Сон и сновидения, значение сна. Сон в онтогенезе. Нарушения сна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сон и сновидения, значение сна. Сон в онтогенезе. Нарушения сна.



Сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Сон является физиологической потребностью организма. Сон охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна в организме происходит ряд изменений. Резко расслабляются мышцы, их тонус понижается. У спящего человека теряется связь с окружающей средой. Органы чувств перестают воспринимать обычные раздражители. Дыхание становится более редким и глубоким, работа сердца, температура тела несколько снижаются и т. д. сон имеет 4-5 цикла в каждом из них есть быстрая и медленная фаза. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, для восстановления работоспособности.

Первая фаза (дремота) – переходная между сном и бодрствованием

Вторая фаза – погружение в сон.

Третья фаза – глубокий сон.

Четвёртая фаза – ещё более глубокий сон.

Сновидения — нормальная психическая деятельность мозга. В ней отражаются осознаваемые и неосознаваемые человеком процессы, по своему содержанию связанные с явлениями внешнего мира и физиологическими процессами организма.

В онтогенезе соотношение «сон—бодрствование» изменяется. Так, у новорожденных состояние бодрствования составляет лишь незначительную часть суток, и значительную часть сна занимает быстрый сон. По мере взросления уменьшается общее количество сна, изменяется соотношение фаз внутри цикла сна — сокращается быстрый сон и относительно возрастает медленный сон, к 14 годам цикл сна достигает 90 мин. У взрослого человека, как уже говорилось, быстрый сон занимает около 1/4 всего времени сна. В старческом возрасте происходит уменьшение общего количества сна, при этом сокращается и медленный, и быстрый сон. После 75 лет часто наблюдается невротическая бессонница — редуцируется медленный сон, сон становится прерывистым, нарушаются циклы сна.

Нарушения сна могут проявляться затруднениями при засыпании и поддержании сна, чрезмерной или неадекватной сонливостью, нетипичными двигательными или поведенческими феноменами, возникающими в четкой связи с определенными стадиями сна или переходом от сна к бодрствованию. Диссомнии характеризуются нарушением времени, количества и качества сна, которые приводят к инсомнии (трудности засыпания и поддержания сна) или гиперсомнии (повышенной или неадекватной дневной сонливости). Диссомнии подразделяются на внутренние (эндогенные), внешние (экзогенные) и циркадные (изменения суточного ритма) нарушения.

 

Физиологические механизмы сна

1-процесс засыпания(ощущение уплывание, вздрагивание)происходит снижение мышечной активности,мдг.

2-неглубокий сон,происходит замедление сердечного ритма,снижение температуры тела,и дальнее снижение мышечной активности.

3-4-глубойкий сон-(основной физический отдых организма)приток крови к мышцам,выработка гормона роста.

Бстрые сноведения- повышение артериального давления, приток крови,учащение сердцебиения и дыхания.

 

Нейрофизиологические аспекты речи (латерализация и центры речи).

В задних отделах верхней височной извилины находится центр Вернике – акустико-гностический центр речи. В непосредственной близости от данного центра располагается центр, благодаря которому обеспечивается распознавание мелодий и различных звуков.

 

Развитие речи и пластичность речевой функции в онтогенезе.

Речь – это способность к воспроизведению образов, действий через звуковые сигналы условно общепринятые и понятные окружающим.развитие речи -комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

1.дословесный период развития речи у детей

2.развитие фонематического строя речи.

3.усвоение ребенком первыхь слов

4.грамматика.

5.развитие значения слов

6.развитие слов к их морфемному членению

7.от фиксированых неразбиваемых словосочетаний к свободному комбинированию слов.от воспроизведения целых текство к свободному оперированию их элементами.

8.различие смысла текста и его словесного выражения

9.от ситуативной к контекстной речи. Дифференциация для себя речи и речи для других.

10.задержка и деффекты в развитии речи.

 

Функциональная асимметрия полушарий у человека.

Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. появление зачатков абстрактного мышления и речи. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

В правом полушарии получили дальнейшее развитие функции конкретного мышления, восприятия и дифференциации неречевых звуков, музыки. Есть мнение, что правое полушарие имеет преимущества в обеспечении самосознания, в осуществлении ориентировки во внешнем пространстве, в узнавании людей по индивидуальным особенностям лица, голосу, в конструировании предметных действий.

 

Половые различия и интеллектуальные функции

Половые различия в организации мозга обусловлены половыми гормонами, которые начинают оказывать своё влияние на организм ещё внутриутробно. За счёт этого реакция на воздействие внешней среды по-разному смонтированного мозга у мальчиков и девочек существенно различается почти сразу после рождения.

Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ. Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршрута, но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений. У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различных снарядов.

Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте идентификации сходных предметов, в арифметическом счете, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуются точность, ювелирность движений.

Существует авторитетное мнение о существовании «мозга мужского и

женского». Мужской гормон тестостерон в период внутриутробной жизни

человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Одновременно

увеличивается правое полушарие, отвечающее, как известно, за

художественные, музыкальные и математические способности. Возможно, этим

объясняется значительно большее число знаменитых мужчин в названных

областях. В частности, на одну женщину с выдающимися способностями к

математике приходится 13 мужчин. Этим же объясняется и тот факт, что

мужчины лучше выполняют задачи, требующие пространственного видения.

Считается, что у женщин лучше распределены функции коры головного

мозга. Если в результате несчастного случая повреждается левое полушарие

мозга, у женщин восстановление основных функций происходит быстрее. Значит,

у них правое полушарие может в какой-то мере заменить функции левого

полушария.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.011 с.)