![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приход села Пикшени, ЛукояновскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приход села Пикшени, Лукояновского уезда, Нижегородской губернии. (Окончание). Главный алтарь церкви в с. Пикшени посвящен имени Святителя и чудотворца Николая, почему и вся церковь носит название Николаевской. Освящение этого алтаря было совершено 26 октября 1870 года Благочинным отцом протоиереем А. М. Нарциссовым. Антиминс священнодействован в 1873 году 7 окт. Высокопреосвященным Иоанникием. Алтарь Николаевский имеет форму пятиугольника длиною в 7, а шириною в 12 аршин. Над престолом устроен вызолоченный балдахин с резьбой, на четырех витых колонах. Иконостас — липовый четырехъярусный с витыми колоннами и резными царскими вратами; вызолочен; построен на средства крестьян с добавкой 170 р. от Абрамова. Перед иконостасом — амвон с дубовой токарной работы балюстрадой, клиросами и заклиросными золочеными киотами с витыми колоннами и резьбой. Форма главной церкви без алтаря — квадрат, каждая сторона которого равна 15 арш. Позади боковых дверей устроены два малых иконостаса— киота, покрытых позолотой и украшенных резьбой и витыми колоннами. Стены и купол алтаря и церкви окрашены масляной краской. Утварь в церкви, ризница, книги, иконы современны построению церкви, и между ними нет ничего выдающегося ни по работе, ни по ценности. Есть только одно евангелие напрестольное в формате полулиста, более или менее замечательное по древности: отпечатано в Москве в 1835 году при Императрице Анне Иоанновне и имеет на первом листе печатную надпись внизу изображения четырех евангелистов: «грыфоровал Иванъ Зубов». Евангелие это пожертвовано в церковь с. Пикшени свояком Абрамова Московским купцом Егором Матвеевичем Пасхиным, жена которого похоронена при Пикшенской церкви. Первый причт ко вновь выстроенной церкви села Пикшени определен был в 1869 году Преосвященным Филаретом, Епископом Нижегородским, в числе двух лиц: священника и псаломщика. Священником был определен и посвящен окончивший в 1868 г. курс Нижегородской Семинарии Алексей Иванович Раевский, прослуживший на этом месте слишком 21 год[4]. Немало трудов выпало на долю первого священника в новооткрытом приходе и по устроению церкви, и по приведению в порядок прав на церковную землю, и по устроению мирского для помещения священника дома, и по устройству школы, о которой речь впереди. Вся хозяйственная часть по устроению церкви и причта, прежде лежавшая на попечителях, теперь — со времени определения священника -большею частью своей тяжести легла на молодого, только что оставившего ученическую скамью священника. А дела, по самым необходимым и неотложным нуждам новооткрытого прихода, предстояло еще очень много. Церковь имела в то время только один освященный придел, иконостас был еще в том виде, как он вышел из рук столяра и резчика, стены в церкви — бревенчатые и ничем не покрытые, священные сосуды были допущены медные — аплике, книги для богослужения были только евангелие, апостол, псалтирь, часослову служебник, канонник, общая минея, одна книга октоиха и нотный обиход. Большой колокол был 12 пуд. весу, дома для причтов были собраны кое из какого леса и стройкой не окончены; земля церковная межевых документов не имела. Местная летопись должна особенно отметить труды первого священника, прослужившего на этом новом месте более 20 лет.
Вторым священником в с. Пикшени с 15 Октября 1890 года по 6 Ноября 1893 г. был Антонин Митрофанович Миловский; в настоящее время с 18 Ноября 1893 г. при церкви с. Пикшени священствует окончивший курс Нижегородской Семинарии студент Иван Михаилович Богоявленский. Псаломщик со времени открытия прихода доселе состоит переведенный в 1869 году из села Знаменского Ф.И. Знаменский. Церковными старостами при церкви с. Пикшени были крестьяне села: 1) М. Я. Ястребов, до выбора в старосты состоявший (с 1865 по 1869 г.) попечителем строившейся церкви; при нем освящен Николаевский алтарь и поступило в церковь вещей, по крайней мере, на 1500 рублей и заготовлено алебастра для штукатурки трапезы на 150 рублей. 2) Я. С. Батькин (шесть лет); при нем освящен алтарь во имя святых апостолов Петра и Павла, вызолочен иконостас Николаевский за 850 р., оштукатурены стены и потолок в трапезе за 100 р., окрашены пол, стены и потолок в главной церкви за 350 р., два раза крашена кровля, один раз стены снаружи и ограда и кроме того, вещами поступило на сумму около 2000 р. 3) С.Е. Пархаев; при нем вызолочены два придельные иконостаса и сделаны некоторые другие работы, всего на сумму 1100 р., из коих 500 р. пожертвовал из собственных средств,- выкрашены стены в трапезе за 150 р., перелит большой колокол и поступило вещей на сумму до 250 руб. 4) С.И. Богданов; при нем окрашена кровля храма за 183 р., устроены в трапезе 2 печи, поступило вещей на сумму около 300 рублей, устроена новая каменная ограда вокруг церкви и каменное помещение для школы; при нем же привезешь колокол в 106 пуд. 5) С.М. Батькин; при нем на средства, изысканные ново-открытым церковным попечительством в 1892 г., в сентябре храм поновлен: выкрашены стены изнутри и снаружи, сделаны железные кресты на церковь. 6) С 5 Апреля 1894 г. старостой при церкви с. Пикшени состоит управляющей имением наследников г.г. Казанцевых (в 5 верстах от Пикшени, близ д. Аникеевки), Павел Андреевич Горинов. С именем П.А. Горинова связано и возникновение при церкви с. Пикшени весною 1892 г. церковно-приходского попечительства: он первый был избран его председателем.
