Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из правил преп. Феодора СтудитаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Как быть без Причастия? Что если христианин не имеет возможности участвовать в таинстве Евхаристии, по причине ли гонений, уз или иных обстоятельств? - Пусть не смущается он, ибо мы имеем много свидетельств, как подвижников и исповедников, по вере их, причащали Ангелы. "Во времена гонений, - говорит св. Афанасий Александрийский, - при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него" (Творения. Ч. 4, с. 129). Ибо даже если кто на смертном одре возжелает причаститься Св. Даров, но по не зависящим от него причинам не сподобиться приобщения, тому одно это желание послужит в награду и оправдание. Но кто не устоит в истине, тот унаследует погибель вечную, хотя бы таковой и причащался. Лишенный возможности, видимо, принимать св. Евхаристию, не терпит ущерба, если пребывает во Христе, ибо таковой невидимо причащается в храме сердца своего. "И сами яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисусом Христом'' (1 Пет. 2, 5). «Дивно сие, братия мои, - говорит преп. Ефрем Сирин, - весьма досточудно, возлюбленные мои, непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце - обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства - жилище Его. Если распрострется вся тварь, не заключит Его в пределы свои, но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором пребывает и обитает Бог. Душа - храм Его, а сердце - святый жертвенник, на котором приносится хвала, слово-словие и жертвы. Иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там» (Твор. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 308). А блаж. Иероним свидетельствует: "Так как тело Господа есть истинное брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в чтении писаний: ибо истинное брашно и питие, которое приемлется из слова Божия, есть знание писаний" (Твор. Блаж. Иеронима. Ч. 6, с. 37). «Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. - Пишет св. Никодим Святогорец - Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение... Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение её, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное. Оно имеет, таким образом, место между одним и .другим причащением Его в Тайнах Святых, Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным. Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие Ему путь и споспешествующие принятию его, хотя Он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда не терпимы бывают мысли и чувства греховные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что может воспрепятствовать Господу присущему дать душе Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить алчбу Его и жажду неудовлетворенною. Между актами самоотвержения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обнажение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче сподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усердное и чистое исполнение имеет плодом своим вселение Господа в сердце, с Отцем и Святым Духом (см.: Ин. 14,23). Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дается присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию и по мере сих расположений: но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться». Поэтому не стоит верным сильно унывать, если они не могут причаститься плоти и крови Господних. Нужно обратить внимание и на то, что у нас проблема не в том, что негде причаститься, а в том, чтобы избежать причастия еретиков. А это значит то, что не нужно без конца бегать в поисках истинных священнослужителей, памятуя слова Господа: «Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры... Аще убо рекут вам: се, в пустыни есть, не изыдите: се, в сокровищах, не имите веры» (Мф. 24: 23,26). А о том, что к Св. Причастию не всегда побуждает Бог свидетельствует следующая история, заимствованная из «Отечника» свт. Игнатия. «Один монах безмолствовал в пещере шесть лет. И вот однажды приходит к нему диавол в виде старца и говорит: «ты сосед мой! Моя келья недалеко отсюда; одиннадцать лет я не выходил из нее, - вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству... Знай, что отшельничество наше не приносит нам никакой пользы; так как мы не причащаемся святых Тела и Крови Христовых, и я боюсь, чтоб нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера: сходим туда причаститься Телу и Крови Христовых, и возвратимся в наши кельи. Совет Диавола понравился брату, и воскресный день они пришли в вышеупомянутый монастырь. В церкви диавол стал не видим, и монах понял, что это был демон, однако остался там и причастился Св. Христовых Тайн. После этого диавол вновь явился монаху в образе мирского человека и сказал ему, что у него умер отец, оставив богатое имение ему в наследство. И обольщенный диаволом брат возвратился в мир, остался в доме отца и по прошествии некоторого времени впал в любодеяние. Несчастный! Он не обратился к покаянию, но остался в мире». (По Ра§. 