Ковалев С.В. – Мы родом из страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ковалев С.В. – Мы родом из страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего



Ковалев С.В. – Мы родом из страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего

Во второй книге из серии «Коды вашей судьбы» известного психолога, одного из лидеров отечественного и мирового нейролингвисти-ческого программирования, психотерапевта высшей в Европе квали- . фикации, описывается то, что смело можно назвать основополагающей теорией и практикой нейропрограммирования своей судьбы и жизнедеятельности. Подробно, в доступной и популярной форме, рассказывается о сценариях и сценаристах наших судеб; о психопатологиях прошлого и возможного будущего, а также о психологическом времен и нашей судьбы; детально описываются психотехнологии преодоления паталогических последствий трудного детства; психотерапии Внутреннего Ребенка; избавления от импринтов и психотравм; экологизации собственного будущего; оптимизации психологических временных ориентации и улучшения линии времени.

Для психологов, психотерапевтов, консультантов, коучеров и педагогов— для всех, интересующихся психотехнологиями личностных изменений и действительно желающих исправить собственную «хромую» судьбу, избавиться от последствий детства и стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Вместо предисловия 3

ЧАСТЬ 1. О СЦЕНАРИСТАХ И СЦЕНАРИЯХ 5

Глава 1. Психопатология нашего детства 7

Четыре контура бессознательного 7

Основные жизненные позиции 17

Психология О сценариях жизнедеятельности 24

Темы наших сценариев 31

Проблема внутренних голосов 36

Глава 2. Психотерапия Внутреннего Ребенка. 43

Феномен родительского программирования (РП) 43

Основные родительские предписания 44

Психотехнология аффирмирования 48

Наше Травмированное Дитя 57

ЧАСТЬ 2. О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ 73

Глава 3. Прошлое против будущего 75

Кое-что о психотравмах и импринтах 75

Ресурсирование своего прошлого 86

Психотерапия личной истории 98

Реимпринтирование критических инцидентов 111

Работа с не своим прошлым 127

Глава 4. Судьба в разрезе грядущего 137

«Прекрасное далеко» 137

«Автопилот» достижения целей 142

Ресурсирование собственного будущего 144

Экологизация грядущего 149

Нейро-логические уровни 154

Нейропрограммирование Высокого 158

ЧАСТЬ 3. ВРЕМЯ ВАШЕЙ СУДЬБЫ

Глава 5. Времена, в которые вы живете 168

Судьба и ориентация во времени .. 168

Определение и изменение временных предпочтений 172

Оценка по эмпринт-методу 175

Референтная категория суждений и планов, причинно-следственность, категории - принуждения и подчинения 179

Глава 6. Линии нашего времени 187

Время в пространстве сознания 187

Структура и типы линий времени 190

Оптимизация линии времени 195

Ваше счастье в прошлом, настоящем и будущем 204

Создание побуждающего будущего 207

Освобождение перспективы неограниченных достижений 210

Список использованной литературы. 215

Список книг С. В. Ковалева по НЛП 221


 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Жизнь можно считать успешной только в одном случае — если вам удастся прожить ее по-своему.

К. Морли

 

Скажите, вы довольны своей судьбой? Тем как сложилась и складывается ваша собственная жизнедеятельность? Тем, что вы уже получили от жизни и тем, что еще надеетесь получить? Если да, то, пожалуйста, поставьте эту книгу на полку. Она не для вас и не про вас. Ибо человек, который полностью удовлетворен всем, что есть и будет, может относится только к одному из двух психологических типов, а именно: он либо мудрец, либо, простите, наоборот (по утверждению Конфуция, не меняются и не стремятся к изменениям только самые мудрые и самые глупые). В первом случае мне просто нечего вам сказать, ибо все, что описано в этой книге, вы давно уже - поняли, причём не разумом, а сердцем. И стали подлинным и полновластным хозяином своей жизни. Во втором же случае говорить о судьбе и ее перепрограммировании просто не стоит, причем даже не в силу известной поговорки про бисер и тех, кому не надо попирать его ногами, а вследствие бесполезности и бессмысленности этого занятия. Ибо зачем рассказывать о возможностях изменения своей жизни человеку, который не хочет ее менять?

