Статья 155. 3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 155. 3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



 

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

-содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

-причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

-сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

 

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55 - 57 настоящего Кодекса.

 

50. Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранного элемента.

По закону иностранными гражданами признаются в России лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (национальные паспорта или заменяющие их документы). Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие гражданством или подданством иностранного государства.

 

Существует немалая группа лиц без гражданства (апатридов). Это лица, которые, не являясь гражданами Российской Федерации, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства.

 

Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо являются в момент заключения брака, с соблюдением требований ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

 

Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

 

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

 

Форма заключения брака на территории России, независимо от гражданства будущих супругов, определяется российским законодательством. Это значит, что брак должен заключаться только в органах записи актов гражданского состояния.

 

Порядок заключения браков на территории России, причем и в случае, если один из будущих супругов — иностранный гражданин или даже оба будущих супруга — иностранные граждане, происходит по законам России. Регистрация брака совершается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, как правило, по истечении одного месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ в регистрации брака может быть обжалован в суд.

 

 

Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства (апатридами), а также между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом, независимо от его гражданства, в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.

 

Расторжение брака между гражданами Российской Федерации, либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака, признается действительным в Российской Федерации.

 

Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.

51. Правовое регулирование имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

Законодательство, применяемое к регулированию личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента, определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 161 СК. Правило о праве, подлежащем применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, установленное п. 1 ст. 161 СК, основано на «территориальном подходе» и состоит в том, что права и обязанности супругов определяются законодательством того государства, на территории которого они имеют совместное (общее) место жительства (т. е. гражданство супругов во внимание не принимается). Такой подход к выбору законодательства обусловлен тесной связью супругов с правовой системой государства по месту их совместного проживания. Отсюда следует, что к личным неимущественным и имущественным отношениям, например, супругов — иностранных граждан, проживающих совместно в г. Санкт-Петербурге, будет применяться российское законодательство (ст. 31—46, 89—92 СК). Если же на момент рассмотрения вопроса о праве, подлежащем применению, совместное место жительства у супругов отсутствует, то их отношения регулируются законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. В том случае, если супруги никогда не проживали совместно ни в прошлом, ни в настоящем, то их личные неимущественные и имущественные права и обязанности определяются на территории РФ российским законодательством.
При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, вправе самостоятельно избирать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или соглашению об уплате алиментов (п. 2 ст. 161 СК). При этом в зависимости от желания супругов может применяться как законодательство РФ, так и законодательство другого государства, причем супруги вправе избрать законодательство той страны, с которой ни один из них не имеет никакой правовой связи (если супруги считают, например, это законодательство наиболее подходящим для себя). Данная норма является новеллой СК и имеет прогрессивный характер. Ее введение в семейное законодательство связано как с необходимостью определения порядка урегулирования имущественных отношений между супругами, являющимися гражданами разных государств, так и с тенденцией расширения договорных начал в сфере имущественных отношений между супругами в целом. Однако следует иметь в виду, что право выбора законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению об уплате алиментов, п. 2 ст. 161 СК предоставлено не всем супругам, а только тем, которые не имеют общего гражданства или совместного места жительства.
При выборе законодательства супруги не связаны в принципе какими-либо ограничениями. Однако если российским судом при разрешении конкретного имущественного спора между супругами будет установлено, что избранные ими для применения к брачному договору или соглашению об уплате алиментов на супруга нормы иностранного законодательства противоречат основам правопорядка РФ, то в этом случае нормы иностранного семейного права не применяются к разрешению спора (ст. 167 СК).
Выбор супругами, не имеющими общего гражданства или совместного места жительства, законодательства, определяющего их права и обязанности, осуществляется согласно п. 2 ст. 161 СК при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу. Данный вопрос решается в соответствующем пункте брачного договора или соглашения об уплате алиментов. В СК речь идет о выборе супругами законодательства только к правам и обязанностям по брачному договору или соглашению об уплате алиментов, т. е. к их имущественным отношениям. Право выбора законодательства к регулированию личных неимущественных отношений супругам, не имеющим общего гражданства или совместного места жительства, СК не предоставлено.
Если супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, не избрали применимое законодательство, то к их брачному договору или соглашению об уплате алиментов применяется законодательство, определяемое по правилам п. 1 ст. 161 СК (т. е. законодательство государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства применяется законодательство государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства; если же супруги никогда не имели совместного места жительства, то на территории РФ к их имущественным отношениям применяется российское законодательство).
Статья 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам определяет законодательство, подлежащее применению к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям супругов, являющихся гражданами разных государств СНГ. Так, если супруги имеют совместное место жительства на территории одного из государств — членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются законодательством этой страны.
В том случае, когда супруги проживают в разных государствах — членах СНГ, но имеют общее гражданство, к их правоотношениям применяется законодательство страны, гражданами которой они являются. Если же супруги не имеют ни общего гражданства, ни совместного места жительства, то их личные и имущественные правоотношения регулируются законодательством страны — члена СНГ, в которой они имели последнее совместное место жительства (п. 3 ст. 27 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
В случае, когда супруги, являющиеся гражданами разных государств — членов СНГ и проживающие на территориях различных государств, не имели никогда совместного- места жительства на территориях государств — членов СНГ, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству государства, учреждение которого рассматривает дело (п. 4 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). В то же время правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству только того государства — члена СНГ, на территории которого находится это имущество (п. 5 ст. 27 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

