Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алексей Толстой хронологическая таблица
Алексей Толстой Граф Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого представлены в статье, — поэт, прозаик и драматург, троюродный брат Л.Н. Толстого и по матери внук графа А.К. Разумовского. После развода родителей воспитывался дядей, писателем Антонием Погорельским (А.А. Перовским), получил домашнее образование, служил по гражданской и военной части, был флигель-адъютантом Александра II, придворным церемониймейстером и егермейстером; выйдя в отставку, жил в своих имениях, увлекаясь охотой. Он обладал огромной физической силой, но рано заболел астмой и умер от последствий неправильного лечения. Ранние образцы толстовской прозы — написанные по-французски повести «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (при жизни автора не публиковались). Первое опубликованное произведение — «Упырь» (1841, псевдоним автора Краснорогский намекал на название родового имения Толстого Красный Рог Черниговской губернии). Несомненно влияние на эти тексты мистической фантастики дяди писателя А. А. Перовского (Антония Погорельского). В то же время эта «мистическая» черта окажется органичной для стиля самого Толстого (она проявится впоследствии, например, в романе «Князь Серебряный» в линии мельника-колдуна). В 1840-е годы А.К. Толстой под влиянием приемов натуральной школы пробовал свои силы и в жанре физиологического очерка (интересно, что его «охотничьи» очерки предварили публикацию первых произведений И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»). Лирика Толстого-поэта удивительно ярка, «многоцветна». Лучшие ее образцы свидетельствуют, что автор обладал мощным, хотя и художественно неровным талантом. Алексей Константинович Толстой, как правило, отличный поэт родной природы, родство и слиянность с которой для его лирического героя глубоко органичны, с жизнью которой он постоянно соотносит свою человеческую жизнь. Многое из любовной лирики Толстого принадлежит к числу вершинных достижений русской поэзии. В поэзии любви его лирический герой предстает как благородный рыцарь, берущий на себя житейские тяготы, богатырски несокрушимый защитник любимой женщины («Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!»). Этот сильный и жизнерадостный человек наполнил русскую поэзию светлыми оптимистическими интонациями.
Временами портит лирические стихотворения Толстого Алексея Константиновича, особенно ранние, излишнее самоупоение, а также некоторая риторичность и наигранность — например, образ похваляющегося «силушкой» «удалого доброго молодца» иногда обретает характер позы. Не чуждо Толстому и пристрастие к романтическим «красивостям». Единственный прижизненный сборник стихов А.К. Толстого «Стихотворения» (1857) вышел в период, весьма благотворный для русской поэзии, — вышел на фоне таких блестящих изданий, как первая книга Ф.И. Тютчева, третья книга А.А. Фета, вторая книга Н.А. Некрасова и др. К этому времени автор был уже известен как поэт по публикациям в «Русском вестнике» и «Современнике». Кроме того, в литературных кругах было небезызвестно участие Толстого в создании авторского образа Козьмы Пруткова (вместе с братьями Жемчужниковыми). «Козьма Прутков» печатал свои сатирико-юмористические произведения с начала 1850-х годов, кроме того, в 1851 г. была поставлена его комедия-пародия «Фантазия» С 1857 г. Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого стремительно развивались, на несколько лет стал постоянным автором славянофильского журнала «Русская беседа» и другом его неофициального редактора И.С. Аксакова. У них было немало точек соприкосновения. Мечты самого Толстого о единении славянских народов воплотились, например, в знаменитом стихотворении «Колокольчики», первые три строфы которого были положены на музыку композитором П.П. Булаховым и стали песней, впоследствии фольклоризовавшейся, приобретшей характер «народной». От славянофилов Толстого отделяла его влюбленность в западноевропейскую культуру, уживавшаяся в нем с горячим национальным патриотизмом. Дело в том, что Алексей Константинович Толстой считал русскую культуру естественной частью культуры Европы. Русскую историю он воспринял в юности через призму трудов Н.М. Карамзина и его сторонников, и не раз повторял на разные лады, что наше природное единство с Западом нарушено и искажено последствиями монголо-татарского нашествия. Как бы продолжая тему «татарщины», по ошибке принимаемой многими за нечто национально русское, в одном из писем Толстой говорит, что «глубоко симпатичные» ему поэты Константин Аксаков и Алексей Хомяков, желая продемонстрировать свое славянофильство, «гуляли на Москве в кучерских кафтанах с косым (татарским) воротом». Духовное одиночество, почти неизбежное следствие такой особой позиции, не страшило привыкшего ощущать себя несокрушимым силачом А.К. Толстого.