Однако, надеюсь, что это не так. И вы относитесь к тому «молчаливому большинству», которое недовольно своей судьбой и всерьез задумывается над ее переделкой. Если так, считайте, что вам повезло, и вы нашли искомое и желаемое— очередную книгу из серии «Коды вашей судьбы», которая позволит вам избавиться от диктата запрограммированной в вашей психике «хромой» судьбины и обрести подлинную свободу — свободу жить той жизнью, которой вы действительно хотите жить. В ее основе лежит несколько весьма простых мыслей.

• Судьба человека — это вполне реальная вещь, имеющая прежде всего и более всего психологический характер.

• Записана она не столько на неких божественных скрижалях, сколько в вашем собственном сознании в виде набора программ бессознательной его части.

• Поскольку все эти «судьбоносные» программы являются бессознательными, а значит, не поддающимися сознательному управлению и контролю образованиями, мы действительно никуда не можем уйти от собственной, но далеко не всегда нами самими запрограммированной судьбы. И жизнь наша и впрямь оказывается обусловленной и предопределенной, но в большинстве случаев далеко не самым лучшим образом.

• Единственным способом изменить эту так не нравящуюся нам «судьбоносную предопределенность» является перепрограммирование собственного бессознательного — изменение всех тех программ, которые определяют направление, ход и течение нашей жизнедеятельности.

• Современные психотехнологии, прежде всего и более всего базирующиеся на нейролингвистическом программировании, восточной его версии —своеобразной предтечи нейронауки третьего тысячелетия, — позволяют осуществить такое вот самоперепрограммирование быстро, легко и сравнительно безболезненно.

И все это в ваших силах, все это вы сможете, если, ко-нечно, захотите. Скажите, а вы действительно этого хотите? Если да, то просто прямо сейчас, переверните страницу и начинайте путешествие за новой жизнью и судьбой...

Часть 1

О СЦЕНАРИСТАХ И СЦЕНАРИЯХ

Это действительно прекрасно — иметь хорошее происхождение, но слава принадлежит лишь нашим предкам.

Плутарх

 

Фраза «Мы родом из детства» давно уже из поэтической метафоры превратилась в расхожую житейскую мудрость. Однако, привычно и в различных вариантах повторяя эту сентенцию (например, говоря: «У него было трудное детство, так что...»), мы даже не подозреваем, насколько она мудра и глубока. Ведь по данным современной психологии, подавляюще огромная и, безусловно, определяющая часть программ будущей жизнедеятельности закладывается именно в детстве: как невидимые, но никуда от себя не отпускающие рельсы, по которым мы привычно катимся, теша себя иллюзией свободы и даже не подозревая, что все уже предопределено... Ибо в этот — счастливый или не очень — период мы, во-первых, создаем содержание важнейших, определяющих всю нашу последующую жизнь структур нашей психики — так называемых контуров бессознательного. Во-вторых, формируем базовую экзистенциальную позицию, практически навсегда задающую характер наших отношений с собой, другими и миром. В-третьих, разрабатываем и как бы утверждаем сценарии всей нашей дальнейшей судьбы. В-четвертых, создаем собственного Внутреннего Ребенка, который впоследствии будет как бы окрашивать всю нашу жизнь и судьбу в различные тона (если повезло, то оптимизма и творчества, а если нет, то пессимизма и рутины).

Так вот, в этой — первой — части нашей книги мы с вами как раз и разберемся в вопросах:

• заполнения контуров бессознательного, базовой экзистенциальной позиции и сценариев жизнедеятельности;

• психотерапии родительских предписаний и «Внутреннего Ребенка».

 

ГЛАВА 1

К.Сэдберг

 

Основные жизненные позиции

В психологии их еще называют эмоциональными установками. Что, в общем-то, не совсем точно, поскольку речь идет о базовых представлениях человека: о себе, о других и о мире в целом.

