Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олимпиада школьников «сурские таланты»

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «СУРСКИЕ ТАЛАНТЫ»

Очный этап. Финал 10-11 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы по истории отводится 3 часа. Работа состоит из двух частей.

 

Часть I состоит из 5 комплексных заданий.

На выполнение заданий первой части отводится 1 час.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.Максимально возможное количество баллов – 70 баллов.

Часть II состоит из творческого задания – эссе, на выполнение которого отводится   

2 часа. По одной из представленных тем (на выбор учащегося) необходимо написать историческое эссе. Максимально возможное количество баллов за эссе – 30 баллов.

Критерии оценивания творческого задания

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Оригинальность решения проблемы, аргументации. Личная позиция автора

Часть I – комплексные задания

Задание 1. Дайте определение следующим понятиям (5 баллов):

«АНШЛЮС»____________________________________________________

«ДИКТАТУРА СЕРДЦА»_________________________________________

«ГЛАСНОСТЬ»__________________________________________________

«МЮНХЕНСКИЙ СГОВОР»_______________________________________

«ПЕРВОМАРТОВЦЫ»____________________________________________

Задание 2. (25 баллов)

Перед Вами карта, иллюстрирующая эпоху Петра I. Внимательно рассмотрите её и ответьте на вопросы:

 

2.1.В 1705 году произошло восстание стрельцов в Астрахани. В письме к фельдмаршалу Б. П. Шереметьеву царь давал инструкции: «…всеконечно их (астраханцев) всех милостию и прощением обнадеживать; и, взяв город Астрахань, отнюдь над ними и над заводчиками (зачинщиками) ничего не чинить».  (отметьте цифру, которой обозначено на карте это событие)

Почему Петр, столь непримиримый к бунтарям прежде, ищет мирных путей разрешения данного кризиса?

2.2.Для подавления восстания Кондратия Булавина был направлен князь В. В. Долгорукий, которого царь напутствовал: «Ходить по тем городкам и по деревням…которые пристают к воровству, и оные жечь без остатку, а людей рубить, а заводчиков (зачинщиков) – на колесы и колья»? (отметьте цифру, которой обозначено на карте это событие).Почему Петр требует принять столь жестокие меры по отношению к взбунтовавшемуся краю?

2.3.Позднее, анализируя это событие, Петр I писал: «Но когда сие несчастие (или лучше сказать щастие) получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила». О каком событии вел речь царь? (отметьте цифру, которой обозначено на карте это событие). Согласны ли вы с этой оценкой?

2.4.«Пусть царь Петр занимается пустой работой - строит города, а мы оставим себе славу брать оные», - заявил шведский король Карл XII, узнав о начале строительства Петербурга. Почему Карл XII, разбив русскую армию под Нарвой, не торопился продолжать военный поход против России?

2.5.Как известно, Петр I начал строительство Петербурга в 1703 году. В 1713 году Петербург стал столицей государства. Однако земли, на которых располагалась новая столица отошли к России только в 1721 году по Ништадскому мирному договору. Объясните, почему Пётр I принял решение о строительстве города на шведской земле и переносе столицы? Какими причинами были обусловлены столь смелые политические решения?

 

Задание 3. (15 баллов)

 Перед Вами фрагменты текстов, посвященных историческим событиям, схемы и карты которых расположены ниже. Внимательно прочитайте фрагменты, соотнесите номер текстового фрагмента c буквой, обозначающей карту – схему события.

1) Бывший советник президента по национальной безопасности Зб. Бжезинский вспоминал: «Президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я объяснил ему, что, по моему мнению, эта помощь повлечет за собой советское военное вмешательство… Мы не заставили русских вмешаться, мы просто сознательно увеличили возможность того, что они это сделают. Эта секретная операция была отличной идеей. Её целью было заманить русских в … ловушку. В тот день, когда Советы официально перешли границу, я написал президенту Картеру вкратце: «У нас теперь есть возможность дать СССР свою вьетнамскую войну».

2) Во второй половине 1960-х резко обострились пограничные споры между СССР и КНР. Как утверждали представители КНР, «согласно результатам исторических исследований царская Россия захватила 1,54 млн км² территорий. Однако КНР не претендует на их возвращение, настаивая лишь на уточнении границы». «Уточнение» сводилось к передаче КНР территорий общей площадью 35 тыс. км² (для сравнения: площадь Бельгии – 30,5 тыс. км², Курской области – 29,8 тыс. км²). Конфликты на границе переросли в вооруженные стычки.

