Звучит романс «Парус», музыка Варламова, стихи Лермонтова в исполнении Олега Погудина, полностью; время звучания 1 минута 30 секунд)??????? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звучит романс «Парус», музыка Варламова, стихи Лермонтова в исполнении Олега Погудина, полностью; время звучания 1 минута 30 секунд)???????

О, времена! О, нравы!

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я долго и мучительно думал, как привлечь внимание молодёжи к творчеству молодого поэта? «Парус»- пожалуй, самое узнаваемое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Есть даже такие люди, которые знают первые 4 строчки или только первые две строчки, но не знают автора.

О, времена! О, нравы! И что интересно? Строки Паруса написаны 17ти летним Михаилом на русском языке в письме написанном по-французски. Письмо адресовано Марии Лопухиной, родственнице поэта, или как называл ее Мишель- мисс Мери( не отсюда ли княжна Мери в «Герое нашего времени»?) Почему я на этом заостряю внимание? Да потому, что молодые люди, из старинных русских дворянских родов, хоть пишут и разговаривают на французском, одеваются по французской моде, но думают все же по-русски. 

А между тем, многие считают Лермонтова преемником Пушкина в русской поэзии. Вернее- в русской литературе. Ведь Михаил Юрьевич писал и романы, и повести, и рассказы, и сказки, а еще около 400х сот стихов и более 20 поэм. А еще- тьму переводов Шиллера, Гетте, Гейне, Бернса, Байрона и др. И все это- за 10 лет! От первой юношеской «Весны»( так называлось первое написанное и первое опубликованное стихотворение Лермонтова) до последних, одним из которых является «Пророк».

 

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

 

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

 

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

 

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

 

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

(звучит стихотворение «Пророк» полностью в исполнении Эдуарда ФРОЛОВА.) 

 

Так ,каким же был Михаил Юрьевич Лермонтов, бунтарь, ушедший молодым?

Красивый юноша с огненным взором, пострадавший за правое дело?

Именно таким представляли нам образ Лермонтова на уроках литературы. и это- правда, но, только отчасти.

Нет однозначно плохих и однозначно хороших людей. в каждом изрядно намешено всего. Так что же намешено в Михаиле?

Пожалуй, начать надо с его бабушки.

 

Арсеньева Елизавета Алексеевна( в девичестве Столыпина) была потомственной помещицей с огромным состоянием. Это была властная женщина, недурна собой и весьма разумная.

Выйдя замуж, например, она перевела 500 душ крепостных с оброка на барщину, что гораздо эффективнее и производительнее. Единственную дочь, Марию Михайловну , будущую мать поэта, она оберегала как коршун, боясь что какой-нибудь разорившийся однодворец запудрит ей мозги. Маша же была девушкой тихой, болезненной, нервной, что не удивительно с такой-то матушкой. И, по закону подлости, за что боролись, на то и напоролись. Мария познакомилась, будучи в гостях, с отставным офицеров Юрием Петровичем Лермонотовым и дала согласие на брак. Естественно Елизавета Алексеевна пришла в ужас от такого зятя.

Юрий Петрович был хорош собою, начитан, обаятелен, добр, немного вспыльчив. Но был у него и существенный недостаток- он был беден. Имение заложено и перезаложено, весь в долгах, три незамужние сестры- все это делало его непривлекательным женихом. Елизавета Алексеевна считала, что капитан в отставке не способен на какое- либо дело, кроме как за барышнями ухаживать. Как оказалось, материнское сердце не ошиблось.

Впрочем, Марии хватило сил и мужества отстоять свой выбор. а может обстоятельства так сложились… кто знает, кто знает…

Родился сын. Отец хотел назвать его Петром, в честь своего отца, но бабушка настояла чтобы назвали в честь деда- Михаилом.

Юрий Петрович, отец Миши, любил свою жену, но по-своему. Когда, через 2 года после рождения сына она умерла, он горько и безутешно рыдал. Но пока была жива- изменял ей с кем только мог: от гувернантки до соседки помещицы. И конечно, после ее смерти, ее властная мать, бабушка Михаила Юрьевича, добровольно принудительно выставила зятя из дому, выписав, правда, ему вексель на 25 тысяч рублей. и стала единственной и полноправной владычицей внука.

 Любила она его безумно. сейчас такой тип матерей называют «яжемать», одним словом, так как чтобы ребенок не делал, плохо ли, хорошо ли, его мать считает, что он прав всегда.

Так было и с юным Мишей. Всё в усадьбе вращалось вокруг него. Михаил Юрьевич ни в чем не знал отказа.

 

Позже, в «герое нашего времени», Лермонтов признался в этом, написав про Печерина: «…таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…» а сам был обласкан вниманием и почитанием бабушки.

 когда Миша, в 14 лет, поехал поступать в университет в Москву, бабушка поехала с ним.

Тихо и ласково, она полностью контролировала жизнь своего обожаемого внука. и вырваться из оков этой любви Лермонтов смог только тогда, когда его отправили на Кавказ. естественно, такие взаимоотношения не могли не сказаться на отношениях поэта с женщинами. Он всех видел глазами бабушки: хищные охотницы до его состояния или ветренные кокетки, не достойные его. и это была одна из причин, почему романы, которые случались у Лермонтова, так и не привели к счастливому браку. о, времена! о, нравы!