Дело в том, что еще до рождения у любого ребенка складываются некие исходные представления, впоследствии задающие все его отношение к жизни в широком смысле слова (да и саму по себе жизнь). Представление о том, насколько благополучен он сам, насколько благополучны другие и насколько благополучен мир, в котором ему предстоит жить. У подавляющего большинства детей к моменту рождения эта «карта благополучия» внутренне благополучна, то есть соответствует идеальному варианту «все о' кэй»: я, другие и мир (к редким исключениям относятся те, кого хотели убить еще в утробе матери, сделав аборт; или те, вынашивание которых происходило с выраженными патологиями). Однако далее травма рождения (крайне неприятный и плохо организованный процесс), родительское программирование и воздействие значимых других, приводит к тому, что основная жизненная позиция пришедшего в этот мир человека меняется, а после как бы фиксируется.

О тех немногих, которые сумели в буквально нечеловеческих условиях сохранить фиксированную эмоциональную установку «Я благополучен— другие благополучны» (во избежание сложности анализа позиция человека относительно мира обычно опускается), я ничего писать не буду: во-первых, ни в какой особой психологической помощи они не нуждаются, а во-вторых, таковых действительно просто мало — ну очень-очень мало.

Что же касается тем, кому не повезло, то прежде всего (и, возможно, чаще всего) в силу ряда обстоятельств они принимают в качестве основной экзистенциальной позиции принцип «Я неблагополучен - другие благополучны». Возникает это как из-за беспомощности ребенка, его целиком и полностью зависимой позиции во время и после родов, так и вследствие более поздней его заброшенности родителями и значимыми другими. Однако как бы ни генерировалась эта самая экзистенциальная позиция, рано или! поздно многочисленные наши обиды и унижения находят свое выражение в ощущении беспомощности и ненужности себя («я не благополучен») при полном или относительном признании благополучия определяющих его жизнь и управляющих ею всесильных взрослых («другие благополучны»).

Бывает (но реже, значительно реже), что человек принимает другую основную экзистенциальную позицию: «Я благополучен — другие неблагополучны». Обычно происходит это в силу двух причин: либо подчеркивания превосходства ребенка над прочими и остальными (когда он растет в атмосфере всепрощения, почитания себя, но принижения и подавления других), либо наоборот, при постоянных унижениях, угрожающих здоровью (как психическому, так и физическому), а то и самой жизни (когда для того, чтобы преодолеть свою приниженность и беспомощность, а то и просто выжить, ребенок как бы «опускает» мучителей, признавая их неблагополучие; и возвышает себя; любым образом оправдывая собственное благополучие и, возможно, исключительность).

Наконец, еще реже, но все же бывает, что человек принимает еще одну — самую безнадежную — экзистенциальную позицию: «Я неблагополучен — другие неблагополучны». Эмоциональную установку безнадежного отчаяния и опустошающего душу бессилия, когда все, что остается, только «тонуть» дальше, опускаясь на самое дно, и обреченно ждать, когда же все это, наконец, кончится.

Понятно, что ни одна из трех вышеперечисленных экзи-стенциальных позиций не может считаться подлинно благополучной в широком смысле этого слова. Ибо люди, живущие с установкой «Я неблагополучен — вы благополучны», во все века и времена и даже в самых что ни на есть благоприятных условиях живут тяжело и грустно, не претендуют на успех и результат, отказываются от инициативы и ответственности, недостаточно уверены в себе, низко оценивают свои жизнь и деятельность, а также часто и вяло болеют (и психически, точнее психологически, и физически). Те, что «бытийствуют» с установкой «я благополучен — вы неблагополучны», наоборот, постоянно демонстрируют надменное превосходство, чванливость и самодовольство; подавляют и принижают других, используя их в качестве только лишь инструмента для достижения собственных целей; борются со всеми и вся, терроризируя близких; устраивают бесконечные разборки и обнаруживают врагов даже там, где их и в помине не было. Ну а те, которые буквально (и только лишь) существуют с установкой «Я неблагополучен — вы неблагополучны», . чаще всего проводят свою жизнь в домах для хронических больных, наркологических, психиатрических и соматических стационарах, местах лишения свободы и даже просто в бомжатниках; и либо кончают с собой, либо бессмысленно и обреченно ждут этого конца, не имея ни сил ни ресурсов на жизнь, и даже не ожидая никакой помощи.

А теперь о том, как с помощью пусть и не очень сложной, но достаточно действенной психотехнологии, можно изменить свою базовую экзистенциальную позицию. Сделать это не так уж и сложно, если понять, что эта позиция реализуется во вполне конкретных убеждениях: о себе, о других и об окружающем мире, и что изменение данных убеждений вполне способно изменить и ее самое.

