Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая справка о жизни поместного дворянства.

Поиск

Обратимся к эпиграфу урока.

Вопрос: Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого?

Чтобы понять, каковы были устои жизни дворянства в 19 веке познакомимся с исторической справкой.

 

Социально-психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи), опиралась на власть мужчины над домочадцами, которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспитывай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" – как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

 

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. С одной стороны, – это законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом причинно-следственными или причинно-временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной доске). Следует отметить, что анализ эпизода – это очень актуальный на сегодняшний день вид работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением – устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ.

План

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев?

4. Как автор мотивирует их поступки?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

Вопрос: Обратимся к семье Ростовых. Насколько эта семья живёт в соответствии с правилами своего времени?

Вспомним историю семьи Ростовых. ( Рассказ ведется от первого лица) Отрадное – родовое имение Ростовых.

1. Анализ эпизода «Сцена охоты». ( т.2, ч. 4, гл. 4-6).

 «Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна».

 

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время».

ü Почему же время охоты – особое время? (…)

ü В чем его особенность? (…)

ü В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного? (…)

ü Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого. (…)

2. Анализ эпизода «Пляска Наташи». (т. 2 , ч. 4, гл. 7)

ü Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь»? (…)

ü Какое свойство Наташи проявилось в ее танце? (…)

ü В чем эта сцена связана с эпизодом охоты? (…)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.008 с.)