![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень вопросов для итоговой аттестации
1. Сущность глобальных проблем. Предмет глобалистики. 2. Причины возникновения и обострения глобальных проблем современности. 3. Задачи отдельных направлений глобалистики: философского, экономического, политического, прогностического, географического, социологического, антропоэкологического и культурологического. 4. Характеристика базовых критериев классификации глобальных проблем: а) по остроте проявления; б) по времени (очередности) возникновения; в) по возможности позитивного решения (смягчения). 5. Управление процессами глобализации – миф или реальность. 6. Видение глобальных проблем современности через призму будущей профессиональной деятельности. 7. Основные тенденции развития глобалистики и сложившиеся концепции глобализации. 8. Образы мирового порядка Роланда Робертсона. 9. Сходство и различие глобально-агрегированных прогностических моделей Дениса Медоуза. 10. Сущность концепции устойчивого развития. 11. Сущность концепции демократического капитализма Луиса и Патриции Келсо. 12. Роль средств массовой коммуникации в регулировании всей системы взаимосвязей человека, общества и природы. 13. Сущность модели транснационального государства Ульриха Бека. 14. Сущность и взаимосвязь основных принципов разрешения глобальных проблем современности: демократизации, демилитаризации и гуманизации. 15. Всемирный саммит по устойчивому развитию, проходивший в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге: итоги и перспективы. 16. Роль массовых социальных движений и организаций в решении глобальных проблем современности (антиглобализм). 17. Сущность проектов глобального моделирования Д. Форрестера и Д. Медоуза. 18. Особенности исследования социальных систем, определения целей глобальных системных моделей (как универсальных, так и специализированных). 19. Проблемы разработки методологии социальных индикаторов, измерения параметров конкретной личности. 20. Связь социальных индикаторов с экономическими, политическими, экологическими, климатическими и другими системами индикаторов. 21. Оценка возможных сценариев становления транснационального гражданского общества или международного терроризма и эгоценризма. 22. Современная прогностика: основные идеи и концепции.
23. Моделирование ГПС: типы, цели и критерии. 24. Проблемы изменения личности в глобальном мире. 25. Проблема предотвращения ядерной войны и сохранения мира на планете как сверхпроблема или метапроблема. 26. Проблема преодоления отсталости слаборазвитых государств. 27. Проблема повышения уровня организованности и управляемости мировым сообществом. 28. Комплекс проблем природно-экономического характера. 29. Проблемы экологии как наиболее острые проблемы человечества. 30. Пути решения глобальной энергетической проблемы. 31. Проблема обеспечения сырьевыми ресурсами. 32. Пути решения продовольственной проблемы. 33. Проблема Мирового Океана. 34. Проблемы межнациональных отношений, демографии, кризиса культуры, нравственности, семьи, дефицита демократии, охраны здоровья как социальная бомба. 35. Проблема предотвращения массовой гибели людей на планете. 36. Специфика решения проблем чисто научного характера. 37. Бюрократизм, эгоцентризм, национализм как вечные проблемы человечества. 38. Возможности противостояния транснационального гражданского общества международному тоталитаризму. 39. Социальные последствия глобализации экономики. 40. Проблемы развития техносферы (технологические аварии, урбанизация и т.д.) 41. Международные конфликты и способы их урегулирования. 42. Роль международных организаций в создании международной системы безопасности. 43. Межконфессиональные конфликты в современном мире. 44. Терроризм и международный тоталитаризм как глобальная проблема. 45. Демографические проблемы в современном мире.
1. Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Глобалистика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире. Глобалистика выступает как аналитическая дисциплина пока ещё с размытыми контурами своего предмета исследования. Отсюда многоголосие исследователей, отдающие приоритет в глобалистике, соответственно, политике, экономике, социологии или культуре[1]. Глобалистика выявляет сущность, тенденции и причины процессов глобализации, других глобальных процессов и проблем, поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов. Термин «глобалистика» также употребляется для обозначения совокупности научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем, включая полученные результаты таких исследований и практическую деятельность по их реализации в экономической, социальной, политической сферах. Глобалистика рождена интеграционными процессами, характерными для современной науки и представляет собой сферу исследования и познания, где различные научные дисциплины и философия взаимодействуют друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода.
2. Причины возникновения глобальных проблем
В силу ряда причин такие проблемы, как предотвращение мирового ядерного конфликта, мировых и локальных войн, сохранение природной среды, надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием, пресной водой, управление демографическими процессами, хозяйственное освоение Мирового океана и космического пространства, приобрели в полном смысле слова глобальный характер. Причины возникновения глобальных проблем: · резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов; · отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей; · усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами; · создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.
