Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-петербургский государственный электротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (ленина)»

 


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»

(СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

 

 

ЭССЕ на тему

 

«Основные направления повышения энергоэффективности»

Дисциплина

 

«Энергоменеджмент»

 

для подготовки магистров по направлению

«Электроэнергетика и электротехника»

 

Факультет Электротехники и автоматики

Кафедра Робототехники и автоматизации производственных систем

 

Выполнили:

 

Студенты группы 3405

 

Шкандюк Д.О.

  Ф.И.О.                                          подпись

 

Проверил:

 

 

 

Сыроватская

  Ф.И.О.                                          подпись

 

« » ___________ 2019г.

 

 

 

Санкт-Петербург

Актуальность:

Актуальность повышения эффективности управления энергосбережением и повышения энергетической эффективности обусловлена тем, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40 % (403 млн т условного топлива, т у. т.) от уровня потребления энергетических ресурсов. Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее — ВВП) в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5—3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран.

Россия — одна из немногих стран, которые являются энергоизбыточными, а, следовательно, и энергонезависимыми, что не способствует бережному отношению к энергоресурсам. Россия располагает 32 % мировых разведанных запасов газа, 13 — нефти, 25 % — угля. Современная российская экономика энергорасточительна, что существенно снижает ее конкурентоспособность. По энергоэффективности Россия занимает 12-е место в мире, несмотря на то, что в последние годы энергоемкость российской экономики достаточно быстро уменьшалась. В Концепции долгосрочного социально-эконо- мического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. не менее чем на 40 % по отношению к уровню 2007 г. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года планируется сокращение к 2030 г. удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программно-целевых методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований

К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что культура потребления энергии в нашей стране не на самом высоком уровне. Не будем в этой статье подробно вдаваться в причины, укажем лишь, что на это очень сильно влияет менталитет нашего народа, не привыкшего экономить энергетические ресурсы, и изношенность основных фондов, большей частью введенных в эксплуатацию еще в прошлом столетии. В то же время нужно понимать, что энергоэффективность и энергосбережение — ключевые понятия обеспечения эффективности как бизнеса, так и государства в целом. При этом именно промышленность (бизнес) первая пожинает плоды нерационального использования ресурсов, что отрицательно сказывается на себестоимости производства. Так, любой бизнес строится на балансе доходов и издержек производства (постоянных и переменных), в число которых непременно входят затраты на потребляемую энергию — будь то тепловая, электрическая или любая другая. И чем они меньше, тем лучше себя чувствует бизнес. А он, в свою очередь, в совокупности своей создает ВВП страны.

Теоретическая часть:

Энергетическая эффективность – это отношение полезного эффекта, полученного от использования энергетических ресурсов, к величине затраченных ресурсов на получение этого эффекта. Энергоэффективность направлена на экономически и социально оправданное снижение затрат энергии для производства единицы продукции или услуг при существующем уровне развития техники и технологий.

Россия очень богатая страна. На ее территории сосредоточено около 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, 23 % угля и 14 % урана. Примерно одна седьмая часть мирового производства первичных ресурсов приходится на долю России. Это позволяет обеспечивать как собственную энергетическую безопасность, так и экспортировать ресурсы в другие страны.

1) С 1995 по 2011 гг. принято несколько законов и программ по энергосбережению, в которых были определены основные принципы и направления энергосбережения в России. Закон, принятый в 2009 г. [3] направлен не только на энергосбережение, но и на энергоэффективность. В нем обозначены более конкретные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности во всех отраслях экономики и в быту:

• введен запрет на производство и использование обычных осветительных ламп накаливания с целью перехода на использование энергосберегающих осветительных ламп и систем;

• запрет или ограничение производства и оборота товаров, имеющих низкую энергоэффективность;

• все бытовые приборы, компьютеры и другая техника должны иметь информацию о классе энергетической эффективности в документации и на этикетках;

• запрещен ввод в эксплуатацию новых и прошедших капитальный ремонт зданий, строений и сооружений без энергетического обследования, наличия энергетического паспорта, указателя класса энергоэффективности и показателя удельного расхода энергетических ресурсов;

• обязательный учет производимых, передаваемых и потребляемых энергоресурсов путем установления приборов учета электрической и тепловой энергии на зданиях юридических лиц, госучреждений и жилых домах;

• при закупке любых товаров для государственных нужд должны устанавливаться минимальные требования по энергоэффективности;

• обязательная разработка и утверждение согласованных программ по энергосбережению и энергоэффективности для субъектов РФ, муниципальных образований и организаций с распределением обязанностей и установлением порядка их выполнения.

2) В конце января 2013 года Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым были представлены и определены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. В частности, были отражены основные задачи, поставленные в области энергетики: снижение энергоемкости российской экономики и повышение ее энергетической эффективности, ускоренная модернизация технологической базы, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие экспортного потенциала, формирование внутренней конкурентной среды, а также надежное энергоснабжение для всех групп потребителей

Для реализации этих задач минэнерго России разработало государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» на период 2013–2020 годов.

