Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Поиск

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения. Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Аргументы обычно делятся на следующие группы:

1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении.

Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? К какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Подготовка и написание эссе

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих:

o исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

o качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

o аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:

обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать«первую пришедшую в голову» реакцию). Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами. Рассуждения — формулировка и доказательство мнений. Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции. Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно? Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности. Смысл эссе – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих. Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему. Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать привлекает. Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

 

Основные формы самостоятельной работы:

 

ü поиск необходимой литературы и электронных источников информации по изучаемой теме;

ü изучение рекомендуемой литературы и лекционного материала (заполнение рабочей тетради);

ü выполнение задания по теме практического и интерактивного занятия;

ü написание и оформление эссе;

ü самостоятельная подготовка презентации;

ü выполнение задания для самостоятельной работы по выбору;

ü подготовка к практическим и интерактивным занятиям;

ü подготовка к зачету.

Методическое обеспечение самостоятельной работы преподавателем состоит из:

· определения учебных тем/аспектов/вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

· подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

· поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, при наличии интереса к данной теме;

· определения контрольных вопросов и практических заданий, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

· организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студентов предусматривает контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Предусмотрено получение студентами профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций.

 

Вопросы для самостоятельной проработки:

1. Общение как фактор человеческой жизнедеятельности.

2. Деловое общение и развитие личности.

3. Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения.

4. Основные направления прикладной психологии делового общения.

5. Деловое общение и деловые отношения.

6. Эмпатия личности и деловое общение.

7. Особенности доверительного общения.

8. Невербальные средства в деловом общении общения.

9. Манипулятивное общение.

10. Критерии творческого общения.

11. Личностные факторы успешного делового общения.

12. Взаимопонимание в общении

13. Структура отношений субъекта затрудненного и незатрудненного общения.

14. Социально-психологические показатели делового общения.

15. Типы личного влияния в деловом общении.

16. Проблема кодирования невербальной информации.

17. Факторы адекватного первого впечатления в деловом общении.

18. Сценарии и механизмы взаимодействия.

19. Невербальные интеракции как показатель взаимоотношений в общении.

20. Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.

21. Методы изучения личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения.

 

Банк практических заданий по выбору для самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению:

Выполнение заданий имеет целью научить студента пользоваться полученными теоретическими знаниями, закрепить навыки работы с лекционным материалом и литературой, помочь глубже усвоить изученный материал.

Прежде чем приступить к решению задания, необходимо внимательно его прочитать, уяснить смысл поставленных вопросов, определить область применения теоретического материала. После этого следует найти необходимые источники, разобраться в их содержании и дать обоснованный ответ. Ответы должны быть максимально полными и содержать ссылки на конкретную литературу.

Подготовка заданий для самостоятельной работы подразумевает следующее:

1. Изучение рекомендуемой литературы.

2. Краткий конспект необходимых теоретических материалов в рабочей тетради.

3. План ответа в рабочей тетради.

4. Письменный ответ в рабочей тетради или на листах формата А 4 (не более 3 на каждый вопрос).

5. Список использованной литературы.

6. Предоставление отчета для проверки преподавателю.

Рекомендации по выполнению:

Цель предлагаемых заданий – аналитическая работа с теоретическим материалом, подразумевающая творческий подход к применению знаний студентом.

 

Задания:

1. Описать психологически-сложную ситуацию профессионального взаимодействия и проинтерпретировать ее с позиций психологии делового общения.

2. Описать спектр профессиональных коммуникативных связей специалиста сферы Человек-Человек.

3. Проанализировать конфликтную ситуацию уровня: менеджер-менеджер, менеджер-работник, коллега-коллега, работник организации – клиент.

4. Провести диагностику и интерпретацию собственных социально-психологических компетенций и трудностей в сфере делового общения.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО (результаты обучения) по данной дисциплине, включают:

§ контрольные вопросы для закрепления на практических занятиях;

§ перечень вопросов к зачету;

§ банк практических заданий по проблематике тем;

§ банк практических заданий по выбору для самостоятельной работы;

§ темы презентаций;

§ темы эссе.

Критерии оценивания

Приводятся критерии оценивания каждого вида элементов текущего, промежуточного и рубежного (итогового) контроля (выполнение домашних заданий, работа на практических занятиях).

По изучаемому учебному курсу вводится система критериев оценки качества освоения дисциплины и коэффициентов веса каждого критерия в общей оценке, выставляемой на дифференцированном зачете:

участие в лекционных занятиях и обсуждение материала – 15 %;

участие в практических занятиях и выполнение заданий – 15 %;

участие в интерактивных занятиях – 20 %;

дифференцированный зачет по дисциплине – 50 %.

По каждому из рассматриваемых критериев слушателю ставится оценка. Итоговая оценка определяется суммой оценок по каждому критерию с учетом коэффициентов веса.

