Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократия: от идеи до современных метаморфоз.
Глобенко О.А., к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин МФ ЛГУ им. А.С. Пушкина; Ильягуев Д.М., старший преподаватель кафедры «Государственное и международное право» МГУПИ Демократия – одно из самых часто употребляемых понятий в современной политико-правовой жизни, однако этому феномену не одна тысяча лет. С момента воплощения первых идей демократии значение термина многократно трансформировалось. Первыми видами демократического устройства общества в буквальном смысле слова была форма общинной организации власти, так называемая общинная демократия, предполагающая принятие решений большинством голосов. Согласно древнегреческой мифологии в интерпретации Платона, Афина и Гефест заселили Аттику благородными мужами, одарив их идеей о демократии в отличие от Атлантиды, где Посейдон установил царское правление. В древнегреческом обществе по соотношению институтов власти (совета и Басилевса), демократия существовала еще в догосударственный период. Басилевс (старейшина рода, в более позднее время носитель военной и судебной власти), либо избирался всенародно, либо утверждался советом. Подобная система сложилась и в римском обществе, где общими делами управлял сенат (совет старейшин), выборный царь, но важнейшие дела решались народным собранием. Такая же система сложилась у древних германцев и индейцев. В этот период и носитель власти, и объект управления совпадали, поэтому самоуправление было вполне логичным способом реализации власти в интересах обособленной на определенной территории общности. Целесообразность самоорганизации населения при совпадении объекта и субъекта управления предопределила сохранение основных признаков рассмотренных форм в системе местного самоуправления муниципальных образований современных государств. Так, тенденции, определенные Европейской хартией о местном самоуправлении и внутригосударственным законодательством России, привели к созданию двух форм организации местного самоуправления. В первом варианте глава муниципального образования избирается населением и управляет деятельностью местной администрации, представительный орган возглавляет председатель, избираемый депутатами. Другой вариант предполагает так же избрание главы муниципального образования, который, кроме того, входит в состав представительного органа и возглавляет его, исполнительным органом руководит глава, назначаемый на должность по контракту. Подобные закономерности прослеживаются и в республиканской форме правления: первая форма угадывается в президентской республике, во второй же – парламентская. Однако не следует забывать, что муниципальные образования существуют в государственных реалиях и самостоятельность органов местного самоуправления относительно ограничена государственным суверенитетом.
Собственно, термин «демократия» (от греч. demos – народ; kratos– власть, demokratia - народовластие) появляется в Древней Греции, но содержание термина сильно разнилось с современным пониманием этого явления. Прежде всего, демократия понималась как форма правления, а не политический режим, характеризуя по большей части, носителя власти, а не способ ее осуществления. Демократия не рассматривалась как единственная форма народного управления. Власть народа реализовывалась и в крайне негативной форме – «охлократии», перерожденной власти народа во власть толпы. Более приемлемой формой правления эллинские философы считали «политию». Рассматривая действие механизма принятия решений при демократии, Аристотель в трактате «Политика» характеризует его как крайне несовершенный, в отличие от политии. Полития предполагает принятие решений ради общего блага, демократия основана на мнении большинства. Но мнение большинства может формироваться под влиянием небольшой группы людей, демагогов, - считал Аристотель, - таким образом, получается, что демагоги «становятся могущественными вследствие сосредоточения верховной власти в руках народа, а они властвуют над его мнениями…»[1]. Проблема не количественной, а качественной характеристике субъектов, принимающих значимые решения заставила многих античных философов отвергнуть демократию как приемлемую форму правления из опасений, что население может перестать быть «демосом», народом и превратиться в «охлос», неуправляемую толпу. Поэтому для Платона в «Законах» истинное равенство – «пропорционально» дозированное. Как чрезмерная власть порождает тиранию, так и чрезмерная свобода вырождается в демагогию[2].
