Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из правил преп. Феодора Студита

Поиск

Как быть без Причастия?

Что если христианин не имеет возможности уча­ствовать в таинстве Евхаристии, по причине ли го­нений, уз или иных обстоятельств? - Пусть не сму­щается он, ибо мы имеем много свидетельств, как подвижников и исповедников, по вере их, причащали Ангелы. "Во времена гонений, - говорит св. Афана­сий Александрийский, - при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него" (Творения. Ч. 4, с. 129). Ибо даже если кто на смертном одре возжелает причаститься Св. Даров, но по не зависящим от него причинам не сподобиться приобщения, тому одно это желание послужит в на­граду и оправдание. Но кто не устоит в истине, тот унаследует погибель вечную, хотя бы таковой и при­чащался. Лишенный возможности, видимо, принимать св. Евхаристию, не терпит ущерба, если пребывает во Христе, ибо таковой невидимо причащается в храме сердца своего. "И сами яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисусом Христом'' (1 Пет. 2, 5). «Дивно сие, братия мои, - го­ворит преп. Ефрем Сирин, - весьма досточудно, воз­любленные мои, непостижимо для горних и неизре­ченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце - обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространст­ва - жилище Его. Если распрострется вся тварь, не заключит Его в пределы свои, но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает его. Малое место из­бирает в человеке для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором пребывает и обитает Бог. Душа - храм Его, а сердце - святый жертвенник, на котором приносится хвала, слово-словие и жертвы. Иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там» (Твор. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 308). А блаж. Иероним свидетельст­вует: "Так как тело Господа есть истинное брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в чтении писаний: ибо истинное брашно и пи­тие, которое приемлется из слова Божия, есть знание писаний" (Твор. Блаж. Иеронима. Ч. 6, с. 37).

«Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как мо­жет и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. - Пишет св. Никодим Святогорец - Внутренно же, в духе, причащения Ему можем спо­добляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пре­бывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение... Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив ос­кудение её, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что

как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное.

Оно имеет, таким образом, место между одним и .другим причащением Его в Тайнах Святых, Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным.

Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие Ему путь и споспеше­ствующие принятию его, хотя Он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвер­жения в

ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда не терпимы бывают мысли и чувства грехов­ные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что мо­жет воспрепятствовать Господу присущему дать ду­ше Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для бла­га души нужно несколько продлить алчбу Его и жа­жду неудовлетворенною. Между актами самоотвер­жения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обна­жение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче сподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усерд­ное и чистое исполнение имеет плодом своим вселе­ние Господа в сердце, с Отцем и Святым Духом (см.: Ин. 14,23).

Духовное Господа причащение не должно смеши­вать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровожда­лось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дается присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в при­несении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию и по мере сих расположений: но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться».

Поэтому не стоит верным сильно унывать, если они не могут причаститься плоти и крови Господ­них. Нужно обратить внимание и на то, что у нас проблема не в том, что негде причаститься, а в том, чтобы избежать причастия еретиков. А это значит то, что не нужно без конца бегать в поисках истин­ных священнослужителей, памятуя слова Господа: «Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры... Аще убо рекут вам: се, в пустыни есть, не изыдите: се, в сокровищах, не имите веры» (Мф. 24: 23,26).