В рамках данной рабочей программы возможно использовать традиционную и балльно-рейтинговую системы контроля.

Традиционная система контроля.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме в виде различных работ, устных опросов.

Итоговый контроль проводится в виде устного дифференцированного зачета за весь курс обучения. Объектом контроля является достижение заданного Рабочей программой уровня владения дисциплиной.

Методика проведения устного зачета: блиц-опрос по 10 ключевым и 3 дополнительным вопросам в пределах каждого вопроса билета. Если студент набирает плюсы («+») в количестве, равном 6, по одному вопросу, это приравнивается к оценке «хорошо». Итоговая оценка считается как среднее арифметическое.

Практика использования данной методики показывает ее эффективность: во-первых, студенту не удается пользоваться заранее заготовленными шпаргалками; во-вторых, настраивает его на грамотное профессиональное общение с использованием соответствующей терминологии; в-третьих, мотивирует студента на более умелое применение лекционного материала с обращением к конкретным примерам.

 

Балльно-рейтинговая система контроля.

Введение балльно-рейтинговой системы контроля продиктовано новым этапом развития системы высшего профессионального образования в России, обусловленным подписанием Болонских соглашений. Такая система контроля возможна только при модульном построении курса, что соответствует структуре данной Программы, где каждый раздел/тему можно рассматривать как учебный модуль.

Данная система контроля способствует решению следующих задач:

· повышению уровня учебной автономии студентов;

· достижению максимальной прозрачности содержания курса, системы контроля и оценивания результатов его освоения;

· усилению ответственности студентов и преподавателей за результаты учебного труда на протяжении всего курса обучения;

· повышению объективности и эффективности промежуточного и итогового контроля по курсу.

При балльно-рейтинговом контроле итоговая оценка выставляется не на основании оценки за ответ на зачете или экзамене, а складывается из полученных баллов за выполнение контрольных заданий по каждому учебному модулю курса. Рейтинговая составляющая такой системы контроля предполагает введение системы штрафов и бонусов, что позволяет осуществлять мониторинг учебной деятельности более эффективно. Штрафы могут назначаться за нарушение сроков сдачи и требований к оформлению работ, бонусные баллы – за выполнение дополнительных заданий или заданий повышенного уровня сложности. Сумма набранных баллов позволяет не только определить оценку студента по учебной дисциплине, но и его рейтинг в группе среди других студентов курса.

 

Примерные темы презентаций:

1. Понятия «общение» и «коммуникация».

2. Функции общения.

3. Виды и средства общения.

4. Вербальные и невербальные системы значений.

5. Структура общения.

6. Информационная сторона общения.

7. Интерактивная сторона.

8. Виды взаимодействий.

9. Трансактный анализ.

10. Перцептивная сторона общения.

11. Феномены межличностного и межгруппового восприятия.

12. Репрезентативные системы в практике психологии делового общения.

13. Общение в организации. Специфика общения в организации.

14. Особенности организации.

15. Вертикальная и горизонтальная коммуникация.

16. Поведение человека в организации.

17. Типы сотрудников.

18. Виды делового общения.

19. Особенности поведения менеджеров в деловом общении.

20. Убеждающая коммуникация.

21. Сопротивление убеждению.

22. Публичная (ораторская) речь.

 

Примерные темы эссе:

1. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности.

2. Основные отличия общения от предметной деятельности.

3. Место общения в ряду других социально-психологических явлений. Общение и отношения.

4. Подход к общению как к творческой деятельности.

5. Критерия выделения этапов общения.

6. Объективные критерии классификации видов общения.

7. Социально-психологические критерии выделения видов общения.

8. Функции общения.

9. Аналитические модели межличностного общения.

10. Характеристики примитивного вида общения.

11. Характеристики манипулятивного вида общения.

12. Характеристики делового общения.

13. Характеристики личностного духовного общения.

14. Особенности личностного подхода к общению.

15. Потребности, мотивы и направленность личности в общении.

16. Социальные способности личности и деловое общение.

17. Стили общения.

18. Роль личностных характеристик в протекании общения.

19. Специфические характеристики коммуникации в общении.

20. Речевое воздействие и типы включения в сознание реципиента.

21. Виды коммуникативных воздействий.

22. Структура сообщения в общении.

23. Особенности коммуникации, центрированной на партнере.

24. Критерии успешной - неуспешной коммуникации.

25. Способы речевого выражения отношения к партнеру.

26. Понятие о невербальных средствах общения.

27. Соотношение вербальных и невербальных средств общения.

28. Трактовка терминов: социальная перцепция, межличностное восприятие, социальное познание.

29. Понятие о взаимопонимании в общении. Стратегии взаимопонимания.

30. Понимание, интерпретация, атрибуция - сходства и различия.

