Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История проектирования и строительства

Поиск

Введение

Всего 11 лет прошло с момента окончания строительства Свято-Троицкого храма. А между тем, представить наш город без него невозможно. Его видно всем прибывающим в Осинники, а фотография на фоне храма есть, наверное, у каждого жителя нашего города.

Но факт остается фактом: еще полтора десятилетия назад Свято-Троицкого храма не было. Сегодня информации о его вдохновителях и создателях, истории строительства недостаточно. Покуда люди, связанные со строительством храма, живы и могут помочь нам в наших поисках, мы решили изучить историю появления храма в нашем городе и выяснить, чем является храм для горожан сегодня. Для реализации заявленной цели мы поставили несколько задач:

1. описать историю проектирования и строительства храма;

2. выяснить роль Свято-Троицкого храма как пространственного и духовного центра нашего города.

В исследовании использован прежде всего, метод опроса очевидцев проектирования, строительства и дальнейшей работы храма. Кроме того, мы обратились (проанализировали и обобщили) информацию о Свято-Троицком храме в сети интернет.

Объектом исследования является Свято-Троицкий храм в нескольких ипостасях: как архитектурное сооружение, место притяжения горожан и православный приход. Предметом исследования являются мнения и свидетельства людей, причастных к созданию храма, и его функционированию сегодня.

 

 

 

Храм Святой Троицы был построен по проекту архитектора Юрия Михайловича Журавкова (ударение на первую «а»). Это заслуженный архитектор РСФСР, почетный гражданин города Новокузнецка. Ему также принадлежит создание в Новокузнецке Бульвара Героев и реконструкция Кузнецкой крепости, а также ряд других значимых объектов. 

Строился храм несколько лет и был окончательно закончен в 2008 г., а освящен 21 сентября того же года. Этот день был выбран не случайно. Так, 21 сентября отмечается Рождество Пресвятой Богородицы, в тот день исполнилось 15 лет образованию Кемеровской и Новокузнецкой епархии, годовщина Крещения Руси, и состоялось освящение нового храма.

Но этого радующего глаз храма могло и не быть. Долгое время на месте храма был пустырь, долгое время – вещевой базар, овраг, котлован под строительство ТЦ, ближе к трамвайным путям – даже несколько частных построек. И это в самом центре города. Нам повезло, что нашлись люди, готовые помочь.

И здесь особенно хотелось бы выделить три фигуры. Многое свидетели строительства храма говорят об отце Дмитрии Стрехе, который духовно поддерживал тех, кто связан со строительством храма, этакий «духовный центр», локомотив проекта. Это бывший глава города Петр Петрович Дочев, проявивший немалую политическую волю. Ведь чего проще: продолжай застраивать площадь торговыми центрами, тем более, что все разрешения на это ранее были даны. Но бывший мэр загорелся идей того, чтобы в центре города был построен величественный храм, и многочисленные трудности административного характера были преодолены.

Ну и конечно, строительство было бы невозможно без денег. Часто храмы строятся на пожертвования. Например, Храм Христа Спасителя в Москве в XIX столетии весь был построен на народные пожертвования. Но это в Москве, где на строительство собирала вся страна. Понятно, что если бы собирали деньги всем миром, то и строительство шло бы, наверное, до сих пор, и здание было бы куда скромнее.  

Поэтому нельзя переоценить важность третьей фигуры - Александра Геннадьевича Шишкина, нашего земляка, крупного московского предпринимателя. Он выступил в роли мецената, помог деньгами и лично контролировал очень многие этапы строительства.   

Сам Александр Геннадьевич так говорил о своей помощи городу: «Важно, чтобы человек видел высокий смысл своих трудов».

Для истории нам хотелось бы сохранить наши разговор с главными действующими лицами, причастными к проектированию и строительству храма. Все эти беседы были записаны на видео, а затем кропотливо расшифрованы и приводятся ниже почти без купюр.

