Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сахасрара: седьмая, или коронная, чакра
Содержание книги
- Зачем нужно работать с тонкими структурами?
- Что значит быть энергетическим целителем
- Энергетический целитель, специализирующийся на сердце
- Клетки – строительные кирпичи
- Кости являются эндокринными железами
- Биохимическая сторона эмоций
- Мужская репродуктивная система
- Невидимые, или тонкие, энергетические поля человека
- Подлинные, или измеримые, естеств енные поля
- Излучение молекул: утерянные и обретенные знания
- Загрязнение от естественных тонких полей
- Что такое быть полупроводником: наши многочисленные поля
- Основные геометрические теории
- Взаимодействие магнитного поля с водой: геометрические формации
- Энергетические поля человека
- Что представляет собой поле ауры?
- История меридианов – основа терапии
- Теории существования, цели и фун кции меридианов
- Объединение тонких энергий и материи в меридианах
- Количество меридианов и принятые сокращения
- Меридиан тройного обогревателя
- Три жизненно важных сокровища
- Цзюе инь, или абсолютная инь
- Энергетические каналы и тела
- Соотношение научных принципов с теорией чакр
- Муладхара, или адхара: первая, базовая, или корневая, чакра
- Сахасрара: седьмая, или коронная, чакра
- Энергетическая система цалаги (чероки)
- Двенадцатичакровая система и духовные точки
- Иудейская мистическая энергетическая система: древняя каббала
- Ход, восьмая сефира: достижение сопереживающего мышления
- Прижигание точек акупунктуры
- Зональная акупунктурная система кубота
- Шесть раса: вкус или здоровье
- Система чакр – игра со светом и цветом
- Значение геометрических символов
- Магниты и меридианная терапия
- Мудры: энергетические символы
- Цигун: движущийся по меридианам
- Рефлексология ног и акупунктура
- Традиционное китайское диагностирование
- Другие энергетические практики
Похожие статьи вашей тематики
Шива и Шакти, мужское и женское начала, соединяются в Сахасраре, чтобы создать брахма-рандра, выход за грань обычных способностей. В седьмой чакре личность человека сливается с сутью мироздания. Это чакра тысячи лепестков, которые представляют 50 букв алфавита санскрита в двадцати метатезах. Важность этих вибраций усиливает роль седьмой чакры в управлении другими чакрами. Сахасрара уникал ьна. Если остальные чакры представлены лотосами с лепестками, смотрящими вверх, то в Сахасраре лепестки лотоса направлены вниз, что символизирует свободу от земного и божественный дождь из лепестков. Некоторые йоги действительно сообщают, что по достижении этой чакры родничок на голове увлажняется «божественной росой».
Сахасрара не считалась чакрой внутри тела в классической индуистской системе. Традиционно она изображается лежащей макушке. Более современные системы располагают ее в верхней части лба. Неважно, какое расположение вы предпочтете, смысл один и тот же – она представляет собой пространство. Сахасрара создает пятую коша, оболочку анандамайя, которая выступает как причинное тело. После достижения Сахасрары мы изменяем оболочку и становимся свободными от границ физического м ира, а также от «круга жизни», т. е. череды реинкарнаций. Как только мы освобождаемся от причинного тела, мы вступаем в один из трех высших планов, или коша, под названием Сатьялока – «местопребывание правды». Мы также достигаем самадхи, или состояния блаженства, связанного с выходом за грань обычных способностей. Это состояние связано с учениями Кришны в Бхагавад-Гите и восьмой ветви Патанджалийской классификации йоги. (Смотри «Патанджалийский восьмиступенчатый метод йоги».) Существует много уровней самадхи, самый верхний подразумевает соотнесение с высшим состоянием сознания. Считается, что Сахасрара находится вне символических представлений, хотя обычно ее воспринимают как белую. Эта чакра находится за пределами чувств, органов чувств и жизненно важного дыхания. Как таковая она часто описывается без звука, как это показано на рисунке 5.12, хотя некоторые источники соотносят ее с ОМ.
Типы чакр в индуизме
Люди зачастую берут из одной чакры больше энергии, чем из других, а также «обосновываются» в определенных чакрах, когда поднимаются по лестнице кундалини. Приведенные далее описания характеров основаны на размышлениях Хариша Джохари, известного эксперта восточной духовности и автора нескольких книг об индуистских и тантрических чакрах.
