Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства и структура характера

Лекция 4. Характер 

1. Понятие характера.

2. Свойства и структура характера.

3. Типология характеров.

4. Формирование характера.

 

Задания:

1. Дайте определение понятия «характер».

2. Как соотносятся понятия: темперамент и характер?

3. Опишите структуру характера.

4. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

5. Какова роль самовоспитания в формировании и развитии характера?

6. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос. (По В. С. Мерлину.)

Б. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

В. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным. (По Л. И. Урманскому.)

Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал, угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами. (По В. С. Мерлину.)

 

  

1. Понятие характера

 Термин характер происходит от греческогопечать, чеканка. В психологии понятие «характер» означает совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. 

       В деятельности характер проявляется в лени или трудолюбии, аккуратности или неряшливости, инициативности или пассивности, усидчивости или нетерпеливости, ответственности или безответственности, организованности и т. п.

В отношении человека к окружающей его действительности и людям характер проявляется в индивидуализме или коллективизме, эгоизме или альтруизме, жестокости или доброте, безразличии или чуткости, грубости или вежливости, лживости или правдивости и т.п..

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей - более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой  т.п.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства

Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими. 

Какова связь темперамента с характером? Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: отождествление темперамента и характера (Э.Кречмер); противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Д.Вирениус, Н.Д.Левитов); признание темперамента элементом или врожденной основой характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Определим общее и различное в этих психологических структурах человека. Их объединяют такие особенности, как проявление в поведении, устойчивость и интегральность. Между тем темперамент и характер являются разными свойствами личности. Темперамент принято рассматривать как биологически обусловленную, динамическую особенность поведения и психической деятельности человека, в то время как характер отражает типичные, в большей степени социально обусловленные, способы поведения и психической деятельности человека то есть темперамент определяет, «как» человек мыслит и действует, а характер – «что» он думает и делает.

 

Свойства характера можно описать как тенденцию, закономерно проявляющуюся у человека в однородных условиях. Выделяют синтетические свойства характера, которые в той или иной степени присущи каждому человеку:

- цельность характера, которая подразумевает единство установок, принципов, ценностей человека;

- полнота характера, отражающая его богатство, разностороннее развитие;

- сила характера раскрывает энергетическую насыщенность, заряд личности;

- динамичность или изменчивость характера;

- устойчивость, постоянство структуры характера;

- уравновешенность в поведении;

- оригинальность, подразумевающая неповторимость сочетания различных свойств, черт характера и меры их выраженности у каждого человека.

Помимо собирательных качеств, характер можно описать с помощью более частных свойств, например, можно выделить различные моральные, волевые, интеллектуальные и другие свойства характера. Близким по значению термином является черта характера, наиболее часто встречающаяся в зарубежных теориях личности. Отметим, что и свойства, и черты призваны определять структуру характера. Поэтому частные свойства характера в отечественной психологии и черты характера в зарубежной психологии условно можно рассматривать в качестве тождественных понятий.

Понятие структура характера было выделено в отечественной психологии в связи со стремлением систематизировать различные черты характера исходя из особенностей их взаимосвязи. Наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым черты делятся на четыре группы по отношению к разным сторонам действительности:

- по отношению к окружающим (доброта, общительность, бестактность и др.);

       - по отношению к самому себе (высокомерие, самокритичность, скромность и др.);

- по отношению к предметам (бережливость, скупость, опрятность и др.);

-по отношению к деятельности (трудолюбие, ответственность, инициативность и др.);

       Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй—интровертированным. Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Экстраверт - общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. Интроверт - наоборот, все внимание человека направляется на самого себя, он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

 

3. Типология характеров

Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э.Кречмер, автор наиболее известной и ранней классификации выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. ПИкнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелируют со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой «карикатуры определенных нормальных типов личности».

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера.

Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций (например, классификация  известного отечественного психиатрау А.Е Личко). Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
    Классификация акцентуаций характеров у подростков, А.ЕЛичко

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события .они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимпого типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые.

Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих,привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Существуют и другие классификации типов характера. Интересной в практическом смысле является классификация характеров Ю.Б. Гиппенрейтер, в которой автор обобщил наиболее известные подходы (фрагмент книги Ю.Б. Гиппенрейтер представлен в Приложении к лекции на Образовательном портале).

