Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор примечаний и составитель книги —
[01.01.1988] ЧЕСТЬ ШАХМАТНОЙ КОРОНЫ Газета «Советский спорт», 1 января 1988 г.
В канун новогоднего праздника вышел в свет и в считанные часы исчез с прилавков сборник «Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути». Книга подготовлена комиссией по творческому наследию В. С. Высоцкого при московском клубе самодеятельной песни и выпущена издательством «Физкультура и спорт» к 50-летию поэта, певца, актера, которое будет отмечаться 25 января нынешнего года. В нее вошло более 70 стихотворений-песен Высоцкого с его комментариями, рассказами о себе, о жизни, о спорте, а также воспоминания его коллег, друзей, знакомых и подробные комментарии к стихам. Автор примечаний и составитель книги — Андрей Крылов. Перед вами несколько фрагментов сборника.
Владимир ВЫСОЦКИЙ
ЧЕСТЬ ШАХМАТНОЙ КОРОНЫ
ПОДГОТОВКА
Я кричал: «Вы что ж там, обалдели? — Уронили шахматный престиж!» — Мне сказали в нашей спортотделе: «Ага, прекрасно — ты и защитишь!
Но учти, что Фишер очень ярок, — Даже спит с доскою — сила в ем, Он играет чисто, без помарок...» Ничего, я тоже не подарок, — У меня в запасе — ход конем.
Ох вы, мускулы стальные, Пальцы цепкие мои! Эх, резные, расписные, Деревянные ладьи!
Друг мой, футболист, учил: «Не бойся, — Он к таким партнерам не привык, За тылы и центр не беспокойся, А играй по краю — напрямик!..».
Я налег на бег, на стометровки, В бане вес согнал, отлично сплю, Были по хоккею тренировки... В общем, после этой подготовки — Я его без мата задавлю,
Ох вы, сильные ладони, Мышцы крепкие спины! Эх вы, кони мои, кони, Ох вы, милые слоны!
«Не спеши и, главное, не горбись, — Так боксер беседовал со мной, — В ближний бой не лезь, работай в корпус, Помни, что коронный твой — прямой».
Честь короны шахматной — на карте, — Он от пораженья не уйдет: Мы сыграли с Талем десять партий — В преферанс, в очко и на бильярде, — Таль сказал: «Такой не подведет!».
Ох, рельеф мускулатуры! Дельтавидные — сильны! Что мне легкие фигуры, Эти кони да слоны!
И в буфете, для других закрытом, Повар успокоил: «Не робей! Ты с таким прекрасным аппетитом — Враз проглотишь всех его коней!
Ты присядь перед дорогой дальней —
И бери с питанием рюкзак, На двоих готовь пирог пасхальный: Этот Шифер — хоть и гениальный, — А небось, покушать не дурак!».
Ох мы — крепкие орешки! Мы корону — привезем! Спать ложусь я — вроде пешки, — Просыпаюся — ферзем!
ИГРА
Только прилетели — сразу сели. Фишки все заранее стоят. Фоторепортеры налетели — И слепят, и с толку сбить хотят.
Но меня и дома — кто положит? Репортерам с ног меня не сбить!.. Мне же неумение поможет: Этот Шифер ни за что не сможет Угадать, чем буду я ходить.
Выпало ходить ему, задире, — Говорят, он белыми мастак! — Сделал ход с е-2 на е-4... Чтой-то мне знакомое... Так-так!
Ход за мной — что делать?! Надо, Сева, Наугад, как ночью по тайге... Помню — всех главнее королева: Ходит взад-вперед и вправо-влево, — Ну а кони вроде — буквой «Г».
Эх, спасибо заводскому другу — Научил, как ходят, как сдают... Выяснилось позже — я с испугу Разыграл классический дебют!
Все сладил, чтоб не было промашки, Вспоминал все повара в тоске. Эх, сменить бы пешки на рюмашки — Живо б прояснилось на доске!
Вижу, он нацеливает вилку — Хочет есть. И я бы съел ферзя... Под такой бы закусь да — бутылку! Но во время матча пить нельзя.
Я голодный, посудите сами: Здесь у них лишь кофе да омлет, — Клетки — как круги перед глазами, Королей я путаю с тузами И с дебютом путаю дуплет.
Есть примета — вот я и рискую: В первый раз должно мне повезти. Я его замучу, зашахую — Мне дай только дамку провести!
Не мычу, не телюсь, весь — как вата. Надо что-то бить — уже пора! Чем же бить? Ладьею — страшновато, Справа в челюсть — вроде рановато. Неудобно — первая игра.
...Он мою защиту разрушает — Старую индийскую — в момент. Это смутно мне напоминает Индо-пакистанский инцидент.
Только зря он шутит с нашим братом — У меня есть мера, даже две: Если он меня прикончит матом, Я его — через бедро с захватом, Или — ход конем — по голове!
Я еще чуток добавил прыти — Все не так уж сумрачно вблизи: В мире шахмат пешка может выйти — Если тренируется — в ферзи!
Шифер стал на хитрости пускаться:
Встанет, пробежится и — назад. Предложил турами поменяться, — Ну еще б ему меня не опасаться — Когда я лежа жму сто пятьдесят!
Я его фигурку смерил оком, И когда он объявил мне шах — Обнажил я бицепс ненароком, Даже снял для верности пиджак,
И мгновенно в зале стало тише, Он заметил, что я привстаю... Видно, ему стало не до фишек — И хваленый пресловутый Фишер Тут же согласился на ничью.