А о том, что к Св. Причастию не всегда побужда­ет Бог свидетельствует следующая история, заимст­вованная из «Отечника» свт. Игнатия. «Один монах безмолствовал в пещере шесть лет. И вот однажды приходит к нему диавол в виде старца и говорит: «ты сосед мой! Моя келья недалеко отсюда; одиннадцать лет я не выходил из нее, - вышел только сегодня, уз­нав, что ты живешь по соседству... Знай, что от­шельничество наше не приносит нам никакой поль­зы; так как мы не причащаемся святых Тела и Крови Христовых, и я боюсь, чтоб нам не сделаться чуж­дыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсю­да есть монастырь, имеющий пресвитера: сходим ту­да причаститься Телу и Крови Христовых, и возвра­тимся в наши кельи. Совет Диавола понравился бра­ту, и воскресный день они пришли в вышеупомяну­тый монастырь. В церкви диавол стал не видим, и монах понял, что это был демон, однако остался там и причастился Св. Христовых Тайн. После этого диавол вновь явился монаху в образе мирского чело­века и сказал ему, что у него умер отец, оставив бо­гатое имение ему в наследство. И обольщенный диаволом брат возвратился в мир, остался в доме отца и по прошествии некоторого времени впал в любодея­ние. Несчастный! Он не обратился к покаянию, но остался в мире». (По Ра§. 897 с. 24).

Комментируя эту историю, святой Игнатий заме­чает: «Чтоб извлечь отшельника из кельи, диавол употребил самые благовидные предлоги... он губит, предлагая по видимому спасение, - ввергает в тяжкие грехи, предложив живописно обильное добро». И далее по

поводу аналогичной истории: «... Все предлагаемое демонами, должно отвергать, без вся­ких исключений. Произвольное повиновение демо­нам... подчиняет человека демонам, лишает челове­ка духовной свободы, соделывает его орудием их! Бедствие объемлющее мир и непонимаемое миром».

Сергей Нилус в своем письме Л.А. Орлову писал: «Веруем, что за веру нашу Господь пошлет к нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму... Пока есть и храм Божий не от «Церкви лукавнуюших», ходи, когда можно, в цер­ковь, а нет - молись дома; если же и домашние - враги человеку, то молись в клети сердца: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! и: Пресвятая Богородице, спаси мя! Так веруем. Так исповедуем».

О молитве

Для всех верных наиболее важным оружием яв­ляется молитва, ибо она всегда и любому доступна. «Конечно, - говорит прп. Серафим, - всякая добро­детель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в цер­ковь сходить, да либо церкви нет, либо служба ото­шла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, ли­бо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сде­лать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и сла­бому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику. Как велика сила молитвы даже и грешно­го человека, когда она от всей души возносится, су­дите по следующему примеру Священного Преда­ния; когда по просьбе отчаянной матери, лишившей­ся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради ма­тери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!»...- и воскресил его Гос­подь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удоб­нее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Духа Его Святого! Тогда мы можем благо-дерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе, Грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делом его».

«Святые Апостолы, - учит святой Игнатий, - по­лучившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее верующим, сами занимались непрестанною молитвою. До принятия Святого Духа. они пребывали в одном доме, занимаясь молитвою и молением (Деян. 1:14). Под именем молитвы здесь разумеются те молитвословия, которые они совер­шали вместе, а под именем моления постоянное мо­литвенное направление их духа, непрестанная мо­литва. Когда низошел на Апостолов Святый Дух, то, соделав их храмами Божиими, соделал вместе хра­мами непрестанной молитвы, как говорит Писание: Дом Мой, дом молитвы наречется (Ис. 56:7)... Апо­столы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Слова Божия: от проповеди Слова они возвращались к молитве. Они находились в непре­станной духовной беседе: то беседовали молитвою с

Богом; то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух. Чему мы научаемся их примера святых Апостолов? Тому, что вслед за послушанием, по­слушанием деятельным Слову Божию, должно со­средоточить всю деятельность свою в непрестанную молитву: потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к принятию Святого Духа».

Как же наиболее правильно молиться? «Моление с заключением ума в слова молитвы, -- говорит свя­той Игнатий, - есть самое полезное и безопасное. Я стараюсь приобучаться этому способу, как необхо­димому для внимания. Внимание - душа молитвы. Если оставить всякое стремление к мнимому преус­пеянию, возложив дело преуспеяния на Бога и вру­чив временную и вечную участь воле Божией, и за­ботиться при молитве единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкно­венно содействует умиление, то молитвенный подвиг получит правильность. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося; при отсутствии внимания она чужда молящемуся. При внимании она приносит обильный плод; без внимания она приносит тернии и волчцы. Плод мо­литвы состоит в просвещении ума и умилении серд­ца, в оживлении души жизнью Духа; терние и волч­цы - это мертвость души, фарисейское самомнение, прозябающее из сердечного ожесточения, довольст­вующееся и превозносящееся количеством молитвословий».