К сожалению, разговор с главным архитектором храма, Ю.М. Журавковым состоялся по телефону и был очень коротким в связи с состоянием здоровья Юрия Михайловича, но зато в этот же день (ноябрь 2019 г.) нам удалось побеседовать с Александром Петровичем Сёминым, инженером, принимавшим участие в строительстве. Сегодня Александр Петрович заведует кафедрой кафедрой инженерных конструкций, строительных технологий и материалов в Сибирском государственном индустриальном университете (г. Новокузнецк), является кандидатом технических наук. Встреча состоялась по месту работы Александра Петровича. В роли интервьюера выступил Банщиков Иван. Видеосъемку осуществлял Веселков Егор.  

Иван Банщиков (далее везде И.Б.): Что Вы чувствовали при строительстве не просто здания, а именно культового сооружения, где проводятся богослужения, где молятся люди, в общем, где ощущается Божия благодать, как говорят верующие?

Александр Петрович Сёмин (далее везде А.С.): Во-первых, это уникальный объект. И строительство таких объектов нам строителям ни каждому выпадает. Может быть из сотни – одному. Вот нам и нашей кампании, ребятам, с которыми мы работали, посчастливилось это дело сделать. Общение, во-первых, с честными отцами большую принесло пользу в смысле нравственности, воспитания, в принципе вот знании истории нашей страны, культуры и т.д. Некоторые вещи вот просто не знали: на работе вот суета сует, в этом смысле, да. И особенно этот настоятель, который был, это отец Дмитрий Стреха. Он оказывается очень интересным человеком был, тайным монахом. И вот он рассказывал, когда был в Грузии в монастыре, когда его там постригали. Хотя вот он по жизни был простым бухгалтером в колхозе. Начинал простым бухгалтером, а потом как-то к этой вере пришел и попал вот сюда в Осинники. То есть, очень интересно было с ним общаться, потому что также автор проекта храма, заслуженный архитектор России, Юрий Михайлович Журавков, профессор, настоящий профессор с документом, он член-корреспондент единственный в области академии архитектуры и строительства, относился к нему с большим сыновним уважением. Вот он, Юрий Михайлович, автор проекта этого храма. Известнейший человек города здесь у нас. Поэтому было интересно встречаться, общаться с такими вот людьми, непростыми, выдающимися, скажем так.

И.Б.: В качестве примера какой храм выбрал Юрий Михайлович, какая архитектура была взята в основу?

А.С.: Он, Юрий Михайлович, в качестве примера для храма взял северорусскую архитектуру: г. Архангельск, Кижи, г. Владимир – самую, наверное, классическую. А вот храм Христа Спасителя в Москве, новейший, не привлек взор архитектора. Чисто исконно русские храмы были взяты за основу.

И.Б.: Как священнослужители влияли на ход развития строительства: может быть устраивались какие-то частные молебны, службы, встречи, где можно было, беседуя, делится не только успехами проводимой работы, но и на темы личностного характера?

А.С.: Мы постоянно общались со священнослужителями. Приезжал также и ныне покойный архиепископ Софроний (Будько). Он постоянно приезжал, наблюдал за ходом работы. Потом приезжал текущий, современный, митрополит Аристарх. То есть, все эти люди приезжали, следили, смотрели на отделку, цвет, какой камень применить. Конечно, все они советовали: с их согласия, с их консультации Юрий Михайлович принимал важные решения, он очень знаменитый, опытный человек.