31. Понятие о взаимодействии. Виды взаимодействия. Теории "диадического взаимодействия". Подход к взаимодействию в трансактном анализе (Э.Берн).

32. Понятие о кинесико-проксемических паттернах общения и невербальных интеракциях как показателях вида взаимодействия.

33. Понятие о затрудненном общении и его причинах.

34. Представление о личности как субъекте затрудненного и незатрудненного общения.

35. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения:

36. Различия преобразовательной активности субъектов затрудненного и незатрудненного общения (направленность, интенсивность, качество) и ее результатов.

37. Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.

38. Основные характеристики интерактивной стороны общения.

39. Основные характеристики конфликтной ситуации и способы поведения в ней.

40. Психологические требования организации беседы.

41. Психологические требования к организации и проведению дискуссии.

42. Практическое значение исследований в области психологии общения.

Вопросы к дифференцированному зачету:

1. Понятие делового общения и его особенности. Деловое общение как управленческая категория.

2. Социально-психологические основы делового общения.

3. Принципы и функции делового общения в управлении персоналом.

4. Деловое общение и деловой этикет: соотношений категорий.

5. Единство ценностных оснований культуры и морали в деловом общении.

6. Особенности делового общения в коммерческой организации.

7. Роль руководителя в организации делового общения.

8. Перцептивные барьеры делового общения.

9. Взаимосвязь перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон делового общения.

10. Вербальные средства делового общения.

11. Невербальная система делового общения.

12. Структура делового общения.

13. Цикличность процесса делового общения

14. Основные виды делового общения.

15. Основные правила делового общения.

16. Этапы делового общения.

17. Особенности деловых переговоров и их характер.

18. Конфликты в деловом общении, стадии их становления и протекания.

19. Структура и типология конфликтов.

20. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.

21. Социально-психологическая диагностика конфликта.

22. Пути разрешения конфликтов в деловом общении.

23. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации.

24. Предпосылки формирования этики делового общения.

25. Универсальные этические принципы делового общения.

26. Этика делового общения в организации.

27. Этические проблемы делового общения.

28. Взаимосвязь профессиональной и всеобщей этики.

29. Социальные функции профессиональной этики.

30. Способы повышения нравственного уровня делового общения.

31. Общие правила оформления документов в деловом общении.

32. Виды деловой корреспонденции.

33. Культура общения по телефону.

34. Личностные особенности персонала в деловом общении.

35. Соотношение понятий «общение» и «личность».

36. Социально-психологические функции делового общения.

37. Особенности деловых переговоров.

38. Особенности деловой беседы.

39. Активное и пассивное владение словом.

40. Базовые технологии публичного выступления менеджера.

41. Специфика деловой речевой культуры сотрудников организации.

42. Письменная и устная деловая речь.

43. Формы и принципы управленческого общения.

44. Охрана персональных данных как аспект делового общения.

45. Соотношение категорий «общение» и «деловое общение».

46. Стратегии и тактики общения.

47. Коммуникативные барьеры делового общения.

48. Документ как основная форма делового общения.

49. Деловые письма и их формы. Основные требования к тексту.

50. Типичные ошибки в языке и стиле документов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

Обязательная литература:

1. Руденко А.М. Деловые коммуникации: учебник / Руденко А.М. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.— 350с.-(Высшее образование).

2. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 190 с.

3. Папкова О. В. Деловые коммуникации: Учебник / О.В. Папкова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.

Дополнительная литература

1. Асадов А.Н., Косалимова О.А., Покровская Н.Н. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 – 156 с.

2. Аминов И.И., Психология делового общения — М.: Омега-Л, 2008.

3. Баркова Э.В., Титов В.А. Этика и этикет: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2007.

4. Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И., Тумина Л.Е., Петрунин Ю.Ю. Основы делового общения. – М.: Изд-во Форум, 2010. – 176 с.

5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Мысль, 2010.

6. Гравицкий А. Основы деловой этики / А.Гравицкий – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2007. – 180 с.

7. Деловое общение: Учеб.пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2011. – 528 с. Имеется в библиотеке МПСУ.

8. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Основы делового общения. Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 424 с.

9. Кибанов В.Г., Захаров Д.К., Коновалова В.К. Основы делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2009.

10. Кузнецов И.Н. Бизнес-этика / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 496 с.

11. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.

13. Мунин А.Н. Деловое общение: Курс лекций: Учебное пособие / А.Н. Мунин. – 2-е изд. – М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 376 с. Имеется в библиотеке МПСУ.

14. Психология делового общения: Учебное пособие / Н.И. Леонов. – 4-е изд., стереотип. - М.: Изд-вл МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 256 с.

15. Рогожин М.Ю., Документы делового общения – М.: РДЛ, 2009.

16. Южин В.И. Энциклопедия этикета – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2007

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.015 с.)