Все, что вам надо — это воспользоваться следующей психотехнологией изменения базовой экзистенциальной позиции.

1. Расслабьтесь любым известным вам способом.

2. Теперь, пребывая в релаксации, попробуйте ответить на следующие вопросы: попробуйте в том смысле, что от вет этот вы не должны сознательно искать или, упаси вас боже, конструировать — он должен как бы сам возникнуть в вашей голове, всплыв из глубин вашего бессознательного.

• Какова ваша первая самая негативная мысль о самом себе?

• Какова ваша вторая самая негативная мысль о самом себе?

• Какова самая негативная мысль вашей мамы о вас?

• Какова самая негативная мысль вашего палы о вас?

• Какова самая негативная мысль о вас, пришедшая из детства из общения со сверстниками и взрослыми?

• Какова самая негативная мысль о вас в школе, где вы учились?

• Какова еще одна самая негативная мысль о вас значимых людей из вашего периода взросления?

3. Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей, составьте бескомпромиссное суждение о самом себе: «Я на сегодняшний день». Это суждение и представляет собой негативную часть вашей базовой экзистенциальной позиции в части представлений о самом себе: неспецифический закон, который неумолимо и непреклонно управляет вашей жизнью.

Приведу простой воображаемый пример построения подобного «базового суждения». Предположим, что при ответе на первый вопрос в голове некоего воображаемого субъекта всплыла мысль: «Неудачник». При ответе на второй:

«Никчемная личность». При ответе на третий: «Умрешь под забором!» При ответе на четвертый: «Плохо кончишь!» При ответе на пятый: «Слабак». А вот при ответе на шестой и седьмой вопросы Из глубин памяти почему-то ничего не всплыло (если это не подсознательный блок, то, значит, ему хоть здесь повезло). Итоговое суждение «Я на сегодняшний день» в этом случае может выглядеть следующим образом: «Я никчемная личность, слабак и неудачник, который плохо кончит и умрет под забором».

. Ничего себе позиция? Но ведь именно она, точнее, оно, это суждение и составляет суть и основу судьбы и жизнедея-тельности данного воображаемого субъекта! И повсеместно-повседневно реализуется в его поведении, деятельности и общении... Стоит ли тогда удивляться, если жизнь данного человека сложится самым неудачным образом, ибо он до тех пор, пока не изменит свой сценарий, будет оставаться Рожденным Проигрывать.

Как изменить базовую позицию и стать Выигрывающим? Об этом чуть далее, поскольку мы разобрались только лишь с представлениями о себе («Я неблагополучен», причем как именно). Так что пойдем дальше — по аналогичной схеме.

4. Продолжая пребывать в релаксации, ответьте на еще одну серию вопросов.

• Какова ваша первая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)?

• Какова ваша вторая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)?

• Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашей мамы?

• Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашего папы?

• Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), пришедшая из детства из вашего общения со сверстниками и взрослыми?

• Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), бытовавшая в школе, где вы учились?

• Какая самая негативная мысль о других людях (людях вообще) запомнилась вам из общения со значимыми людьми из вашего периода взросления?

5. Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей составьте бескомпромиссное суждение о других людях:

«Люди в общем и целом».

Предположим, что при ответе на первый вопрос у нашего испытуемого всплыло: «Все люди сволочи!»; на второй — «Думают только о себе»; на третий — «Каждый блюдет свой интерес»; на четвертый — «Никому нельзя верить», на пятый — «Они всегда обижают»; на шестой — «Лохи недоношенные», а на седьмой — «Смеется тот, кто смеется последним». Итоговое суждение «Люди в общем и целом» в этом случае может принять следующий вид: «Люди — лохи и сволочи, которые думают только о себе и блюдут каждый свой интерес. Они всегда обижают, никому нельзя верить, и хорошо еще, что смеется тот, кто смеется последним».

Стоит ли удивляться, узнав содержание базовой экзистенциальной позиции в части «Другие» («другие не благополучны»), прочитав эту часть сценария нашего гипотетического субъекта, что у него совсем нет друзей, зато имеется куча врагов, часть из которых ему уже отомстили за такие воззрения, и что не так давно от него ушла четвертая жена! Однако и это еще не все о базовых позициях. Остается, как вы, наверное, поняли, представление об окружающем мире.

