Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционная модель антропогенеза.
1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом. 2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens. 3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.
Литература: 1. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979. 2. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977. 3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987. 4. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек – № 1. – 1997. 5. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. // Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998. 6. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. // Человек – № 4 – 1998. 7. Диалектика живой природы. – М., 1984. – с. 199-233. 8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Соч. т. 20. 9. Белов А.И. Антропологический детектив. – М., 2002.
Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа.) Лекция: 1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции. 2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни. 3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира. Литература: 1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996. 2. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997. 3. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994. 4. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. 5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999. 6. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146. 7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.
Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа). Лекция: 1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни. 2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде. 3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности. Семинарское занятие 1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций. 2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде. 3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.
Литература: 1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56. 2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253. 3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146. 4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986. 5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983. 6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. 7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994. 8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005. 9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003. Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Разумность как специфически человеческая черта. 2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа». 3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности. Литература: 1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990. 2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994. 3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX. 4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996. 5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре // Наука и культура. – М., 1984. 6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора // Социология и социальная антропология. – СПб., 1987. 7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно // Человек – № 6 – 1998.
Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании. 2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества. 3. Игровой элемент в контексте современной культуры. Семинарское занятие 1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании. 2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества. 3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Литература: 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992. 2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304. 3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991. 4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988. 5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002. Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии. (Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа) Лекция: 1. Любовь как модус бытия человека в мире. 2. Формы проявления и типы любви. 3. Проблема распада любви. Патология любви. Семинарское занятие 1. Сущность и смысл любви. 2. Формы проявления и типы любви. 3. Проблема распада любви. Патология любви.
Литература: 1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990. 2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс – 1991 – № 8-9. 3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7. 4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991. 5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999. 6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989. 7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» // Наука и религия. – 1992. – № 2. 8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993. 9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001. 10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.
Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции. 2. Виды агрессивности. 3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества. Семинарское занятие 1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности. 2. Символы зла в контексте человеческой культуры. 3. Проблема преодоления человеческой агрессии.
Литература: 1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328. 2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV. 3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200 4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело // Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985. 5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс – № 7 и № 10 – 1992. 6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Вопросы философии – № 5 – 1989. 7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия // Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994. 8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588. 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986. 10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.
Тема 9. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения. 2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии. 3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых». Семинарское занятие 1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения. 2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии. 3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.
Литература: 1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV. 2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976. 3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан // Там же. 4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Там же. 5. Египетская книга мертвых (любое издание). 6. Тибетская книга мертвых (любое издание) 7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73. 8. Жизнь. Смерть. Воскресение. // Человек – №1 – 1997. 9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.
Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения (Лекции – 4 часа) Лекция 1. 1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания. 2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения. 3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».
Лекция 2. 1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения. 2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов. 3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.
Тема 11. Человек в современном мире (Лекции – 2 часа) Лекция: 1. Проблема исторической и культурной вариативности человеческого бытия. 2. Архетипы человеческого бытия и их современные трансформации. 3. Дилеммы родовой, национальной и личностной самоидентификации современного человека. Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1. Перспективы создания единой науки о человеке. 2. Специфические признаки человеческого бытия. 3. Человек как творец и творение культуры. 4. Варианты сочетания различных моделей антропогенеза. 5. Борьба идей вокруг эволюционизма. 6. Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных. 7. Место и роль повседневности в жизни человека. 8. Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности. 9. Проблема существования искусственного интеллекта. 10. «Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека. 11. Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия. 12. Проблема степеней свободы для человека любящего. 13. Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии. 14. Проблема примирения человека с неизбежностью смерти. 15. Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании. 16. Семантика погребального обряда в культуре различных народов. 17. Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе. 18. Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии. 19. Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества. Примерные темы курсовых работ 1. Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке. 2. Соотношение социальной антропологии и социологической науки. 3. «Недостающие звенья» в эволюционной цепочке происхождения человека. 4. Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия. 5. Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры. 6. Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма. 7. Игровой элемент в политической культуре. 8. Символы мужского и женского начала в истории культуры. 9. Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира. 10. «Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре. 11. Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе. 12. Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки. 13. Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика. 14. Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры. 15. Формы взаимодействия человека с природой: история и современность. 16. Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире. 17. Эволюция Homo faber в постиндустриальном обществе. 18. Антропоцентризм как черта русской духовной культуры. 19. Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии. 20. Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности. Вопросы к зачету по антропологии
1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии. 2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии. 3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания. 4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи. 5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика. 6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции. 7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними. 8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры. 9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде. 10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры. 11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества. 12. Игровой элемент в контексте современной культуры. 13. Человек любящий. Сущность и виды любви. 14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества. 15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности. 16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения. 17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии. 18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература: 1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999. 2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001. 3. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. 4. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997. 5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций) – М., 1997. 6. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. – М., 2001. 7. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. 8. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997. 9. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. – М., 2003.
Дополнительная литература: 1. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976. 2. Барт Р. Мифологии. – М., 1996. 3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992. 5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. 6. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979. 7. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994. 8. Египетская книга мертвых (любое издание). 9. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек – № 1. – 1997. 10. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиатические системы. – М., 1065. 11. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. // Человек – № 4 – 1998. 12. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. Архетипы первобытного сознания как программы адаптации к окружающей среде /Человек – субъект общественных отношений. Барнаул, 1991. 13. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности /Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. Новосибирск, 1988. 14. Леви-Строс К. Печальные тропики. – М., 1999. 15. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. 16. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996. 17. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977. 18. Мелетинский Е.М. Избранные статьи и воспоминания. – М., 2000. 19. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. – М., 1998. 20. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993. 21. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. 22. Тибетская книга мертвых (любое издание). 23. Франц М.-Л. Наука и бессознательное // Человек. 1996. №5. 24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс – № 7 и № 10 – 1992. 25. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. 26. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588. 27. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991. 28. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. // Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998. 29. Элиаде М. Азиатская алхимия. – М., 1998. 30. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. 31. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М., 2000. 32. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001. 33. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. Художественная литература: 1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. 2. Булгаков М.А. Собачье сердце. 3. Достоевский Ф.М. Бесы. 4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. 5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. 6. Замятин Е.И. Мы. 7. Лонгорелло Г. Песнь о Гайаване (в переводе И.А. Бунина). 8. Мелвилл Г. Тай-Пи. 9. Миклухо-Маклай Н.Н. Дневники разных лет. 10. Мифы, предания и сказки Западной Полинезии. – М., 1986. 11. Стивенсон Р.Л. Пять лет на Самоа. 12. Толстой Л.Н. Воскресение. 13. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. 14. Чехов А.П. Рассказы («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Хамелеон», «Душечка», «О любви» и др.). 15. Шмелев И. Лето господне. 16. Шмелев И. Солнце мертвых. 17. Эскимосские сказки и мифы. – М., 1986.
О.Т. Коростелева
АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения
Оригинал-макет: И.В. Ралко
Подписано в печать 21.08.2007 г. Формат 60х90/16 Бумага типографская. Печать офсетная. Гарнитура Tahoma Уч.-изд. л. 1,1. Усл. печ. л. 1. Тираж 30 экз.
Отпечатано на ризографе факультета социологии 656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.012 с.) |