Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посвящаю детям -- творцам будущего

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным,способным? Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать егоспособности... --------

* Предисловие *

А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре..."Значит, игра, ее организация -- ключ в руках родителей, ключ в организациивоспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра -- этосвоеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость,находчивость, выдержка, активность. Игра -- это и школа общения для ребенка. Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, идидактические. Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединятьродителей и детей. Именно такой дух раскованности, игры царит в доме БорисаПавловича и Лены Алексеевны Никитиных. Это позволяет родителям не превращатьлюбое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целямувлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровнымделом детей, а воспитание -- творчеством. В жизни этой семьи не понукания и запреты стоят на первом месте, асовместные радостные поиски и переживания от удачных находок. Внутреннеродившееся усилие приводит к образованию новых потребностей испытать себя вделе, повторить удовольствие от успеха, пережитого в игре. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле онавластно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженнымтрудом и через усилие ведет к удовольствию. Если внимательно всмотреться в быт семьи Никитиных, то можно заметитьсвоеобразные мостики, которые соединяют игровое начало с неигровым. СынАлеша приобрел ловкость в игре. И это качество само по себе срабатывает,когда он чинит крышу -- тут ведь тоже ловкость нужна. А когда он понескольку часов сидит за изготовлением точного прибора -- здесь не тольковыдержка и аккуратность нужны, но и приобретенные в играх находчивость,сметка. Думается, что к этим сложнейшим связям, которые сложились в семьеНикитиных, Борис Павлович и его жена Лена Алексеевна пришли сознательно. Ужедавно Борис Павлович увлечен педагогикой и психологией. Он создавалпсихологические тесты, задачи для определения творческих способностейшкольника. Поэтому игровой опыт Никитиных можно рекомендовать родителям. Игры, описанные в этой книге, не просто собраны, не просто подобраныметодически и описаны -- они "рождены", переосмыслены, додуманы, вывереныопытом известной семьи Л. А. и Б. П. Никитиных. Воспитательная система Никитиных представлена в этой книге лишь однойсвоей гранью. Это система, которую можно назвать Педагогикой ПредоставленияВозможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский, Б. Спок, Я.Корчак. Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают эту педагогику вусловиях своей многодетной семьи. Получить представление об этой педагогике,почувствовать ее главный смысл и "аромат", перенять ее можно по темправилам, которые сформулированы в этой книге. Вот пять условий развития способностей детей, которые приводятся вначале книги: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующейразвивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организациямаксимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижениепотолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности;5) помощь взрослых. Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Толькоих совокупность даст определенные результаты, в чем могут убедитьсячитатели. Эта книга описывает подсистему системы воспитания Никитиных, чтодоказывается соответствием особенностей игр тем пяти условиям, которыевыдвинуты: 1) "пища" для ума с раннего возраста; 2) условия для опережающегоразвития способностей; 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего"потолка", ребенок развивается наиболее успешно; 4) игры не терпятпринуждения и создают атмосферу радостного творчества; 5) родители учатся немешать ребенку в самостоятельной деятельности. Это значит, что даже в отрывеот всей остальной системы Никитиных грамотное применение описанных здесь игрсамо по себе даст толчок в развитии ребенка. Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенновозрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Этиигры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностейребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова.Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому автор книгинастойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему ребенку,могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей.Поэтому -- никакого принуждения! Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают,открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души. Теперь осталось пожелать родителям внимательно прочитать книгу,изготовить игры и начать играть. --------

* Что такое развивающие игры *

Мы получаем много писем, и в большинстве из них просьбы: "Поделитесьсвоими секретами воспитания", "Напишите подробно, как вы развиваете своихмалышей", "Где найти описание ваших игр?" Секретов у нас, конечно, никаких нет, но отличий от традиционныхметодов воспитания накопилось уже довольно много, и одно из них --развивающие игры. Эти игры необычные. Они родились в общении с детьми и приих непосредственном участии. Вот уже более пятнадцати лет они "проходятпроверку" на практике не только в нашей большой семье, но и в самыхразличных семьях, а также в Экспериментальной студии эстетическоговоспитания дошкольников (г. Химки) и вызывают интерес не только у детей, нои у многих родителей. В них можно играть и в одиночку, и целой компанией, ив детском саду, и в школе, а можно устраивать настоящие соревнования с самимсобой или с собственными папой, мамой, бабушкой. Любопытно, что всоревнованиях между взрослыми и детьми довольно скоро начинают побеждать ималенькие, и не в результате какого-нибудь слепого везения, а в честном --на равных! -- интеллектуальном поединке, где сражаются смекалка, внимание,глазомер и множество других качеств человеческого ума. И не простосражаются, но при этом и успешно развиваются. Эти игры, по нашему мнению, могут служить хорошим дополнением ксовременным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу дляразвития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей ивоспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих,позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчивк развитию, -- в дошкольном детстве... Огромный универсальный магазин "Детский мир" -- настоящее царство игр иигрушек. Чего тут только нет! На все вкусы и возрасты: и настольные, иэлектрифицированные, и механические, и музыкальные... Море красок и -- океанребячьих желаний: "Мам, купи! Ну, пожалуйста... ты же обещала!" Какое родительское сердце не дрогнет? Но давайте попытаемсяразобраться: чем вы руководствуетесь при покупке детской игрушки или игры?