2. Формирование характера

Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. На основании социально-психологических исследований Б.Г. Ананьев и его последователи пришли к выводу о том, что существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. Установлено, что некоторые врожденные категории, такие как активность-пассивность, регулярность-нерегулярность, интенсивность-слабость реакций, контактность-замкнутость, способность к адаптации-инертность, проявляются с первых недель жизни. Тем не менее, врожденные особенности организма являются задатками, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. В зависимости от его жизнедеятельности на основании одних и тех же задатков могут вырабатываться, формироваться и проявляться различные способности и черты характера.

На формирование характера заметное влияние оказывает возраст, поэтому в психологии определены сензитивные периоды (от лат. sēnsus — чувство, ощущение — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний) для развития определенных черт характера. В самом начале жизни основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и вовсем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Очень важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Эти черты формируются уже к первым месяцам жизни и определяются прежде всего тем, как мать обращается с ребенком.

В раннем дошкольном детстве формируются трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. В противном случае происходит постепенная ломка характера, которая сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами и зачастую не приводит к положительному результату.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.

К окончанию школы, к 17-18 годам, характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако нельзя сказать, что характер является застывшим образованием, он формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.

Таким образом, на формирование характера оказывают влияние факторы социальной среды, биологические и психологические факторы. К первым относится государственное устройство (идеология, «нравы» общества в целом), особенности национальной группы (традиции этнической общности), различные социальные институты (семья, детский сад, школа, вуз) и другие значимые лица, организующие воспитание, а также воздействие СМИ. К биологическим факторам принадлежат особенности нервной системы, конституция (проявляющаяся в образе «Я») и внешние биохимические воздействия (алкоголь, наркотики и другое, которые сужают возможности развития человека). Психологические факторы можно обозначить как взаимодействие и взаимовлияние психических процессов, особенности Я-концепции и мотивации личности.

Можно ли исправить трудный характер?

Американский психолог Э. Эриксон описывает такой пример из своей практики. Как-то приехал ко мне один фермер из штата Мичиган. “У меня совершенно неуправляемый характер, — заявил он. — Стоит мне выйти из себя, и я могу влепить оплеуху любому, кто окажется под рукой. От меня уж и жене не раз доставалось. А уж сколько пощечин я раздал дочерям и сыновьям — не счесть. Такой у меня характер, не владею собой”.

“У вас ферма в Мичигане, — заметил я. — Как у вас отапливается дом? На чем вы готовите пищу?” “Печка у нас на ферме топится дровами. Зимой она служит для отопления. На ней же и готовим”. “А топливо где достаете?” — спросил я. “У меня есть большой участок леса”, — ответил фермер. “А что рубите на топливо?” — спросил я. “Когда дуб, когда ясень. Вот только вяз не рублю, его так трудно колоть на дрова”.

“Так вот, с нынешнего дня будете рубить только вязы, — распорядился я. — Когда срубите вяз и распилите его на части, вам надо раз за разом вгонять топор в чурбан, чтобы расколоть его пополам по всей длине. Это страшно неподатливое дерево. Расколоть один вязовый чурбан все равно, что расколоть дюжину дубовых. Так вот, когда вы почувствуете, что еще мгновение — и вы сорветесь, хватайте топор и рубите этот чертов чурбан и дайте выход накопи­вшемуся пару”. Я-то знаю, что такое колоть вяз, — страшнее задания не придумаешь. Так он и разряжался на своих вязовых чурбаках.

Ну, а если серьезно, этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Самовоспитание является главным фактором формирования и развития характера. Поскольку человек обладает качеством субъектности, он уже с младшего школьного возраста может сознательно изменять собственную личность.  

 Прежде всего, необходимо выяснить: какие качества в себе нравятся, а какие нет, прояснить смысл этих качеств, проанализировать свои интересы и определиться, есть ли вообще желание, мотивация к изменению. Это позволит определить цель работы над собой: корректировка черт характера, от которых бы человек хотел избавиться или, наоборот развитие тех, которые он хотел бы выработать у себя. Таким образом, характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.45.88 (0.016 с.)