Впрочем, на отношения с женщинами влияла и внешность Лермонтова. Михаил Юрьевич никогда не был красавцем. Будкин, который написал портрет Лермонтова, явно очень льстил Михаилу. На самом деле Лермонтов был, пусть и не застенчивым, но не очень общительным молодым человеком, слегка сутулым, с непропорционально большой головой. Роста он был среднего, волосы жидкие, с ранними залысинами.

А золотуха, которой Миша страдал в детстве, сделала его раздражительным и конфликтным. Никто из детей не хотел играть с маленьким Мишей, он был настоящим изгоем. и позже, став студентом московского университета, учась вместе с Белинским, Герценом, Огаревым он не общался ни с этими студентами, ни с другими, не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей. Может, отчасти, сам Лермонтов дает этому объяснение в журнале Печерина на страничке от 3-го июня в романе «герой нашего времени». Я бы с удовольствием процитировал его сейчас, но в виду ограниченности во времени не могу. а вы, друзья, можете взять роман в библиотеке, и уютно устроившись, где-нибудь на скамейке в парке еще по-летнему теплым вечером перечитать не только эту часть, но и весь роман. 

 

 

Уверяю вас, получите глубочайшее удовольствие. а если захватите с собой смартфон( а его вы обязательно захватите) и гарнитуру, то сможете ответить на 2 вопроса по предыдущему подкасту, предварительно прослушав его еще раз.

вопрос 1: строки стихов какого поэта приведены в качестве примера о выборе судьбы?

и 2 вопрос: откуда шла Мария Громославская при первой встрече с Михаилом Шолоховым?

Но вернемся к нашему повествованию…

Конечно, Михаил Юрьевич в предисловии к роману настаивает на собирательном образе героя, но это не значит, что от своего облика и образа он ничего не привнёс. Облик свой, он подарил Вернеру, а образ- Печерину. Но даже и в этом Лермонтов остается самим собой- самовлюбленным и тщеславным. «одна нога у него была короче другой, как у Байрона,»- описывает он Вернера, но сравнивает не с кем-нибудь, а с лордом Байроном, как бы ставя себя на одну доску с ним. да и прозвище Мефистофель Вернеру дал не случайно (хотя «дали друзья», но дал -таки Лермонтов). «…я смело говорю «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…»- не о себе ли он пишет?

Когда Михаила Юрьевича попросили оставить московский университет после 2 курса по причине существенного пробела в базовых знаниях, Лермонтов стал пререкаться с ними. как так?!его, которому ни в чем не было отказа?! его, который знал лучше и больше всех?! да, я…!!!

… и Михаил вместе с бабушкой переезжает в Петербург. Но в столице 2 года обучения в московском университете засчитывать не стали. предложили начать не с 3-го, а с 1-го курса. Оскорбленный Лермонтов ответил решительным отказом. и продолжил обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но, это не словесное отделение университета, это военная школа. и здесь, мягко говоря, не приветствовалось занятие творчеством, да еще в ущерб военным занятиям. 

Два года страдал из-за этого Михаил Юрьевич. тем паче в северной столице он стал душой компании. кутил со своими сверстниками, сводил с ума великосветских прелестниц.

 

Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его язвительные насмешки, его сарказм часто кажутся товарищам излишними. но в то же время эти же товарищи восхищаются его литературными трудами. а Лермонтову есть что почитать им. Кроме стихов, большой резонанс в обществе вызвала «песня про царя ивана васильевича…» обращение к русской истории, былинный размер, яркие герои,- просто не верилось, что эту поэму написал столь юный человек. а драму «маскарад» как ни бился Михаил Юрьевич, не пропускала цензура. Переломным моментом в творчестве, а если взглянуть глубже, то и в жизни Лермонтова стал 1837 год.

27 января 1837 года на черной речке состоялось дуэль Пушкина с Жоржем Дантесом. Слухи о гибели поэта распространились по Петербургу еще до его смерти., дошли они и до Лермонтова. И уже 28 января первые 56 строк стихотворения «смерть поэта» были написаны. 7 февраля Лермонтов дописал 16 заключительных строк, в которых наряду с убийцей виновными в смерти поэта назвал и высший петербургский свет и приближенных к трону. Ведь Жорж Шарль Дантес, в числе других кавалергардов входил в круг друзей- мужчин императрицы Александры Федоровны. 

Самой императрице нравился Лермонтов, как поэт, но императора это стихотворение привело в бешенство. Лермонтова взяли под арест. Разбирательство происходило при личном участии императора Николая первого. и кто знает, какие были бы последствия этого разбирательства, не вступись за Михаила Юрьевича друзья Пушкина (прежде всего Василий Жуковский) и конечно бабушка. Она подключила все свои светские связи, все влиятельные знакомства. в результате её внука «с сохранением чина» перевели в нижегородский драгунский полк, стоящий в то время на Кавказе.

Из Петербурга Лермонтов уезжал знаменитостью. Скандальной знаменитостью.