Еще одна принципиальная разница античной и современной демократии – содержание термина «народ». Собственно, понятие «народ» как носитель власти при демократии всегда отличалось разночтениями. Платон в качестве таковых называл бедняков[3]. Иногда «демос» противопоставлялся знати как «средний класс». В древнегреческих полисах (городов-государств), только полноправный гражданин мог иметь право управлять делами полиса и владеть собственностью, собственно, только он был народом как носителем власти. Гражданами не могли быть рабы, женщины (их удел «женские дела»: воспитание детей, хранение домашнего очага), метеки (чужеземцы, в том числе переселенцы из других полисов, обязанные защищать полис и платившие налоги большие, чем полноправные граждане), вольноотпущенники и по многим историческим свидетельствам периеки (жители отдаленных периферий). Демократию постигла изрядная критика современников. Неудачный исход Пелопонесской войны и внутренние политические кризисы виделись как следствие неудачной формы правления. Но Сократ, критикуя афинскую демократию, предполагал не привнесение другой формы правления, а улучшения существующей и в качестве главной причины вырождения демократии видел в нравственную порчу своих сограждан, соответственно и возрождение демократии связывал с улучшением нравственной природы людей. Гораздо позже Эдмунд Бёрк, анализируя Великую Французскую революцию, писал, что власть народа превратилась в «наглую тиранию неутомимых в своей жестокости господ»[4], и это был тот самый угнетаемый народ, который мечтал о демократической конституции, но свергнув тирана, превратился в тирана более страшного. Великий римский эклектик Цицерон, зная историю и Эллады, и Рима, пытаясь охарактеризовать народ, уже не рассматривает его как демос, способный переродиться в охлос, понимая в качестве народа особую общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами. Демократия – это не только и не столько технология принятия решений, это и готовность общества принять народовластие, и готовность народа власть осуществить, иначе эта власть действительно будет губительна, навязывая неразумные решения большинства. В этой ситуации, более оправданной, будет большая степень вмешательства государства в общественные отношения. Более 40 стран Африки скопировали конституцию США, «но на практике это ни на йоту не приблизило их к идеалам демократического общества»[5]. Понятие демократии, как политический режим, появляется в 19 веке. Сложилось два основных подхода к пониманию демократии – нормативный (рассматривающий демократию как идеальную модель) и дескриптивный (анализирующий реально существующие режимы). При всех разночтениях демократия в идеале, по определению Авраама Линкольна, - «правление народом, избранное народом и для народа». Но от критики не свободны и современное идеальное представление о демократии. Бертран де Жувенель, исследуя природу и генезис власти, отмечает: как только «повсюду осознали, что, коль скоро голоса дают Власть, высшее искусство политики – искусство заставлять голосовать», что решает организация и пропаганда[6]. В то же время, в большинстве государств, провозглашающих себя демократическими, провозглашенный властью «суверенитет народа сводится исключительно к выбору представителей … Члены общества являются гражданами всего один день, а подвластными четыре года…»[7]. Эта проблема, актуализированная со времен Руссо, значима и по сей день, но Жувенель, на наш взгляд, смешивает две проблемы. Приобретение демократией авторитарных черт лишает режим демократической сущности, и это уже не проблема перерождения сущности демократии, это проблема несоответствия политического и государственного режима, режима де юре и де факто.
Де Местр предъявлял демократии иные претензии. Проблема демократии, считал философ, в эгоистической заботе «не поддаться обману», поэтому гражданин в этой системе постоянно стремиться контролировать власть, «выдавая» ее на краткий срок, что свойственно торговцу-буржуа[8]. Здесь снова наблюдается смешение понятий: крайняя степень индивидуализма свойственна не демократии, а либерализму, отводящему государству роль максимум «ночного сторожа». Демократия предполагает и необходимость поступаться своими интересами ради общего блага. Источник власти в государстве с демократическим режимом – народ (включающий всех граждан). Органы государственной власти функционируют, основываясь на принципах разделения властей, свободного доступа к информации об их деятельности. Один из основных принципов демократии – принятие решения большинством с учетом мнения меньшинства в поисках социального компромисса. Права и свободы не только провозглашаются, но и имеют обеспеченный государством механизм реализации и гарантии защиты, в том числе в судебном порядке, и их реализация обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития и правосознания населения. В целях предупреждения охлократии демократическое государство устанавливает пределы реализации права, основанные на приоритете убеждения. По сути, демократия в современном понимании – идеальная утопия, требующая готовности общества. Античная демократия, как ее понимали сами эллины, – власть ограниченной группы лиц с явными признаками дискриминации отдельных групп. Характер реализации этой власти, при попытке анализа с современного понимания политических режимов, обладает явными признаками авторитаризма. Но в ситуации, когда народ не способен, не готов грамотно формировать государственную и правовую систему, необходим лидер, действующий при совпадении интересов элитарной группы и населения, действующий не в соответствии с пожеланиями населения, а, исходя из потребностей общества. Однако, непререкаемой задачей такого режима должно быть воспитание личностей, способных с должной степенью нравственной ответственности принимать значимые решения, а так же создание социально-экономической среды, позволяющей этим личностям свободно развиваться, что в конечном счете приведет к плавному переходу к демократии.
[1] См.: Аристотель. Политика. М., 2010.С.269. [2] См.: цитируется по Реале Д., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т. 1 Античность. СПб., 1994. С. 128. [3] См.: Платон. Государство. 2005. С.343. [4] См.: Бёрк Э. Правление. Политика и общество. М., 2001. С.420. [5] См.: Василенко И.А. Сравнительная политология. М., 2009. С.42. [6] См.: Жувенель Б. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2010. С.366-367. [7] См.: Жувенель Б. Там же. С.351. [8] См.: Цитируется по Исаев И.А. Господство. М., 2008. С.174.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.106.47 (0.012 с.) |