Личность Муладхара
Тот, кем управляет чакра Муладхара, часто сталкивается с жизненными уроками безопасности или скорее с желанием обрести физическую и финансовую безопасность. Поведение таких людей часто сравнивается с поведением муравьев, неустанно работающих на королеву. Их самоощущение часто основано на снискании одобрения или на следовании закону. Поэтому для таких людей уроки часто касаются избавления от жадности, похоти, чувствительности и гнева. Подобно элементу земля личность Муладхара физически сильная и продуктивная. Она часто выигрывает в соревнованиях благодаря своей напористости и силе.
Личность Свадхистана
Личность Свадхистана, вероятнее всего, будет предана искусству, музыке, поэзии и сокровищам творчества. Хоть и красивое, это буйство представляет соблазн удалиться от духовного пути, главными отвлекающими моментами являются сексуальность, чувственность и потакание своим слабостям. Человек второй чакры, вероятно, будет испытывать перемены настроения, или эмоциональное непостоянство. Желание регулируется второй чакрой и может привести к любви и сладострастию, но также к фривольности и эгоизму. Путь Свадхистханы часто называют путем бабочки, так как жизнь полна стольких радостей, что человеку трудно оставаться на одном месте длительное время; поэтому важно развивать самодисциплину.
Личность Манипура
Эта чакра охватывает сферу кармы (прошлое), дхармы (цель) и божественный план. Она сфокусирована на исправлении прошлых ошибок. Манипура – огненная чакра, а принадлежащие ей люди часто бывают яростными; ключ к радости лежит в применении тепла. Такие люди стремятся избегать повторения прошлых ошибок и работать на позитивное будущее. Люди третьей чакры обычно темпераментные, но в то же время целеустремленные. Ими часто движет необходимость быть признанными или успешными. Главная проблема, которой приходится противостоять, это эгоизм. Личность Манипура способна продемонстрировать лучшие черты главного животного третьей чакры – овна, который способен резво взобраться на самые высокие вершины гор.
Силы бинду Перед проявлением парам бинду (высшего сознания) силы принимают тройственный характер, который возникает в виде треугольника. Каждая точка треугольника представлена бинду, или силой, взаимодействующей с другими бинду, что ведет к просветлению. Эти три бинду: красная (ракта) представляет брахмани – энергию создателя Брахмы (бинду); белая (шваит) представляет вайшнави – энергию хранителя Вишну (биджа); смешанный цвет, означающий махешвари – энергию разрушителя Махешвары или самого Шивы (нада).
Парам бинду (которая создает три силы бинду треугольника) формирует камкала – принцип реализации заряженного энергией сознания (Шакти) в форме тонких звуковых частот. Парам бинду, уже представленная в виде трех отдельных Шакти, течет по трем разным нади и представляет три типа сознания. Вама нади превращается в знание, Джьештха нади в чувства, а Раудри нади в дела. Когда кундалини поднимается, чтобы объединиться с высшим сознанием в чакре Камешвара, три бинду смешиваются с тремя гунна (саттва, раджас и тамас) – качествами энергии. Эти обновленные энергии теперь формируют высшую бинду и три необходимых для просветления качества: правду (сатьям), красоту (сундарам) и доброту (шивам). Приведенная ниже схема иллюстрирует аспекты вовлеченного в данный процесс сознания.
Личность Анахата
Когда лотос раскрывается, двенадцать лепестков притягивают энергетические потоки с двенадцати сторон, что активизирует двенадцать человеческих качеств: надежду, тревогу, стремление, овладение, высокомерие, непрофессионализм, дискриминацию, эгоизм, похоть, мошенничество, нерешительность и сострадание. Это подробно описывается в книге «Маханирвана Тантра», посвященной тантрическим ритуалам и практике; книга была издана Артуром Авалоном (псевдоним сэра Джона Вудроффа) в 1913 году. Двенадцать бож еств в форме звука способствуют процессу противостояния, работы и исцеления при прохождении через эти двенадцать качеств. Человек сердечной чакры может обнаружить, что его испытывают на прочность так называемые негативные качества, которые смешиваются в сердце. Тем не менее, этот человек способен преодолеть собственный эгоизм и развить чувства преданности, сострадания, любви. В итоге он может приобрести способность двигаться в мире подобно свету: быстро, плавно и непоколебимо.
Личность Вишуддха
Чакра Вишуддха способствует возрождению. Когда мы продвигались по низшим чакрам, то учились управлять каждым из плотных элементов. Теперь же мы находимся в эфирном плане. Живущие на этом уровне люди мечтательные, музыкальные, одухотворенные. Через пятую чакру протекает звук во всех его вариациях. Существует два способа жизни в этом пространстве. Мы можем стать либо равнодушными и безответствен ными, храня знание в секрете только для себя, или мы можем искать правду и делиться ею.