897 с. 24). Комментируя эту историю, святой Игнатий замечает: «Чтоб извлечь отшельника из кельи, диавол употребил самые благовидные предлоги... он губит, предлагая по видимому спасение, - ввергает в тяжкие грехи, предложив живописно обильное добро». И далее по поводу аналогичной истории: «... Все предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам... подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их! Бедствие объемлющее мир и непонимаемое миром». Сергей Нилус в своем письме Л.А. Орлову писал: «Веруем, что за веру нашу Господь пошлет к нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму... Пока есть и храм Божий не от «Церкви лукавнуюших», ходи, когда можно, в церковь, а нет - молись дома; если же и домашние - враги человеку, то молись в клети сердца: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! и: Пресвятая Богородице, спаси мя! Так веруем. Так исповедуем». О молитве Для всех верных наиболее важным оружием является молитва, ибо она всегда и любому доступна. «Конечно, - говорит прп. Серафим, - всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику. Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания; когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!»...- и воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Духа Его Святого! Тогда мы можем благо-дерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе, Грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делом его». «Святые Апостолы, - учит святой Игнатий, - получившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее верующим, сами занимались непрестанною молитвою. До принятия Святого Духа. они пребывали в одном доме, занимаясь молитвою и молением (Деян. 1:14). Под именем молитвы здесь разумеются те молитвословия, которые они совершали вместе, а под именем моления постоянное молитвенное направление их духа, непрестанная молитва. Когда низошел на Апостолов Святый Дух, то, соделав их храмами Божиими, соделал вместе храмами непрестанной молитвы, как говорит Писание: Дом Мой, дом молитвы наречется (Ис. 56:7)... Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Слова Божия: от проповеди Слова они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвою с Богом; то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух. Чему мы научаемся их примера святых Апостолов? Тому, что вслед за послушанием, послушанием деятельным Слову Божию, должно сосредоточить всю деятельность свою в непрестанную молитву: потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к принятию Святого Духа». Как же наиболее правильно молиться? «Моление с заключением ума в слова молитвы, -- говорит святой Игнатий, - есть самое полезное и безопасное. Я стараюсь приобучаться этому способу, как необходимому для внимания. Внимание - душа молитвы. Если оставить всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния на Бога и вручив временную и вечную участь воле Божией, и заботиться при молитве единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг получит правильность. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося; при отсутствии внимания она чужда молящемуся. При внимании она приносит обильный плод; без внимания она приносит тернии и волчцы. Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью Духа; терние и волчцы - это мертвость души, фарисейское самомнение, прозябающее из сердечного ожесточения, довольствующееся и превозносящееся количеством молитвословий». Из всех молитв наиболее важной и наиболее удобной является молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Эту «Краткую молитву - пишет святой Игнатий, - подвижник может иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, особенно телесном. Даже присутствуя при церковном Богослужении - полезно заниматься ею, не только при не довольно внятном чтении молитв чтецами, но и при чтении отчетливом. Она способствует внимать чтению, особливо, когда вкоренится в душе, сделается как бы естественною человеку. Поучение вообше, в особенности Иисусова молитва, служат превосходным оружием противу греховных помыслов. Следующее изречение святого Иоанна Лествичника повторено многими святыми писателями: «Иисусовым именем поражай ратников сопротивного: ибо ни на небеси, ни на земли не найдешь оружия более крепкого». От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя; если сделает что благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умолял Бога. Непрестанная молитва руководствует к стяжанию веры, потому что непрестанно молящийся начинает постепенно ощушать присутствие Бога. Это ощущение мало-помалу может возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога, промысел Его, нежели сколько видит чувственное око вещественные предметы мира; сердце ощутит присутствие Бога. Узревший таким образом Бога и ощутивший Его присутствие, не может не уверовать в Него живою верою, являемою делами. Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составления замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, составляющих его поучение. Непрестанно моляшийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу, и вкореняться в ней. Наконец он может придти в состояние младенчества, заповеданное Евангелием, соделаться буем ради Христа, т.е., утратить лжеименный разум мира, и получить от Бога разум духовный. Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь. Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Господе, познает Господа как Господа, стяжавает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет храм свой дарованиями Духа». Св. Антоний Великий: «Не предавай забвению имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос». Св. Серафим Саровский: «истинно решившиеся служить Господу Богу, должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих», Свт. Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения правила сей молитвы, или презреть его... Христианин употребляет ли пишу или питие, сидит ли, или служит, путешествует ли, или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, - Сыне Божий, помилуй мя! Чтоб имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживотворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два - едино». Присовокупим к сему и следующие слова святого Григория Синаита; «Благодать есть в нас со времени Святого Крещения: но по нашему невниманию, осуечению и неисправности в жизни она подавляется или, как мнас, в землю зарывается. Когда кто полагает жить исправно, возревновав о спасении, то весь труд его вследствие того плодом имеет восстановление в силе сего благодатного дара. Совершается сие двояким способом: во-первых, дар сей открывается многотрудным исполнением заповедей, и поколику кто преуспевает в исполнении заповедей, потолику дар сей проявляет свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Господа Иисуса. И первое средство могущественное, но второе могущественнее, так что и первое чрез него получает свою силу. Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим поскорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь в сердце это одно дело молитвы, безвидно, невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви к Господу».
Правило преп. Серафима Преподобному Серафиму Саровскому Пресвятая Богородица для дивеевских сестер и других его чад передала следующее молитвенное правило: "Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся" также трижды и, наконец. Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго(ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго(ую)". и это пусть продолжает до самого сна. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением". "Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные, три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры". Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть и Царство, и Сила, и Слава, во веки веков. Аминь. ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, Рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по писанием. И взошедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящего, иже от Отца исходяшаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Известие учительное (из царского служебника) Аще же которыя люди граммате не меют, мужеска и женска пола, и церковнаго пения за каковыми случаи, ради дальности, кто вь селехъ и деревнехъ, или и во градехъ за неудобствомъ хождения слушати не возмогаютъ, и правила сами не ведают, желание же имеютъ благоугождати Богу, и начищати мысли сердца своего молитвою и постомъ, и чемъ бы возмогла кая христианская душа радость и сладость, ради молитвеннаго чина и правильнаго себе предела получити, сице творити, хоть помалу, должни: За вечернее убо пение, молитвъ Иисусовыхъ: (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго) 100 раз и 25 поклоновъ. За повечерие, молитв 50 (Иисусовыхъ), поклоновъ 12. За канонъ Богородице с акафистомъ, молитв 200 (Богородице Владычице Дево, спаси мя.), и поклоновъ 29. За канонъ молебный Богородице, молитв 70 (Богородице), и поклоновъ 12. За канонъ Ангелу хранителю, молитв 50 (Ангеле хранителю мой святый, оть всякаго зла сохрани мя), и поклоновъ 7. За канонъ седмичный, молитв 30 (Святый апостоле, или мучиниче, или преподобне отче, моли Бога о мне) и поклоновъ 5. За полуношницу, молитв сто (Иисусовыхъ), и поклоновъ 25. За утреню, молитв 300 (Иисусовыхъ), и поклоновъ 50. За каждый часы молитв 50 (Иисусовыхъ), и поклоновъ 7. , За изобразительныя (обедницу), молитв сто (Иисусовыхъ), поклоновъ 10. И тако по благодати Божьей кто управився, и въ большее подвигнется