б. Все так же релаксируя, ответьте на последнюю серию вопросов. '

• Какова ваша первая самая негативная мысль об окружающем вас мире?

• Какова ваша вторая самая негативная мысль об окружающем вас мире?

• Какова самая негативная мысль об окружающем мире вашей мамы?

• Какова самая негативная мысль об окружающем

• Какова самая негативная мысль об окружающем мире, пришедшая из детства, из вашего общения со сверстниками и взрослыми?

• Какая самая негативная мысль об окружающем мире бытовала в школе, где вы учились?

• Какова самая негативная мысль об окружающем мире . значимых людей из вашего периода взросления?

Опять-таки представим, что (коротко) ответы нашего ги-потетического субъекта были следующими: «Дерьмо», «Неуютное место» (оба ответы его), «Послаблений не будет» (мама); «Если не ты его, то он тебя» (папа) и «Планета наша для счастья не оборудована» (кто-то из детства), а более ничего так и не всплыло. Тогда итоговое суждение «Окружающий мир» можно сформулировать так: «Окружающий мир — это дерьмо и неуютное место, поскольку планета наша для счастья не оборудована, и если не ты его, то он тебя. А послаблений не будет».

В принципе, своеобразное ядро базовой экзистенциальной позиции налицо. И потому, право же, стоит буквально сразу перейти к психотехнологии изменения базовых позиций, которая делается следующим образом.

1. Насчитайте количество суждений в каждом блоке.

В данном случае их пять в блоке «Я», семь в блоке «Другие» и опять-таки пять в блоке «Окружающий мир».

2. Составьте списки равного количества позитивных мыслей (представлений) по каждому из этих блоков.

3. Превратите их в позитивные же суждения (по одному для каждого блока).

4. Переверните свои суждения на 180°, переделав их из «негатива» в «позитив».

5. И всякий раз, когда вы видите себя в зеркале, обращаясь к себе на «ты», вслух и по возможности убедительно проговаривайте (глядя на свой прекрасный лик)

 

• позитивные суждения, созданные из позитивных же мыслей и представлений;

• «перевернутую» на 180° и ставшую теперь позитивной сценарную фразу.

Для примера возьмем блок «Я» из вышеприведенного. Первое, что нам здесь нужно — это равное количество позитивных мыслей о себе, в каковые вы в то же время верите (то есть то, что является истиной). Фразы эти, сформулированные в суждение, станут как бы паролем, «отмычкой» вашего бессознательного, которое в ответ снимет блоки и барьеры и «пропустит» в себя новую экзистенциальную позицию — позитивную.

Например, ценой долгих размышлений наш «испытуемый» составил следующий список позитивных представлений о себе (и все они — истина):

• добрый,

• честный,

• морально устойчивый,

• искренний,

• чувствующий.

После этого он «переворачивает» свой старый сценарий «Я», в результате чего получилось примерно следующее:

 

Обратите внимание: поворот на 180° у нас здесь совершался не буквально, а близко по смыслу. И еще одно: в позитивном сценарии нигде не должна фигурировать частица «не» (т. е. если раньше было «Я глуп», то стать не «Я не глуп» а например, «Я достаточно умен»).

Теперь всякий раз, видя себя в зеркале, вы должны вслух (если вы одни) или про себя (если кто-то присутствует) проговаривать следующий текст (с «ты», потому что в результате образуется биокибернетическая петля обратной связи):

«Ты (имя) добрый, честный, морально-устойчивый, искренний и чувствующий. А еще ты полноценная личность и ты достаточно силен и удачлив. У тебя все в жизни

будет хорошо, и ты добьешься всего, чего хочешь».

Психология о сценариях жизнедеятельности

Теперь обратимся к упомянутым сценариям. По общепринятому в современной психологии определению, психологический сценарий представляет собой бессознательный жизненный план—некую драму (хотя иногда и комедию), имеющую начало, середину и конец («расплату»).«... Психологический сценарий, — пишут авторы книги «Рожденные выигрывать» М. Джеймс и Д. Джонгвард, — имеет поразительное сходство с театральным сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги, действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и оканчиваются занавесом. Психологический сценарий — это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где лич-ность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. Эта драма исполняется личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно ее осознать.

