Дидактические игры на тему «Цвет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические игры на тему «Цвет»



Словесно-дидактические игры

Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:

1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет», «Магазин»…

2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы: «Похожий – не похожий», «Бывает – не бывает»…

3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам: «Назови одним словом», «Кому что нужно?»…

4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора: «Глухой телефон», «Краски», «Садовник» и так далее.

Впрочем, любые игры становятся дидактическими, если их основными компонентами станут: дидактическая задача, правила и игровые действия.

 

 

Дидактические игры на тему «Цвет»

Игра «ПОСАДИ СВОЮ АЛЛЕЮ»

Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.

Дидактический материал: деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см. Методика проведения: воспитатель рассматривает с детьми деревья, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи детей. Затем предлагает детям посадить каждому свою аллею. Объясняет, что нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте. Предупреждает, что пересаживать деревья нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право досаживать аллею до конца. Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз начинать с самого высокого дерева из тех, что еще не посажены.

Игра «ВКУСНЫЕ ОВОЩИ»

Цель: закрепить умение детей различать овощи по вкусовым качествам и запаху.

Правила игры: правильно определять название овощей по вкусовым качествам, запаху.

Описание дидактического материала: корзинка с луком, горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки, миска, дощечки, передники, косынки.

Методика проведения.

1 вариант.

 

Загадать детям загадки об овощах.

Сидит бабка на грядке

Вся в заплатках.

Кто ни глянет —

Всяк заплачет.

(Лук.)

Раскололся темный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох.)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что это? (Репка.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста.)

Длинный, зеленый, Вкусный, соленый. (Огурец.)

Затем нужно обратить внимание детей на корзинку с овощами и предложить им выступить в качестве дегустаторов. Дети по вкусовым качествам определяют названия овощей, после чего воспитатель указывает на баночки с тертыми овощами и предлагает детям по запаху определить, какие овощи в них находятся.

2 вариант.

Предварительно спрятать овощи в разные места групповой комнаты, сделать вид, что очень вкусно пахнет, предложить детям отыскать, откуда доносится аромат. Дети ищут и находят овощи, воспитатель предлагает им рассказать об их вкусовых качествах. Затем все вместе готовят салат.

Игра «ПОЛЕ ЧУДЕС»

Цель: закрепить знания детей об основных цветах спектра и их оттенках. Упражнять в различении качества поверхностей материалов.

Правила игры: выполняя задание, набрать наибольшее количество очков.

Дидактический материал: цветные карандаши, кусочки ткани разного качества, листы белой бумаги, краски, кисточки, дуги всех цветов спектра.

Методика проведения: в гости к детям приходит Буратино, здоровается и спрашивает, узнали ли они его. Буратино рассказывает, что он из сказки «О золотом ключике» А. Толстого, которую они хорошо знают. В ней лиса Алиса и кот Базилио перехитрили его: они предложили посадить на «поле чудес» пять золотых монет, а затем их украли. Буратино говорит, что в этой сказке с ним приключилось много разных историй, но благодаря добрым папе Карло и Джузеппе, а также куклам все закончилось хорошо. Воспитатель обращает внимание на волчок со стрелкой, который Буратино держит в руках. Буратино отвечает, что он принес юлу для того, чтобы поиграть в игру «Поле чудес». Он спрашивает, умеют ли ребята в нее играть. Затем напоминает правила игры, объясняет, какие секторы есть на барабане (сектор «цвет», сектор «приз», сектор «музыкальная пауза»). Роль ведущего Буратино берет на себя и предлагает одному из игроков вращать юлу. Дети наблюдают за волчком, Буратино объявляет, сколько очков набрали участники.

Задания для сектора «Цвет»

Задание 1. Из коробки с цветными карандашами (12 цветов) отобрать отдельно теплые и холодные цвета.

Задание 2. Определить цвет и качество тканей и рассказать, что из нее можно пошить.

Задание 3. Нарисовать воздушные шары разных оттенков.

Задание 4. Перенести с одного места на другое дуги всех цветов спектра и положить их в таком порядке, чтобы получилась радуга, назвать цвет каждой дуги.

В ходе игры Буратино следит за соблюдением правил. В конце игры подводит итог, благодарит участников и дарит им наборы цветной бумаги и краски.

 

Отгадайте на вкус.

Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец, определять - овощ это или фрукт; развивать речь; воспитывать внимание.

Материал: на тарелочке лежат разрезанные на кусочки и накрытые салфеткой овощи и фрукты.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и попробовать овощ или фрукт. Ребенок пробует, угадывает, что это, а потом называет: это овощ или фрукт.

Сварите вкусный борщ.

Цель: учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: посуда (горшок, ложка, миска, кувшин) муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сварить» блюдо - борщ. Дети называют посуду, в которой они будут «варить» борщ, и выбирают ее среди поставленной перед ними. Вызванные дети выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в горшок.

Дети по очереди выбирают овощи, а остальные дети знаками показывают: да или нет.

Что где растет.

Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность.

Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

Где живут витамины.

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

Узнайте по описанию.

Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; учить находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность.

Материал: муляжи овощей, фруктов и цитрусов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти тот предмет, который он опишет.