Мы не можем самовольничать у нас есть проект, мы не можем отступать, мы трудимся, чтобы все было качественно. Мы должны все четко делать, у нас есть чертежи, команды. Все нужно делать согласно документации. Была разработана документация на все-все-все дела, ведь это здание в городе Осинники находится в месте сейсмоопасном, поэтому сделан очень прочный железно-бетонный каркас, обложенный кирпичом для красоты; а на самом деле там положено более 2500 м3 бетона в каркас для прочности. Несколько сотен тонн арматуры, то есть это здание, как обычное здание, выдержит землетрясение, оно построено в расчете на выдержку 8-бальных землетрясений. Там сейсмоопасная зона: другого мы не могли строить, другое бы не выдержало в случае чего; и такие хрупкие и не строятся в нашем районе. Храм соответственно выполняет все требования по безопасности. Значит людей, которых там будут находиться, в случае толчков ничего не ожидает. Все эти требования учтены. Это большое, пускай, культовое, но общественное здание. Все! Поэтому вопросов к его безопасности, стойкости, долговечности просто нет. Все вопросы о нем заложены в требованиях.

И.Б.: Какие материалы были использованы для стройки?

А.С.: Материалы, их, конечно, не привозили из заграницы, местные. Бетон делали на заводе в Калтане, там очень хороший завод, все тщательно делали. Кирпич не местный. Кирпич автором, архитектором, Журавковым был выбран в Красноярске. Я туда ездил, мы заказали там кирпич разных форм и двух цветов. Был красный и вот желтый, лимоновый. И из двух цветов вот и были выложены стены, где штукатурено, вот этот кирпич должен быть виден зрителю двух цветов. И он разной формы, если вы присмотритесь. Из него вот выкладывали такую фигурную кладку. И вот я лично ездил на завод «Пятый элемент» в г. Красноярск и заказывал кирпич. 6 или 8 вагонов кирпича было оттуда привезено.

И.Б.:Кто выступал в роли заказчика храма?

А.С.: В роле заказчиков выступали жители города Осинники, ваши земляки, в свое время которые преуспели в бизнесе. Вот они и решили это здание уникальное подарить городу. Полная вместимость храма 800 человек.

И.Б.:Православные люди верят, что человек – кисточка в руках Божьих. Ощущали ли Вы помощь, исходящую от Творца?

А.С.: Ну Творец всегда помогает. Как говорится, если ты делаешь правильное дело значит получишь правильный результат. Поэтому, как говорится, если тут не Воля Божия, мы бы не построили этот храм. Это и наличие денег у заказчика, наличие вот этого материала, сейчас вот, например, завод в Красноярске уже не работает, кирпича такого не купить. Многие вод материалы каменные: гранит, камень; уже тоже некоторые «карьерчики» закрыты. Успели купить именно вот такого размера, расцветки камень. Медная крыша и все остальные материалы.

И.Б.:Будучи недавно в г.Осинники, оценили ли Вы современный ансамбль городской площади, центра города?

А.С.: Юрий Михайлович Журавков это сразу проектировал, потому что там, Вы же помните, на этом месте был рынок в свое время, когда мы начинали работу, то есть заказчики выгнали вот этих торговцев, как Иисус Христос, и на этом месте выстроили храм. И его планировали, если вот посмотреть на храм, ближе к трамвайной линии поставить. Что-то я не пойму мешало. Ну вот Юрий Михайлович настоял и его поддержал о. Дмитрий Стреха и храм выдвинули сюда ближе уже к площади с тем чтобы перед храмом была вот эта площадка для цветников, дорожек, чтобы могли получить 2га площади на местности, где расположился храм, вспомогательное здание. И как бы храм – самое высокое здание в городе Осинники, высота больше 40 метров (по кресту). Конечно, он там доминирует на этой площади и главным объектом является он, тем более на него когда-то сам Владимир Ильич рукой показывал «Идите люди туда!»

 

В один из морозных дней ноября 2019 г. мы пригласили в школу еще двух важных действующих лиц: Петра Петровича Дочева, бывшего главу города Осинники, и Светлану Александровну Байтемирову, бывшего главного архитектора г. Осинники, а сегодня главного архитектора г. Калтан.

И.Б.:Здравствуйте! Чья это была идея: строительство Свято-Троицкого храма?

