Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспоминания о схиархимандрите Макарии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
. . .Мы сидим вчетвером за столом в трапезной у Дедушки. Он кормит нас обедом: накладывает, приносит, раздает, уносит, моет, приносит следующее блюдо, разливает чай и т.д. Диковатая картинка: сидят четыре здоровых лба от девятнадцати (это я) до тридцати лет возрастом, а тяжело больной старец-схиархимандрит буквально бегом бегает на больных ногах, таская для них тарелки, миски и кружки. Было видно, насколько Дедушке это было тяжело физически, но он сам нас перед этим рассадил по местам, и какое-то время мы молча смотрели на происходящее, потом один из нас не выдержал: "Батюшка, давайте я Вам помогу!" – "Не надо, не надо... Вы у меня в гостях, я сам все принесу, подам”, – и с какой-то грустной улыбкой добавил: “Послушником лучше быть, чем архимандритом". На снимке, сделанном мной в тот наш приезд, отец Макарий стоит у калитки без схимы, без регалий архимандрита, в простом подряснике, как послушник. … Отец Макарий учил нас тому отношению к окружающим людям, которое имел сам. – Закончишь свой университет, – говорил батюшка, – а там посмотрим: может, в Санаксар тебя, может, еще куда… - Батюшка, а мне старцы сказали, что у меня дети будут… - А мне, когда я сам еще ребенком был, шапку поднесли, пшеном доверху насыпанную, сказали: “Сколько в этой шапке зерен, столько у тебя детей будет!” А я удивлялся: да как же это у меня столько детей может быть? А потом понял: дети-то не только по плоти бывают, бывают дети духовные… - Батюшка, простите, боюсь я монашеского пути. Не знаю, решусь ли… - В будущем году будет пятьдесят лет, как я монах. И за пятьдесят лет я ни разу не гόрился, что я монах! Однако батюшкин пример меня не убедил, и я начал “гориться” заранее. До поездки к отцу Макарию я обдумывал как возможный вариант своего будущего служение в монашестве (хотя и с большим сомнением), но, когда старец сам заговорил со мной о монашестве, такая у меня брань пошла против этого – людей в монашеской одежде видеть не мог, уныние сразу скручивало. Поехал через год к отцу Макарию, чтобы упросить его вымолить мне у Господа иной жребий. Приехал, батюшка посадил меня за стол, сказать я еще ничего не успел. В трапезной было еще двое мужчин, один из которых был женат. Я знал, что отец Макарий вовсе не противник брака, многих он без колебаний благословлял на венчание, но при моем появлении началось нечто странное: батюшка стал то и дело нападать на женатого: “Да как же плохо, что ты женатый! Да зачем же ты женился! Да что же с тобой, женатым, теперь делать”, и тому подобное. Дает ему кружку, просит ополоснуть под умывальником, и опять: “Да как ты ее моешь, ты же посуду мыть не умеешь! Как же ты женился, если ты даже посуду мыть не умеешь!”. И тут я подумал: весь этот концерт явно в мой адрес. Даже не представляю, что скажет батюшка, когда я сообщу, с чем я к нему приехал. И тут отец Макарий поворачивается ко мне: - И этот тоже – туда же: ой, я зенюся – я зенюся – я зенюся! О-о-ой, я зенюся – я зенюся – я зенюся! Довольно-таки смешно получалась эта дразнилка у старца. Только мне почему-то смеяться не хотелось. То, как кормил отец Макарий своих паломников, порой вызывало недоумение и даже ропот. Дело было в количестве. Размер порции часто превышал размер желудка. А реакцией гостя на это угощение батюшка пользовался как поводом сказать ему нечто важное для его духовной жизни. Например, тот мой знакомый, что передал мне привет от Дедушки, ехал к нему за благословением на монашество; прежде, чем успел батюшке об этом сказать, был посажен за стол, где съел четверть порции и отодвинул от себя остальное. - Какой же из тебя монах, если ты за послушание тарелку каши съесть не можешь? Не будешь ты монахом! Мне не нужно было благословение на монашество, напротив; но я из принципа (читай: по гордости) решил есть все, что мне дадут, и не дать батюшке повода посмирять меня за недоеденный обед. Дальше было “кто – кого”. На середине порции кулеша я понял, что больше есть не могу. Потом, видимо, “открылось второе дыхание”. Не успел я порадоваться победе, как отец Макарий принес мне миску (больше похожую на тазик) с макаронами… В качестве чая у батюшки часто бывал его любимый отвар из малиновых веточек. В мою кружку батюшка насыпал сахара на четыре пятых ее объема. Я аккуратно схлебал сверху жидкость, а сахар ел ложкой. До этого я успел некоторое время поработать физически, кроме того, был в тот день страшно невыспавшийся, и – еще и после такого обеда – не спросив благословения у батюшки на счет того, чем мне в его доме заниматься дальше, дополз до "гостевой" кровати и рухнул. И моментально заснул. Проснулся часа через два от того, что отец