Личность Аджна
Личность Аджна соединяет тьму и свет, материю и дух, мужское и женское начала и способна делиться светом с миром. Нади Ида и Пингала заканчиваются в Аджне для прошедших курс кундалини. Этот человек теперь способен жить вне времени – знать прошлое, настоящее и будущее и не быть ограниченным этими параметрами. Этой способностью нужно тщательно управлять, так как пропуск любой части процесса развития заканчивается космическим пространством, или уходом из повседневной жизни и плотного мира. В идеале личность Аджна способна поддерживать состояние целостного сознания, т. е. соединять духовную реальность с физической. Если она способна это сделать, то становится истинным светочем мира.
Патанджалийский восьмиступенчатый метод йоги Многие посвященные ра ботают над своим восхождением через коша, исцеляя три тела инкарнации (сарира) и следуя Патанджалийскому восьмиступенчатому пути йоги. В йоге сутра известные практики Патанджали рекомендовали двигаться следующим образом.
• Изучение границ (яма). • Развитие духовной дисциплины (нияма). • Использование поз (асан). • Обретение контроля над дыханием (пранаяма). • Достижение отсутствия ощущений (пратьяхара). • Развитие мысленной концентрации (дхарана). • Осуществление глубокой медитации (дхьяна). • Обретение высшего сознания (самадхи).
Первые шесть соотносятся с работой над телом, а последние две связаны с обретением духа. Эти ступени соответствуют продвижению по уровням развития и прокладывают путь для восхождения кундалини.
Личность Сахасрара Сахасрара является высшей точкой поднятия кундалини. Здесь личность растворяется в великом духе, но, как ни парадоксально, обретает возможность стать истинным «я». Тот, кто живет на этом уровне, существует в постоянном шумном веселье, являясь одновременно «я» и «всем». В идеале этот союз приводит к отделению от физического тела, и с этим приходит свобода от боли, проблем и унижений мира. Но это разделение также может привести к бесстрастности, равнодушию и ощущению одиночества в социуме. Личность Сахасрара способна проявить себя через свою сиддхи, или силу. Это развивает удивительные способности помогать другим. Многие достигают статуса гуру благодаря своим пробужденным и развитым способностям. Но некоторые личности Сахасрара, одаренные необычными способностями, могут пристраститься к славе и деньгам, сопутствующим дару.
Нади: каналы или энергия
Хотя нади формально являются эне ргетическими каналами и могли быть включены в четвертую часть нашей книги, они так тесно связаны с чакрами и процессом кундалини, что могут быть поняты только в связи с ними. По этой причине мы подробно рассматриваем нади в этой части. Слово нади происходит от санскритского корня над и означает движение. В соответствии с самой древней индуистской священной книгой «Ригведой», нади обозначает «поток», это подходящий термин, так как нади проводят разнообразные тонкие энергии по телу. В этой роли они выступают как каналы, или распределительная система для чакр, помогают управлять физической системой и играют важную роль в восхождении кундалини. Первое упоминание о нади содержится в ранней «Упанишаде», написанной в VIII–VII веках до н. э. Это учение было развито в поздней «Упанишаде», йоге и тантрических школах. Нади часто сравнивают с традиционной китайской системой меридианов. Обе распределяют энергию и взаимодействуют с ча крами. Однако существует несколько отличий. Традиционная китайская медицина работает с двенадцатью главными меридианами. Нади насчитывается гораздо большее количество. Первые «Упанишады» сообщали о 72 000 нади, другие свидетельствуют, что их существует от 1 000 до 350 000, а древний текст «Шива Саммита» указывает на существование еще большего количества нади. Однако большинство систем, включая Аюрведу и тибетскую культуру, сходятся на 72 000 нади. Один из древних текстов описывает нади следующим образом:
Теперь в сердце ожидает собственное «я», место соединения сотен нервов (нади) с ним. Каждый из этой сотни ведет наружу другую сотню, а последние выводят ответвления в количестве семидесяти двух, помноженных на тысячу. Их пропитывает и течет в них Вьяна.
