Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовно-нравственное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации: из опыта мадоу №5

 

 

И.Л. Люлина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 5 г. Томска

Научный консультант: Т.А. Тужикова, канд.пед.наук, доцент ТГПУ

 

Дошкольный возраст — это важный период, когда закладываются основы для развития личности ребенка. Получая первые знания об окружающем мире, у него начинает формироваться культура отношения к людям и труду, навыки поведения и привычки.

Дошкольный возраст через эмоциональность и чувственность является благоприятным для духовно-нравственного воспитания. Ребенок «должен научиться видеть добро и противостоять негативному влиянию со стороны. Только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребенком, возможно духовно-нравственное воспитание» [1, с. 12].

У каждого учреждения свой опыт в данном направлении. Нашу дошкольную образовательную организацию часто называют вторым домом для детей, где осуществляется процесс духовного развития и воспитания в предметно-пространственной среде.

МАДОУ № 5 - это центр поликультурного и патриотического воспитания,  реализующий технологии театральной и музейной педагогики, игровые и  деятельностные технологии. Педагоги содержательно наполняют образовательный процесс материалами об истории и традициях страны, прививая общечеловеческие ценности.

Какова роль театральной педагогики в этом процессе? Участвуя совместно с родителями и педагогами в театральных постановках, таких как «Под грибом» и других, у детей формируются понятия «сплоченность» и «дружба», а также умения помогать тем, кто попал в беду. Как показал опыт, театральная постановка «Дюймовочка» учит добру, тому, что нельзя быть беспечным и неаккуратным, а «Золотая рыбка» - не быть жадным. «Простоквашино»  учит дружбе и заботе друг о друге, а также оптимизму, самостоятельности, независимости, «Три медведя» демонстрирует ценность семьи.

В рамках духовно-нравственного развития также проводятся коллективные творческие дела как «Масленница», «Колядки», «Сорочинская ярмарка», «Фестиваль дружбы народов». Дети разучивают песни о красоте родного края, исполняют народные танцы, участвуют в национальных музыкальных играх. Изучая сказки, рассказы и стихотворения, ребята совместно с педагогом анализируют поступки героев, формируя картину мира, способствующую социализации в нем.

Поликультурный музей народностей Томской области был создан в МАДОУ № 5 для изучения традиций других культур. К его формированию привлечены родители детей, которые являются потенциальными участниками образовательных отношений в современном детском саду. Активно участвуя в жизни детского сада, родители проявляют выдумку, фантазию, энтузиазм, совместно с детьми посещают памятники города Томска, Монумент «Родина-мать вручает оружие сыну», «Вечный огонь» в честь погибших в годы Великой Отечественной войны.

Изучая культуру других национальностей, мы прививаем детям любовь и уважение друг к другу. Вместе с детьми и родителями удалось посетить постановку «Заюшкина избушка» театра «Скоморох». На практике убедились, что  сказка воспитывает доброту, сострадание, желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Посещение музеев и театров тоже относится к предпосылкам формирования нравственности и духовности у детей дошкольного возраста.         Участвуя в квестах по истории и отечественной культуре «Сподвижники земли Томской», «Моя малая Родина», «По стопам святителя Макария», мы смогли узнать о святынях города, личности Александра Невского. Великие слова сказал М.В.Ломоносов: «Без знаний прошлого нет будущего, без будущего нет настоящего» [2, с. 18].

Формирование здорового образа жизни тоже значимая часть духовно-нравственного воспитания ребенка как гражданина великой страны. Двигательная активность реализуется через праздничные мероприятия и подвижные игры. Мы поддержали инициативу провести утреннюю зарядку для детей нашим папам, на что получили положительный отзыв. Сколько улыбок и море позитива дети получают от совместной деятельности с родителями.

Нравственное и трудовое воспитание осуществляется через ручной труд: поделки открыток для ветеранов Великой Отечественной войны, изготовление подарков для мамы и др. Положительный отклик у детей вызывают и трудовые поручения в течение дня, заучивание песен к утреннику и т.д. В летний период ребята любят ухаживать за растениями на огороде (поливать цветы, рыхлить почву).

Через игру, ребенок выстраивает свою модель мира – каким он его видит и воспринимает. Его ближайшее окружение это семья, друзья в группе и на детской площадке, воспитатель. Осознание значимости семьи для каждого человека, уважение к старшему поколению, желание творить добро, способность сопереживать и бережное отношение к природе – вот что мы пытаемся воспитать в ребенке в дошкольном учреждении.

Литература:

1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.

2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.007 с.)