В одном стихотворении Толстой прямо заявляет о своем намерении идти «против течения», чтобы таким образом возбудить «течение встречное» и стать «волн победителем» («Против течения», 1867). Не ощущая себя своим в кругу славянофилов, Толстой одновременно с презрением относился к представителям космополитического "нигилисма", но также и к преследовавшей тех и других российской по лицейской бюрократии. Об этом напоминают иронические стихи и поэмы Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868), «Поток-богатырь» (1871), «Сон Попова» (1873) и др. Необыкновенное остроумие сочетается у А.К. Толстого с силой и самостоятельностью мысли. Это объективно возвышало его над нередко обретавшей характер простого грубого зубоскальства сатирой и юмористикой В. Курочкина, Д. Минаева и других авторов из демократических кругов. Кроме того, Толстой-поэт обладал слогом, ярко выраженным индивидуальным стилем крупного художника. Кроме стихотворений об этом свидетельствуют поэмы Толстого («Грешница», «Алхимик», «Иоанн Дамаскин» и др.). Несомненна заметная роль А.К. Толстого в реформировании русской рифмы — несмотря на упреки некоторых современников в свой адрес, он принципиально и сознательно употреблял ставшие через несколько десятков лет широко распространенными «приблизительные рифмы». Парафразисы и реминисценции весьма характерны для творчества А.К. Толстого. В этом он похож на Г.Р. Державина. А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и других крупнейших поэтов. Например, одно из его стихотворений творчески преломляет интонации пушкинского «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»: На нивы желтые нисходит тишина… Ритмика четных строк в толстовском стихотворении отличается от ритмики пушкинских строк, лирический «повод» к его написанию иной, чем у предшественника, и мысль проводится другая. Иначе говоря, реминисценции из Пушкина преломлены оригинально-творчески. Толстому хочется спроецировать переживания своего лирического героя на пушкинский текст, обозначить духовную взаимосвязь с ним. Подобные приемы впоследствии, в серебряный век стали широко распространенными в поэзии (В. Брюсов, А. Блок, Н. Гумилев, Г. Иванов и др.), но при жизни А.К. Толстого они не всегда встречали понимание читателей, вызывая иногда упреки в подражательности. Между тем, на основе парафрастических приемов Толстой вслед за Пушкиным создал, например, свой глубоко оригинальный вариант знаменитого «бродячего» сюжета — драматическую поэму «Дон Жуан» (опубликована в 1862). Толстовская вариация сюжета о Дон Жуане включает ряд совершенно новых моментов. Так, его Дон Жуан — призванный к «благостным делам» «избранник Творца», и сатана в «Прологе» именно поэтому клянется сделать его «похожим на себя». Однако став грешником и погубив в конце концов донну Анну (она кончает с собой), Дон Жуан не проваливается в ад со статуей убитого им командора: статуя сообщает, что ему дарована возможность покаяния, и «исчезает», а Дон Жуан в «Эпилоге» через много лет умирает монахом, праведником, которого оплакивает братия его монастыря и все люди в округе (в советских изданиях «Эпилог», к сожалению, обычно отсутствует).
Отличная творческая стилизация старинного итальянского текста в поэме «Дракон», помогающая автору передать дух эпохи, также наглядно демонстрирует плодотворность парафрастических приемов Толстого. Некоторые из его писем включают замечательно остроумные и неотразимо бьющие в цель литературные пародии (на Шекспира — в письме И.С. Аксакову от 31 декабря 1858 г., на приемы современных французских и русских романистов, на статьи критиков-демократов — в письмах С.А. Толстой от 29 июня 1864 г. и Б. М. Маркевичу от 14 мая 1871 г. и др.) Занятия русской историей преломились не только в балладах А.К. Толстого, но также в его прозе и драматургии. Итогом их стали знаменитый исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный» (опубл. 1862), стихотворная драматургическая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870), а также неоконченная драма «Посадник» (1870 — 1871), повествующая о событиях из истории древнего Новгорода. Образ Ивана Грозного, проходящий через всю трилогию образ Бориса Годунова, образ Лжедимитрия (которого Толстой Алексей Константинович не считал Григорием Отрепьевым, полагая, что это была какая-то иная, не установленная историками личность), образ сына Грозного царя Федора принадлежат к числу сильнейших творений русской драматургии. В отличие от романа «Князь Серебряный», в котором Толстой дал художественно-стилевое преломление своим романтическим наклонностям, его пьесы неожиданно реалистичны, отличаются проникновенным психологизмом и глубоким пониманием логики действий исторических деятелей, самого хода истории. Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого были представлены в статье, был писателем большого природного таланта, шедшим в литературе своей особой дорогой, чрезвычайно самостоятельным и стилистически своеобразным. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, — как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве.