-- Желанием ребЈнка? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно? Модно? Ну вот уже купили: это очередная кукла, автомобиль или что-то дорогое,сверкающее, совсем-совсем как настоящее... "Спасибо, мамочка!" Новая игрушка-- всегда радость, но... проходит полчаса, час, в лучшем случае день-два, иона уже брошена, уже неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или...папа с мамой? Вопрос этот очень не прост. "Понимание атома -- это детскаяигра по сравнению с пониманием детской игры" -- в этом образном высказываниифизиолога X. Хогленда выражено и огромное уважение к проблеме детской игры,и ясное представление о чрезвычайной сложности этой проблемы. Об играх написано немало книг. Специалисты создают новые игрушки, ихпроизводством занимаются целые отрасли промышленности. Все это, конечно, нетолько потому, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры --одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принятоназывать основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляютсяи развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многиеинтеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Выдумаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этомчеловеческую личность! Люди совершают каждый день массу всяких дел, маленьких и больших,простых и сложных. Каждое дело -- задача, более или менее трудная. Но привсем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можноразделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой -- известная,старая эта задача или неизвестная, новая? Вот машинистка печатает на машинке. Шофер ведет автобус по улице. Приэтом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из ниххорошо знает. Сначала их обучали этому, а потом они напрактиковались за годыработы. Профессиональные задачи являются для них старыми, известными. Ипривычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясьпрофессии, человек развивает свои способности к этой деятельности: внимание,память, умение копировать действия других, повторять увиденное илиуслышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма(машинопись, стенография, телеграфирование и т. п.). Эти способностипозволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности поустановленным правилам подчас даже машинально. Недаром машинистки, печатая идаже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой,шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофонузамечания пассажирам и даже может пошутить. Но вот перед машинисткой длинный текст, который надо расположить наодном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Этонепривычно -- раньше ей не приходилось с этим сталкиваться, это новая длянее задача. Или шоферу, пришедшему утром в гараж, не удается запуститьмотор. Неисправность может быть в системе и питания, и зажигания, иэлектропроводки. Ни один учебник и инструктор не может предусмотреть всевозможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делаетсяпри обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самомупоразмыслить, найти решение этой задачи. И хотя она не очень сложна, ееможно уже отнести к творческим задачам. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности -- отнахождения неисправности в моторе, решения головоломки до изобретения новоймашины или научного открытия, -- но суть их одна: при их решении происходитакт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-тои требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять ианализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости,закономерности и т. д., -- все то, что в совокупности и составляеттворческие способности. Все виды человеческой деятельности включают в себя и исполнительский, итворческий компонент, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера напроизводстве почти лишен творческой деятельности, а авиаконструктор илиизобретатель в основном только ею и занимается. В наше время людей, особенно молодых, привлекает та деятельность, вкоторой преобладает творческое начало. Это закономерно и в высшей степенисимптоматично: мы живем в век невиданной еще в истории человечестванаучно-технической революции, одной из тенденций которой является передачаисполнительских функций человека машинам и высвобождение сил и времени людейдля творчества. В то же время научно-техническая революция делает жизнь вовсех ее проявлениях разнообразнее и сложнее: она требует от человека нешаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, аподвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решениюбольших и малых жизненных задач. Особенные требования к человеку предъявляетсовременное производство, где буквально на наших глазах появляются иисчезают целые профессии и на убыль идут как раз те, где нужен тяжелый,однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легчене только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, апоэтому достичь высокой производительности труда. Таким образом, научно-техническая революция, с одной стороны,освобождает силы человека для творчества, а с другой -- требует все больше ибольше творчески развитых умов, способных обеспечить прогресс общества. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями стоитзадача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого (буквальнокаждого!) из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только долженродиться, вырастить не только сознательным членом социалистическогообщества, не только здоровым и крепким человеком, но и -- обязательно! --инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любомуделу. И активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслиттворчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Значит, все должны стать творцами? Да! Но откуда же взять столькоталантливых и способных? А нельзя ли научиться выращивать таланты? Во всехкрупнейших странах мира ведутся научные и практические поиски в этомнаправлении. И результаты этих поисков удивительны. Биологи считают, что"среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15 --20%". Психологи признают, что "человеческий мозг несет в себе огромную, покадалеко не используемую избыточность природных возможностей" и что"гениальность -- это не отклонение, не аномалия человеческого ума, каксклонны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его проявления,обнажение природных возможностей". Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенкавозможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самыйвысокий уровень развития в творческой деятельности! Но в жизни мы видимсовсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться,сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой удетей плохо! Может быть, правы те, кто говорит: "Умным надо родиться"? Новот что утверждают советские генетики: "...в наши дни... стало очевидным,что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальнойпрограмме, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается скаждым новым поколением". А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те ребята,которые уже до школы обладали высоким уровнем развития. В результате многочисленных исследований в разных странах открыласьудивительная картина -- от рождения до 3 лет ребенок проходит половинусвоего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизнизакладываются основные качества его психики, начинают формироваться все егоспособности. Значит, первые годы жизни -- самые ценные для его будущего.Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от того,что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают смалышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают. К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первыегоды жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особогозначения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позжеон пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш ирисовать, когда будет читать и считать. Зачем торопиться? Придет время -- инаучится. В действительности это далеко не так. Как, например, ребеноковладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со днярождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию,повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова, черезгод уже легко составляет простые фразы, а от 2 до 5 лет (по утверждению К.И. Чуковского) каждый ребенок -- гениальный лингвист. Но это относитсятолько к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышитобращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевомобщении, то речь развивается намного позже. И главное -- усвоение родного языка идет у него с огромным трудом,очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему ив школе бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становитсяхронически отстающим. Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово кдиким животным (волкам, медведям, обезьянам) и вырастали среди них. Иногдаудавалось возвратить таких детей в человеческое общество, но возвращение этообычно оказывалось трагическим. Если ребенку было больше 6 -- 7 лет, его уженикакими средствами не могли сделать человеком, не могли даже научитьговорить. Почему? Куда девалась его общечеловеческая способность к овладениюречью? Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! Послерождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способнымк функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всегомногообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только теспособности, для формирования которых создаются условия к моменту этогосозревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которымималыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие. Пятилетняя англичанка Верина Гринвей "говорит и читает по-английски,по-французски и по-итальянски. Она пишет так же хорошо, как и десятилетниедети, и не делает при этом грамматических ошибок... По арифметике она знаетнаперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на коньках итанцует...". Мать девочки убеждена, что "большинство детей могут бытьтакими, как и ее дочь", если родители создадут определенные условия. Но еслижизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен,напоен, уложен спать), то в таких условиях замедляется его эмоциональное иинтеллектуальное развитие. Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведскогонейробиолога Хидена) подтверждают, что мозг на ранних стадиях своегоразвития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Еслинейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут формироватьбогатую сеть волокнистых соединений мозга, становятся, образно говоря,пустыми мешками и в конце концов атрофируются. Лишив ребенка своевременногои полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мытем самым обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитиеспособностей в будущем. Итак, первое условие успешного развития способностей -- раннее начало.Но как "нащупать", где лежит тот оптимальный срок, то самое наилучшее времяначала развития, когда совершенствование идет и легко, и быстро, и наиболеепродуктивно для будущего? Это определить тем более трудно, что, по-видимому,существует целый ряд индивидуальных отклонений в ту или другую сторону. Какже быть? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учатребенка говорить. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говоритьс ним. Просто говорят -- со дня его рождения, когда он еще и невоспринимает, кажется, ничего. Проходит 5, 10 месяцев, наступает момент --произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, былиобеспечены заранее, они опережали развитие речи, стимулировали его и былиуже готовы к моменту созревания соответствующих мозговых структур. Не поэтой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышитмузыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило,обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников-- изобразительными способностями, математиков -- математическими и т. д.? Ачто если и в развитии других способностей поступить подобным образом:насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и таков системойотношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческуюдеятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующиймомент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоитвторое важное условие эффективного развития способностей. Третье чрезвычайно важное условие успешного развития творческихспособностей вытекает из самого характера творческого процесса, которыйтребует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своейдеятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенноподнимает этот "потолок" все выше и выше. Это давно знают, например,шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильнымиили даже превосходящими их по силе тренерами. Парадоксально, но это условиемаксимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенокуже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания окружающего мира вэто время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься --объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше чемкогда-либо вынужден заниматься творчеством, решать многие, для негосовершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения. Укатился мяч под диван. Десятимесячный малыш хочет его достать: ложитсяна живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он всеравно протягивает ручонку и... не достает мяча. А голова под диван непролезает -- ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попытокдостать мяч спереди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка.Малыш просовывает ручонку в узкую щель между стеной и скамеечкой. И опятьнеудача, пальчики только поцарапали по мячику ноготками, а взять егоневозможно. Еще и еще попытка, и опять безрезультатно. Но расстроенныйнеудачей малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и... отодвигает приэтом от стены скамеечку. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виденмяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает скамеечку дальше и дальше. Вместощели уже целый проход, туда можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда,на ходу цепляя скамеечку и отодвигая ее еще дальше в сторону. Но вот мяч вруках, и малыш, готовый заплакать, уже улыбается. Понаблюдайте за малышом во время подобного, на первый взгляд простогодействия: как сосредоточенно и напряженно работает он в это время! Именноэта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткийсрок ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. И здесьможно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертоеважное условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборедеятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий однимкаким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка,его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что дажебольшие напряжения ума пойдут малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот,предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых -- вотпоследнее -- пятое -- немаловажное условие успешного развития творческихспособностей. Самое сложное, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращатьсвободу в безнаказанность, а помощь -- в подсказку. Нельзя делать за ребенкато, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.К сожалению, подсказка -- распространенная форма "помощи" детям, но онатолько вредит делу! Есть великая формула "дедушки космонавтики" К. Э. Циолковского,приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала яоткрывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известныенекоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные".Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путьразвития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность --помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств для этогоявляется игра. Наше время, время научно-технического прогресса, как мы видели,выдвинуло новое требование: развитие творческого потенциала каждого будущегочлена общества. Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх иигрушках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Куклы, посуду,мебель, швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежности, т. е.уменьшенные модели того семейного быта, с которыми женщине придется иметьдело всю жизнь. Конечно, подготовка к будущей семейной жизни нужна. Этохорошо. Плохо другое: чаще всего этим и ограничивается круг игр для девочек. Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин исамолетов для них предназначаются строительные материалы, сборные модели,управляемые игрушки и всевозможные "конструкторы", ценность которых дляинтеллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью"конструктора", безусловно, можно развить многие стороны творческихспособностей, но, по нашему мнению, они часто используются далеко не лучшимобразом (см. с. 108). Кроме того, игры этого типа рассчитаны на детей болеестаршего возраста, во всяком случае на школьный. Ведь не купит папа"конструктор" 2 -- 3-летнему малышу? К "конструкторам" обычно начинаютприсматриваться тогда, когда дети уже подросли, т. е. годам к 8 -- 9. А какже самый благоприятный для развития возраст? Что предложить ребенку в год,два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от "конструктора", и чтобы играувлекала малыша, давала ему здоровую и интересную пищу для ума, и при этомдостаточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта сложность возрасталавместе с ростом малыша, опережая его развитие. И не день, не неделю, немесяц, а год, два, три вела бы его за собой. Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он неиграет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего главная в том, чтоигрушки уже себя "исчерпали". Исчез элемент новизны. А он-то и привлекаетребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительнуюинтеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намноголучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше"служат" детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью,разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности этих игрушекограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, нетребуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а влучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этоготак мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит. Какже быть? Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс и какбы создающие свой микроклимат, где есть возможности для развития творческойстороны интеллекта. Такими играми нового типа, по нашему мнению, и являются развивающиеигры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием неслучайно: их цель -- развитие ребенка. Для этих игр характерны следующиеособенности: Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает спомощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из"конструктора-механика" и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: ввиде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменнойинструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачиинформации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответаматематической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков,кирпичиков, деталей "конструктора" -- видимых и осязаемых вещей. Этопозволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверятьточность выполнения задания. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют оченьширокий диапазон трудностей: от доступных 2 -- 3-летнему до непосильныхиногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многихлет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идтивперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческиеспособности, в отличие от обучения, преимущественно формирующегоисполнительские черты у ребенка. Возьмем, например, игру "Сложи узор": 16 ее кубиков окрашены одинаково,но необычно -- все 6 граней каждого по-разному. Поэтому ребенок можетпоставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более старисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 -- 2года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый. Еслималыш уже различает цвета, то он может справиться с первыми задачами --найдет на кубике грань нужного цвета и сложит из кубиков такой же узор, какна рисунке. Но каждый следующий узор в какой-то мере сложнее предыдущего: томеняется расположение кубиков, то вводятся двухцветные грани, то узорповорачивается на 45 градусов, то вместо 4 кубиков надо взять 9 или 16 штук,то исчезает контур узора и т. п. И каждое это усложнение узора малыш долженпонять и преодолеть самостоятельно -- как бы сделать для себя микрооткрытие. Первые узоры могут быть для него легкими, т. е. ниже его возможностей,но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким,которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственныеи волевые способности "на полную мощность". Этот процесс очень радуетребенка -- он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того,что "трудно, а получилось!". Но вот какой-то узор ребенок не смог сложить, например, такой, гденужны кубики с двухцветными гранями, -- "домик", "фонарик". Малыш крутиткубики и так и сяк, а "домик" не получается! Значит, он добрался до"потолка" своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка,и для старшего: подсказывать -- ни словом, ни жестом -- нельзя! Можно толькоутешить огорченного малыша и обязательно обнадежить его: "Еще раз-другойпопробуешь -- получится!" И когда завтра или через несколько дней, даженедель ребенок наконец преодолевает и следующую ступеньку -- он восприметэто как большое достижение, у него возникнет желание двигаться все дальше идальше. И это действительно достижение -- ребенок самостоятельно решил тузадачу, которая еще вчера ему не поддавалась. Ему никто не подсказывал, непоказывал, он додумался сам, что крыша "домика" получается из двух кубиков,сложенных особым образом. Это целое открытие! А оно влечет за собой сдвиг впространственном воображении, в умении комбинировать. Сделан пустькрохотный, но шаг в развитии творческих способностей! В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность,удалось объединить один из основных принципов обучения -- от простого ксложному -- с очень важным принципом творческой деятельности --самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразунесколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческихспособностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающиеразвитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка",ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своемусодержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создаютатмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себяприобретают очень важное умение -- держать себя в руках, не мешать ребенкусамому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может идолжен сделать сам. Если вы внимательно читали начало книги, то вы обязательно обратитевнимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всемпяти основным условиям развития способностей! Именно благодаря этомуразвивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческихсторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разныеинтеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную,пространственное представление, воображение, умение находить зависимости изакономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность ккомбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихсяэлементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.120 (0.014 с.)