Сценарий личности может походить на сентиментальную драму, фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс, .. роман, веселую комедию или скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, то есть никуда не ведущими.

Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в состоянии «я» ребенка через трансакции (взаимодействия — С.К.) между родителями и ребенком. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли — героев, героинь, злодеев, жертв, спасителей — и неосознанно ищут тех, кто играет дополнительные роли.

Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные драматические формы... Личности следуют сценариям, нации следуют сценариям... Жизнь каждой личности — это единственная в своем роде драма, которая может включать элементы семейного и культурного сценариев. Взаимодействие этих сценариев влияет на жизненную драму каждой личности и тем самым разворачивается в истории народа» (М. Джеймс и Д. Джонгвард, «Рожденные выигрывать»).

Прошу прощения за пространную цитату, но мне не хотелось своими словами пересказывать то, что сказано удивительно точно и недвусмысленно. Все, что остается добавить, так это то, что ваш собственный сценарий складывается не только по воле родителей и прочих значимых других; в нем очень большую роль играют сюжеты любимых или поразивших ваше воображение в детстве сказок. И еще: в создании вашего личного сценария участвуют

• национальные сценарии (например, «Мы, евреи, вечно гонимые люди»);

• субкультурные сценарии (например, «Мы работяги, и нам не до высоких рассуждений»);

• семейные сценарии (например, «Мы, Ивановы, никогда не высовывались»).

Основной сюжет сценария возникает в раннем детстве. С трех до семи лет мы только лишь добавляем детали, так что к моменту поступления в школу сценарный план вашей жизни, как правило, является уже завершенным. Правда, он может быть слегка или изрядно пересмотрен в юношеские годы, но оттого, к сожалению, не становится ни менее жестким, ни менее заданным (или задающим).

По своеобразному «результирующему» признаку все сценарии можно подразделить на три типа: Победителя (выигрывающего), Побежденного (проигрывающего) и Непобедителя (не участвующего в игре).

Люди со сценарием Победителя, как правило, достигают своих целей и при этом радуются своим достижениям. В отличие от них Побежденные либо не достигают своих целей, либо — и это весьма интересно! — остаются недовольны своими достижениями и просто жизнью, которая для них всегда некомфортна и неприятна. Что же касается Непобедителей, то они терпеливо тянут лямку, несут свою ношу, не рискуя изменить жизнь. И хотя при этом они редко серьезно проигрывают, но зато точно почти не выигрывают, ибо единственно беспроигрышный вариант — тот, когда все остаются «при своих».

Кстати, в зависимости от той самой, ранее упоминавшейся «расплаты» — конца, или финала, сценария — Побежденные как бы классифицируются по трем степеням. Предусмотренные сценарием неудачи и потери Побеждённых первой степени, как правило, невелики и — отличительный признак — могут обсуждаться с окружающими. Сценарные проблемы Побежденных второй степени куда более глубоки, а главное, как бы не обсуждаемы — их не принято «муссировать» в обществе. Ну а сценарии Побежденных третьей степени обычно имеют какой-то совсем уж жуткий финал: увечье, тяжелую болезнь, тюремное заключение, насильственную смерть или самоубийство. Однако все три сценария достаточно редко встречаются в чистом виде и зачастую бывают разными для различных сфер жизни человека. Например, мы сплошь и рядом видим и встречаем Победителей в сфере работы, которые, однако, являются Побежденными в семейных отношениях, одновременно выступая банальными Непобедителями в сферах досуга и общественной деятельности...