1817, 24 августа (5 сентября) – родился Алексей Толстой в Петербурге в семье графа Константина Толстого и воспитанницы графа А. К. Разумовского. Свое детство провел в дяди в Черниговской губернии 1825 – совершается переезд в Петербург, где маленький Алексей был представлен наследнику престола. Впоследствии знакомства он стал одним из тех детей, который приходили к цесаревичу по воскресеньям для того чтобы поиграть с ним. С этого момента завязывается дружба между Алексеем и будущим императором 1826 – Толстой вместе с матерью и дядей отправляется в Германию где он познакомился с Гете, который был в уважительном возрасте на тот момент Середина 30-х – получив отличное домашнее образование Алексей Толстой входит в число так называемых «архивных юношей», это сообщество состояло при Московском главном архиве министерства иностранных дел 1836 – будучи «студентом архива» Толстой успешно сдает в Московском университете экзамен «по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета», и зачисляется к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. В этот же год умирает его дядя Перовский, оставив Толстому все свое крупное состояние 1843 — Толстой несет службу во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имеет придворное звание камер-юнкер. Алексей продолжает часто выезжать за границу и вести веселую, светскую жизнь 1841 – Алексей Константинович впервые публикуется с фантастической повестью «Упырь». Под ней он оставил подпись Краснорогский в качестве псевдонима 1851 – Толстой посещает маскарад где знакомиться с С.А.Миллер, своей будущей супругой 1854 – Алексей Константинович Толстой начинает печататься в «Современнике». В первую очередь он помещает там стихи и литературные пародии под псевдонимом Козьмы Пруткова Конец 50-х — он начинает сотрудничество в славянофильской «Русской беседе», позднее в «Русском вестнике», а затем «Вестнике Европы» 1855 – во времена Крымской войны Алексей Толстой безуспешно пытался организовать самостоятельно особое добровольное ополчение. После настигшей его неудачи он поступает в число охотников «стрелкового полка Императорской фамилии». Прямого участия в военных действиях он не принимал, но едва не умер от жестокого тифа, который унес около Одессы значительную часть его стрелкового полка 1856 – короновавшись, Александр II назначает Толстого флигель-адъютантом. Уже не имея никакого желание дальше посвящать свою жизнь военной службе, Толстого назначают егермейстером
1861 – из-за возникших проблем со здоровьем Алексей Константинович Толстой отдаляется от двора. Большую часть времени он проводит за границей, летом лечится на курортах, а зимой пребывает в Италии и Южной Франции. Также посещает свои русские имения – Пустыньку (под Петербургом) и Красную Рогу (ныне Брянская обл.). С момента заболевания Алексей Константинович больше времени уделяет литературе 1861 – публикует драматическую поэму «Дон Жуан» 1863 – вышел в свет исторический роман «Князь Серебряный». Женится на С. А. Миллер 1866 — историческая трилогия – трагедия «Смерть Иоанна Грозного» 1868 — «Царь Федор Иоаннович», стихотворная сатира «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» 1867 – выходит в свет первое собрание стихотворений Толстого. На французском языке он пишет прозу «Семья вурдалака» и стихотворенья на немецком языке 1870 — «Царь Борис» и баллада «Роман Галицкий» 1871 – написал балладу «Илья Муромец» 1873 – написал стихотворную сатиру «Сон Попова» 1874 – написал поэму «Портрет» 1875 – пишет поэму «Дракон» и лирические стихи 1875, 28 сентября (10 октября) — Алексей Константинович Толстой скончался в своем имении Красный Рог. Темы лирики 1. Тема любви
Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины. Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа. С 1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей. Вместе с тем любопытно, что это чувство уже испытало влияние общественного настроения, сформированного во многом демократизацией духовной жизни русского общества. Вот почему и героиня любовной лирики А. К. Толстого, несмотря на то, что была она женщиной вполне независимой, обладавшей достаточно сильным характером и волей, предстает в стихах человеком, много претерпевшим, нуждающимся в сочувствии и поддержке. Это отразилось не только в стихах, но и в письмах поэта. Стихотворение «Средь шумного бала», благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках. литература толстой писатель Произведение представляет собой стихотворную новеллу, в которой «с почти летописной точностью» воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала. Автор не видит её лица, но успевает заметить «печальные очи» под маской, услышать голос, в котором парадоксальным образом соединены «и звук нежной свирели, и рокот морского вала». Портрет дамы выглядит столь же неопределённым, как и чувства, которые внезапно овладевают лирическим героем: с одной стороны, его волнует её загадочность, с другой — он встревожен и растерян перед напором одолевающих его «неясных грёз»
2. Тема природы
А.К. Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа. В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма. В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги») Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. 3. Сатира и юмор Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова. От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует. Афоризмы Пруткова пошли в народ. Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К. Толстого были: пародии, послания, эпиграммы. Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством. Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. Алексей Константинович дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами: Земля наша богата Порядка ж снова нет. 4. Тема истории России Основными жанрами в исторической лирике А.К.Толстого являлись баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории. Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь). Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси. Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси. Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения. Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого. XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому и современные российские порядки подвергались критике со стороны поэта. Толстой включал в свои произведения образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I) Любимым жанром поэта была баллада Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина. Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.149 (0.013 с.) |