 

52. Правовое регулирование родительских отношений с иностранным элементом.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т. е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК. Пункт 1 ст. 162 предусматривает правило, в соответствии с которым установление и оспаривание отцовства (материнства) в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Данное правило применяется независимо от последующего приобретения ребенком гражданства другого государства. Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское законодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отношении детей, являющихся иностранными гражданами по рождению (законодательство государства их гражданства).В связи с тем, что материальным правом, регулирующим установление и оспаривание отцовства (материнства), является законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению, следует иметь в виду, что ребенок является гражданином РФ по рождению в случаях, если:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка), т. е. гражданство родителей автоматически распространяется на родившегося ребенка;
б) один из его родителей является гражданином РФ, а другой родитель — лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) родители ребенка, находящегося на территории РФ, неизвестны и не объявились в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка;
д) оба его родителя являются гражданами иностранного государства, не предоставившего ребенку, родившемся на территории РФ, своего гражданства;
е) оба родителя ребенка, родившемся на территории РФ, являются лицами без гражданства (ст. 12 Закона о гражданстве РФ).
Статья 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, как и СК, устанавливает, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законодательство государства — члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.
Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ согласно п. 2 ст. 162 СК определяется только российским законодательством. Отсюда следует, что установление отцовства (материнства) ребенка на территории РФ, независимо от гражданства ребенка по рождению и соответственно законодательства, которое применяется при этом (в том числе и иностранное законодательство), осуществляется в органе загса или в суде (ст. 48—51 СК), а оспаривание отцовства (материнства) — в судебном порядке (ст. 52 СК).
В тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства (материнства) в органах загса (например, при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка — п. 3 ст. 48 СК), то проживающие за пределами территории РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.
По общему правилу в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (ст. 163 СК). Отсюда следует, что при совместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имущественные права и обязанности будут определяться законодательством РФ, а именно ст. 54—88, 99—105 СК. Данное правило дает возможность применить к правоотношениям родителей и детей законодательство той страны, с которой они наиболее связаны в силу совместного места жительства.
Если родители и дети проживают в разных государствах (не имеют совместного места жительства), то права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Например, при взыскании алиментов с отца ребенка (иностранного гражданина) по иску матери — гражданки РФ, проживающей с ребенком в РФ, российский суд должен применять законодательство РФ (ст. 80—83, 86, 107, 108 СК), если ребенок является гражданином РФ, или законодательство страны гражданства ребенка, если ребенок — иностранный гражданин. Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выборе законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве.
В порядке исключения в целях выбора наиболее благоприятного (предпочтительного) для ребенка законодательства к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми (несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (вне зависимости от его гражданства). Как правило, данное положение относится к случаям, когда ребенок проживает на территории одного государства, а является гражданином другого государства. Применение законодательства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является более благоприятным для него, позволяет истцу наилучшим образсщ защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со стороны родителя (родителей). Однако применение законодательства страны места постоянного жительства ребенка на практике возможно только по требованию истца (родителя или опекуна (попечителя) ребенка). При отсутствии такого требования со стороны истца суд будет руководствоваться общими коллизионными правилами ст. 163 СК.
Правовое регулирование отношений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в.государствах — членах СНГ осуществляется коллизионными нормами ст. 31, 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые по своему содержанию не отличаются от соответствующих норм СК (ст. 162, 163). Установление и оспаривание отцовства или материнства согласно ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам производится по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению. Правоотношения родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются по законодательству государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей — по законодательству страны, гражданином которой является ребенок. Вместе с тем по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство страны, на территории которой постоянно проживает ребенок (п. 1 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, вытекающим из правоотношений между родителями и детьми, является суд того государства — члена СНГ, законодательство которого подлежит применению. Исполнение же решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого проживает ребенок (п. 3, 4 ст. 32 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам). Признание и исполнение решений иностранных судов других государств (т. е. не членов СНГ) по правоотношениям родителей и детей осуществляется в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.
Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определено коллизионными нормами ст. 164 СК. В соответствии с указанной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, т. е. в интересах членов семьи и упрощения процедуры взыскания алиментов закреплен «территориальный» подход к решению данного вопроса. Таким образом, при проживании получателя алиментов и плательщика алиментов в Российской Федерации независимо от их гражданства следует применять российское законодательство (ст. 87, 88, 93—98 СК). При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. В этой связи не исключается обращение к законодательству РФ об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требующее уплаты алиментов, является гражданином РФ. Однако правило о выборе законодательства по гражданству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на территории какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в разных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются правом требовать уплаты алиментов. При применении законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен отказ компетентного органа в удовлетворении требования об уплате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена.
В государствах — членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи при наличии иностранного элемента определяются согласно ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам законодательством государства, на территории которого они имели совместное место жительства, а при его отсутствии — законодательством государства, гражданином которого является истец, т. е. лицо, претендующее на получение алиментов. Поэтому суд государства по месту совместного проживания родителей и совершеннолетних детей, других членов семьи (либо суд государства, гражданином которого является истец) компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей. Непосредственно механизм исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а также перевода алиментов гражданам государств — членов СНГ определяется соглашениями от 9 сентября 1994 г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» и «О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.013 с.)