Тексты стихотворений являются окончательными авторскими вариантами, определенными по известным фонограммам 1972 — 1980 годов. Тексты комментариев подготовлены по магнитофонным записям публичных выступлений В. Высоцкого.
Все так быстро меняется, что не поспеваешь с песнями. Они не пишутся каждый день, а события меняются каждый день. И надо как-то попытаться, чтобы они не были сиюминутными вещами, а чтобы какая-то доля обобщения во всем этом была. И поэтому я всегда выжидаю — или стараюсь, наоборот, написать, когда еще ничего не случилось, — как было, например, с матчем Фишер — Спасский.
Я написал эту песню за много-много времени до того, как начинался матч. Ну, и случилось почти точно так же, как я написал...
Я не предвосхищаю события — я пишу про то, что, как мне кажется, будет. Ну в общем-то это же ведь не про события. События — это только повод для того, чтобы по этому поводу, самое главное, — не позубоскалить, а, может быть, даже скорее — попечалиться. Даже — если в смешной форме. События — только повод для того, чтобы про это поговорить, — про настроения свои. Я надеюсь, что — и ваши тоже.
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Михаил Таль: ОН ОХОТНО «ИГРАЛ ЧЕРНЫМИ»
Никогда не мог предположить, что мои встречи с Владимиром Высоцким, знакомство с этим удивительным человеком, будут представлять интерес для читателя, иначе еще тогда, в дни знакомства, записал бы все поподробнее. Но кто же знал...
Апознакомились мы с ним при следующих обстоятельствах. Было это весной 1963 года. Незадолго до этого мне предложили участвовать в матче на первенство мира Ботвинник-Петросян в роли шахматного обозревателя газеты «Советский спорт». Решили предоставить мне возможность отыграться, поскольку предыдущий матч комментировал Петросян.
Тогда имя молодого артиста Владимира Высоцкого было уже достаточно известным. Естественно, с прибавлением уймы легенд, но имя было у всех на слуху.
Как выяснилось, комментатор матча имеет больше свободного времени, чем его участник, и когда мне предложили пойти в какую-то компанию и сказали, что там будет Володя Высоцкий, я, конечно же, время нашел.
Нас представили друг другу, и через две минуты у меня сложилось ощущение, что знакомы мы с ним тысячу лет. Не было абсолютно никакой назойливости. Просто человек входил к тебе на правах очень старого друга, и было это заразительно и предельно взаимно.
Там было очень много людей, всех я не запомнил. Хотел Володя этого или не хотел, но он всегда был в центре внимания. С настойчивостью провинциала практически каждый входящий на третьей, пятой, десятой минутах просил Володю что-то спеть. И Володя категорически никому не отказывал. Некоторые песни я полностью запомнил с той поры.
Иногда Володя «уходил». Он присутствовал, но «уходил» абсолютно. Взгляд исподлобья, скорее всего, устремленный в себя. Смотрит — не видит. Односложные ответы. Мне сказали: человек занят. Ну, а ночью или наутро появлялась новая песня.
Он не подавлял, а приближал людей к себе. Подавления не было. Такое впечатление, будто бравада его иногда носила мимикрический характер. По виду он был застенчивый человек.
Думаю, что друзей у Володи было много. Но при всей его, если хотите, общедоступности, дистанцию держал. К себе туда, внутрь, он пускал очень немногих. Я не думаю, что меня он туда пускал. Его доминанта — колоссальная доброжелательность. Для него любой человек был хорош, очень хорош, — до тех пор, пока тому не удавалось доказать обратное.
О чем были наши разговоры... А о чем его песни? Обо всем буквально. Он в этих случаях, как говорят шахматисты, охотно играл черными. Любой разговор на любую тему поддерживал, подхватывал, развивал. Он обладал совершенно великолепным даром — красиво заводиться. Если его что-то увлекало, — а увлекало его очень многое, — то разговор шел на колоссальном нерве. Не на крике, а на нерве.
Во время выступлений мне часто задают вопрос: как я попал в его песню, и правда ли, что сыграл с ним «десять партий — в преферанс, в очко и на бильярде» В песню я, вероятно, попал из-за рифмы, потому что «мы сыграли с Флором...», наверное, не звучало. Во все упомянутые в ней игры мы с Высоцким не играли. Но мало кто знает, что мы с ним сыграли две партии в шахматы.
Я хорошо помню, что во второй я все время норовил предложить ничью...
Песню, по-моему, я услышал вскоре после ее написания. Фишер со Спасским еще не сели тогда за шахматный столик. Реакция — колоссально!
Потом наши встречи стали значительно реже. И Володя был больше занят, и я не часто приезжал в Москву. Несколько раз звонил ему. Бывал на спектаклях.
Когда я слушал его новые песни, — а записи распространялись с огромной скоростью, — в них всегда находил теплоту и совершенно невероятную доверительность, которая так проявлялась в наших отношениях весной 1963 года.
Все уже знают, что Гарри Каспаров перед каждой из партий с Анатолием Карповым слушал «Коней». Причем было это и при счете 0:4. А шахматисты — народ суеверный. Должен сказать, — а я это хорошо знаю, — что, когда Карпов готовился к двум матчам с Корчным, самой популярной видеолентой на сборах, которые проводил Анатолий, была видеолента с записями Высоцкого.
Записал А. Горбунов
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.013 с.) |