3) Советник президента США Дж. Кеннеди Т. Соренсен оценил ситуацию следующим образом: «Не вызывает сомнений то обстоятельство, что эти размещенные…. ракеты, взятые сами по себе, на фоне всего советского мегатоннажа, который мог бы обрушиться на нас, фактически не меняют стратегического баланса…Но баланс мог бы существенно измениться в вопросах национальной воли и способности мирового лидерства». Как пишет об этом историк С. Амброуз, «самый серьёзный кризис в истории человечества разразился по вопросу о видимости. Мир подошел вплотную к тотальному уничтожению из-за вопроса о престиже».

 

 

                              А)

 

 

 Б)                      В)

 

 Ответ запишите в таблицу:

 

 

 

 

Задание 4. Работа по тексту (10 баллов). Прочитайте текст, ответьте на вопросы после него.

 

Из про­ек­та, раз­ра­бо­тан­но­го ми­ни­стром внут­рен­них дел гра­фом М. Т. Лорис-Ме­ли­ко­вым:

 

«При­зва­ние об­ще­ства к уча­стию в раз­ра­бот­ке не­об­хо­ди­мых для на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ме­ро­при­я­тия есть имен­но то сред­ство, какой и по­лез­но, и не­об­хо­ди­мо для даль­ней­шей борь­бы с кра­мо­лою...

Сле­ду­ет оста­но­вить­ся на учре­жде­нии в С.-Пе­тер­бур­ге вре­мен­ных под­го­то­ви­тель­ных ко­мис­сий... Со­став­лен­ные под­го­то­ви­тель­ны­ми ко­мис­си­я­ми за­ко­но­про­ек­ты под­ле­жа­ли бы, по ука­за­нию вер­хов­ной вла­сти, пред­ва­ри­тель­но­му вне­се­нию в общую ко­мис­сию, име­ю­щую об­ра­зо­вать­ся под пред­се­да­тель­ством особо на­зна­чен­но­го вы­со­чай­шей волею (царем) лица из пред­ста­ви­те­лей и чле­нов под­го­то­ви­тель­ных ко­мис­сий, с при­зы­вом вы­бор­ных от гу­бер­ний...а так же от не­ко­то­рых зна­чи­тель­ных го­ро­дов.

Рас­смот­рен­ные и одоб­рен­ные или ис­прав­лен­ные общею ко­мис­си­ей за­ко­но­про­ек­ты под­ле­жа­ли бы вне­се­нию в Го­су­дар­ствен­ный совет, с за­клю­че­ни­ем по оным ми­ни­стра. Ра­бо­та не толь­ко под­го­то­ви­тель­ных, но и общей ко­мис­сии долж­на бы иметь зна­че­ние ис­клю­чи­тель­но со­ве­ща­тель­ное...

Самый со­став общей ко­мис­сии будет пре­ду­ка­зы­ва­ем вы­со­чай­шей волей (царем)».

 

4.1. К какому времени относится появление этого документа? Какими событиями общественно-политической жизни России было обусловлено его создание? Какое название получил этот проект?

4.2. Каким образом автор проекта предлагает преодолеть «крамолу»? Укажите, какие государственные органы предлагает создать М. Т. Лорис-Меликов и каковы были бы их функции. Кто из государственных деятелей являлся современниками М. Т. Лорис-Меликова?

4.3. Оцените этот документ. Какова была его судьба и судьба его автора? В каком внешнеполитическом событии отличился автор данного документа?

 

Задание 5. Задание на знание культурных объектов (15 баллов).

 Ниже расположены изображения монументов, посвященных Великой Отечественной войне. Внимательно рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.

 

1)  

2)    3)

5.1. Кто является автором (авторами) данных монументов?

5.2. В каком городе (городах) расположены памятники? Как называется каждый из них?

5.3. Какой общей идеей, задумкой объединены эти монументальные памятники? 

Часть II – творческое задание (30 баллов)

Дорогие участники! Вы являетесь финалистами олимпиады «Сурские таланты - 2018», что означает отличное знание всех периодов Отечественной истории. Во второй части Олимпиады мы предлагаем Вам написать сочинение о той эпохе Отечественной истории, которая вызывает у Вас наибольший интерес. Представьте себе, что Вы могли бы быть современником или участником исторических событий Вашего любимого исторического периода. Удачи и творческих успехов!


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.127 (0.008 с.)