Содержание книги

  1. Опера «иван Сусанин» (жизнь за царя)


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опера «иван Сусанин» (жизнь за царя)



М.И.Глинка. 1804-1857.

Опера «Иван Сусанин» (Жизнь за царя)

Иван Сусанин – первая русская национально- патриотическая опера.

История создания.

В1832 г. Глинка находился в Италии. Именно тогда у Глинки появилась мысль о создании крупного подлинно народного произведения. В одном из писем композитор писал, что хочет дать нашему театру произведение больших размеров, и самое важное, считает он, это удачно выбрать сюжет. Он должен быть национальным. Национальной должна быть и музыка. «Я хочу, чтобы мои соотечественники почувствовали себя тут, как дома». «Нам предстоит задача серьёзная. Выработать собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».[1] Ещё за границей Глинка сочинил две музыкальные темы для будущей оперы. Вернувшись в 1834 г. в Россию, он начинает трудиться над осуществлением своей мечты. Его увлёк сюжет Ивана Сусанина, предложенный Жуковским. Почти вся музыка была сочинена необычным образом: до слов. А либреттист барон фон Розен подписывал текст позднее. Работая над завершением оперы, Глинка одновременно разучивал её с певцами. Первое представление оперы «Жизнь за царя» состоялось в 1836 г. 27 ноября на сцене Петербургского театра. Этот день вошёл в историю, как день рождения русской национальной оперы. Опера имела большой успех. Её горячо встретили Пушкин, Гоголь. А музыкальный критик Одоевский писал: «С оперой Глинки явилось то, чего давно ищут и не находят в Европе – новую стихию в искусстве, и начинается новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» Но были у оперы и недоброжелатели из среды непросвещённых аристократов. Они называли эту музыку «кучерской», на что Глинка заметил: «Кучера, по-моему, дельнее господ».

Содержание оперы.

В основу оперы положено действительное историческое событие - патриотический подвиг крестьянина села Домнино близ Костромы на Волге – Ивана Осиповича Сусанина. Это было в начале 1613 г. Москва была уже освобождена от польских интервентов, но отдельные отряды ещё бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Феодоровича Романова, находившегося неподалёку от села Домнино. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завёл захватчиков в глухой лес и погиб вместе с ними.

В русском искусстве тема подвига Сусанина разрабатывалась и до Глинки. На этот сюжет была написана опера Кавоса. В литературе наиболее значительное произведение на эту тему создал поэт-декабрист Рылеев. Его стихотворная дума «Иван Сусанин» (1825) заслужила положительный отзыв Пушкина.

Драматургия оперы.

В основе драматургии оперы лежит конфликт двух сил: русского народа и польской шляхты. Каждое из 4-х действий является одним из этапов развития этого конфликта. 1 и 2 действие показывают противостоящие лагеря. 1-е действие – русских и их героев. 2-е действие – стан захватчиков в Польше. В 3-м действии завязывается их открытая борьба. В 4-м наступает сюжетная развязка. Наконец, эпилог содержит вывод из происшедших событий, показывает торжество победителей, славит русских героев и русский народ.

Музыка оперы

1 действие начинается большой хоровой сценой – интродукцией.[2] В ней народ - главный герой исторических событий и обобщённый образ лучших его качеств: оптимизма, стойкости, патриотизма. В интродукции два хора: мужской и женский. По словам Глинки, мужской хор передаёт «силу и беззаветную неустрашимость русского народа». Мелодия мужского хора близка русским песням: старинным солдатским и молодецким. Народный склад музыки подчеркивается и тем, что вначале вступает запевала, затем подхватывает весь хор. Мелодия второго хора – женского – появляется сначала в оркестре, а потом звучит у хора. Оживлённая, подвижная, она напоминает звонкие хороводные песни крестьянских девушек. Заключительная часть интродукции – большая хоровая фуга, где две основные темы мужского и женского хоров сливаются воедино.

Каватина и рондо Антониды. Это первый сольный номер оперы, где автор создаёт музыкальный портрет русской девушки. В нём он показывает чистоту её чувств, верность в любви. Глинка в характере Антониды указывает две черты: нежность и грациозность. Ария состоит из двух разделов: каватины и рондо. Каватина – медленная, задумчивая, выдержана в духе старинных крестьянских песен. Спокойная каватина сменяется оживлённым, изящным рондо. Характер музыки – светлый, радостный, раскрывает мир поэтичных девичьих мечтаний. Рондо по стилю ближе более поздним бытовым песням, которые были распространены во времена Глинки в городском быту.[3] Далее следует сцена приезда Собинина с ратниками и трио «Не томи родимый». Трио выражает томительные переживания Собинина и Антониды по поводу свадьбы. Сусанин просит их не торопиться, так как время неспокойное. Музыка трио носит проникновенный, лирический характер, и близка бытовому романсу. Трио охвачено одним настроением всех участников: из-за отсрочки свадьбы Собинин грустит, Антонида и Сусанин утешают его.