Петр Петрович Дочев (далее везде П.Д.): Идея строительства храма принадлежит отцу Дмитрию, был у нас (царствие небесное) отец Дмитрий, это Дмитрий Стреха, он очень долго служил у нас, он и на девятой служил, он был как-бы старший по церквям, тогда и Калтанскую церковь он как-бы курировал и по-моему Кузедеевскую курировал, Малиновку… И он, (мы с ним очень часто общались, я тогда директором шахты был) приходил с этой идеей о строительстве храма, ну, поскольку я был угольщик, я говорю – ну ты там поговори с руководством города, как там, решите и прочее. И тогда он переговорил, и решили начать строительство храма в Осинниках, и для этого был создан попечительский совет, по-моему, Караваев его возглавлял, Анатолий Павлович, это директор РМЗ, почётный гражданин города Осинники. Вот, Анатолий Павлович возглавлял этот совет, и они объявление в газете дали, где советовались с жителями города, где кто предлагает построить храм. И потом приняли это решение, и нашли место в центре (здесь же кладбище когда-то было) и вот это место значит было выбрано, и, по-моему, отец Софроний сюда камень [заложил], благословил начало строительства этого храма. То есть всё это, начальная стадия строительства этого храма - это Дмитрий Стреха, отец Дмитрий.

И.Б.:Хорошо, спасибо. Почему было выбрано именно это место?

П.Д.:Ну, я не знаю почему… Я, например, вообще хотел сделать чуть-ли не город монашеский в парке, у нас парк был запущенный, ну я с точки зрения хозяйственной рассуждал.

Светлана Александровна Байтемирова (далее везде С.Б.): А ещё высокое это место. По канонам надо.

П.Д.:А, ну это по канонам на возвышенности. Но то что там кладбище на месте я не знаю почему. Не могу сказать.

С.Б.:Может чтобы как-то замолить?

И.Б.: Известно, что главным меценатом был Александр Шишкин. Как он вышел на город и на проект?

П.Д.:Когда попечительский совет был создан, они бросили клич ко всем, значит и в том числе ко мне на вахту приезжали, к нам на «Аларду», тоже приняли участие в строительстве этого храма, но мы, у нас тоже в Малиновке была столовая, и мы тоже решили реконструировать столовую, (сделать церквушку небольшую, ну не сравнить с этой) церковь поставить Святой Магдалины. Вот, мы этим занимались. А они вышли на Александра Шишкина, он вроде дал согласие, но на мой взгляд почему-то всё приостановилось, не знаю, то-ли дефолт повлиял, то-ли что там, но стройка замерла, как камень благословили, поставили, и так стройка замерла. И вообще тот храм, который сейчас там стоит, это не тот храм, который начинали сваи бить, там Дмитрий Фёдорович Маринец, был у нас такой начальник с шахтостроительного управления, и вот они начинали забивать сваи, ну на собранные деньги, они купили сваи, они забивали сваи, вот, и так как-бы осталось. А впереди этого храма, сюда ближе к администрации, там строился торговый центр. Потом, когда в 2003 году меня избрали, в мае или апреле он приехал к нам. Приехал, и мы с ним встретились. Вот, прошло большое совещание, суббота, как я сейчас помню, обсуждалось 2 вопроса – первый вопрос, значит он предложил: давайте рассмотрим всё-таки строительство храма, ну, что камень-то возложили, а что дальше-то? Как видится это дело; и строительство борцовского зала, который вот сейчас есть. Но он тоже как-бы не здесь намечался этот борцовский зал, он намечался где сейчас музыкальная школа. И вот было совещание, полный кабинет народу, и мы провели очень такое, деловое совещание, обсудили строительство храма, а если, вы-то наверное не помните эти времена, а ваши родители помнят, вот где сейчас стоит храм, сюда ближе, тут была трибуна, потом дорога, автобусы ходили, туда-сюда, вот, и были… Всё, торговый центр, все в будках, железных будках этих, ларьках короче всё, вся площадь заставлена этими ларьками была, вот, и вот как глянешь – господи прости, ну что это. А дальше там торговый центр трехэтажный, а там дальше были забиты сваи. Ну мы обсудили, я и говорю: «Ну что это вот, храм не храм, церковь не церковь, как думаешь?» Он говорит: «Я не возражаю, вот давайте выберем какой-нибудь храм, ну хороший такой, большой, и я оплачу». И вот с его стороны был назначен значит… Евгений… Фамилия?..