Одна из проблем, связанных с действиями в соответствии со сценариями, заключается в том, что вместо того, чтобы действовать, человек полагается на волшебное решение, заложенное в его сценарном плане. В результате «по жизни» он демонстрирует пассивность, каковая в современной психологии определяется как нерешение людьми своих проблем или неумение решать их. Пассивность эта бывает четырех типов: ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение и беспомощность. В первом случае — (ничегонеделание) мы имеем дело с привычным для большинства действием по принципу «Ты не бойся нас, работа, мы тебя не тронем». Проблема просто игнорируется, и точно так же игнорируются собственные способности что-либо сделать для ее решения. Во втором случае (сверхадаптация) — человек отказывается от собственных желаний в угоду другим. В третьем случае (возбуждение) субъект уподобляется кипучему лентяю — этакому слесарю Полесову из бессмертного произведения Ильфа и Петрова — и вместо того чтобы решать проблемы, тратит энергию на какую-либо бесцельную деятельность. Ну а в четвертом случае (беспомощности) человек оказывается не в состоянии воспользоваться даже имеющимися у него способностями и ресурсами для решения стоящих перед ними задач, что в конце концов может проявиться в немотивированной вспышке агрессии и насилия.

Наверное, сказанного выше по теории психологических сценариев хватило для того, чтобы понять, насколько все в вашей жизни задано и определено. И, естественно, захотеть от этой «обреченной предопределенности» избавиться. Чем мы сейчас и займемся, предварительно (или дополнительно) уяснив, что в психологических сценариях выделяют два аспекта: «Как?» и «Что?».

Первый из них касается так называемых паттернов сценарного процесса, описывающих и представляющих то, как одинаково Люди могут реализовывать различные сценарии. Этих паттернов выделяется аж целых шесть: «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти» и «Сценарий с открытым концом».

Сценарному процессу «Пока не» соответствует главная мысль: «Ничего или чего-то хорошего не будет, пока что-то менее хорошее или просто плохое не закончится». Например: «Вот выйду на пенсию (закончу вуз, защищу диссертацию и т. д. и т. п.), тогда и начну жить (радоваться, отдыхать и т. д. и т. п.)».

Сценарному процессу «После» соответствует нечто почти противоположное: «Пусть сейчас хорошо, но потом я вынужден буду за это заплатить» («За все хорошее придется расплачиваться»).

Сценарный процесс «Никогда» базируется на другом, но тоже весьма интересном предположении: «Я никогда не смогу добиться того, чего действительно хочу», из чего, как вы сами понимаете, следует логичный вывод: «Так что не стоит и пытаться».

Сценарный процесс «Всегда» заставляет человека повторять одни и те же заложенные в сценарии ошибки — раз за разом и даже с известной периодичностью.

Сценарный процесс «Почти» имеет две разновидности. «Почти — тип 1», согласно которому человек, почти Добившийся цели, бросает незавершенное и берется за другое дело в силу кажущихся ему объективными причин. И «Почти—тип 2», по каковому субъект все-таки добивается своей цели, но не осознает этого, не радуется достигнутому, не дает себе «остановиться, оглянуться» (Л. Жуховицкий), а вместо того берется за новое дело. Люди с подобным сценарием, даже добившись заметных успехов, считают себя неудачниками и обычно кончают измотанностью, нездоровьем и несчастливостью.

Наконец, «Сценарий с открытым концом» является как бы синтезом сценарных процессов «Пока не» и «После», ибо в нем, как и в них, есть некий водораздел: точка или пункт, после коего все меняется. Однако в «Сценарии с открытым концом» человек после этой точки как бы теряется, не зная, что предпринять, испытывая пустоту и беспокойство — так, будто следующая часть сценария потеряна. Зачастую люди с таким сценарным процессом сосредоточиваются на кратковременных тактических задачах, а после их решения ищут для себя новую цель.

Так вот, первое, что следует сделать, дабы начать избавляться от огораживающего вашу жизнь красными флажками психологического сценария, так это изменить пресловутое «Как?», сиречь собственный паттерн сценарного процесса (надеюсь, вы его уже определили: как для всей своей жизни, так и для различных ее сфер), а точнее, главное его убеждение в соответствии с нижеприведенной таблицей.

