Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности внд человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание».

 

Тема урока биологии в 9 кл: 28.04.20

                                                30.04.20

«Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание».

КЛАССНАЯ РАБОТА.

Прочитать § 55 и 56

Ссылка на видеоурок к § 56

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8668013319824770829&text=урок%20биология%20Особенности%20ВНД%20человека.%20Познавательные%20процессы.&path=wizard&parent-reqid=1587380191438226-1413242107173659949500137-production-app-host-man-web-yp-45&redircnt=1587380588.1

Познавательные процессы» из электронного пособия).

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради бога, - размышляйте,

 и хотя криво, - да сами.

Г.Лессинг

1. Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

 

2. У человека и животных есть первая сигнальная система, центры которой находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители внешнего мира и служит основой для образования условных рефлексов.

У человека существует и вторая сигнальная система, в которой условным раздражителем является слово. Слово и речь повысили способность человека отражать внешнюю среду, использовать опыт поколений. Они обеспечили человеку высшие свойства нервной системы – сознание и мышление.

3. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание - продукт мозга и общественной жизни человека.

 

4. Мышление, или рассудочная деятельность – сложнейший вид мозговой деятельности организма в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своем поведении.

Приспособительный характер поведения определяется условно – рефлекторной деятельностью организма, образованной на базе безусловных рефлексов (по И.М.Сеченову и И.П.Павлову).

5. Мышление – это способность человека при помощи слов и образов выразить свое отношение к предметам и явлениям, различным состояниям своего организма, благодаря которым возникают временные связи, являющиеся физиологическим аппаратом мышления. При необходимости временные связи извлекаются из памяти, происходит образование различных их комбинаций и человек обобщает увиденное или услышанное (абстрактное мышление). Абстрактное мышление характерно только для человека. Оно позволяет развивать свои способности, науку, создавать культурные ценности.

 

6. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление

7. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении (запоминании), сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

8. Виды памяти:

· по преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная;

· по уровню организации: наглядно – образная, словесно – логическая, эмоциональная, феноменальная;

· от длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная.

9. Мотивация – активное состояние мозговых структур, побуждающее совершать действия, направленное на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведения. С мотивациями тесно связаны эмоции.

Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Изучить § 55 и 56, записать ОК.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ (в тетради):

1. Новорождённый ребёнок, когда его первый раз прикладывают к груди, сразу начинает производить сосательные движения. Какой у малыша это рефлекс: безусловный или условный?

2. Сила хватательных движений у новорождённых настолько большая, что они способны повиснуть, ухватившись своими ручонками за пальцы взрослого человека. Каково значение этих рефлексов для человека и животных?

3. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

4.Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

5. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

6. Какое значение для поведения животных имеет внешнее торможение? Приведите примеры.

7. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

8. Слову свойственна обобщающая функция. Объясните, в чём заключается смысл слов «гроза», «мебель».

9. Приведите доказательства связи мышления со строением и физиоло-гическими процессами, протекающими в коре больших полушарий.

10. От гнева и возмущения у человека участилось сердцебиение. Объясните, физиологический механизм этого явления.

11. Может ли человек управлять своими эмоциями?

12. Какова роль воли и сознания в управлении привычками?

13. Перечислите качества ума человека.

14. В чём должен заключаться правильный режим дня школьника?

15. Что будет являться активным отдыхом для ученика, а что - для водителя?

16. Почему, когда животное попадает в новую обстановку, оно начинает её исследовать не сразу, а через некоторое время?

17. С точки зрения рефлекторной теории:

почему собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери.

18. Будет ли выделяться слюна у человека при виде апельсина, который он увидел первый раз в жизни?

19.Какая существует связь между безусловными и условными рефлексами?

20. Почему ребёнок, который получил ожог, стал подальше держаться от огня?

21. Объясните слова В. Маяковского:

« Слово- полководец человеческой силы!»

22. Почему у некоторых людей лай собаки вызывает усиление сердцебиения?

23. Почему водитель машины, если ему сказать: « Впереди яма», тормозит, хотя яму он не видит?

24. Почему происходит задержка чихания, если потереть переносицу?

25. Почему во время чтения интересной книги вы вокруг себя ничего не замечаете?

26. Почему у опьяневшего человека «нечленораздельная» речь?

27. Ученику сказали что был звонок, он побежал в кабинет на урок;

объясните, с какой функцией слова мы встречаемся в данном примере.

28. Как объяснить, что во время сильного испуга человек может на некоторое время лишиться речи?

29. Как вы можете объяснить выражение: « у страха глаза велики».

30. Как вы понимаете фразу:

«Человек субъективно отражает явления внешнего мира?» Какими опытами это можно обосновать?

31. Верно ли, что « чужая жизнь - потёмки». Свой ответ обоснуйте.

32.Почему отдых должен быть активным? Приведите примеры.

Приготовьте реферат на тему «Значение образования и торможения условных рефлексов у животных».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.254 (0.008 с.)