С.Б.:Зернов.

П.Д.:Зернов Женя, Евгений… Николаевич, по-моему?

С.Б.:Николаевич.

П.Д.:Евгений Николаевич Зернов был от него, как от заказчика, как от спонсора денежных средств, строил его у нас Александр Михайлович Андреев, был такой строитель, а возглавлял строительную организацию Вертлюков, он очень много построил церквей…

С.Б.:Он прям как храмовый строитель, столько часовен.

П.Д.:И вот, когда мы это посмотрели, чтоб сделать хороший, величественный храм, то стало нам понятно, что здесь тесно, невозможно поставить хороший храм. Для этого нужно снести торговый центр. Там было 4 дома частных, ну, там обрыв же был, это сейчас там всё ровненько. А там значит 4 дома. Мы их выкупили, убрали, и встала задача снести вот этот рынок. Здесь конечно были сложности, не все понимали, что надо, именно надо снести вот этот рынок, и мы проводили совещания несколько раз с предпринимателями, особенно с теми, которые были на площади, но здесь надо отдать должное, очень много помогли и депутат Шевлюга [Алексей Иванович] помог, и помог Загляда Александр Борисович, ну, ещё другие люди.

 

Иллюстративный материал по проекту храма Светлана Александровна привезла и подарила нам.

 

С.Б.:А вот этот проект [демонстрирует изображение] делала 1 мастерская, и они потом его корректировали. И там был Ю.М. Журавков. Он у нас был главным архитектором института. А мы только как чиновники-архитекторы говорим: посадить сюда, отодвинуть сюда, давайте согласуем фасады с таких-то материалов, давайте габариты поменяем … и все это проектировщики все предлагали, получается проект делали два раза. Один раз в 1999 г. сделали, а потом после 2003 года внесены изменения… Главным архитектором института был Ю. Журавков, он занимался непосредственно проемами, рисунком ограждений, окон, порталов, крыльца, планировкой внутренней.

Мы же не занимаемся внутренней планировкой. Мы занимаемся тем, что сверху, вокруг, получился в итоге рисунок в 3D. Мы искали место, для храма, который был в проекте. Когда мы нашли, и дальше уже архитекторы института продолжали работать.

И.Б.:Как был выбран проект?

С.Б.:Была командировка в Центральную Россию. Когда Петр Петрович Дочев в 2003 г. командировал меня в Москву, я хотела ехать с отцом Дмитрием Стрехой. Я за ним поехала, сказала, что без него не поеду, нас спонсируют вдвоем.

Приехала к нему в церковь, он меня благословил, говорит, езжай одна, но помни о том, что ко мне приходят прихожане, они хотят видеть стены светлые, золотые купола. Какой-то прихожанке приснился сон белый храм с голубыми куполами.

Мы не просто так ездили, это работа была. Спонсор – Александр Геннадьевич Шишкин, он как глава, руководитель. Мы приезжали к нему. И он спрашивает: Сколько объехали, где были, рассказывайте». Меня возил на машине его представитель. Мы объехали многое за пределами Москвы, в самой Москве. В самой Москве что смотреть: храмы там старые – штукатуренные, с фресками, а мы хотели новые материалы посмотреть.