Некоторые эксперты утверждают, что если у меридианов есть физическая составляющая в их проводящей системе, то нади взаимодействуют с физической нервной системой. В действительности над и не только проводят прану по телу, но также преобразуют ее в другие типы энергии для органов, желез и тканей. Однако не все эксперты соотносят нади с нервной системой. Доктор Хироши Мотояма, написавший более двадцати книг по восточной медицине, не соотносит их с нервами. Он полагает, что поскольку главный нади Сушумна лежит в центре позвоночного столба, а нервы лежат вне этого центра (они проходят по спинному каналу, окружающему спинной мозг), он физически не может быть связанным с нервами. Ученый также указывает, что клетки спинного мозга и нервной системы состоят из разных исходных частиц. Как уже указывалось в главе «Соотношение научных принципов с теорией чакр», Мотояма считает, что нади и меридианы могут быть идентичны. Например, он отмечает близкое соответствие между задним срединным меридианом и главным нади Сушумна, потому что они соотносятся анатомически и выполняют аналогичные функции. Он предполагает, что существует близкая связь между другими меридианами и главными нади. Это обосновывает подтверждение той идеи, что существует тесная взаимосвя зь между чакрами, меридианами и нервами. В соответствии с системой тантрической йоги существует два типа нади. Йогические нади. Это нематериальные, невидимые тонкие энергетические каналы. Внутри этой группы имеются два типа нади:
• манас, каналы для разума (иногда называемые мановахини или мановахи); • читта, каналы самоощущения (также называемые читтавахии).
Плотные нади. Это материальные, видимые тонкие энергетические каналы. Они включают в себя нервы, мышцы, сосуды кровеносной и лимфатической систем и акупунктурные меридианы. И плотные, и тонкие нади могут переносить прану. Выполняющие эту миссию нади называются пранавахи или пранавахини. Существуют три ключевых нади: Сушумна, или главный нади, Ида на левой стороне тела и Пингала на правой. Главные чакры питает Сушумна, проходя внутри позвоночника от е го основания до центра головного мозга. Что же касается Ида и Пингала, они перекрещиваются подобно двойной спирали и связаны с симпатическими нервными стволами, идущими вдоль позвоночника. Совместно эти три нади очищают физическое тело и стимулируют восхождение кундалини по Сушумне. Этот процесс также высвобождает сиддхи, или кажущиеся сверхъестественными способности. В целом существует четырнадцать главных нади. Так же как Сушумна соответствует заднему срединному меридиану, каждый нади связан с определенным меридианом.
Сушумна нади
Дыхание и три главных нади Йоги ищут просветления, работая с тремя главными нади. Самая распространенная их иллюстрация изображает Сушумну в виде прямого меча с двумя свернувшимися вокруг него змеями (Ида и Пингала). Она известна нам как кадуцей – символ медицины. Ида и Пингала сходятся в одной точке на уровне носа, Ида идет в левую ноздрю, а Пингала в правую. Ида и Пингала пересекают Сушумну четыре раза, пересекая и окружая чакры, таким образом прокладывая путь вверх для активизированной кундалини. Как разбудить спящую змею? Основной процесс подразумевает использование праны (дыхания) для проведения энергии через Иду и Пингалу к основанию позвоночника. Посвященный дышит каждый раз одной ноздрей, активируя либо Иду, либо Пингалу, а одновременно с ними и другие нади. Сушумна активен только тогда, когда дыхание осуществляется через две ноздри, что происходит только десять раз в час, если используется соответствующая процедура. В этот момент вдохи и выдохи прекращаются, другие нади прекращают действовать, и кундалини (особенно Шакти кундалини) способна подниматься по Брахма нади. Когда она поднимается, она находится в гармонии с Ида и Пингала и окруженными ими чакрами и стимулирует энергию чакр. Поднимаясь вверх, Ида и Пингала чередуются у каждой чакры, пока не достигнут Аджны, где они соединяются с Сушумной. Эта идущая вверх сила создается слиянием негативных ионов праны и положительных ионов апаны, одной из форм дыхания. Говорят, что, когда дыхание прекращается во время процесса, называемого пранаяма, физическое тело не стареет. В дополнение этот процесс стимулирует сиддхи, или дары силы. Посвященный должен готовить свое тело к процессу кундалини. Общая подготовительная практика заключается в использовании асан, или поз, медитаций, голодания, техник работы с нади и других методов очищения тела. Если тело не готово полностью, кундалини опустится вниз, приведя к негативному опыту.
Расположение. Этот центральный нади проходит через позвоночник. Поток начинается в чакре Муладхара и заканчивается в коронной чакре Сахасрара, где расщепляется на два потока. Передний проходит через чакру Аджна, а затем к Брахмарандхра – месту высшего сознания, находящемуся между двумя полушариями мозга и Сахасрар ой. Задний поток идет за черепом, а затем в Брахмарандхра. Сушумна состоит из трех йогических нади, расположенных слоями.
