Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № Обратная связь. Способы опроса. Письменные контрольные работы
Лекция № Обратная связь 1. Организация обратной связи – наиболее уязвимый участок работы преподавателя. Здесь в наибольшей степени требуется профессиональная подготовка и опыт. Следует научиться приемам обратной связи и овладеть технологией опроса. Трудности: *как добиться, чтобы во время опроса продуктивно работала вся аудитория; *как добиться, чтобы вызванный студент давал полный ответ. 2. Опыт показывает, что при редком опросе студенты перестают готовиться к занятиям. Но дело не только в контроле. В процессе опросов знания закрепляются, совершенствуются речь и мышление. 3. Опрос – это первая проверка на практике полученных знаний. Задачи опроса: 1) контроль; 2) закрепление полученных знаний, 3) проверка способности применять знания на практике (развитие нужных навыков); 4) ликвидация пробелов; 5) приобретения новых знаний; 6) развитие самостоятельности студентов и выяснение точек зрения студентов; 7) активизация процесса обучения; 8) развитие мышления. 4. Этапы осуществления обратной связи: 1) в ходе самого объяснения материала (преподаватель, объяснив, вычленив отдельные структурные элементы темы, тут же обращается к разным студентам, сильным, средним и слабым, с требованием повторить, уточнить, привести примеры, привести цитату из первоисточника; студенты участвуют в самом процессе формирования знаний, думают, ищут ответ, уясняют; если преподаватель обнаруживает непонимание, то проясняет изложенное, тут же добивается усвоения трудного материала. 2) после изучения раздела или подтемы (это текущий опрос, преподаватель обеспечивает проверку усвоения терминов, дат, фактов, названий, иностранных слов, правил, фактического материала, а также способности дать связный ответ на вопрос по текущему материалу с объяснением связей, расширением задач и т.д.); 3) итоговая проверка материала по целым разделам, темам, по итогам семестра (преподаватель проводит обобщающий опрос, тест, экзамен). 5. Способы опроса Индивидуальный опрос – самый простой способ опроса. Преподаватель ставит перед аудиторией вопрос, несколько секунд выжидает, чтобы все студенты хотя бы некоторое время подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных студентов. Студент ответил, преподаватель обращается к аудитории с предложением дополнить или исправить ошибки, допущенные при ответе. Затем ставится новый вопрос и повторяется то же, что и при первом вызове. Преподаватель успевает опросить таким образом от 2-4 человека. Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ: 1) вся аудитория слушает одного человека и анализирует его ответ; 2) ответ абсолютно самостоятельный (оценка ставится за знание фактического материала, за логическую стройность изложения, за выразительность и точность языка). Но индивидуальный опрос имеет недостатки: 1) трудно держать в напряжении всю аудиторию, 2) возможно опросить лишь небольшое количество студентов; 2) нельзя проверить навыки студентов в составлении планов и тезисов, решении задач, выполнении практических работ. Приемы привлечения всех студентов к работе: - ставится вопрос и предлагается всем студентам составить план ответа или выполнить упражнение. Затем вызывается студент, остальные следят по плану и после ответа дополняют, исправляют ошибки, уточняют; - преподаватель задает вопрос, предлагает подумать, затем вызывает одного отвечать, а другим дает задание фиксировать в своей тетради пробелы, неточности; При этом в отдельных случаях разрешается использовать учебник, конспект. Студенты обязаны слушать и быть готовыми продолжить ответ, развить какую-то мысль, привести пример и т.д. Фронтальный опрос – это контрольный опрос на занятии всех или большинства студентов, проверка степени и основательности усвоения ими учебного материала. Организация опроса должна быть четкой, вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Фронтальный опрос имеет ряд положительных сторон: • позволяет охватить проверкой многих студентов; • выработать способность к краткому, но точному ответу; • обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию; • отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения; • вовлекает в работу аудиторию, держит в напряженном внимании всех студентов; Недостатки фронтального опроса: • ответы слишком кратки, не приучают к развернутым ответам; • не отрабатываются переходы от одной мысли к другой; • не позволяет вскрыть всей глубины знаний студентов; • недостаточно развивает логическую и языковую культуры студентов. Комбинированный опрос. Вызываются одновременно 3-4 студента. Один отвечает устно, как при индивидуальном опросе или фронтальном, остальные письменно на доске или за партой на отдельном листочке. После устных ответов студентов преподаватель проверяет письменные ответы, задает 1-2 небольших вопроса и выставляет оценку. Комбинированный опрос позволяет в течение 20 минут опросить в среднем от 5 до 10 человек, он дает возможность проверить и выработать умение составлять планы и тезисы, решать задачи и выполнять упражнения. Комбинированный опрос дает возможность за сравнительно небольшое время проверить знания студентов по большому разделу программы. Недостатки: - сразу вызывается несколько студентов, остальные успокаиваются внутренне, выключаются из работы; - преподавателю приходится одновременно вести наблюдение и за аудиторией, и за вызванными студентами, и за устным ответом. Это дается далеко не всем преподавателям.