2 действие.

Стан захватчиков. В замке польского короля Сигизмунда – бал. Шляхтичи кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Внезапно появляется гонец из России. Он приносит весть о поражении, нанесённом польскому войску ополчением Минина. Отряд шляхтичей собирается в поход, чтобы захватить в плен Минина и взять Москву. 2 действие – контраст к 1-му. Улица русского села сменяется роскошным замком польского короля. Вместо крестьян на сцене появляются надменные придворные. Хоровое и сольное пение заменяет во 2-м действии оркестровая балетная музыка. Звучат подряд четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка. Все они, кроме вальса, являются польскими танцами и отличаются ярким национальным характером. Первый танец – полонез (размер 3/4) – звучит горделиво, парадно и воинственно. Его интонации близки фанфарным призывам. Краковяк (2/4) – его основная тема, благодаря синкопированному ритму, звучит темпераментно, энергично. Музыка вальса (6/8) очень изящна, оркестровка его не такая тяжёлая и массивная, как в предыдущих танцах. Глинка назвал вальс: «Па-де-катр», то есть танец четырёх, определив этим его роль лирической интермедии среди других, многолюдных и блестящих танцев. Последний танец – мазурка (3/4) – исполнен лихости, блеска, бравурности.  Его размашистая, рельефная мелодия, с акцентом на третьей доле, метко характеризует польскую шляхту, надменную и заносчивую. В данной сцене эти народные танцы звучат, как бальные, рыцарские. Танцы 2-го действия, это яркая музыкальная характеристика вражеского стана.

Таким образом, конфликт между русским народом и иноземными захватчиками, выражен не только в сюжете, но и в музыке оперы. Музыкальные характеристики русских и поляков противоположны во всех отношениях. Музыка поляков танцевальная, беспечная, воинственная. Музыка русских спокойная, напевная, мужественная. Музыка поляков почти вся оркестровая, она не имеет сольных номеров. Напротив, русские герои наделены распевными вокальными темами, способными передать всё богатство человеческих чувств.

3 действие. Содержание.

Изба Сусанина. Идут приготовления к девичнику. В дом ненадолго заходят крестьяне, направляющиеся на работу в лес. Собинин уходит звать гостей. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин стал их проводником. Сусанин незаметно посылает своего приёмного сына Ваню предупредить русских воинов о появлении врага, а сам уходит с поляками. Он решил завести их в непроходимую лесную глушь. В избу тем временем приходят девушки, подруги Антониды. Они застают Антониду в слезах. Появляется, наконец, Собинин с крестьянами. Узнав, что Сусанина увели поляки, он решает с отрядом направиться на спасение отца Антониды.

3 действие можно разделить на две половины: до прихода поляков и после. В первой половине – музыка светлая, спокойная. Сусанин показан здесь, как любящий отец. 3-е действие начинается песней приёмного сына Вани «Как мать убили». По словам Глинки, эта песня «выражает тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю. Характер песни наивный, как и характер самого сироты». Простосердечие крестьянского мальчика передаётся в простой и спокойной мелодии с аккомпанементом в духе колыбельной. Песня Вани, своей простотой и напевностью напоминает русскую народную песню. С ней сближает и её строение: несимметричное, неквадратное. [4]

Далее следует квартет Сусанина, Вани, Антониды и Собинина. Но тихая и мирная беседа дружной семьи нарушается приходом поляков. В музыке этот момент показан следующим драматургическим приёмом: в неторопливо льющуюся песенную мелодию вторгаются враждебные звуки полонеза.  Во всей последующей музыке Глинка ярко выявляет непримиримый конфликт между иноземными захватчиками и бесстрашным русским патриотом Сусаниным. Сцена построена в виде диалога между Сусаниным и вражеским отрядом. Музыкальная характеристика поляков по-прежнему основана на темах полонеза и мазурки. Но теперь в них слышатся угрожающие интонации.  А речь Сусанина остаётся всё время плавной, спокойной. Образ Сусанина-патриота встаёт во весь рост в двух его ответах полякам. Это важнейшие эпизоды всей сцены. В них композитор использует ведущие музыкальные темы из хоровых сцен интродукции и эпилога. В первом ответе Сусанина «Высок и свят державный дом, и крепость Божия кругом» звучит величавая и плавная мелодия, она появляется в эпилоге в хоре «Славься». Во втором ответе Сусанина полякам звучит уже знакомая героическая тема мужского хора из интродукции «Страха не страшусь, смерти не боюсь». Перед уходом Сусанин трогательно прощается с дочерью. Музыка полна скорби и тревоги. Но вдруг из-за сцены раздаётся безмятежный, по-весеннему свежий свадебный хор девушек «Разгулялися, разливалися» (размер 5/4) – подруг Антониды. Этот хор очень напоминает народную мелодию, но сочинён самим композитором. Мелодия хора основана на диатонике, лад – переменный, размер – пятидольный. Всё это приближает хор к обрядовой, свадебной песне. Сразу за хором следует важнейший эпизод оперы – романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки». Мелодия романса выразительна и задушевна, она раскрывает горе и глубокую скорбь Антониды об отце.  