Так и хочется воскликнуть: о, времена! о, нравы! только о каком времени- о тех летах, или о сегодняшних ?

Первая кавказская ссылка длилась всего несколько месяцев. но почему- ссылка?

Лермонтов - офицер, поручик, едет служить туда, куда приказано. А в Кавказ он влюблен еще с детства, с той поры. когда бабушка возила его лечиться.

 «Горы кавказские для меня священны»- писал поэт. да и ему, 22х летнему молодому человеку наконец-то представилась возможность вырваться из-под опеки любвеобильной бабушки. Плюс к тому, огромное количество материала для творчества: «Мцыри», «Демон», «Водное общество» Пятигорска, «Герой нашего времени», поездка в Тифлис (нынешний Тбилиси). но…

Неутомимая бабушка, которая не находила себе места без внука, которой было без него худо и думала, что и ему без нее не хорошо, выхлопотала Лермонтову место в лейб-гвардейском полку в Петербурге, хотя он ее об этом не просил и не собирался просить. Ему нравился Кавказ, он влюбился в него. но пришлось вернуться от бурных рек, обнявшихся как сестры, от деревьев, сошедшихся на поляне, как братья в танце, от «причудливых как мечты» горных хребтов в сырой промозглый Петербург.

Времени с его скандального отъезда, прошло мало и его не забыли. наоборот, Лермонтов стал звездой Петербурга. «Надо вам сказать, что я самый несчастный человек, и вы поверите мне, когда узнаете, что я каждый день езжу на балы:»- пишет Михаил Юрьевич Лопухиной.

«я пустился в большой свет; в течение месяца на меня была мода, меня буквально разрывали. это, по крайней мере, откровенно. Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, старается осыпать меня лестью; самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастаются ими, как величайшей победой. тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ- отказали.»

Кавказ! далекая страна!

жилище вольности простой!

а говорили- ссылка! Кавказ — это воля, по крайней мере для Лермонтова. Глоток чистого воздуха, в прямом и переносном смысле. а Петербург… его не радует ни сам город, ни люди в нем.

увы! Как скучен этот город,

с своим туманом и водой!

куда не взглянешь, красный ворот,

как шиш, торчит перед тобой;

… доволен каждый сам собою,

не беспокоясь о других,

и что у нас зовут душою,

то без названия у них!..

 

Скучно! Надоели ежедневные балы, глупенькие ветренные кокетки, не более умные франты. да и не сходился Лермонтов с его характером, ни с кем. Единственной отдушиной для него была литература. Он писал, писал много, писал хорошо.

В то время книги выходили небольшими тиражами, в 100-300, максимум 600 экземпляров. даже у Пушкина наибольший тираж был в 1200 штук. Дальше города и глубже интеллигенции эти книги не шли и не раскупались сразу, бывало, продавали годами. (что-то это мне напоминает… о, времена! о, нравы!) и вот выходит новая книга Лермонтова - две поэмы и около 40 стихотворений. Тираж- 1000 экземпляров. и- о, чудо! -раскупили мгновенно!

После очередного скандала, виновницей которого стала дуэль с сыном французского посла, Лермонтов снова оказался на Кавказе. и для него это было не наказанием, а избавлением от скучной столичной жизни. Он, с азартом, участвует во многих сражениях, много пишет, обдумывает план издания собственного журнала.

В феврале 1841 года Михаил Юрьевич приезжает в отпуск в Петербург, хлопочет о публикации поэмы «Демон». В апреле получает приказ: в течение 48 часов выехать из города в тенгинский пехотный полк, дислоцированный в темирхан- шуре( ныне город буйнакск, респ. дагестан). к июлю Лермонтов добирается до Пятигорска. В его записной книжке уже лежат тексты стихов «Сон», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». что это? мистика? божье провидение? чувство собственной кончины?

 

«в полдневный жар в долине Дагестана

с свинцом в груди лежал недвижим я;»

 

До Дагестана Михаил Юрьевич не доехал.

В Пятигорске встретил своего однокашника по школе прапорщика, Мартынова. «мартыш» жил в городе вместе с сестрами. с младшей, Натальей, Лермонтов крутил романы еще в первый свой приезд (или ссылку, если вам так угодно). Но, то ли из-за язвительного языка задиры Лермонтова, то ли из-за брошенной им Натальи и желания Мартынова восстановить честь семьи, (в этом пусть разбираются лермонтоведы или мартыноведы) произошла дуэль. 

Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов, долго целясь, так долго, что секунданты хотели уже прекратить дуэль, все же выстрелил в Лермонтова.

На тот момент Михаилу Юрьевичу было всего 26 лет. он создал сотни великих произведений.

Кто-то, узнав о его смерти, говорил, что туда ему и дорога, но большинство осознавали, что русская литература, в очередной раз, после Пушкина, «осиротела» и лишилась множества великих произведений. о, времена! о, нравы!

 

p.s.: и пусть в память о великом поэте прозвучит романс Елизаветы Шаниной на одно из последних стихотворений Лермонтова в исполнение Сергея Лемешова «выхожу один я на дорогу».?????

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.014 с.)