Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа русского языка 5 класса
Программа русского языка 5 класса 1. Лингвистика – это наука о языке, языкознании, языковедении. Лингвистический – это языковедческий, связанный с языком. 2. Морфема – это значимая часть слова. Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Бегать, звонок, отвар, просмотр. Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова. Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи. Дом, лес, перелет. Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением. Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый. Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить. Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться. Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение. Вода, воде, воды. Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова. Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. Старик, рыбачил, рыбка, золотую. Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением. По – ы – ход → походы 3. Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов. Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила. Есть ещё орфограммы: Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке. Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный. Орфограмма - слитное написание: небольшой домик. Орфограмма №1. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос). Порядок ответа по орфограмме №1. В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.
Орфограмма №2 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить. Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник. Орфограмма №3. Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.
Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок). Порядок ответа по орфограмме №3. В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а. Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий. Честный Известный Местный Счастливый наизусть!!!!! Прелестный Устный
Интересный (интересен) Вкусный (вкусен) Чудесный (чудесен) наизусть!!!! Опасный (опасен) Прекрасный (прекрасен) Ужасный (ужасен) Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный. Орфограмма № 5. После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я. Исключения: ж ю ри, брош ю ра, параш ю т.
Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри. Орфограмма № 6. Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь. Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи. Порядок ответа по орфограмме № 6 Идёт объяснение урока. В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я. Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются. Орфограмма № 7. Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Коля подбежал под дерево. Вывод: 1. Предлог – слово, а приставка – часть слова. 2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно. 3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово. Порядок ответа по орфограмме № 7. На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово. Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает. Запомнить! Из-за Из-под Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен. 11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь. 12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли. Признаки текста: 1. Наличие группы предложений. 2. Смысловая связь. 3. Единство темы, предмета речи. 4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие. У текста может быть заглавие. Тема – это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.). Идея текста – это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю. 13. Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое). 14. Часть речи – это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки. 15. Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи. 16. План – это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста. Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23). В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ться (с буквой ь). В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (что сделает?) что делают (что сделают?) пишется -тся.
Пошли (что делать?) купаться (неопр. форма) Он (что делает?) купается (3-е лицо) Порядок ответа по орфограмме № 23 Дело мастера (что делает?) боится. Ставлю вопрос к глаголу. Дело (что делает?) боится. В вопросе нет Ь. Это форма 3-его лица ед. числа глагола. Перед суффиксом –ся в окончании глагола Ь не ставится. Надо улыбаться. Ставлю к глаголу вопрос. Надо (что делать?) улыбаться. В вопросе есть Ь, поэтому это начальная форма. Пишу –ть перед –ся -. 18. Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени Личные окончания глаголов (орфограмма № 25). К I-ому спряжению относятся все глаголы, начальная форма которых оканчивается на –ать, -ять, -оть, -еть. Ко II-ому спряжению относятся все глаголы –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть; 4 глагола на –ать: дышать, гнать, держать, бежать.
Порядок ответа по орфограмме № 25. Работает. Ставлю ударение. Окончание безударное. Образую начальную форму глагола. Начальная форма – работать, она заканчивается на –ать. Значит, это глагол I-го спряжения, поэтому в безударном личном окончании глагола пишется гласная е. 19. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Море, бег, красавица, дело, жар, люди.
Порядок ответа по склонениям имён существительных Шкаф – это существительное II склонения, так как оно м.р., с нулевым окончанием, в И.п., в ед. числе. Шляпа – это существительное I склонения, так как оно женского рода, окончание –а в И.п., ед. числа. Склонение – это изменение существительных по падежам. Орфограмма №8. Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только III склонения. У других существительных на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Рожь (III скл.), грач (не III скл.), туч (не III скл.).
21. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? и обозначает признак предмета. Прилагательное согласуется с существительным, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное. Я любуюсь красивым клёном (м.р., ед. ч., Т.п.). Из-под жёлтого листочка; в дальнем походе; к раскидистой ели; на могучем дубе. 22. Стиль речи – это разновидность речи, выраженная в каких-то особенных признаках. Стиль речи
разговорный научный художественный официально-деловой публицистический Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, чувствами, мы пользуемся разговорным стилем речи. Сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле. Если рисуем словами образно, выразительно какую-то картину, то пользуемся художественным стилем. 23. Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 24. Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания в предложении. В русском языке их 10: .,;?!: «» - () … 25. Словосочетание - это соединение двух, реже трех слов, связанных по смыслу и грамматически. В отличие от слова, словосочетания более точно, более конкретно называют предметы, признаки, действия. Словосочетания состоят из главной и зависимой части. Главное слово – это слово, от которого ставится вопрос в словосочетании. Осенний день. Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым. Зависимое слово связывается с главным по смыслу, смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
Праздник ветеранов, дробь барабанов, слышится давно. Глагольное словосочетание – это такое словосочетание, в котором главным словом является глагол. Именное словосочетание – это такое словосочетание, в котором главным словом является имя прилагательное или существительное.
Внимание!!! Он учится. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, так как это целое предложение, выражающее законченную мысль. Разбор словосочетания. Порядок разбора 1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос. 2. Определить, какой частью речи является главное слово. 3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово. 4. Определить тип словосочетания (глагольное или именное).