молитвословие, по завещанию Апстолову: непрестанно молитеся, о всемъ на всяко время блгодарите Господа. И никтоже безъ молитв, и во время церковнаго пения да пребывает, где-либо въ приключении на месте быти случится кому въ дому, или на пути: но по силе своей да совершает, и не унываетъ нерадениемъ, и вовсе суетными попеченьми да не отягощается. Всеконечно убо подобаетъ и нужно умети всякаго возраста и пола человеку молитву: Отче нашъ: Богородице Дево, радуйся: и Верую во Единаго Бога Отца: и читати по нескольку разъ на всякъ день. Вопрос: Если пресвитер поминает епископа еретика, то можно ли приобщаться с ним? Ответ: Если же он поминает епископа еретика, то. хотя бы он ублажал, хотя бы мыслил православно, нужно воздерживаться от общественного приобщения (вместе с ним) и от общей трапезы. Вопрос: О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересию, и занимаемых ими: можно ли в них входить для молитвы и псалмопения? Ответ: Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей, ибо написано: «се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23, 38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест, по словам великого Василия, и такой храм стал обыкновенным домом, «И не вниду», говорит псалмопевец, «в церковь лукавнуюших» (Пс. 25, 5), И апостол говорит: «кое сложение церкви Божией со идолы» (2 Кор. 6, 16). Вопрос: О церквах, оскверненных теми же свяшениками, но не занимаемых ими: можно ли петь и молиться в них? Ответ: «Можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, в этом случае постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы. Если это будет сделано, то и совершать литургию там не запрещается.» (письмо 214. К Мефодию монаху). Вопрос: Можно ли входить в их часовню для молитвы, и можно ли совершать в ней святое приношение с собственною трапезою? Ответ: Нельзя ни того, ни другого. Вопрос: Как принимать неизвестного священ ника? Ответ: «Непременно нужно изследовать, когда господствует ересь и, приняв исповедание, доволь- ствоваться им, если только оно не будет явно ложным. Ибо могу сказать тебе, что мы научились от отцов не изследовать в такое время, когда не свирепствует ересь, и относительно лиц, не осужденных явно. Ныне же редко можно найти такого пресвитера, который бы не имел общения с еретиками.» (Письмо 49. К Навкратию сыну). Вопрос: Является ли служителем рукоположенный еретиком? Ответ: «Отлучены от свяшеннослужения те, кто ныне рукоположен епископом, оказавшимся еретиком, хотя и говорящим, что собор был дурной и мы погибли. Ибо почему он, признавая это, не убегнет погибели, уклоняясь от ереси, чтобы быть епископом Божиим?... А так как он находится в ереси, поминая еретика, то, хотя бы он и говорил, что содержит здравый образ мыслей, невозможно чтобы рукополагаемые им были истинными служителями Божиими.» (письмо 40. К Навкратию сыну). «Разве вы не знаете, что говорит тот же отец (Василий Великий): "Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники." (Письмо Василия Великого 232). Таковы ныне те, которые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на епископские престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестии.» (письмо 11. К Мавкратию сыну). Вопрос: О монахе, примявшем священный образ по неведению от пресвитера рукоположенного низложенным епископом? Ответ: «В другом месте сказано, что всякий грех, совершенный по неведению, очистится.» (Лев. гл. 4). «Поэтому не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с такими и ни от чего другого подобного, способствующего согласию и дружбе.» (письмо 216. К Мефодию монаху). Вопрос: Можно ли вкушать остатки от снедей еретиков по нужде, или без нужды, потому что на них сделан был знак креста, т. е. крестного знамения? Ответ: «Если от священника, то нельзя, а если нет, то можно вкушать по нужде.» (Имеется в виду священник-еретик и мирянин-еретик), (письмо 49. К отцам гонимым). Вопрос: Может ли вновь служить павший в ересь? Ответ: Разрешение отлучения от священнослуже- ния зависит от соборного доследования. Вопрос: И если возможно для священника какое-то послабление, в случае если он под запрещением, то при каких условиях и в чем оно выражается? Ответ: «Пресвитеру, обличенному в общении с еретиками, особенно если он и подписался, недозволительно священнодействовать до времени православного собора, на котором подобные дела будут рассмотрены и обсуждены, а разве в случае крайней нужды можно: крестить, выносить мертвого, преподавать одеяние монаху, освящать Богоявленскую воду, читать Евангелие на утрени и преподавать Святые Тайны, уже совершенные неповинным пресвитером; и это, как я сказал, в случае крайней нужды; ибо ему недозволительно делать и сказанное, если найдется священник, не имеющий общение с еретиками.» (письмо 204. К Ирине игумений).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.018 с.) |