Макарий ругался на меня через форточку в окне напротив этой злополучной кровати: "Да как же это можно днем спать! Это же каким нужно быть лентяем! Да я в твоем возрасте ни разу не прилег днем, как бы не уставал; это уже сейчас больной совсем стал и днем лежу, а молодому здоровому днем спать, это... " и т. д. Пока спросонок пришел в себя под батюшкину чистку, пока отклеился от кровати, батюшка успел повысказываться в мой адрес. Было обидно, - получил, мол, ни за что – ни про что. Спустя пару лет как-то к слову вспомнил этот случай в разговоре с одним монахом, хорошо знавшим Дедушку. И вот что услышал: “Сколько ты проспал, говоришь? Два часа? Ты думаешь, батюшка не знал эти два часа, что ты лежишь спишь? Не сомневайся, он знал с самого начала. Обрати внимание: он сначала дал тебе отдохнуть, выспаться, а потом – «смирил»”. И, может быть даже, думаю я теперь, не в сне моем было дело, а – так же, как он делал в случаях с едой, старец воспользовался поводом напомнить мне об одном из тех моих грехов, без борьбы с которыми невозможна духовная жизнь. А на тему монашества и брака батюшка в тот день как только меня ни пугал! “Ну, женишься ты. Заберут тебя в армию, и попадешь в Чечню. И на этом вся твоя женитьба закончится”. В результате я окончательно заунывал и собрался уехать, хотя с утра было намерение переночевать у батюшки. Отец Макарий меня не пустил: “Поедешь завтра”. Слава Богу, что я не додумался его ослушаться – на следующий день было, как обычно пишут про возвращение от старцев, “как на крыльях”. В какой-то момент я для себя решил: ну что ж, если такова воля Божия – монашество так монашество, лишь бы душа не погибла. Смирился, решил предать свою жизнь в руце Господни, стало спокойнее. Пришел к батюшке, который чистил, а потом жарил картошку на кухне. О ком-то еще говорили. Потом я вскользь упомянул, что мой крестный отец меня все уговаривал искать себе жену и принимать сан, а теперь мне придется окончательный отбой ему давать. Совершенно неожиданно отец Макарий сказал: “Ладно, когда будет, на ком – женись, рукополагайся, Бог благословит”. Потом мы с теми же двумя парнями (один из которых женатый) обтесывали топорами сосновые бревна для строительства и перетаскивали их с места на место. Батюшка все порывался помогать тащить какое-нибудь бревно. Ушел в дом, через какое-то время прибежал озабоченный: “Скорее, скорее! Берите топоры, ломы, идите к летней кухне, там надо одну очень срочную работу сделать. Скорее!”. Побежали. Батюшка привел нас к умывальнику и сказал: “Инструменты кладите здесь и мойте руки”. Помыли. Отец Макарий поставил перед нами на стол сковороду картошки, которую сам пожарил. Как он светился счастьем! Трапеза в это время в его доме не полагалась, он жил по монастырскому уставу, но гостей-мирян решил “утешить” дивно вкусной жареной картошкой. Причем сам он ее не ел, только попил с нами чай из малиновых веточек. Мне сказал: - Димитрий, почему мало сахара в чай кладешь? – и потянулся за сахарницей. - Батюшка, я обычно чай без сахара пью… - А – а… Ну-ну. Я не раз пытался увидеть отца Макария в последующие годы, но… Созвонились с батюшкой, он сказал: приезжайте в понедельник. В понедельник были “неотложные” дела, выехали в ночь под вторник. Приехали, узнали, что накануне батюшка упал, сильно ударился головой, и его с сотрясением мозга за два часа до нашего приезда увезли в больницу. Оставались телефонные разговоры. Никогда не забуду: батюшка с трудом говорит, речь нарушена после очередного инсульта, по голосу понятно, что человеку в таком состоянии не может быть ни до чего и ни до кого, и тем не менее: “Не скорбите, не горьтесь, все будет хорошо, будет и на вашей улице праздник…” – все сердце старец вкладывал в эти слова, утешая унывающих. О разных людях просил его молитв. Называю имя, только начинаю говорить о проблемах этого человека, и батюшка сам говорит о том, что этот человек из себя представляет, из-за чего у него эти проблемы, что с ним будет, если дальше он будет делать то-то и то-то. Ни одно слово не было сказано зря, даже если я и не все понимал сразу. Меня поражали слышанные от батюшки точнейшие характеристики человека в нескольких словах – я, зная этого человека близко, не смог бы обозначить его личность более точно – а батюшка слышал от меня лишь его имя… Кто-то из его духовных чад сказал: “Он душу человека читал, как открытую книгу”. Добавлю, что и расстояние не бывало этому помехой. Последние мои разговоры с отцом Макарием были, когда моему отцу поставили диагноз “рак желудка”. Батюшка сразу сказал: “Болезнь ему дана для подготовки к Вечности, но сейчас он умирать еще не готов, поживет, сколько Бог даст”. Вместо отпущенного врачами месяца после операции отец прожил семь месяцев. Я заметил, и со мной согласились