5. В целом же проблема управления процессами глобализации в более широком плане формулируется как регулирование современных международных отношений и мировых политических процессов. Здесь возникает, с одной стороны, вопрос о координации деятельности различных акторов, с другой — о создании действенных наднациональных институтов и механизмов управления
Международные отношения регулируются с помощью Равновесие сил в современных условиях не сводится
8. "Глобальность является в сущности неизбежной проблемой современного мира" (341; 409). Она несет с собой как опасности, так и надежды, и люди должны это осознавать. Процесс глобализации охватывает все аспекты современной общественной жизни - экономические, политические, культурные, и данное обстоятельство фиксируется социальным сознанием. Появляются различные новые образы мира, причем некоторые из них находят отражение в специфических концепциях глобализма или антиглобализма. Эти образы становятся независимыми причинными переменными, формирующими тенденции к глобализации, т.е. будучи порождением глобализации, они превращаются в ее детерминанты. Роланд Робертсон предложил недавно весьма примечательную типологию "образов мирового порядка" (341; 404-409). Он выделил четыре таких типа. Первый - "Глобальный Gemeinschaft I", в котором мир представлен в виде мозаики либо закрытых, ограниченных сообществ, либо равноправных и уникальных в своей институциональной и культурной упорядоченности, либо иерархических, с отдельными ведущими сообществами. В вычленении данного типа в известной мере проявилось негативное отношение к глобализации, которое может перерасти в "антиглобализм". Эгалитарная ("уравнительная") версия представлена классической социальной антропологией, провозгласившей культурный релятивизм; иерархическая - в концепции Китая как Срединного Царства в центре мира и в ряде исламских доктрин. Недавно она была обновлена в фундаменталистских движениях, которые "призывают к восстановлению своих исконных социальных сообществ, полагая при этом, что остальной мир должен быть закрытым и не Представлять угрозы "лучшему" устройству" (341; 407).
Второй тип - "Глобальный Gemeinschaft II". Он отражает единство человеческого рода и олицетворяет собой глобальное сообщество, или "всемирную деревню", предполагая общепланетарный консенсус в вопросах, касающихся ценностей и идей. Это. скорее, перспективная, а не описывающая реальности точка зрения; подобное видение уже существовало в форме древней идеи Царства Божия на земле и недавно возродилось вновь в различных экуменических движениях. Речь идет в первую очередь об обращении Римской католической церкви ко всему человечеству по поводу "евангелизации", а также о восточно-азиатской, в частности японской, религиозной ориентации. Сюда же можно отнести всемирное движение за мир и экологическое движение. Другой интересной областью, где можно обнаружить схожий тип, является международная безопасность. Нейл Смелзер отметил "эволюцию в понимании и символическом обозначении, например, тех международных границ, которые нельзя переступить, не вызвав угрозы ядерного уничтожения всего мира, тех механизмов, которые имеются в нашем распоряжении и позволяют выйти из состояния конфронтации, не уронив собственного достоинства" (363; 369-394). Третий тип - "Глобальный Gesellschaft I". Он дает представление о мире как мозаике взаимно открытых суверенных национальных государств, включенных в процесс интенсивного экономического, политического и культурного обмена. По эгалитарной ("уравнительной") версии многочисленные партнеры являются политически равными участниками взаимовыгодного сотрудничества, а иерархическая версия отстаивает важность лидирующих обществ-гегемонов ("большой власти"), обеспечивающих стабильность в мире. Наконец, четвертый тип - "Глобальный Gesellschaft II". Образ этого типа предполагает унификацию национальных государств под эгидой некоего мирового правительства. Это может быть как наднациональное политическое объединение, так и федерация. Данный тип мирового порядка, приверженцами которого до недавнего времени были либералы, а также марксисты, вновь находится в центре политических дебатов, в частности по поводу трансформации Европейского сообщества от экономической интеграции к более политизированным ее формам. Споры и конкуренция между этими типами образов и идеологий составляют существенную часть современной интеллектуальной полемики.
10. Теория устойчивого развития стала не только одной из самых исследуемых, быстро развивающихся теорий, но и вполне «практичной» теорией – все развитые страны мира выразили стремление следовать по направлению к устойчивому развитию, и концептуальные и официальные государственные и международные документы за последние годы в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития. Проявляется внимание к устойчивому равзитию и в России. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Концепция устойчивого развития (как международно признанная) впервые была включена в документы II Всемирной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио–де – Жанейро в 1992 г. Данная концепция отмечает принципиально новой модели экономического развития, которая заменяет собой индустриальный тип роста и исходит из необходимости соблюдения жестких экологических и природно- ресурсных ограничений. Требование устойчивого развития непосредственно связано с расширением понятия социальной справедливости, сейчас хватившего взаимоотношения различных поколений людей. Устойчивым является развитие при котором благосостояние будущих поколений не должно быть ниже благосостояния ныне живущих поколенийВ основу Концепции устойчивого развития положен цивилизованный подход, который не отменяет и не умаляет важности классификации социально- экономических порядков по системам и укладам как способам производства совокупного продукта, но акцентирует их различия как определенных образов жизни людей в большей или меньшей гармонии друг с другом и природной средой Такой подход к обеспечению устойчивого развития базируется на том, что по мере развертывания научно- технического прогресса все более необходимы такие хозяйственные систнмы и уклады, которые облегчат природоохранную деятельность в интересах всего населения и будущих поколений каждой страны в планетарном масштабе, а также те, которые обеспечивают права, свободы, социальную защиту всех граждан В эволюционном процессе концепции устойчивого развития экономики можно выделить два блока изменений. Первый из них объединяет изменения в содержании устойчивого развития. Такие изменения во многом обусловлены динамикой характеристик процесса развития, критериями условий устойчивости развития, используемыми показателями оценки уровня устойчивого развития. Второй блок объединяет изменения в формах и методах управления таким развитием. Во многих странах необходимость перехода к устойчивому типу развития связана с перенаселенностью и нехваткой природных ресурсов. В России такой подход во многом обусловлен деградацией окружающей среды. Наряду с экологическими угрозами, актуальность обеспечения устойчивого развития России обусловлена действием таких факторов, как бедность, несправедливая дифференциация доходов, безработица и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.104.77 (0.013 с.) |