Эволюционная модель антропогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюционная модель антропогенеза.



1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

 

Литература:

1. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

2. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977.

3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

4. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек – № 1. – 1997.

5. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. // Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998.

6. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. // Человек – № 4 1998.

7. Диалектика живой природы. – М., 1984. – с. 199-233.

8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Соч. т. 20.

9. Белов А.И. Антропологический детектив. – М., 2002.

 

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа.)

Лекция:

1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Литература:

1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

2. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997.

3. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.

6. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

 

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).

Лекция:

1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Семинарское занятие

1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56.

2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.

5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003.

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.

2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре // Наука и культура. – М., 1984.

6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора // Социология и социальная антропология. – СПб., 1987.

7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно // Человек – № 6 – 1998.

 

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинарское занятие

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

 

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304.

3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002.

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии. (Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)

Лекция:

1. Любовь как модус бытия человека в мире.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

Семинарское занятие

1. Сущность и смысл любви.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

 

Литература:

1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс – 1991 – № 8-9.

3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7.

4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991.

5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.

6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» // Наука и религия. – 1992. – № 2.

8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993.

9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.

10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

 

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.

2. Виды агрессивности.

3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.

Семинарское занятие

1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.

3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200

4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело // Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс – № 7 и № 10 – 1992.

6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Вопросы философии – № 5 – 1989.

7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия // Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994.

8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.

 

Тема 9. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».

Семинарское занятие

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

 

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV.

2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан // Там же.

4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Там же.

5. Египетская книга мертвых (любое издание).

6. Тибетская книга мертвых (любое издание)

7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73.

8. Жизнь. Смерть. Воскресение. // Человек – №1 – 1997.

9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.

 

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения (Лекции – 4 часа)

Лекция 1.

1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.

2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.

3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».

 

Лекция 2.

1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.

2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.

3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.

 

Тема 11. Человек в современном мире (Лекции – 2 часа)

Лекция:

1. Проблема исторической и культурной вариативности человеческого бытия.

2. Архетипы человеческого бытия и их современные трансформации.

3. Дилеммы родовой, национальной и личностной самоидентификации современного человека.


Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки

 

 

1. Перспективы создания единой науки о человеке.

2. Специфические признаки человеческого бытия.

3. Человек как творец и творение культуры.

4. Варианты сочетания различных моделей антропогенеза.

5. Борьба идей вокруг эволюционизма.

6. Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.

7. Место и роль повседневности в жизни человека.

8. Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.

9. Проблема существования искусственного интеллекта.

10. «Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.

11. Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.

12. Проблема степеней свободы для человека любящего.

13. Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.

14. Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.

15. Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.

16. Семантика погребального обряда в культуре различных народов.

17. Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.

18. Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.

19. Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.


Примерные темы курсовых работ

1. Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке.

2. Соотношение социальной антропологии и социологической науки.

3. «Недостающие звенья» в эволюционной цепочке происхождения человека.

4. Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия.

5. Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры.

6. Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма.

7. Игровой элемент в политической культуре.

8. Символы мужского и женского начала в истории культуры.

9. Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира.

10. «Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре.

11. Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе.

12. Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки.

13. Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика.

14. Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры.

15. Формы взаимодействия человека с природой: история и современность.

16. Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире.

17. Эволюция Homo faber в постиндустриальном обществе.

18. Антропоцентризм как черта русской духовной культуры.

19. Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии.

20. Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности.


Вопросы к зачету по антропологии

 

1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.

2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.

3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.

4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.

5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.

6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.

7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.

8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.

9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.

10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.

11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.

12. Игровой элемент в контексте современной культуры.

13. Человек любящий. Сущность и виды любви.

14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.

15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.

16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.

17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.

18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».

 


Учебно-методическое обеспечение курса

 

Основная литература:

1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001.

3. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.

4. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997.

5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций) – М., 1997.

6. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. – М., 2001.

7. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

8. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997.

9. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

2. Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

6. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

7. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

8. Египетская книга мертвых (любое издание).

9. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек – № 1. – 1997.

10. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиатические системы. – М., 1065.

11. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. // Человек – № 4 1998.

12. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. Архетипы первобытного сознания как программы адаптации к окружающей среде /Человек – субъект общественных отношений. Барнаул, 1991.

13. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности /Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. Новосибирск, 1988.

14. Леви-Строс К. Печальные тропики. – М., 1999.

15. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

16. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

17. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977.

18. Мелетинский Е.М. Избранные статьи и воспоминания. – М., 2000.

19. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. – М., 1998.

20. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

21. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001.

22. Тибетская книга мертвых (любое издание).

23. Франц М.-Л. Наука и бессознательное // Человек. 1996. №5.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс – № 7 и № 10 – 1992.

25. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

26. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.

27. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

28. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. // Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998.

29. Элиаде М. Азиатская алхимия. – М., 1998.

30. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

31. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М., 2000.

32. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.

33. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

Художественная литература:

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.

2. Булгаков М.А. Собачье сердце.

3. Достоевский Ф.М. Бесы.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

6. Замятин Е.И. Мы.

7. Лонгорелло Г. Песнь о Гайаване (в переводе И.А. Бунина).

8. Мелвилл Г. Тай-Пи.

9. Миклухо-Маклай Н.Н. Дневники разных лет.

10. Мифы, предания и сказки Западной Полинезии. – М., 1986.

11. Стивенсон Р.Л. Пять лет на Самоа.

12. Толстой Л.Н. Воскресение.

13. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича.

14. Чехов А.П. Рассказы («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Хамелеон», «Душечка», «О любви» и др.).

15. Шмелев И. Лето господне.

16. Шмелев И. Солнце мертвых.

17. Эскимосские сказки и мифы. – М., 1986.


 


О.Т. Коростелева

 

АНТРОПОЛОГИЯ

 

Программа курса и методические рекомендации

для студентов дневной и заочной форм обучения

 

 

Оригинал-макет: И.В. Ралко

 

 

Подписано в печать 21.08.2007 г. Формат 60х90/16

Бумага типографская. Печать офсетная. Гарнитура Tahoma

Уч.-изд. л. 1,1. Усл. печ. л. 1. Тираж 30 экз.

 

 

Отпечатано на ризографе факультета социологии

656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.15 с.)