Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 13. Формационный и цивилизационный подход к анализу всемирно-исторического развития. Теория цивилизаций Т.Адорно, А.Тойнби.
Ответ: Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии общественно-экономической формации. Это понятие отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки социально однородных обществ, имеющих свой экономический базис, особую социальную структуру, политическую надстройку и духовную жизнь. Разумеется, одна и та же общественно-экономическая формация по-особому проявляется в различных странах, однако это касается, скорее, ее второстепенных признаков, обусловленных чаще всего особенностями исторического развития той или иной страны. Общественно-историческая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Та или иная общественно-экономическая формация может объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития и в разной степени выражающих ее признаки. Однако наиболее существенные признаки этих обществ едины, в силу чего они и представляют собой одну и ту же общественно-экономическую формацию, развивающуюся по одним и тем же объективным законам. К объективным законам относят прежде всего закон определяющей роли способа производства в развитии общества, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, закон первичности бытия и вторичности общественного сознания. Учение об общественно- экономических формациях и объективных законах развития общества позволило марксистской социологии представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной. В связи с этим К. Маркс выделил такие общественно-экономические формации как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и, прежде всего системой производственно-экономических отношений. Согласно марксизму, смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т.е. социальной революции, является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производств. Настоятельно заявляет о себе объективная необходимость замены старых производственных отношений новыми, которые давали бы широкий простор развитию производительных сил, обеспечивали подъем общественного производства и решение связанных с этим других проблем развития общества.
В этом и заключается объективная диалектика перехода общества от одной общественно-экономической формации к другой, исторически более прогрессивной, позволяющей более полно удовлетворять потребности и интересы людей. Теории общественно-экономических формаций противопоставляется цивилизационный подход. Теорию А. Тойнби можно считать кульминационным пунктом в развитии теории локальных организаций. Тойнби рассматривает 23 развившиеся цивилизации: западную, две православные (русская, византийская), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую... Он указывает также на четыре остановившихся в своем развитии цивилизации - эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять мертворожденных. Расовые факторы, географическая среда, специфическая комбинация двух условий: наличие в обществе творческого меньшинства и средой, которая не слишком не благоприятна и не слишком благоприятна - в этих условиях складываются цивилизации. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. По мнению Тойнби, рост цивилизаций отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующим внутреннее самоопределение и самовыражение цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуры. Рост - это не прерывное "отступление и возвращение" харизматического меньшинства общества в процессе всего нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды. Растущая цивилизация - это постоянное единство.
Третья важнейшая проблема исследования - как и почему цивилизации надламываются, разламываются и распадаются. Упадок цивилизации является причиной, а упадок техники - следствием или симптомом. Стадия упадка по Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Такова общая природа упадка цивилизаций. Подобный анализ ее повторных моментов, симптомов и фаз дается в разных томах исследования Тойнби. Вся человеческая история или весь процесс цивилизаций превращается в творческую традицию. Через отдельные цивилизации и их совпадающие в единстве, но конкретно различные ритмы, реальность разворачивает свое богатство и ведет от "подчеловека" и "подцивилизации" к человеку и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку и преображению сублимированной сверхцивилизации царства Божьего. Под цивилизацией Тойнби имеет в виду не просто область исторического исследования, но единую систему, или целое, части которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой подобной системе, в его цивилизации части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое от частей. Тойнби ошибается, когда говорит, что различные скопления (агрегаты) это системы, он начинает трактовать свои цивилизации как виды общества и ретиво охотится за единообразием в их генезисе, росте и упадке. Если рассматривать Т. Адорно, то можно выяснить, что под социологией он понимал своеобразный взгляд на общество, на его суть, направленный в то русло, которое поможет изменить существующие структуры и порядки. Но этот взгляд должен критичным в том смысле, что общественные процессы помогли нам увидеть потенциалы и возможности изменения существующего порядка. Общество должно быть проанализировано с той точки зрения, какие требования оно предъявляет себе, взгляд его на себя, и то каким оно должно быть представлено. В основе различий должен лежать потенциал возможных изменений, понятие общества, что лежит в основе общества и средства образование теории. Социология должна быть объединена с философским объяснением. Если начать применение теории к существующей действительности ничего не получится. При анализе нельзя делить, нельзя сохранять объект и способствовать развитию прогресса.
По Адорно, история человечества - это движение "неудавшейся цивилизации", связанной с постоянно углубляющимся "отчуждением", патологическим противостоянием общества природе и потерей индивидуальной свободы. В своей первой крупной работе "Диалектика просвещения" (1947) Адорно показывает, что извечно присущий конфликт разума и природы приводит к безумию, капиталистическому отчуждению, вещизму и т.д. На основе проведенных в 1940-е годы социологических исследований Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В "авторитарной личности" Адорно усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем он не утверждал, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью опровергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.004 с.) |