Воспитатель. Круглое, желтое, с красным бочком, бывает кисло-сладким, растет на дереве, полезное. Ребенок выходит, выбирает среди муляжей яблоко, показывает его детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Кто что ест.

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

Кто как кричит.

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Животные и их малыши.

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

Кто где стоит.

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

Дикие и домашние животные.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

Кто пришел?

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: веревка и звонок.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

Дети. Кто пришел?

Ребенок. Гав-гав-гав!

Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

Кто где живет.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!" Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик.

Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

Скажи.

Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительным; развивать мышление, речь, внимание.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Осень какая? Солнышко какое? Трава какая?

Ребенок ловит мяч, подбирает прилагательное, потом бросает мяч обратно воспитателю.

Что нам осень принесла.

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

Зимние развлечения.

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Ход игры

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

Весна.

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

Времена года.

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

Ход игры

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

Когда это бывает?

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадать по описанию.

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Ход игры

Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Что похоже на солнышко?

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Материал: солнышко, предметные картинки.

Ход игры

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

День-ночь.

Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

Что изменилось?

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

Симметрия

Цель: закрепить понятие симметричность.

Ход: дорисуй картинку, глядя на первую ее половину.

Словесно-дидактические игры

Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:

1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет», «Магазин»…

2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы: «Похожий – не похожий», «Бывает – не бывает»…

3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам: «Назови одним словом», «Кому что нужно?»…

4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора: «Глухой телефон», «Краски», «Садовник» и так далее.

Впрочем, любые игры становятся дидактическими, если их основными компонентами станут: дидактическая задача, правила и игровые действия.

 

 

Дидактические игры на тему «Цвет»

Игра «ПОСАДИ СВОЮ АЛЛЕЮ»

Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.

Дидактический материал: деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см. Методика проведения: воспитатель рассматривает с детьми деревья, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи детей. Затем предлагает детям посадить каждому свою аллею. Объясняет, что нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте. Предупреждает, что пересаживать деревья нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право досаживать аллею до конца. Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз начинать с самого высокого дерева из тех, что еще не посажены.

Игра «ВКУСНЫЕ ОВОЩИ»

Цель: закрепить умение детей различать овощи по вкусовым качествам и запаху.

Правила игры: правильно определять название овощей по вкусовым качествам, запаху.

Описание дидактического материала: корзинка с луком, горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки, миска, дощечки, передники, косынки.

Методика проведения.

1 вариант.

 

Загадать детям загадки об овощах.

Сидит бабка на грядке

Вся в заплатках.

Кто ни глянет —

Всяк заплачет.

(Лук.)

Раскололся темный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох.)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что это? (Репка.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста.)

Длинный, зеленый, Вкусный, соленый. (Огурец.)

Затем нужно обратить внимание детей на корзинку с овощами и предложить им выступить в качестве дегустаторов. Дети по вкусовым качествам определяют названия овощей, после чего воспитатель указывает на баночки с тертыми овощами и предлагает детям по запаху определить, какие овощи в них находятся.

2 вариант.

Предварительно спрятать овощи в разные места групповой комнаты, сделать вид, что очень вкусно пахнет, предложить детям отыскать, откуда доносится аромат. Дети ищут и находят овощи, воспитатель предлагает им рассказать об их вкусовых качествах. Затем все вместе готовят салат.

Игра «ПОЛЕ ЧУДЕС»

Цель: закрепить знания детей об основных цветах спектра и их оттенках. Упражнять в различении качества поверхностей материалов.

Правила игры: выполняя задание, набрать наибольшее количество очков.

Дидактический материал: цветные карандаши, кусочки ткани разного качества, листы белой бумаги, краски, кисточки, дуги всех цветов спектра.

Методика проведения: в гости к детям приходит Буратино, здоровается и спрашивает, узнали ли они его. Буратино рассказывает, что он из сказки «О золотом ключике» А. Толстого, которую они хорошо знают. В ней лиса Алиса и кот Базилио перехитрили его: они предложили посадить на «поле чудес» пять золотых монет, а затем их украли. Буратино говорит, что в этой сказке с ним приключилось много разных историй, но благодаря добрым папе Карло и Джузеппе, а также куклам все закончилось хорошо. Воспитатель обращает внимание на волчок со стрелкой, который Буратино держит в руках. Буратино отвечает, что он принес юлу для того, чтобы поиграть в игру «Поле чудес». Он спрашивает, умеют ли ребята в нее играть. Затем напоминает правила игры, объясняет, какие секторы есть на барабане (сектор «цвет», сектор «приз», сектор «музыкальная пауза»). Роль ведущего Буратино берет на себя и предлагает одному из игроков вращать юлу. Дети наблюдают за волчком, Буратино объявляет, сколько очков набрали участники.

Задания для сектора «Цвет»

Задание 1. Из коробки с цветными карандашами (12 цветов) отобрать отдельно теплые и холодные цвета.

Задание 2. Определить цвет и качество тканей и рассказать, что из нее можно пошить.

Задание 3. Нарисовать воздушные шары разных оттенков.

Задание 4. Перенести с одного места на другое дуги всех цветов спектра и положить их в таком порядке, чтобы получилась радуга, назвать цвет каждой дуги.

В ходе игры Буратино следит за соблюдением правил. В конце игры подводит итог, благодарит участников и дарит им наборы цветной бумаги и краски.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.108 с.)