 

Сценарный процесс Старое убеждение Новые убеждения
Никогда Я никогда не получу то, чего действительно хочу Я определю то, чего я действительно хочу и что мне нравится, и получу это
Пока не Я не могу иметь то, что я хочу, пока не заплачу за это высокую цену Я могу жить и радоваться сегодня, не дожидаясь окончания дел
После Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду дорого заплатить за это Я не только могу жить и радоваться сегодня, но и вполне позволить себе радоваться завтра и все последующие дни
Всегда Я должен всегда оставаться в этом (этой ситуации) Я прекращаю делать одни и те же ошибки и начинаю меняться
Почти что-1 Я чуть было не достиг успеха Я буду доводить любое дело до конца
Почти что-2 Я все еще не достиг успеха Я буду радоваться каждому достигнутому успеху, шагу, усилию
Открытый конец Моя роль окончена и я не знаю, что теперь делать Я найду новое дело, осуществлю в нем себя и буду жить и радоваться  

 

Однако, поскольку убеждения сценарного процесса относятся к числу главных верований нашей жизни, изменять их вы будете с помощью метода, требующего неких психоэмоциональных и даже чисто физических усилий (предложен М. Холлом): через так называемые меты «нет* и «да» — очень сильные и интенсивные состояния непринятия и, соответственно, приятия чего угодно. Во-первых, того, что вы действительно абсолютно не приемлете (это состояние используется для разрушения убеждения). А во-вторых, того, чему вы говорите «да» всем сердцем и душой, а также еще и телом (данное состояние применяется для внедрения убеждения нового). Суть созданной на основе принципа использования состояний меты «нет» и меты «да» психотехнологии довольно проста. Выяснив главное старое убеждение своего сценарного процесса, вы вызываете затем состояние меты «нет», каковое направляете на это самое убеждение до тех пор, пока не обнаружите, что вы в него больше уже не верите. После этого вам остается только лишь вызвать в себе состояние меты «да», с помощью которого вы доводите до нужной «кондиции» новое убеждение сценарного процесса: то альтернативное, которое вы хотите иметь вместо прежнего. То, как это делать пошагово и конкретно, подробно представлено в созданном мною описании психотехнологии трансформации убеждений с помощью меты «нет» и меты «да».

1. Определите новое экологичное, поддерживающее вас и придающее силы убеждение,, которое вы хотели бы иметь (например, «Личностный рост — это просто»).

2. Выявите апътернативное ему и уже существующее в вашей модели мира убеждение, как бы стоящее на пути этого нового убеждения (например, «Личностный рост — это нудное и тяжелое дело»).

3. Войдите в состояние, в котором вы говорите действительно сильное «нет!», вспомнив или вообразив ЧТО-ТО, на что вы никогда не согласитесь (например, скорее всего вы скажете категорическое «нет!» предложениям сбросить ребенка с обрыва или стать гомосексуалистом). Повторяйте это «нет!» снова и снова — до тех пор, пока не почувствуете это состояние всем телом или у себя внутри. Дополните данное состояние позой, наклоном или движением головы, дыханием, жестом руки и голосом.

4. Уничтожьте ограничивающее убеждение с помощью меты «нет». Войдите и состояние вашего действительно сильного «нет!» и, ощущая его полностью и совершенно, скажите его, думая о вашем глупом и бесполезном убеждении, препятствующем вашему продвижению. Повторяйте это «нет!» до тех пор, пока не ощутите, что данное убеждение более не управляет вами и как бы стерлось или даже исчезло из вашего сознания.

5. Войдите в состояние энергичного и мощного «да!», вспомнив или вообразив что-то, что вы безоговорочно принимаете — безо всяких колебаний и сомнений. Повторяйте «да» до тех пор, пока не ощутите это состояние всем телом или у себя внутри. Дополните данное состояние так, как описано в п. 3.

6. Укрепите новое убеждение с помощью меты «да», повторяя его до тех пор, пока не ощутите, что вы целиком и полностью впустили данное убеждение в себя.

7. Осуществите подстройку к будущему, представив, как новое убеждение улучшит вашу жизнь.

Темы наших сценариев

Теперь можно заняться нашим «Что?», т. е. содержанием вашего сценария. В принципе, не стану скрывать: тема эта воистину необъятна и очень сложна. Необъятна потому, что вариантов содержания индивидуальных психологических сценариев может быть превеликое множество. Сложна же оттого, что грамотное определение и описание содержания сценария под силу только лишь специалистам. Так что если вы хотите избавиться от предопределенности своей жизни, приходите ко мне учиться на учебный проект «Восточная версия нейропрограммирования: благополучие, совершенство, удачливость». А сейчас я познакомлю вас с достаточно простыми способами определения и



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.024 с.)