История юридической психологии в XX столетии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История юридической психологии в XX столетии.



Этапы:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

 

 

3. Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

 

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Профессии данного типа связаны: с медицинским обслуживанием; с обучением и с воспитанием, с бытовым обслуживанием, с правовой защитой.

Профессионально важные качества: развитые коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.

Профессия юриста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Профессия юриста связана с анализом, исследованиями, взаимодействием с другими людьми. Для этого требуется эрудированность, находчивость, оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.

Разработка профессиограмм представляет проведение подробного описания наиболее распространенных и ведущих юридических профессий с указанием их характерных функций. Цель - ориентация на изучение относительно устойчивых, стабильных, свойств, характеризующих юриста-специалиста в его практической деятельности.

аспекты деятельности:

социальный - социальную значимость профессии юриста как защитника прав и законных интересов граждан;

поисковый - сбор информации, необходимой для решения юридического дела;

реконструктивный - завершающий анализ собранной информации, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности,

коммуникативный - умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;

организационный - волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации.

Психологическая культура юриста включает: комплекс общепсихологических знаний, в особенности в области психологии личности и деятельности, знание психологии юридического труда и психологических характеристик отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные.

 

4. Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.

 

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность, являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: терпимость, эмоциональная устойчивость, проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; уважительное отношение к различным участникам общения, доброжелательность, эмпатия, способность к сотрудничеству, диалогу, мобильность стиля общения, адекватная самооценка.

 

Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, являются: замкнутость , повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях, легко ранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

 

 

5. Юридико-психологическая характеристика аттракции.

 

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент. В, Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (эмоциональным состоянием партнеров по общению) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, фактором сходства между партнерами).

 

 

6. Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).

 

Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению.

В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

 

7. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

Локус контроль является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения локус контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля», а внутренним - «внутренний локус контроля». Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п.

Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям.

Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Показано, что люди, обладающие внутренним локус контролем, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локус контролю, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний локус контроль является социально одобряемой ценностью.

Психологами установлено, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения. Характерными чертами интерналов являются эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, богатое воображение, сердечность, утонченность, общительность и большая сила воли. Работники, которым присуща такая локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы, более продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага.

Склонность к внешней локализации контроля у экстерналов связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений. В целом им больше свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

Это психологическая основа юридической ответственности. Если человек изначально склонен сбрасывать с себя ответственность, то наказание не будет эффективным.

 

 

8. Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.

 

Фундаментальная ошибка атрибуции(ФОА) —склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями а собственное поведение — внешними обстоятельствами.

Понятие ФОА входит в теорию атрибуции, рассматривающую процессы, к-рые используются людьми для объяснения поведения. ФОА, - это общая тенденция наблюдателя воспринимать поведение др. человека как обусловленное скорее внутренними, личностными характеристиками или диспозициями, нежели внешними, ситуационными влияниями. В типичных эксперим. исслед. ФОА изучаются оценочные суждения, выносимые людьми в различных условиях, или сравниваются объяснения испытуемыми своих собственных выборов и выборов др. людей. Процесс ФОА оказывается настолько сильным, что даже если наблюдателю сообщают что-либо об особенностях ситуации, в к-рой находятся др. люди, все равно сохраняется тенденция объяснять их действия личностными особенностями. Существуют неск. подходов к объяснению ФОА. Бэрон и Грациано считают, что "лучшее на сегодня объяснение опирается на различия в количестве и характере информации, наиболее доступной деятелям и наблюдателям... Когда люди оценивают свое поведение деятеля, у них есть информ. о поведении, к-рое они демонстрировали ранее в течение своей жизни, и следовательно, основа для сравнения. Когда же они, будучи наблюдателями, объясняют поведение других, они почти никогда не располагают тем же самым количеством или качеством доступной им информ.". С вопросами ФОА, напр., могут быть связаны решения о причинах поступков человека, подозреваемого в совершении преступления.

 

 

9. Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

 

Психологический отбор должен быть психологически ориентированным, представлять собой соединение психологическдй науки и практики, строиться на строгих методолого-теоретических основах этой науки.

Психологический отбор может быть эффективным, если он строится на основе диагностики способности личности к правоохранительной деятельности. Отбор по способностям — наиболее распространенный и собственно психологический отбор.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.018 с.)