Из всех молитв наиболее важной и наиболее удобной является молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

Эту «Краткую молитву - пишет святой Игна­тий, - подвижник может иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, особенно телес­ном. Даже присутствуя при церковном Богослуже­нии - полезно заниматься ею, не только при не до­вольно внятном чтении молитв чтецами, но и при чтении отчетливом. Она способствует внимать чте­нию, особливо, когда вкоренится в душе, сделается как бы естественною человеку. Поучение вообше, в особенности Иисусова молитва, служат превосход­ным оружием противу греховных помыслов. Сле­дующее изречение святого Иоанна Лествичника по­вторено многими святыми писателями: «Иисусовым именем поражай ратников сопротивного: ибо ни на небеси, ни на земли не найдешь оружия более крепкого». От непрестанной молитвы подвижник прихо­дит в нищету духовную: приучаясь непрестанно про­сить Божией помощи, он постепенно теряет упова­ние на себя; если сделает что благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умолял Бога. Непрестанная молитва ру­ководствует к стяжанию веры, потому что непре­станно молящийся начинает постепенно ощушать присутствие Бога. Это ощущение мало-помалу мо­жет возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога, промысел Его, нежели сколько видит чувственное око вещественные предметы ми­ра; сердце ощутит присутствие Бога. Узревший та­ким образом Бога и ощутивший Его присутствие, не может не уверовать в Него живою верою, являемою делами. Непрестанная молитва уничтожает лукавст­во надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составле­ния замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, состав­ляющих его поучение. Непрестанно моляшийся по­степенно теряет навык к мечтательности, рассеянно­сти, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное по­учение будет углубляться в его душу, и вкореняться в ней. Наконец он может придти в состояние мла­денчества, заповеданное Евангелием, соделаться буем ради Христа, т.е., утратить

лжеименный разум мира, и получить от Бога разум духовный. Непре­станною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь. Непрестан­но молящийся пребывает непрестанно в Господе, по­знает Господа как Господа, стяжавает страх Госпо­день, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет храм свой дарованиями Духа».

Св. Антоний Великий: «Не предавай забвению имени Господа нашего Иисуса Христа, но непре­станно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе помо­ги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Ии­сус Христос».

Св. Серафим Саровский: «истинно решившиеся служить Господу Богу, должны упражняться в памя­ти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Хри­сту, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне

Божий, помилуй мя грешнаго. Благодатные дарова­ния получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих»,

Свт. Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения правила сей молитвы, или презреть его... Христиа­нин употребляет ли пишу или питие, сидит ли, или служит, путешествует ли, или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Хри­сте, - Сыне Божий, помилуй мя! Чтоб имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обла­дающего сердечными пажитями, спасло и оживотво­рило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь серд­це, и да будут сии два - едино».

Присовокупим к сему и следующие слова святого Григория Синаита; «Благодать есть в нас со времени Святого   Крещения: но по нашему невниманию, осуечению и неисправности в жизни она подавляется или, как мнас, в землю зарывается. Когда кто полага­ет жить исправно, возревновав о спасении, то весь труд его вследствие того плодом имеет восстановле­ние в силе сего благодатного дара. Совершается сие двояким способом: во-первых, дар сей открывается многотрудным исполнением заповедей, и поколику кто преуспевает в исполнении заповедей, потолику дар сей проявляет свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается не­престанным призыванием Господа Иисуса. И первое средство могущественное, но второе могуществен­нее, так что и первое чрез него получает свою силу. Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим поскорее навык­нуть сему последнему сердечному упражнению и иметь в сердце это одно дело молитвы, безвидно, невоображенно, пока оно согреет сердце наше и распа­лит его до неизреченной любви к Господу».