иду быстро (глагольное) яркое солнце (именное) 27. Предложение (см. №11). 28. Грамматика – это совокупность (= общее количество правил) об изменении слов и объединении слов в предложения. Морфология и синтаксис – основные части грамматики. Пунктограмма – это то место в предложении, где нужно решить пунктуационную задачу, применив в пунктуационное правило. Выполнить пунктуационный разбор – это значит объяснить, какие знаки и препинания надо поставить в предложении и почему. Признаки предложения. 1. Предложение выражает законченную мысль. 2. В предложении есть интонация конца предложения. 3. Наличие смысловой и грамматической связи слов в предложении. Типы речи. 1. Описание. 2. Повествование. 3. Рассуждение. Композиция (=построение) сочинения-рассуждения: 1. Вступление (тезис). 2. Основная часть (аргументы-доказательства) к тезису: а)…..; в)…..; д)…..; ж)…..; б)……; г)…..; е)…..; з)….... 3. Заключение (вывод). Орфограмма № 12. В корнях –лаг-/-лож- буква а пишется, если за корнем есть суффикс –а-. Излагать, прилагательное, изложить, приложение. Порядок ответа по орфограмме № 12. Предположил. В корне слова предложил -лож- я пишу в безударном положении гласную –о-, так как она стоит перед –ж-. Вывод: Перед буквой ж всегда пишем в корне с чередованием гласной о, а перед буквой г пишем гласную а. Орфограмма № 13. В корне –раст-/ращ-/-рос- буква а пишется перед ст и щ, в остальных случаях пишется о. Расти, растение, выращенный, заросли, росли, поросль.
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. И во всех однокоренных и формах слова пишем эти слова-исключения так же, как и однокоренные: росточек, росточка, отраслевой и т.п. Порядок ответа по орфограмме №13. Расти. В корне с чередованием –раст- в безударном положении пишу гласную а, так как она стоит перед ст. Самостоятельные и служебные части речи. В русском языке 9 частей речи + междометия (особая группа слов). Части речи: 1. Самостоятельные. 2. Служебные. 3. Междометия. Самостоятельные части речи: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Имя числительное. 4. Местоимение. 5. Глагол. 6. Наречие. Служебные части речи: 1. Предлог. 2. Союз. 3. Частицы. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество, качество. В предложении они являются членами предложения. Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения. Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, то есть они что-то обозначают. А служебные части речи не имеют лексического значения. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Порядок ответа по имени существительному Солнце – это имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Имя существительное обозначает предмет, это и есть его лексическое значение. Имена существительные в предложении выступают подлежащими, сказуемыми, дополнениями и обстоятельствами. На поляне отдыхал пушистый заяц. Трусливого зайца догоняет лиса. Лиса – хитрый зверь. Склонение имён существительных – это изменение существительных по падежам. Поляна – она моя; заяц – он мой; окно – оно моё. Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам. Лексическое значение части речи – это то, что часть речи обозначает. Род имён существительных.
Имя существительное имеет три склонения. Склонения существительных определяется по именительному падежу единственного числа – это начальная форма имени существительного.
Падеж имени существительного Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: 1) Найти слово, к которому относится существительное. 2) Поставить от этого слова к существительному падежный вопрос. Ячмень сеют, когда цветёт калина. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Уважать маму. Существительное «маму» относится к глаголу «уважать», отвечает на вопрос кто? Это вопрос Р. п. Вместо падежных вопросов к именам существительным мы часто ставим обстоятельственные вопросы. Запомнить!!! Р.п. (кого? чего? откуда?) употребляем предлоги из, с. В.п. (кого? что? куда?) употребляем предлог в. П.п. (о ком? о чём? где?) употребляем предлоги в, на. Вывод: В некоторых случаях лучше ставить к Р., В., П. падежам обстоятельственные вопросы. Программа русского языка 5 класса 1. Лингвистика – это наука о языке, языкознании, языковедении. Лингвистический – это языковедческий, связанный с языком. 2. Морфема – это значимая часть слова. Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Бегать, звонок, отвар, просмотр. Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова. Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи. Дом, лес, перелет. Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением. Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый. Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить. Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться. Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение. Вода, воде, воды. Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова. Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. Старик, рыбачил, рыбка, золотую. Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением. По – ы – ход → походы 3. Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов. Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила. Есть ещё орфограммы: Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке. Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный. Орфограмма - слитное написание: небольшой домик. Орфограмма №1. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос). Порядок ответа по орфограмме №1. В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.
Орфограмма №2 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить. Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник. Орфограмма №3. Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.
Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок). Порядок ответа по орфограмме №3. В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а. Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий. Честный Известный Местный Счастливый наизусть!!!!! Прелестный Устный
Интересный (интересен) Вкусный (вкусен) Чудесный (чудесен) наизусть!!!! Опасный (опасен) Прекрасный (прекрасен) Ужасный (ужасен) Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный. Орфограмма № 5. После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я. Исключения: ж ю ри, брош ю ра, параш ю т.
Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри. Орфограмма № 6. Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь. Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи. Порядок ответа по орфограмме № 6 Идёт объяснение урока. В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я. Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются. Орфограмма № 7. Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Коля подбежал под дерево. Вывод: 1. Предлог – слово, а приставка – часть слова. 2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно. 3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово. Порядок ответа по орфограмме № 7. На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово. Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает. Запомнить! Из-за Из-под Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен. 11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь. 12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли. Признаки текста: 1. Наличие группы предложений. 2. Смысловая связь. 3. Единство темы, предмета речи. 4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие. У текста может быть заглавие. Тема – это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.). Идея текста – это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю. 13. Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое). 14. Часть речи – это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки. 15. Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи. 16. План – это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.01 с.) |