Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пособие по актуализации знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Белгород 2009 Введение
Настоящее пособие предназначено для студентов освоивших дисциплину «отечественная история» для актуализации остаточных знаний по курсу. Структура и содержание пособия соответствуют содержанию существующих требований: программе Федерального Интернет-экзамена, и характеру контрольных вопросов. Пособие состоит из разделов, соответствующим основным дидактическим единицам контрольной программы. Каждый раздел содержит материал, сгруппированный темам контрольной программы. Отдельно в пособии представлены: - хронологическая таблица - словарь терминов - перечень исторических персоналий - перечень исторических понятий
Дидактическая единица 1 Теория и методология исторической науки: Тема 1 Функции исторического познания: Функция истории с точки зрения общества (социума) - культурологическая 1. Познавательная функция – выявление закономерностей исторического развития. 2. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности. 3. Практически-рекомендательная(политическая) функция – выработка научно обоснованного политического курса. В советский период официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась практически-политическая функция исторического знания 4. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств Высказывание Цицерона «История-учительница жизни» отражает воспитательную функцию истории
5. Прогностическая функция – облегчает предвидение будущего. Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией прогностической В логическом ряду функций исторического знания лишним элементом является функция адаптивная
Высшим уровнем исторического познания является научно-теоретический
Тема 2 Методы изучения истории 1.Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними. Заключается в выявлении совокупности однопорядковых явлений сходства и различия между ними
2. Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления. 3. Идеографический – описание исторических событий и явлений. Получает уникальную единичную информацию об объекте 4. Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов. 5. Генетический – описывает свойства и функции события или явления в процессе их реконструкции 6. Системный – раскрывает внутренний механизм функционирования и развития 7. Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени 8. Синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время 9. Номотетический – устанавливает общее, имеющее форму закона
Тема 3 Методология истории: 1) Методология – учение о способах (подходах) исследования, освещения исторических фактов, научного познания. 2) Теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа 3) Рационализм – Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития 4) Субъективизм – ход истории определяют выдающиеся люди 5) Эволюционизм: – учение, утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательного развития - подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития 6) Марксизм: - Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций - Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций Марксистская теория возникла в XIX веке. - Создателями формационной теории явились: К. Маркс и Ф. Энгельс Марксистское понимание причин возникновения государства: - образование классов и обострение борьбы между ними - изменение социально-экономических отношений Марксизм характеризуется абсолютизацией классовой борьбы Формация – основополагающее понятие марксизма Марксистский подход в истории человеческого общества определяет 5 общественно-экономических формаций Линейное развитие общества – характерное представление марксизма Марксистский подход – переход от одной формации к другой через социальную революцию Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был марксистский подход. В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через социальную революцию 7) Цивилизационный подход – выявляет специфику и многообразие локальных человеческих обществ, рассматривает историю как эволюцию мировых и региональных цивилизаций, обладающих общими культурно-историческими чертами Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер 8) Синтетический подход – соединяет разные подходы Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией синтетического подхода Географический детерминизм - ход истории определяет географическая среда Обязательная составляющая исторической науки – категории
Тема 4 Историография истории: Историография – История исторической науки, ее становления и развития Отцом истории называют Геродота Историческая наука возникла в России в XVIII в. В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в XVIII веке У истоков исторической науки в России стояли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана норманнская теория Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между западниками и славянофилами Подход, рассматривавший российскую историю как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков- западников Подход, рассматривавший российскую историю как исключительно самостоятельную, был характерен для историков- славянофилов На советскую историческую науку оказывал влияние диктат марксизма-ленинизма После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен марксизм После Октября 1917 года в России началось создание марксистской концепции отечественной истории. После Октября 1917 года в основу отечественной историографии был положен марксистский подход. Активно разрабатывать проблемы социально-экономической истории историки-марксисты стали во второй четверти XX в. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)» закрепил монополию партии на историческую истину Гумилев – «От Руси к России» Данилевский – начал разработку цивилизационного подхода Н.М. Карамзин – автор «Истории государства Российского», считавший, что решающую роль в истории играют великие люди. В.О. Ключевский – автор «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России. М.В. Ломоносов – родоначальник антинорманской теории П.Н. Милюков - Историк и политический деятель, лидер партии кадетов. Министр иностранных дел Временного правительства М.Н. Покровский – один из основоположников советской исторической науки. Историк-большевик. Стоял у истоков советской исторической науки. Считается родоначальником марксистской концепции отечественной истории Б.А. Рыбаков – советский славяно-русский археолог и историк. Автор книги «Язычество Древней Руси» С.М. Соловьев – основатель государственной школы российской исторической науки в середине XIX в. придавал исключительную роль географическому фактору в жизнедеятельности общества и его истории. В.Н. Татищев – современник Петра I, участник Полтавской битвы. Совместно с Миллером написал первый обобщающий труд по истории России. Стал основоположником «дворянской» исторической науки. М.Н. Тихомиров – автор книги «Древняя Москва»
Дидактическая единица 2 Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв.: Тема 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.241 (0.008 с.) |