Итогом выполнения госпрограммы должно стать снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 13,5% по сравнению с 2007 годом. Обозначены также показатели сокращения выбросов парниковых газов (393 млн т), процентное соотношение на затраты программ инновационного развития (3% к выручке предприятий), доля организаций, осуществляющих технологические инновации (в общем количестве организаций к 2020 году – 25%).

3) Для повышения энергоэффективности России предлагается создание управляющих центров энергоэффективности и внедрение в организационные схемы управления на региональном уровне систем менеджмента энергоэффективности. Предполагается, что управление должно способствовать не только социально-экономическому развитию регионов, но и отраслевому взаимодействию между предприятиями субъектов РФ. Следовательно, для обеспечения энергоэффективности предлагаемая система должна обеспечить взаимодействие и контроль между всеми субъектами: на региональном уровне – между предприятиями, на государственном – между регионами (рис. 3).

Россия – единственная страна в мире, которая, не имея рыночной экономики, отдала электроэнергетику в частную собственность. В результате с электроэнергетикой произошло то же, что и с промышленностью. Некогда мощный электроэнергетический комплекс, созданный трудом нескольких поколений, доведен собственниками до критического состояния. Для того чтобы реально перейти к осуществлению программы энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо в первую очередь ликвидировать ветхое жилье, навести порядок в ЖКХ и восстановить электроэнергетику как основу для развития промышленности.

Для реализации важнейших направлений программы энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо установить жесткий контроль над целевым использованием бюджетных инвестиций и расходованием выручки от продажи энергии; обеспечить соответствующий уровень платежеспособности потребителей ТЭР; воспитать культуру разумного энергопотребления и энергосбережения у всех слоев населения – от руководителей всех уровней до жителей, использующих энергию. Для реализации важнейших направлений программы энергосбережения и повышения энергоэффективности необходимо установить жесткий контроль над целевым использованием бюджетных инвестиций и расходованием выручки от продажи энергии; обеспечить соответствующий уровень платежеспособности потребителей ТЭР; воспитать культуру разумного энергопотребления и энергосбережения у всех слоев населения – от руководителей всех уровней до жителей, использующих энергию для своих нужд. Это все стратегические задачи государства, решить которые при существующем развале промышленности, электроэнергетики и ЖКХ очень сложно, но работать над их решением необходимо ежедневно сейчас.

Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов. Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программноцелевым методом обусловлена следующими причинами:

1) комплексным характером проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, и необходимостью координации совместных усилий;

2) необходимостью эффективного расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов и снижения рисков социальноэкономического развития муниципальных образований;

3) необходимостью согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, республиканском и местном уровнях;

4) недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимостью софинансирования из федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников.

 

Практическая часть:

Одной из слабых сторон российской энергетики является слаборазвитая индустрия энергосберегающих технологий и недостаточный спрос на эти технологии, энергосбережение еще не стало нормой жизни. Корни этой проблемы уходят не только в энергетический кризис 1973 г. Дело в том, что большинство стран Западной Европы являются импортерами топливноэнергетических ресурсов. В качестве наглядного примера можно привести сравнение цен на электроэнергию (рис. 1).

Рисунок 1. Цены на электроэнергию, потребляемую населением в странах Европы.

Приведенные на рис. 2 данные соответствуют первому полугодию 2011 г. [5]. Как видно, самую дорогую электроэнергию среди европейских стран получает Дания (11 руб./кВт·ч) из-за отсутствия своих топливных запасов и гидроресурсов для производства энергии, а также введенного запрета на атомную энергетику. Если из всех рассмотренных стран сравнивать богатейшие, у которых ВВП на душу населения составляет более 30 тыс. дол. США, самой дешевой электроэнергией пользуется Франция (5,2 руб./кВт·ч), где активно развивается атомная энергетика. Среди 37 рассмотренных Европейских стран Россия занимает пятое место с ценой электроэнергии 2,2 руб./кВт·ч. Это значение в 5 раз меньше, чем у Дании, и в 2,5 раза меньше среднего значения по Европе. Следует отметить, что представленные данные соответствуют ценам на электроэнергию для населения стран, отличная ситуация будет наблюдаться при рассмотрении стоимости промышленной электроэнергии, однако это не меняет основной тенденции.

Данный пример наглядно демонстрирует, что тарифы на электроэнергию в большей степени определяются наличием собственных энергоресурсов и мощностей, хотя также в значительной мере могут определяться и политикой правительства стран. В силу высоких цен на электроэнергию население большинства стран запада имеет более высокую экономическую мотивацию к экономии энергоресурсов, чем население России. Государственные политики зарубежных стран применяют для своего населения довольно большой перечень экономических стимулов. Некоторые примеры представлены в таблице 1.

Государственные политики зарубежных стран применяют для своего населения довольно большой перечень экономических стимулов. Некоторые примеры представлены в таблице. Приведенные в таблице механизмы стимулирования энергоэффективности не являются единственными. Важным является наличие данного способа и возможность его применения для повышения эффективности использования энергетических ресурсов.