• Внешний слой. Сушумна. Этот сияющий красный слой считается существующим вне времени. • Средний слой. Ваджрини, или Ваджра нади. Искрящийся по природе, этот нади проявляет две противоположные природы: солнце и токсичность. • Внутренний слой. Читрини, или Читра нади, бледный, светящийся различными цветами. Отражает природу луны и доброту небес. Связан с мечтами и видением, важен для поэтов и художников. Этот нади заканчивается в Брахма Двара – двери Брахмы, создателя. Отсюда кундалини отправляется к конечному месту отдыха в Сома чакре. В центре Сушумны (или трех составляющих его нади) находится Брахма нади, поток чистоты. Он соединяется с Брахмарандхра (рис. 5.14). Роль. Сушумна служит главным распределителем праны между тонкими эне ргетическими органами и чакрами. Обычно он не активен, когда активны другие нади, и действует, когда они спокойны. Он также работает с потоками Ида и Пингала для регуляции дыхания (праны) и активирует восхождение кундалини.
Ида нади
Расположение. Начинается ниже чакры Муладхара, связан также с левой тестикулой у мужчин. Заканчивается в левой ноздре. Он также стимулируется через эту ноздрю. Некоторые школы изменяют его расположение – начало и окончание, особенно во время первой ступени активизации кундалини. Одни эзотерические системы связывают этот нади с симпатической нервной системой, так как он проходит слева от позвоночника. Другие же считают его скорее умственным, а не нервным каналом. Роль. Часть левого канала системы нади. Передает умственную энергию и прану. Связан с Луной. Считается женским символом, осуществляющим такие взаимозависимые функции как сохранение энергии, усиление безмятежности, успокоение разума и выделение материально необходимого. Его природа является магнитной. Восстанавливает энергию мозга. Через связь с луной соотносится с психикой, или душой. Некоторые йогические системы (такие как свара-йога) рекомендуют держать Ида (и левую ноздрю) открытым днем, чтобы сбалансировать солнечную энергию. Он доминирует с новолуния до полнолуния.
Пингала нади
Расположение. Начинается ниже чакры Муладхара и заканчивается в правой ноздре. Также активируется через эту ноздрю. Роль. Часть правого канала системы нади. Передает умственную энергию и прану, которая считается солнечной. Связан с Солнцем, м ужской символ, обеспечивает энергией физические движения и деятельность. Также ассоциируется с жизненной силой и мощью; природа его является электрической; способствует быстроте ума и поддерживает конструктивную деятельность. Некоторые системы йоги рекомендуют дышать через правую ноздрю ночью, чтобы сбалансировать лунную энергию этого времени суток. Доминирует с полнолуния до новолуния. Истинное просветление также зависит от соответствующего возникновения мужской и женской энергий. Ида нади в основном женская, Пингала считается мужской. Каждый из них представлен определенным цветом, небесным телом и рекой для описания его качеств. Сушумна является комбинацией женской, мужской и многих других энергий, поэтому считается чистой, подобной бриллианту, энергией. Таблица дает описание энергий каждого нади и реки, связанной с ним. Ида связан с Гангом, Пингала с Ямуна, а Сушумна с Сарасвати. Индусы верят, что эти три реки смешиваются и образуют священ ное место, хотя в реальности Сарасвати не впадает в другие две реки; они считают Сарасвати самой священной из всех рек в мире из-за ее способности невидимо присоединиться к их союзу.
Малые нади
Гандхари
Расположение. Начинается в углу левого глаза и заканчивается в большом пальце левой ноги. Роль. Совместно с Хастажихва нади Гандхари помогает Ида и образует левый канал. Несет психическую энергию от нижней части тела к Аджне.
Хастажихва
Расположение. Начинается в углу правого глаза и заканчивается в большом пальце левой ноги. Роль. Совместно с Гандхари нади Хастажихва помогает Ида и образует левый канал. Несет психическую энергию от нижней части тела к Аджне.
Яшасвиви
Расположение. Идет от левого уха к большому пальцу левой ноги. Роль. Совместно с Пуша нади Яшасвиви дополняет Пингала нади. Втроем они образуют правый канал (рис. 5.16).
Пуша
Расположение. Располагается между правым ухом и большим пальцем левой ноги. Роль. Совместно с Яшасвиви нади Пуша помогает Пингала и образует правый канал.
