Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балет сергея сергеевича прокофьева

БАЛЕТ СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ПРОКОФЬЕВА

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

 

Наряду с балетом Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта» является вершиной мирового балетного искусства.

Дата создания – 1936 год.

Хореография для первых постановок – Леонида Лавровского.

Литературный первоисточник – трагедия Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

В балете 3 действия (в каждом несколько картин) и Эпилог. Всего 9 картин.

Сюжет пьесы Шекспира повествует о трагической истории любви двух итальянских подростков. Исследователи полагают, что основой его послужила подлинная история двух влюблённых, произошедшая в Италии в 13 веке.

Действие происходит в итальянском городе Верона, где враждуют 2 знатные семьи - Монтекки и Капулетти.

На бал в доме Капулетти в масках проникают Ромео Монтекки и его друг Меркуцио. Ромео влюбляется в Джульетту Капулетти, и она отвечает ему взаимностью. После нескольких встреч влюблённые тайно венчаются, заручившись поддержкой священника - отца Лоренцо, который таким образом надеется примирить со временем 2 враждующие семьи. Но обстоятельства складываются трагически. В одной из междоусобных стычек на площади Вероны двоюродный брат Джульетты Тибальд убивает Меркуцио. Потрясённый смертью друга, Ромео смертельно ранит Тибальда. Теперь он  вынужден покинуть родной город, едва успев попрощаться с Джульеттой.

В это время родители Джульетты готовят её к свадьбе с графом Парисом. В отчаянии девушка обращается к отцу Лоренцо. Священник предлагает ей принять яд, вызывающий летаргический сон, неотличимый от смерти. По плану Лоренцо гонец, посланный к Ромео, должен его вовремя предупредить. И когда Джульетта очнётся, они вместе убегут, а через некоторое время повинятся перед родителями.

Джульетта выпивает яд, её «хоронят» в семейном склепе. Но гонец не успевает известить Ромео – слухи о смерти возлюбленной доходят до него быстрее. Ночью, тайно, Ромео проникает в склеп и убеждается – Джульетта мертва. Жизнь без любимой не имеет смысла, Ромео выпивает яд. Пробудившаяся Джульетта, поняв, что произошло, закалывает себя кинжалом.

Старики Монтекки и Капулетти встречаются у гроба своих детей. Потрясённые их гибелью, они клянутся положить конец давней вражде.

(Последние строки у Шекспира:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте…)

 

Новаторство. Сложности постановки.

Сергей Прокофьев создал совершенно новый тип балетного спектакля. Новаторство проявилось не только в необычном музыкальном языке, но и в композиционных принципах. Композитор использовал в балете симфонические, оперные принципы и даже принцип киномонтажа. Дело в том, что и вообще музыкальный язык Прокофьева часто воспринимался современниками, как нечто из ряда вон выходящее: обилие диссонансов, непривычные гармонии и лады с повышенными ступенями, а также другие особенности стиля способствовали этому.

Первоначальная постановка балета «Ромео и Джульетта» была запланирована в 1936 году в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (сейчас - Мариинский театр). Но, прослушав музыку, артисты и постановочный состав отказались от этой идеи, поскольку музыка балета показалась им несценичной, нетанцевальной и ВООБЩЕ НЕМЫСЛИМОЙ ДЛЯ ТЕАТРА. Тогда артисты балета даже перефразировали перевод строчек Шекспира: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». В результате премьера балета состоялась в Чехии в 1938 г. В нашей же стране в концертных залах стали звучать сюиты из номеров балета, составленные Прокофьевым. Постепенно гениальная музыка подкупала сердца. И вот в 1940 г. всё-таки состоялась премьера балета в нашей стране на сцене всё того же театра им. Кирова. И спектакль был признан шедевром. Первая исполнительница роли Джульетты Галина Уланова признавалась, что сначала танцевать под такую музыку было весьма непривычно, но постепенно артисты всё больше проникались музыкальными образами, вживались в них, и музыка становилась своей, не только удобной для танца, но и потрясающе вдохновляющей, подкупающе сильной по воздействию.

Особенности хореографии.

Итак, Прокофьев создал совершенно новый тип балетного спектакля.

В «Ромео и Джульетте» отсутствуют традиционные балетные номера, такие как Па-де-де, Вариации танцовщика, Дивертисменты из характерных танцев и прочие. Необычность строения и музыкального языка отразилась и на хореографии: музыка Прокофьева как бы «заставила» артистов отказаться от привычной балетной пластики и двигаться, исходя из соответствия музыкальному образу.

Оперность.

Как и в опере, сольные номера балета у Прокофьева – это яркие музыкальные портреты, где музыка детально воссоздаёт характеры героев, их душевное состояние, мимику, жесты, манеру поведения.

Монтаж, симфонические и оперные принципы.

Композитор построил балет на принципе монтажа - сопоставления контрастных номеров. Целостность действию придаёт сложная система лейттем и интонационных арок. У каждого из основных персонажей по несколько лейттем. У Джульетты 3 лейттемы, которые впервые показаны в знаменитом номере «Джульетта-девочка». По 2 лейттемы у таких персонажей, как Ромео, Меркуцио и патер Лоренцо. Важнейшими в балете являются также:

· тема вражды (есть в Танце рыцарей, но и в других номерах);

· 4 темы любви, последняя из которых - тема прощания Ромео и Джульетты;

· тема зелья (или яда);

·  тема смерти.

В целом музыку балета можно разделить на 3 образные сферы:

· любовь Ромео и Джульетты,

· вражда Монтекки и Капулетти,

· а также народный фон, оттеняющий 2 первые контрастные сферы.

Музыкальный стиль балета. Характерные черты музыки XX века сочетаются со стилизацией старинных танцев (так как действие происходит в Средние века), с интонациями эпох романтизма и классицизма. А в некоторых номерах ощущаются джазовые ритмы («Улица просыпается», «Танец с мандолинами»).

Постановки, экранизации. И в наши дни балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» остаётся востребованным, часто ставится на ведущих театральных сценах мира. Из экранизаций балета отметим советский фильм-балет 1954 года с Галиной Улановой в роли Джульетты и английскую постановку 1966 года с Рудольфом Нуриевым в роли Ромео.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Общие сведения: вершина мирового балетного искусства, дата создания, хореограф, литературный первоисточник, строение.

2. Изложение сюжета.

3. Музыкальный язык балета:

1) Новаторство – использование оперных симфонических принципов, киномонтажа;

2) Сложности первых постановок;

3) Особенности хореографии - отказ от традиционных балетных форм;

4) Проявление принципов киномонтажа, оперной и симфонической музыки:

- монтаж контрастных номеров, как основной композиционный принцип;

- от оперы – портретность, использование системы лейттем и лейтмотивов;

- из симфонической музыки – видоизменяющиеся лейттемы, интонационные арки.

4. Музыкальный стиль – сочетание стиля 20 века со стилизацией старинной музыки, стилями классицизма, романтизма и кое-где джазовыми ритмами.

5. Популярность балета «Ромео и Джульетта». 2 знаменитые экранизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.197 (0.007 с.)