Основным видом опроса является устный опрос. Никакой письменный ответ не сможет заменить устного. Но это обстоятельство вовсе не исключает письменную контрольную работу как один из способов опроса. Устный опрос не может выполнить всех задач опроса: при помощи устного опроса невозможно осуществить непрерывный контроль за всеми студентами (без такого контроля работоспособность студентов резко понижается). Письменные контрольные работы – одно из средств опроса и проводятся с тремя целями: • проверка знаний всех студентов по данной теме; • стимулирование непрерывной систематической работы студентов; • развитие способности в письменном виде сжато излагать материал. Многие преподаватели очень часто проводят письменные работы, что позволяет непрерывно следить за процессом усвоения знаний теоретического курса и навыков в применении полученных знаний на практике.
Работа над ответом студента Опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний студентов, развитием их языковой культуры и мышления, способности давать развернутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Нельзя ограничиваться только изложением фактов, главное в ответе студента – рассуждения, самостоятельный анализ, объяснение явлений. Работа над ответом студента – один из решающих факторов формирования знаний. Существует целая система работы по выработке умений студентов давать полный и глубокий ответ. Вот наиболее доступные приемы: • преподаватель сам дает полный ответ на поставленный вопрос, демонстрируя образец ответа (возможно повторение ответа студентами); • составляются планы и совместными усилиями подбирается и выстраивается материал; • в отдельных случаях разрешается пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями; • после ответа студента производится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах; • время от времени пишутся краткие письменные ответы; • преподаватель дает краткий анализ ответа студента, не допуская односложных ответов, не вмешиваясь в ход ответа, не задавая постоянно наводящих и подсказывающих вопросов.
Тематический учет В целях систематической проверки знаний студентов по каждой теме и недопущения образования пробелов, преподаватель проводит тематический учет. В законченном виде такой учет предполагает специальный зачет по каждой теме, что требует дополнительного времени, поэтому применяют комбинированный способ тематического учета. После каждой темы проводятся контрольные работы, обобщающие опросы. Студенты получают вопросники (что следует подготовить, знать и уметь после изучения каждой темы). Во время текущего опроса в своем плане практического занятия, лекции, семинаре, преподаватель имеет лист чистой бумаги, в котором фиксируется, что не знает тот или иной студент, это же фиксируется и после контрольной работы и обобщающего опроса. Каждый студент знает, что если он плохо ответил или сделал ошибку в контрольной работе, он должен пересдать всю тему. Преподаватель не имеет права поставить последующую положительную оценку по «новому» материалу, пока не убедится, что обнаруженные пробелы ликвидированы. Тематический учет даже в такой упрощенной форме стимулирует систематическую работу и позволяет быстро ликвидировать отставание. Одним из видов обратной связи является систематическая проверка выполненной домашней работы. Существуют простые и эффективные способы проверки: • просмотр тетрадей студентов в аудитории; • чтение и разбор отдельных частей задания; • взаимопроверка (студенты проверяют работы друг у друга); • проверка домашних заданий при опросе (студенты выходят к столу преподавателя со своими тетрадями).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.009 с.) |