Таким образом, результаты функционирования энергосберегающих мероприятий в зарубежных странах являются прямым доказательством доброкачественного функционирования используемых ими механизмов. Особое внимание следует обратить на механизмы стимулирования энергосбережения, т. к. в нашей стране, как выяснилось, они до сих пор отсутствуют, в то время как за рубежом умело и эффективно используются уже длительное время. Здесь, несомненно, идет речь о прямых механизмах стимулирования, которые должны применяться исключительно к непосредственному потребителю энергетических ресурсов или к производителю энергоэффективных технологий.

 

 

Таблица. Анализ механизмов стимулирования энергосбережения в разных странах и его результат.

         

Что касается промышленности то, основными целями выполнения программы мероприятий по повышению энергоэффективности предприятия являются:

· увеличение эффективности использования энергоресурсов на единицу продукции предприятия;

· уменьшение финансовых затрат за счет снижения платы за энергоресурсы, топливо;

· получение дополнительной прибыли за счет уменьшения платы за энергоресурсы и увеличение региональных и местных бюджетов за счет дополнительных поступлений налогов.

Достижение этих целей обеспечивается путем проведения мероприятий по энергосбережению и внедрения систем учета, путем применения передовых технологий и разработки продуктивных финансово-экономических рычагов управления производством, потребления и транспортировки энергоресурсов. Основными принципами программы мероприятий по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения предприятия являются:

· первоочередность увеличения энергоэффективности над повышением объемов производства;

· объединение интересов производителей и поставщиков энергоресурсов и потребителей;

· обязательность выполнения природоохранных требований к добыче, переработке, транспортировке и использованию энергоресурсов;

· первоочередность учета предприятиями производимых или используемых ими энергоресурсов, а также учета физлицами получаемых энергоресурсов;

· сертификация диагностического, энергосберегающего и энергопотребляющего оборудования, конструкций, транспортных средств, материалов и энергоресурсов;

· заинтересованность поставщиков и производителей энергоресурсов в использовании новейших технологий;

· выполнение мероприятий по энергоэффективности на возвратной основе или собственными средствами;

· улучшения социальных и бытовых условий для персонала предприятия.

Структурно план мероприятий по повышению энергоэффективности состоит из следующих частей:

1. Общей части, в которой сформулированы задачи и цели программы повышения энергоэффективности. Большое внимание уделяется стимулированию поставщиков и потребителей энергии, принципу возвратности финансовых средств, затраченных на осуществление мероприятий по энергосбережению.

2. Нормативно-правовая часть включает список обязательных нормативно-правовых актов, учитываемых при разработке плана. Программный блок – основная часть программы мероприятий по повышению энергосбережения и энергоэффективности предприятий. Он включает перечень проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ, а также организационно-технические мероприятия в области энергосбережения.

3. Информационно-образовательный блок включает рекламу идей энергосбережения, а также рекомендации по подготовке специалистов по энергосбережению.

Вывод:

Повышение энергоэффективности в России приведет к следующим положительным изменениям:

1. Повысится энергетическая безопасность страны.

2. Усилится антикризисная устойчивость предпри­ятий, отраслей и государственной экономики в целом.

3. За счет снижения энергоемкости и энергопотре­бления может быть решена проблема нехватки энергии в некоторых регионах страны.

4. Разработка российских проектов энергоэффектив­ности будет способствовать интеграции науки и образо­вания в область реальной экономики и реализации стра­тегии импортозамещения.

5. Технологические инновации в области повышения энергоэффективности и модернизация основных средств приведут к диверсификации экономики на условиях им­портозамещения и созданию новых рабочих мест.

6. Сбережение энергии на внутреннем рынке может способствовать повышению объемов экспорта энергоре­сурсов.

7. За счет экономии энергетических ресурсов увели­чатся региональные и федеральный бюджеты.

8. Повысится конкурентоспособность российских то­варов на внутреннем и внешнем рынках.

9. За счет снижения энергопотребления потребители также могут сэкономить денежные средства в условиях продолжающегося роста тарифов на электроэнергию.

10. Снизится антропогенная нагрузка на окружаю­щую природную среду за счет сокращения выбросов парниковых газов

Вследствие изложенных соображений очевиден тот факт, что повышение энергоэффективности играет важ­ную роль в переходе к принципиально новой экономике. Государственные органы власти Российской Федерации принимают определенные меры для повышения энер­гоэффективности. Однако необходимо разрабатывать новее механизмы повышения энергоэффективности, одним из которых может стать создание управляющих центров энергоэффективности.


 

Литература:

1. А.С. Яковлев, Г.А. Барышева; ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

В РОССИИ НА ФОНЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2. Самарина Вера Петровна,  ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ МИРА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

3. Выступление на заседании правительсва Российской федераци .ОСНОВНЫЕ НАПРАВлЕНИЯ ПОВЫшЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.011 с.)