Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюллетень Счетной палаты №7 (272) 2020 г. «Обеспечение жильем инвалидов»                 

Поиск

https://ach.gov.ru/upload/iblock/3cf/3cf06e72efb35c7ab6c0e621e6f83b74.pdf#page=101             

 

Председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Государственной Думы ФС РФ Михаил Терентьев комментирует отчет Счетной палаты РФ (стр. 93-96 отчета).

 

Судя по тому, какое количество обращений от инвалидов и родителей детей- инвалидов поступает в Государственную Думу Российской Федерации и Всероссийское общество инвалидов, жилищная проблема является одной из главных. Большая часть писем приходит от инвалидов, имеющих проблемы с мобильностью, в первую очередь от инвалидов в креслах-колясках. Проживание в неприспособленных для их нужд квартирах и, особенно, в домах без лифта лишает их возможности нормальной жизнедеятельности: они не могут свободно передвигаться по квартире, пользоваться ванной и туалетом, самостоятельно выезжать из дома. В этой связи усилия, предпринимаемые в рамках Государственной программы «Доступная среда», не достигают желаемой цели, так как многие инвалиды и родители с детьми-инвалидами не могут свободно выходить на улицу и пользоваться создаваемой «безбарьерной» средой.

 

Содержащиеся в отчете выводы и предложения в части реализации положений

статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по вопросу обеспечения жилым помещением инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, объективны и обоснованны. По данным Минстроя России, на начало 2018 года число нуждающихся в жилье инвалидов, попадающих в данную категорию, составляло 58,25 тыс. человек, а общая потребность в финансовых средствах для обеспечения всех нуждающихся достигла 50 млрд рублей. В 2018 году в федеральном бюджете на реализацию данной нормы было выделено 1,2 млрд рублей, а в 2019 году финансирование было увеличено до 2 млрд рублей, и такая же сумма запланирована в бюджете до 2022 года. Если не будут увеличены ежегодно выделяемые федеральные средства, то для ликвидации очередности вставших на учет до 1 января 2005 года потребуется более 20 лет.

 

Поэтому наиболее важными предложениями Счетной Палаты Российской Федерации являются:

 

•  рассмотреть возможность увеличения объема средств на предоставление субвенций из федерального бюджета, исходя из необходимой потребности в улучшении жилищных условий инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, для обеспечения жильем всех нуждающихся к 2025 году;

•  разработать детальный план действий («Дорожную карту») по ликвидации

задолженности в сфере улучшения жилищных условий инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, включающий график ликвидации задолженности в каждом регионе.

 

По данному вопросу важны и другие инициативы, однако вряд ли можно согласиться с предложением «о передаче определенного процента жилых помещений на первых этажах новых зданий, полностью доступных для инвалидов». Вопрос передачи инвалидам с ограниченной мобильностью жилых помещений на первых этажах актуален для старых домов без лифтов и может быть решен, например, с помощью механизма обмена, который не упоминается в Жилищном кодексе Российской Федерации. Что же касается нового строительства, то в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» все «жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения». Судя по обращениям инвалидов, строители иногда «забывают» установить предусмотренные при проектировании пандусы или подъемники, но это не дает оснований ограничивать права инвалидов и расселять их в новых жилых зданиях только на первых этажах.

 

На мой взгляд, в отчете недостаточно подробно проанализирована ситуация

с решением вопроса жилищного обеспечения инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме». Принятие данного Постановления должно было стать началом системной работы по улучшению положения с доступностью жилья для маломобильных инвалидов. В соответствии с указанными Правилами в 2017–2018 годах в 65 регионах создано более 3 500 комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и проведено более 34 тыс. обследований. Однако количество жилых помещений для инвалидов, по которым принято решение о включении в план мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, составляет только 19 % от проведенных обследований. При этом обращения инвалидов свидетельствуют о значительных проблемах с выполнением запланированных мероприятий.

 

В первую очередь такая ситуация объясняется отсутствием средств на эти цели

в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но даже при наличии финансирования муниципалитеты, как правило, плохо представляют, каким образом можно выполнить сформированные планы мероприятий. Нет четких конкретных рекомендаций, как нужно проводить перепланировку жилых помещений, нет типовых рекомендаций по постройке пандусов и других средств для улучшения доступности. В результате в каждом случае приходится разрабатывать индивидуальный проект. При этом большинство граждан с ограниченными возможностями проживает в типовых жилых домах. В частности, больше всего писем приходит от инвалидов-колясочников, проживающих в хрущевских пятиэтажках. Почему нельзя разработать типовые решения по перепланировке квартир в этих домах с учетом потребностей инвалидов, по постройке пандусов в подъездах? Наличие таких рекомендаций, технических и проектных решений может существенно ускорить формирование «доступной жилой среды» для многих инвалидов. Поможет и создание специализированных строительных организаций, оснащенных специальным оборудованием, способных вести эту работу «на потоке».

 

Еще более сложные вопросы возникают после того, как комиссии принимают решение о признании жилого помещения непригодным для проживания конкретного инвалида. К сожалению, действующее законодательство не содержит схем по разрешению таких ситуаций.

 

Правительством Российской Федерации было дано поручение (№ ДМ-П12-8409 от 27 ноября 2018 года) Минстрою России и Минтруду России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать выполнение положений законодательных норм о приспособлении жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом их потребностей, а также соблюдения их прав на получение приспособленных жилых помещений в случаях, когда занимаемые ими жилые помещения признаются в установленном порядке непригодными для приспособления и проживания.

 

Проведенный анализ показал, что получению приспособленного жилья взамен

непригодного для проживания препятствуют следующие факторы:

 

•  инвалиды, как правило, имеют доходы больше величины прожиточного минимума, в связи с чем получение жилья по договору социального найма невозможно;

 

•  инвалидов в большинстве случаев нельзя отнести к лицам, имеющим (на одного члена семьи) площадь жилого помещения меньше учетной нормы;

 

•  предусмотренные статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилищные фонды не могут быть использованы для размещения инвалидов (при их согласии) в порядке переселения из неприспосабливаемого помещения.

 

Вопрос жилищного обеспечения инвалидов, вставших на учет после 1 января

2005 года, нуждается в дальнейшей проработке и может быть включен в план работы Счетной Палаты Российской Федерации.

 

Также требует решения проблема обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР). Несмотря на принятые в последние годы изменения в порядке обеспечения ТСР, количество жалоб от инвалидов не уменьшается. Постоянно нарушаются установленные сроки предоставления ТСР из-за задержек в проведении конкурсных процедур, многие инвалиды не удовлетворены качеством полученных изделий, сохраняется излишняя забюрократизированность при получении ТСР.

 

Минтрудом России подготовлены предложения о внесении определенных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях устранения противоречий в правовом регулировании механизма соблюдения прав инвалидов на приспособленные жилые помещения. Рассмотрев эти предложения, необходимо выбрать оптимальную модель решения вопроса обеспечения инвалидов приспособленным жильем взамен непригодного для проживания.

 

Полный отчет Счетной платы смотрите по ссылке выше.

 

Вернуться к оглавлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.14 (0.007 с.)