 

Правило преп. Серафима

Преподобному Серафиму Саровскому Пресвятая Богородица для дивеевских сестер и других его чад передала следующее молитвенное правило: "Вос­ставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся"

так­же трижды и, наконец. Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго(ую)", а, если окружа­ют его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, ис­полняя свое дело, пусть читает тихо: "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго(ую)". и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, огра­див себя крестным знамением". "Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные, три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные дог­маты христианской веры". Тем, кому по разным об­стоятельствам невозможно выполнять и этого мало­го правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господ­не, спасется".  

 

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы ос­тавляем должником нашим; и не введи нас во иску­шение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть и Царство, и Сила, и Слава, во веки веков. Аминь.

ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;

Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,

Рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес

и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по писанием.

И взошедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, животворящего, иже от Отца исходяшаго,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Испове­дую едино крещение во оставление грехов.

Чаю вос­кресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

 

Известие учительное

(из царского служебника)

Аще же которыя люди граммате не меют, мужеска и женска пола, и церковнаго пения за каковыми случаи, ради дальности, кто вь селехъ и деревнехъ, или и во градехъ за неудобствомъ хождения слушати не возмогаютъ, и правила сами не ведают, желание же имеютъ благоугождати Богу, и начищати мысли сердца своего молитвою и постомъ, и чемъ бы возмогла кая христианская душа радость и сладость, ради молитвеннаго чина и правильнаго себе предела получити, сице творити, хоть помалу, должни:

За вечернее убо пение, молитвъ Иисусовыхъ: (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго) 100 раз и 25 поклоновъ.

За повечерие, молитв 50 (Иисусовыхъ), поклоновъ 12.

За канонъ Богородице с акафистомъ, молитв 200 (Богородице Владычице Дево, спаси мя.), и покло­новъ 29.

За канонъ молебный Богородице, молитв 70 (Богородице), и поклоновъ 12.

За канонъ Ангелу хранителю, молитв 50 (Ангеле хранителю мой святый, оть всякаго зла сохрани мя), и поклоновъ 7.

За канонъ седмичный, молитв 30 (Святый апос­толе, или мучиниче, или преподобне отче, моли Бога о мне) и поклоновъ 5.

За полуношницу, молитв сто (Иисусовыхъ), и пок­лоновъ 25.

За утреню, молитв 300 (Иисусовыхъ), и поклоновъ 50.

За каждый часы молитв 50 (Иисусовыхъ), и пок­лоновъ 7. ,

За изобразительныя (обедницу), молитв сто (Иисусовыхъ), поклоновъ 10.

И тако по благодати Божьей кто управився, и въ большее подвигнется молитвословие, по завещанию Апстолову: непрестанно молитеся, о всемъ на всяко время блгодарите Господа. И никтоже безъ молитв, и во время церковнаго пения да пребывает, где-либо въ приключении на месте быти случится кому въ дому, или на пути: но по силе своей да совершает, и не унываетъ нерадениемъ, и вовсе суетными попеченьми да не отягощается. Всеконечно убо подобаетъ и нужно умети всякаго возраста и пола человеку молитву: Отче нашъ: Богородице Дево, радуйся: и Верую во Единаго Бога Отца: и читати по нескольку разъ на всякъ день.

Вопрос: Если пресвитер поминает епископа ере­тика, то можно ли приобщаться с ним?

Ответ: Если же он поминает епископа еретика, то. хотя бы он ублажал, хотя бы мыслил православно, нужно воздерживаться от общественного приобще­ния (вместе с ним) и от общей трапезы.

Вопрос: О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересию, и занимаемых ими: можно ли в них входить для молитвы и псалмопения?