И мы стали вокруг смотреть. На второй день он говорит: Вот это место не пойдет, давайте будем двигаться ближе, ближе к дороге, к администрации. Мне нужно чтобы пред ним было большое пространство. Я с ним согласилась, поскольку человек, когда он идет к храму он должен подумать, приготовиться, помолиться, а потом уже зайти.

В мае 2003 г. Думали, что надо было посовещаться. Петр Петрович принял решение, что мы делаем здесь единую площадь, единое пространство, чтобы тут были дети, детские площадки, места отдыха горожан, и это должно быть отделено оградой. И вот это ограждение сначала было ровное. Потом Юрий Михайлович Журавков придумал сделать аркаду. «Давайте сделаем арки». Я прорисовала арки. Давай лучше под аркаду. Причем в плане был вырезан полукруг, т.к. Петр Петрович сказал оставить место для площади. В итоге от аркады отказались, решили сделать ограждения и сделать освещение.

Строитель подошел, спросил, сколько будет фонарей? я посчитала – 12. Как апостолов.

И.Б.:Что вы можете рассказать по поводу использованных при строительстве материалов?

С.Б.:Долго очень мы искали именно материал, поскольку Александр Геннадьевич не во всем был согласен с прихожанами, в том, что храм должен быть белым (а регион угольный, белый не совсем подходит). Александр Геннадьевич: Чтобы не было отделки штукатурки. Хотя институт рассматривал это со штукатуркой. Александр Геннадьевич говорил, чтобы потом не ремонтировать, чтобы на века, будем делать без штукатурки. Когда желание свое высказал отец Дмитрий Стреха, Александр Геннадьевич стал искать белосиликатный кирпич, но он не был найден по всей России в таком объеме. А который был, был серый. Батюшка говорил, что нам не нужен серый, нам нужно чтобы отдавал белизной, как бы светился изнутри. Вернулись к обычному кирпичу. Был вариант темный кирпич или светлый кирпич. В итоге получилось сочетание двух видов кирпича.

Когда пришла такая идея? Поехали в Софрино. Побывали в храме, там недалеко было от Сергиева Посада, там, где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», там посмотрели, вдохновились, опять в Софрино заехали, много наснимали. И после этого с Александром Геннадьевичем придумали сделать храм в кирпиче – светлом и чуть темном, чтобы подчеркнуть именно арки. Все было согласовано с Юрием Михайловичем Журавковым. Сильно темный кирпич тоже не был выбран, чтобы храм не смотрелся меньше.

И.Б.:Храм получился еще и очень высоким…

С.Б.:Да,мы с Юрием Михайловичем Журавковым. вытягивали храм вверх. Интересно: был еще один из конструкторов, и для строительства более высокого здания нежели предполагалось изначально, и он такой прочности заложил фундамент, что строители потом говорили, что превышает (норму) в 14 раз. Мне потом Владимир Родионович Микрюков говорил, если будет война, не дай Бог, ни в какое бомбоубежище бежать не надо, бегите в храм. Он не развалится, это 100%. Потому что там столько бетона под нижним храмом и в самом нижнем храме. Храм построен на несколько веков.

Петр Петрович скромничает, но на самом деле он принимал непосредственное участие в процессе стройки. Вы же видите, как много подобных объектов по городам, которые начинали строить, и бросали. Но это не про Петра Петровича. Он настолько сблизился по духу с церковью. Он же не прораб, он глава города. Он каждый раз при удобном случае общался с батюшкой, с главным строителем храма Владимиром Родионовичем Микрюковым.

Когда сюда зашла Новокузнецкая строительная компания, только тогда глава успокоился, что дело будет доведено до конца. Финансирование там шло четко, ведь все знают: нет денег, строительство прекращается. Строительство не прекращалось, постоянно шел процесс: что-то строилось, закупалось, и наконец-то построили. Я думаю, шедевр. Я думаю, что если бы не глава, ДПП, то может быть была бы заморозка строительства на уровне свай. Здесь большая заслуга главы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.117.53 (0.011 с.)