те мои друзья, которые тоже перезванивались с отцом Макарием в последние его годы: когда звонишь ему с какой-то серьезной проблемой, со скорбью, батюшка – если дома, а не в больнице – сам берет трубку, как бы плохо себя ни чувствовал. Если проблема терпит, просто нужно у батюшки спросить совета или попросить молитв в чем-то не слишком срочном – трубку берет отец Антоний, и, если батюшке плохо, кратко передает ему вопрос. И еще - вместо постскриптума - я приведу здесь маленький фрагмент из записанных мной материалов. Схимонахиня Феодорита из села Мордово, постриженная в иночество старцем схиигуменом Митрофаном (Мякининым, 1964), рассказала об утешении, полученном ей от Господа в то время, когда она унывала из-за того, что осталась без старца. До того, как матушка наговорила этот рассказ на мой магнитофон, почти сорок лет об этом удивительном видении она никому не рассказывала... /Когда о. Митрофан умер, я сильно пала духом. Такая была тоска – думала, жива не останусь. И батюшка мне предсказывал: тоска будет у тебя, уныние. Я думала, как же я без старца буду жить, было дюже страшно… Отец Власий был совсем молодой. Я думала: а либо батюшка Власий нас и не примет… Слегла в постель, у меня ноги отымались, с двумя палками стала ходить. До того, как отец Власий меня в мантию одел, лежала целые полгода. И то ли за эту скорбь Господь меня так утешил… Одевал он меня в Задонске, в своей келье. Вот он меня постриг, ночь я переночевала в мантии, не спала. Как уезжать, посадил он меня за стол покушать и пригнулся ко мне, со мной говорит: “Правило тебе: ходи – молись, сиди – молись, лежи – молись, спи – молись!” Вот он мне говорил, говорил.… А я на него глаза подняла, а у него – от плечей и выше крылья метра на два с половиной или на три, во весь дом. Как у архангела Гавриила на иконе, видишь… Это я, отец Димитрий, своими очами видела. И тебе я это для подкрепления рассказала, что батюшка наш не простой – великий был… о.Димитрий http://presviter-ds.livejournal.com/7272.html
Беседа с батюшкой Макарием ( написана с видеоматериалов) · Перекрестился, сладко поговорил – это еще не спасение. Богом не оставлены. Одет, обут, накормлен, одно благодарение Господу воссылай. Больше ничего не ищи. И больше ничего не надо будет. Благодарить Господа, что Он привел нас в церковь Божию, а то были бы в руках сатаны. Богу не служили в жизни. Благодарить Господа и не унывать. Уныние – еда, кормежка сатаны. · Какой я был боевой. Метеор был. Владыка Зиновий так было говорил: «Ну метеорчик наш приехал. То все дело будет» Я благодарю Господа, что сладости мне не дал. Диабет мне дал. · Старцы Оптинские когда пили чай говорили «Чаю Воскресение мертвых» · Отец и мать не знает твоих дел, а Отец Небесный все знает. А пойдем в будущую жизнь , а там нас до мизерного чувствования за пожелание не такое какое нужно будем в ответе. В Писании сказано – будем истязаны в день Суда Божьего · Надо каяться. Покаянные чувства всегда должны быть с нами. Боже милостив, буди к нам грешным. Надо принести плоды покаяния. То, что покрестились, повенчались – это не все еще. Отцы в пустыни сидели по 50 лет на одной воде и травке. И считали себя грешнее всех. А сейчас что – за одну покраску волоса ответ не дадим пред Богом. Там написано – человек уподобляется дьяволу. И когда умирает – служить погребение нельзя. Церковь не приемлет помина, потому что уподобляется дьяволу. Престол сатаны – голова. Тут не улыбка, не смех, а слезы горькие. Мы ж в ответе будем пред Господом. · Сейчас все брови дергают. Не надо здесь дергать, лучше язык подергать, чтоб он не ворочался. Я вот когда бывает, исповедаю, моя исповедь как - будто я ругаюсь со всеми, дерусь. Не могу пробудить, чтоб она заплакала. Слеза, пролитая при исповеди, при Евангелии – послужит жертвой нашим грехам. Много мы плачем? Нет, мы не плачем. Надо ведь все разобрать в своей жизни. · Надо серьезно отнестись ко спасению. Я своим говорю – если послушания нет – спасения не будет. Ты хоть молись, плачь день и ночь – нет послушания отцу духовному – на точке замерзания. · А то всю жизнь прохихикали, да делов натворили. А сейчас Господь обратил к Себе – это милость свою оказал. И мы должны дорожить этой милостью Божией. Последние слова батюшки: Я прошу у всех прощения, у всех Православных христиан. Что, может быть, своим житием кого и оскорблял, и осуждал, и порицал, а может в чем и соблазнил, - взором своим, слухом слышал непотребные слова - у всех прошу прощения. И прошу - когда окончится земная жизнь моя, прошу святых молитв. Чтобы вы воздохнули о моем убожестве. У всех прошу прощения и всех прощаю. Еще прошу: если когда услышите - меня не забывайте. Хоть с краешку, а меня помяните".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.114 (0.008 с.) |