При церкви с. Пикшени с 26 октября 1890 года существует церковно-приходская школа, помещающаяся ныне в особом, специально для школы устроенном каменном здании против церкви. Законоучителем состоит местный священник, учителем - особое лицо с жалованьем от Епархиального Училищного Совета. Насколько велики возлагаемые на школу надежды, настолько трудно дело обучения малых детей населения, в большинстве состоящего из мордвы, где в семейной жизни дети или вовсе не слышать русской речи, или слышать ее испорченную. Поэтому особенно трудно дается обучение русскому языку. В языке мордвы нет придыхательных согласных звуков, нет родов, падежей... Слово грех мордвин не может произнести иначе, как грек; как о мужчине, так и о женщине выражается он; в избу, на избу говорить — в изба, на изба, а иногда и предлог опускает. При существующем еще соседстве малороссийского элемента, некоторые слова становятся до неузнаваемости непохожими на таковые-же в русской речи. Имя Ефрем, напр., перезвукованное в малороссийское Охрим, у мордвы является в виде Окрем; Фёдор, у великороссов иногда переходящее в Хфёдор, переходить у мордвина в Квёдор, и т. п. Приход с. Пикшени со времени своего основания и доселе состоит из двух селений, — собственно села Пикшени с 1300 душ населения обоего пола, и деревни Аникеевки, верстах в 7 к юго-востоку от села, имеющей около 150 душ обоего пола. Деревня эта образовалась недавно через выселение сюда помещиком В.П. Аникеевым своих крестьян из с. Пикшени, а также и из вышеупомянутого села Гнездилова, почему и название свое деревня получила по фамилии помещика. Господствующее население пикшенского прихода составляет мордва. Но среди них есть несколько семейств и русского происхождения (потомки гнездиловских переселенцев и одного вольно-отпущенного крестьянина, перешедшего в с. Пикшень из с. Знаменского). Все говорят на мордовском языке, но и на русском объясняются довольно свободно за немногими исключениями из женщин и детей, хотя русская речь их значительно пострадала от влияния мордовского языка. Одежда мордвы — мужчин ничем не отличается от одежды русского крестьянина; но в одежде женщин и их украшениях есть много своеобразия. — Крестьяне с. Пикшени и д. Аникеевки все православного вероисповедания и никакими сектантскими лжеучениями не заражены. Но религиозные понятия их, особенно неграмотных, элементарны, слабы, сбивчивы и представляют смесь мордовского язычества и русских народных поверий и обычаев с христианством. Влияние храма и школы, несомненно, много делает в духовном просвещении населения, но многого еще остается желать и ожидать от них в будущем. Нравственное состояние прихода более удовлетворительно: крестьяне добродушны, доверчивы, отзывчивы на всякое доброе дело, трудолюбивы, в требования к жизни неприхотливы и терпеливы, к церкви усердны, уставам её послушны и к внушениям священника внимательны. Конечно, и им свойственны слабости и даже пороки, но в общем и во внешней жизни эти явления составляют исключение.
Скорбную старицу в летописи пикшенского прихода составляет воспоминание о недавних четырех годах, начиная с 1890 года, по тем бедствиям, которые постигли за это время пикшенское население. 1-го августа 1890 года, вследствие шалости малых детей, пожаром истреблено в селе 120 крестьянских домов и дома причта со всеми их пристройками. Пламя быстро пожирало сразу два порядка крестьянских домов с их дворами, амбарами, сенницами, овинами и т. п. Оно шло прямо к церкви и все окончательно упали было духом, видя неминуемую опасность и для церкви. Но в то время как огонь пожирал все строения до храма и, казалось, наступала и его очередь, ветер вдруг изменил свое направление и погнал пламя в сторону на дома и постройки причта, на которых страшная стихия и окончила свой грознокарающий путь. Затем последовал падеж скота, отнявший почти в каждом доме лошадь; наконец, общее бедствие — голодные годы, сказавшиеся здесь особенно резко, а с ними и за ними их неразлучный спутник— тиф разных видов, вырвавший много молодых и сильных людей. Все это в послед нее время довело пикшенцев до крайнего обеднения *). *) Изложенный здесь сведения о приходе села Пикшени заимствованы из летописи сего села, составленной в 1887 году священником А. Раевским, и из дополнительных сообщений священника М. Богоявленекого. [1] Малорусское население кроме Михалкова Майдана находим
казненного при Петре I. Впоследствии часть этого имения отошла к крестьянам, а остальною частью доселе владеют Кочубеи, коим вблизи Пикшени принадлежат до десяти хуторов. [2] Умер лет восемь тому назад в своем имении в селе Хухореве Симбирской губ. Ардат. у. [3] Оба уже умерли; последний в 1894 году. [4] Священник Раевский 13 октября 1890 г. перемещен был по прошению к Вознесенской церкви с. Павлова, Горбатовского уезда. В настоящее время о. Михаил служить священником в з. г. Пьянском Перевозе Княгининского уезда.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.121.132 (0.013 с.) |