искажении сведений, тогда они гражданства не лишаются.

Оптация - это изменение гражданства в силу изменения госй принадлежности территории. Это упрощенный порядок как приобретения, так и утраты гражданства.

 

Избирательное право РФ: понятие, принципы

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны.

Принципы

Принципы избирательного права — общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Таким образом, принципы избирательного права являются основополагающими условиями регулирования избирательных правоотношений.

Следует отметить, что разнообразие политических систем в мире предполагает и различие в правовом регулировании института выборов. Как следствие из этого вытекает закрепление различных принципов избирательного права.

Так, например, для советского избирательного права характерным было «отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось исключительно участие граждан в выборах на основе общего прямого равного избирательного права при тайном голосовании». Такой узкий подход преимущественно сохраняется и в наше время. А.Г. Орлов указывет на существование следующих основных принципов:

всеобщность,означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

равенство,предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях.

прямое голосование,предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти.

тайное голосование.

принцип свободы выборов, предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

 

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Основные полномочия Президента РФ: 1) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; 4) назначение судей федеральных судов; 5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формирование Администрации Президента РФ; 8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; 13) назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом; 14) внесение законопроектов в Государственную Думу; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 18) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) помилование; 20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 21) ведение переговоров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В сфере политических отношений Президент РФ: 1)определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами исполнительной власти Президент РФ: 1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормам и федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.

 

Совет Федерации Федерального Собрания РФ: компетенция, порядок формирования.

СФ выполняет 3 осн. задачи:

1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы;

2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы гос-ва);

3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.

Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами.

По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешаному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативн., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его.

Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.

Компетенция:

право законодат. инициативы

одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.

утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения

решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ

назначает выборы Презид.

принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности

назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ

назначает (освобождает) Ген. прокурора

утверждает изменения границ между S РФ.

 

Наследование: понятие, виды

Наследование — приобретение имущества, оставшегося после смерти иного лица (наследодателя). Имущество, получаемое при наследовании, называют наследственным имуществом, наследственной массой, наследством. Наследство умершего переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

Существуют 2 вида наследования: по завещанию и по закону. По закону наследуют ближайшие родственники умершего, обычно в том случае, если он не оставил завещание; по завещанию имущество может получить кто угодно — не только физические лица, но также частные организации и само государство.

Наследование по закону

По закону наследуется имущество наследодателя, которое не было им завещано. Все возможные наследники по закону делятся на несколько очередей. Наследники каждой очереди могут наследовать имущество, если наследники всех предшествующих очередей отсутствуют, не приняли наследство, отказались от него, либо утратили на него право (согласно завещанию или в результате своих противоправных действий). Имущество, наследуемое по закону, делится поровну между наследниками соответствующей очереди.

В настоящее время в России установлены восемь очередей наследников по закону:

Первая очередь — супруг(а), родители и дети (а также внуки и их потомки по праву представления);

Вторая очередь — родные братья и сёстры (в том числе неполнородные), дедушки и бабушки (а также племянники и племянницы по праву представления);

Третья очередь — родные дяди и тёти (а также двоюродные братья и сёстры по праву представления);

Четвёртая очередь — прадедушки и прабабушки;

Пятая очередь — дети племянников и племянниц, родные братья и сёстры бабушек и дедушек;

Шестая очередь — внуки племянников и племянниц, дети двоюродных братьев и сестёр, двоюродные дяди и тёти (дети родных братьев и сестёр бабушек и дедушек);

Седьмая очередь — пасынки, падчерицы, отчим и мачеха.

Нетрудоспособные наследники по закону, из первых 7 очередей (и независимо от этой очереди), не менее года до смерти наследодателя состоявшие на его иждивении (независимо от того, проживали они совместно или нет), наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследству.

Нетрудоспособные лица, не входящие в первые 7 очередей, но не менее года до смерти наследодателя состоявшие на его иждивении И проживавшие совместно с ним, наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследству, а при отсутствии таковых — составляют восьмую очередь.

Наследование по завещанию

Завещание — односторонняя сделка, распоряжение своим имуществом на случай смерти. Оно вступает в действие с момента открытия наследства, когда уже нет в живых наследодателя. Оно представляет собой выражение воли завещателя, которая непосредственно связана с его личностью. Право завещать имущество является элементом правоспособности. Завещатель вправе распорядиться любым своим имуществом, в том числе и тем, которое он приобретёт в будущем. Кроме того, завещатель вправе лишить наследства одного или нескольких наследников по закону.

Завещание должно быть составлено в письменной форме и заверено нотариусом или иным должностным лицом прямо указанным в законе. Не соблюдение требования об удостоверении завещания влечет его недействительность, однако в особых случаях (указанных ст.1129 Гражданского Кодекса) допускается составление завещания в простой письменной форме.

Завещатель по принципу свободы завещания вправе отменить или изменить (дополнить) составленное им завещание в любое время после его совершения и не обязан сообщать кому-либо об этом, а также указывать причины его отмены/изменения. При этом новое завещание, даже не содержащее явных указаний об отмене предыдущего, отменяет те его положения, которым оно противоречит.

 

Исполнение обязательства

Обеспечение обязательства — юридические меры, имеющие своей целью снижение вероятности неудовлетворения интересов кредитора как стороны обязательства.

В соответствии с гражданским законодательством выделяют следующие способы обеспечения исполнения обязательств:

акцессо́рные (дополнительные):

залог;

поручительство;

задаток;

удержание;

неустойка;

неакцессо́рный (существующий независимо от основного обязательства) — банковская гарантия.

Неустойка, хоть и является дополнительной санкцией, а также неотъемлемой частью основного обязательства, в российском гражданском праве традиционно признаётся одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Необходимо отметить, что неустойка, функционально не являясь обеспечением обязательства по отношению к денежному обязательству, выраженному в той же валюте, что и неустойка, тем не менее, является обеспечением обязательства, носящему неденежный характер.

В юридическом конструировании возможно создание конструкций, которые удовлетворяют функциональному требованию обеспечения обязательства как снижение вероятности неудовлетворения интересов кредитора, но, тем не менее, не предусмотрены законодательством. Такие конструкции возможны в силу принципа свободы договора.

Обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с достигнутыми условиями обязательства и в соответствии с требованиями закона. Если же такие требования и условия отсутствуют, то обязательство должно быть исполнено в соответствии с обычаями делового оборота или иными требованиями, которые обычно предъявляются при исполнении такого обязательства.

Если соглашение об обеспечении исполнения обязательства недействительно, то оно не влечёт недействительности этого обязательства (основного обязательства). Если же недействительно основное обязательство, то оно влечёт недействительность обеспечивающего его обязательства.

Понятие и сущность Конституции РФ

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Термин "конституция" (с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка "основной закон", которая теперь часто используется как синоним слова "конституция". Термин "конституция" употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.047 с.)