Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Декоративно-прикладное искусство как средство социализации детей младшего школьного возраста↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из важных аспектов дополнительного образования является социально-личностное развитие и воспитание детей. Повышение внимания к проблемам социализации, связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы учебного заведения и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития младшего школьника. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. И поэтому основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир. Значимость процесса социализации в том, что ребенок младшего школьного возраста включается в сложный мир человеческих социальных связей. Сущностью его жизни становятся не сами по себе воздействия окружающей среды (природной, культурной, социальной), а первые опыты сотрудничества с взрослыми, осознание изменений, которые происходят как с предметом его деятельности, так и с ним самим. Бесспорно, ребенок представляется взрослым традиционно как объект социализации, на которого направлены все заботы, чтобы он занял достойное место в обществе. Но ребенок в той или иной степени (насколько он в этом плане воспитан) всегда проявляет позицию субъекта своей жизнедеятельности. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Поэтому, социальные идеи и образы не просто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Декоративно-прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты, испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов, богатство и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Народное творчество (фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремесла, предметы быта) является значительной частью культурного опыта человека. Это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни. Декоративно-прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, плетение, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву, керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям. Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Декоративно-прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал. На основе знакомства с народным искусством дети усваивают эталоны красоты, испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству неразрывно связано и с приобщением к устному народному творчеству (сказкам, загадкам, песенкам, пословицам и поговоркам). В фольклоре, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Взаимообогащение, комплексное использование фольклорных произведений и произведений декоративно-прикладного искусства подводит детей к пониманию связи народного творчества с его различными проявлениями в быту, народными традициями, родной природой, а значит и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве наших исторических корнях. Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в художественно-прикладной деятельности, на материале народного декоративно-прикладного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Работа с детьми организуется так, чтобы они смогли свободно общаться друг с другом и с взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время декоративно-прикладной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу взрослого, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах, образцы и т.д. Выполнение некоторых работ (панно, коврики, салфетки) носит коллективный характер, в процессе которых дети сами распределяют между собой процесс изготовления отдельных деталей, подбирают необходимое оборудование и материалы, оказывают друг другу помощь, советуют, как лучше и интереснее сделать совместную работу. Одна из важнейших потребностей ребенка – потребность в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Младший школьник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности. Предоставляя детям возможности заниматься художественно-прикладной деятельностью, мы помогаем осознать им свое «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить творчество, инициативность, самостоятельность. Занимаясь с младшими школьниками интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает у них чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, мы в итоге формируем у них основы общей культуры, накопление собственного социального опыта, ценностных ориентаций, поднимаем их на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.
Педагог дополнительного образования Олейникова Н.В.
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-socializacii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-2714317.html
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.011 с.) |