Ответ: Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей, ибо написано: «се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23, 38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест, по словам великого Василия, и такой храм стал обыкновенным домом, «И не вниду», говорит псал­мопевец, «в церковь лукавнуюших» (Пс. 25, 5), И апостол говорит: «кое сложение церкви Божией со идолы» (2 Кор. 6, 16).

Вопрос: О церквах, оскверненных теми же свяшениками, но не занимаемых ими: можно ли петь и молиться в них?

Ответ: «Можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсе­гда. Впрочем, в этом случае постановлено, чтобы со­вершалось открытие церкви не совратившимся еписко­пом или священником, с произнесением молитвы. Если это будет сделано, то и совершать литургию там не за­прещается.» (письмо 214. К Мефодию монаху).

Вопрос: Можно ли входить в их часовню для мо­литвы, и можно ли совершать в ней святое приноше­ние с собственною трапезою? Ответ: Нельзя ни того,

ни другого.

Вопрос: Как принимать неизвестного священ ника?

Ответ: «Непременно нужно изследовать, когда господствует ересь и, приняв исповедание,

доволь- ствоваться им, если только оно не будет явно ложным. Ибо могу сказать тебе, что мы научились от отцов не изследовать в такое время, когда не сви­репствует ересь, и относительно лиц, не осужденных явно. Ныне же редко можно найти такого пресвите­ра, который бы не имел общения с еретиками.» (Письмо 49. К Навкратию сыну).

Вопрос: Является ли служителем рукоположен­ный еретиком?

Ответ: «Отлучены от свяшеннослужения те, кто ныне рукоположен епископом, оказавшимся еретиком, хотя и говорящим, что собор был дурной и мы погибли. Ибо почему он, признавая это, не убегнет погибели, ук­лоняясь от ереси, чтобы быть епископом Божиим?... А так как он находится в ереси, поминая еретика, то, хотя бы он и говорил, что содержит здравый образ мыслей, невозможно чтобы рукополагаемые им были истинны­ми служителями Божиими.» (письмо 40. К Навкратию сыну).

«Разве вы не знаете, что говорит тот же отец (Василий Великий): "Не признаю епископом и не при­числю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники." (Письмо Василия Великого 232). Таковы ныне те, кото­рые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на епископские престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестии.» (пись­мо 11. К Мавкратию сыну).

Вопрос: О монахе, примявшем священный образ

по неведению от пресвитера рукоположенного низ­ложенным епископом?

Ответ: «В другом месте сказано, что всякий грех, совершенный по неведению, очистится.» (Лев. гл. 4). «Поэтому не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с такими и ни от чего другого подобного, способствующего согласию и дружбе.» (письмо 216. К Мефодию монаху).

Вопрос: Можно ли вкушать остатки от снедей ере­тиков по нужде, или без нужды, потому что на них сделан был знак креста, т. е. крестного знамения?

Ответ: «Если от священника, то нельзя, а если нет, то можно вкушать по нужде.» (Имеется в виду священник-еретик и мирянин-еретик), (письмо 49. К отцам гонимым).

Вопрос: Может ли вновь служить павший в ересь?

Ответ: Разрешение отлучения от священнослуже-

ния зависит от соборного доследования.

Вопрос: И если возможно для священника какое-то послабление, в случае если он под запрещением, то при каких условиях и в чем оно выражается?

Ответ: «Пресвитеру, обличенному в общении с еретиками, особенно если он и подписался, недозво­лительно священнодействовать до времени право­славного собора, на котором подобные дела будут рассмотрены и обсуждены, а разве в случае крайней нужды можно: крестить, выносить мертвого, препо­давать одеяние монаху, освящать Богоявленскую во­ду, читать Евангелие на утрени и преподавать Свя­тые Тайны, уже совершенные неповинным пресвите­ром; и это, как я сказал, в случае крайней нужды; ибо ему недозволительно делать

и сказанное, если най­дется священник, не имеющий общение с еретика­ми.» (письмо 204. К Ирине игумений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.018 с.)