Аламбуша
;Расположение. Начинается у ануса и заканчивается во рту. Роль. Обеспечивает праной усвоение пищи и выведение отходов. Также помогает усваивать идеи и мысли.
Куху
Расположение. Начинается в горле, заканчивается в гениталиях. Роль. Помогает Читрини нади переносить бинду (бинду как сперма отличается от сил бинду) и делает возможной эякуляцию. Определенные духовные упражнения могут помочь удерживать половую секрецию и таким образом реализовать самадхи, или состояние целостности.
Шанкхини
Расположение. Начинается в горле, затем проходит между Сарасвати и Гандхари, прежде чем закончится в анусе. Роль. Активируется очищением кишечника и ануса.
Сарасвати
Расположение. Начинается в чакре Муладхара, а заканчивается в языке; некоторые источники сообщают, что он начинается в языке, а заканчивается в голосовых связках. Роль. При помощи очищающих техник этот нади способствует осуществлению желаемого. Отвечает за распространение знаний. Иногда считается компаньоном Сушумны.
Паясвини
Расположение. Идет между Пуша и Сарасвати и заканчивается в правом ухе. Физически проходит между мочкой правого уха и черепными нервами. Роль. Йоги активируют этот нади, нося в ушах серьги, что стимулирует часть мочки уха, связанной с черепными нервами. Полученный в результате доступ к энергиям окружающей среды расширяет связь с высшим «я».
Варуни
Расположение. Между Яшасвиви и Куху нади, начинается у горла, а заканчивается в анусе. Роль. Как и Пранавахи нади, он выводит токсины из нижней части организма при помощи апана – особого дыхания. Когда варуни поврежден, он является пр ичиной усиления метеоризма или инерции нижней части тела.
Вишводара
Расположение. Между Куху и Хастажихва нади, в пупке или в районе пупка. Роль. Способствует пищеварению. Стимулирует поджелудочную железу и надпочечники, совместно с Варуни распределяет прану по телу, в основном через Сушумна.
Пранаяма: жизненное дыхание
Существует множество форм и типов энергии в традиционной индуистской системе. Основной является прана – дыхание, или жизненная сила. Она также означает воздух, дух, тонкую энергию или движущиеся вверх потоки в теле. Корнем слова прана является пра, что означает «наполнять». Таким образом, прана является энергией, наполняющей всю Вселенную. Часто ее соотносят с наполняющей все жизненной силой дыхания. Это основа энергетической системы, а также самый важный процесс развития – пранаяма. Пранаяма – наука дыхания. Прана представляет бесконечную жизненную силу, а яма означает увеличивать, растягивать или контролировать. Таким образом, пранаяма – это контролируемый процесс наполнения воздухом или жизнью. На практике пранаяма – это набор дыхательных упражнений, разработанный для обеспечения мозга большим количеством кислорода, который активирует тонкую энергетическую систему и контролирует жизненную энергию тела. Дыхание является как нейрологической, так и моторной деятельностью, поддерживающей все системы тела. Обеспечение кислородом является решающим для здоровья тела и мозга процессом. К тому же при выдохе из организма выводятся отходы и токсины (см. рис. 5.17).
В повседневной жизни мы делаем от десяти до шестнадцати вдохов в минуту, во время отдыха 6–8. Мы чередуем дыхание ноздрями, используя то одну ноздрю, то другую. Во время этих циклов доминируют разные элементы. Каждая чакра оживляется, когда преобладает необходимый ей элемент. Когда развивается ежедневный низкий ритм (10 вдохов в минуту или 600 в час), происходит следующее. Если одна ноздря преобладает над другой, элемент воздух преобладает в течение 8 минут, огонь – 12 минут, земля – 20 минут, вода – 16 минут, эфир – 4 минуты. На такое же время чакры включаются в управление, начиная с четвертой, затем третья, первая, вторая и в конце цикла пятая. В это время активны все нади кроме Сушумна, который активен только в последнюю минуту, то есть десять вдохов в час, когда работают обе ноздри. Этот временной период не связан с восхождением кундалини. Йоги придают огромное значение регулированию дыхания, потому что это главный п роцесс для восхождения кундалини. Тренировка осуществяется с помощью изменения и удержания позиций тела, временного ритма и количества вдохов, а также работы с различными видами дыхания. Например, практик, желающий достичь кундалини, может дышать одной ноздрей или двумя, осуществляя дыхание через рот или меняя темп вдохов и выдохов. В комбинации с асанами, или позами, пранаяма создает внутреннее тепло, необходимое для пробуждения спящей змеи.
|