4 действие, 3-я картина.  (1-я и 2-я картины пропущены) Содержание.

Глухой лес, занесённый снегом. Сюда Сусанин привёл, измученных долгой ходьбой поляков.  Ночь. Поляки засыпают.  Бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Начинается вьюга, рассветает. Поляки, проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завёл их в непроходимую глушь. В ярости они убивают героя.

Сцена Сусанина с поляками в лесу – драматическая кульминация всей оперы. Здесь решается судьба главного героя.  Именно эта сцена больше всего привлекала Глинку при создании оперы. Она была создана раньше всех других номеров оперы.  Начинается 3-я картина хором поляков, бредущих в ночной темноте по занесённому снегом глухому лесу. Снова в оркестре звучит мазурка, но теперь она лишена бравурности и воинственности, звучит мрачно, подавлено. Она передаёт угнетённое состояние духа поляков.  В противовес этому речь Сусанина по-прежнему звучит спокойно, неторопливо. 

В предсмертной арии Сусанин предстаёт во всём величии и душевном благородстве. Здесь раскрыты главные черты героя в решительный час его жизни. Ария начинается речитативом «Чуют правду». В русских операх до Глинки арии и другие законченные номера соединялись разговорными диалогами. Глинка, же заменил разговор музыкальной декламацией – речитативом. Его речитативы не теряют напевности, так как основаны на песенных интонациях. Сам композитор называл их не речитативом, а «пением без мелодии».  Глинка не просто писал тот, или иной речитатив, а исходил из особенности речи того, или иного персонажа, отражающих его характер. Например, плавную медлительность Сусанина, лиризм, задушевность Антониды, простосердечие Вани, пылкость Собинина. Лучшие образцы такого речитатива содержатся в партии Сусанина.  В речитативе «Чуют правду» Сусанин находится в сильном душевном волнении, но не теряет самообладания и мужества. Мелодия его речитатива основана на широких скачках, широка по диапазону. Далее следует ария «Ты взойдёшь моя заря». В ней Сусанин предчувствует скорую гибель, вспоминает детей, мысленно прощается с ними и готовится к смерти. Мелодия арии строга, нетороплива; но в ней угадывается сердечная скорбь и сдерживаемое волнение. При всей остроте переживаемого горя, Сусанин полностью сохраняет твёрдость духа.  Начинается вьюга. Музыка рисует картину разбушевавшейся стихии и одновременно передаёт тревожные чувства Сусанина. Кончается буря, поляки пробуждаются и наступает развязка драмы. Поляки охвачены яростью, они подступают к Сусанину с вопрошающими репликами. Но твёрдо звучит ответ Сусанина: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал». Эти слова вписаны в либретто самим Глинкой. Кроме того, композитор указывает: «эти слова Сусанин произносит громко и торжественно». В то же время в оркестровую партию Глинка ввёл, говоря его словами, «нашу известную разбойничью песню «Вниз по матушке, по Волге». Все последние реплики Сусанина наполняются победным воодушевлением, приобретают величественный характер.

Эпилог. Содержание.

Красная площадь в Москве. Народ празднует победу. Появляются Антонида, Собинин и Ваня.  Они рассказывают о гибели Сусанина. Народ славит русскую землю и её героев освободителей    .

В центре хорового эпилога хор «Славься». Критик Серов, современник Глинки писал: « этот гимн-марш  не может быть отделён от Красной площади, покрытой толпами народа, от трубного звука и колокольного звона». Это гениальное завершение исторической драмы. Мелодия хора очень проста и выдержана в характере гимна-марша. Несмотря на довольно быстрое движение, она величава и торжественна. Особенно празднично хор звучит в кульминационном изложении. В его исполнении участвуют три хора и два оркестра.[5] К ним присоединяются колокола. По словам критика академика Асафьева, «словно прекрасным каменным поясом стен, которым русские окружали древние города, Глинка окаймил хоровой интродукцией и финалом свой героический сказ о подвиге Сусанина».

Создание оперы «Жизнь за царя» явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства. Глинка– первый из русских композиторов овладел крупной оперной формой, использовал все созданные в его эпоху выразительные средства. Онсоздал первую отечественную оперу на национальный сюжет, отличающуюся цельностью стиля, драматургическим единством.

 

 


[1] М.И.Глинка – цитаты.

[2] Интродукциями называют хоровые сцены, которыми начинаются некоторые оперы.

[3] Например песня Гурилёва «Сарафанчик» по стилю относится к русским бытовым песням.

[4] Предложение из 7-ми тактов складывается из фраз по 3 и 4 такта.

[5] Один оркестр – духовой - находится на сцене.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.198.94 (0.011 с.)